Сделай Сам Свою Работу на 5

Протяженное, длящееся экономическое отношение и его особенности.





ПРОБЛЕМА СТАТУСОВ В УПРАВЛЕНИИ НЕЛИНЕЙНЫМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ ОТНОШЕНИЕМ. ПОМОЩЬ СРО.

В.Б.Абатуров

Мой секрет успеха заключается в умении понять точку зрения другого человека и смотреть на вещи и с его и со своей точек зрения. Генри ФОРД

1Согласно толкованию Зонары: «Добродетель должна быть избранною, а не вынужденною, не невольную, а добровольною… по свободному произволению и добровольно, а не по насилию и не по необходимости; ибо то, что бывает по необходимости и по насилию, не твёрдо и не постоянно». Правило 108 Карфагенского Собора[1].

В статье рассматривается проблема СЛОЖНОГО НЕЛИНЕЙНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ И СВЯЗАННЫХ С НИМ ПРАВО- И ВЛАСТЕОТНОШЕНИЯ В АСПЕКТЕ НЕСКОЛЬКИХ ФАЗОВЫХ СОСТОЯНИЙ ТАКОГО ОТНОШЕНИЯ. Бытие различных фаз в одном сложном отношении требует при переходе от одной к другой фазе смены социальной роли или статуса управляющего лица, который (статус) координируется в соответствии с изменившейся обстановкой или ситуацией. Кроме того, возникает проблема иного, статусно-ролевого лидерства и своевременного перехода от одного статуса к другому в зависимости от требований экономической ситуации. Рассматривается развивающееся в последние годы в России саморегулирование как способ внедрения указанного типа статусно-ролевого лидерства и таким образом нивелирования или полного устранения ментальных ошибок советского комадно-административного статусно-ролевого управления российской экономикой.



Ключевые слова:сложное отношение,статус, статусно-ролевое управление, статусно-ролевая модель управления ситуацией, саморегулирование, ротация, ротационное лидерство, подстраивание, нелинейная управляемая система.

 

 

Статус (лат. status – состояние, положение) — абстрактный многозначный термин, в общем смысле обозначающий совокупность стабильных значений параметров объекта или субъекта. Правовой статус — установленное нормами права положение его субъектов, совокупность их прав и обязанностей. Правовой статус личности — юридически закреплённое положение личности в государстве и обществе.

В отношении командно-административного стиля советской экономики значение имел один-единственный статус. Это был статус субъекта управления, то есть лица, принимающего решения и его статус армейского командира, то есть лица, отдающего приказы. От управляемых требовалось одно – беспрекословное исполнение духа и буквы приказа. Исключалась сама мысль о возможности каких-либо иных статусов как управленца, так и управляемых. Простое линейное отношение, основанное на факте приказа и его исполнении. Мы можем назвать этот статус односторонним и командным или односторонний приказ. Характерно, что эта модель отношения стала в советские годы исключительной не только в экономике, но и праве. И если в экономике современный менеджмент противопоставил ей некоторые модели капиталистического общества и общества потребления, то в праве она успешно пережила и революционные 90-ые и стабильные нулевые. Единственным изменением можно считать подстановку на место генеральной линии КПСС воли законодателя. Для наглядности приведём высказывание одного из апологетов позитивизма в праве в качестве примера этой ментальности: «право, даже построенное на научной основе, - это не научная теория, а нормативная система. Её первичные элементы - нормы - не могут рассматриваться как аксиомы или теоремы не только потому, что это не суждения, но и потому, что одни из них (как аксиомы) не служат для доказательства других (теорем), а эти последние не требуют доказательства, ибо они законченно сформулированы законодателем»[2]. Между тем, основным требованием выживания в современной экономике является её постоянное развитие, которое подразумевает постоянные изменения, в том числе внутри самого экономического отношения, как первичного звена любого экономического процесса. По этим основаниям можно свести сложившуюся привычную для нас простую командную модель управления экономикой к частному случаю управленческой ситуации. Он охватывает те из её случаев, когда принимаемые решения укладываются во все существенные для данной системы параметры порядка и не требует внесения изменений. Будем называть этот случай простой линейной управленческой ситуацией. С другой стороны мы имеем порядка 90% случаев управленческой ситуации, в которых происходят изменения по ходу её существования, суть которых заключается в развитии самой управленческой ситуации, как фактора влияния на изменяющуюся внутреннюю и внешнюю среду. Такую ситуацию будем называть сложной нелинейной управленческой ситуацией.





Протяженное, длящееся экономическое отношение и его особенности.

В условиях длящегося отношения, имеющего различные фазы оказывается неэффективным управление, ориентированное или имеющее в своём запасе только один управленческий статус – статус командира и приказ-принуждение в качестве единственного регулятора поведения управляемых. Длящимся, протяженным или сложным экономическим отношением мы называем отношение, которое претерпевает по ходу своего бытия несколько отличающихся друг от друга по составу элементов фаз или периодов, которые объединяет результат. Так что такое отношение является согласно теории П.К.Анохина функциональной системой и, в то же время, внутри отношения явно прослеживаются некоторые промежуточные цели или промежуточные заданные результаты, которые должны быть достигнуты прежде общего, целого результата. В отличие от простого любое сложное явление подразумевает наличие многосоставности, множества элементов. Безусловно, в каждой промежуточной фазе лицо, принимающее решение обязано определить-идентифицировать как эту промежуточную цель, так и своё собственное положение по отношению ко всем участникам отношения.

Внимание в статье акцентируется на проблеме выбора статуса из нескольких возможных, точного определения лидером своего статуса, в качестве лица, принимающего решение. В условиях нелинейного характера развивающейся экономической ситуации лидер делает выбор между двумя противоположными трендами: ограничение – унификация, т.е. приведение управляемой им системы в более стандартизированное по внешним меркам состояние для «сглаживания» резких различений с внешней средой и минимизации таким образом её давления, либо сосредотачивается на росте-развитии с целью выявления внутренних резервов и выдвижения этих резервов на первый план для отражения внешних угроз. Предполагается, что в обоих случаях ключевым в решении руководителя становиться вопрос определения тренда дальнейшего движения управляемой им системы (необходимость развития или придания большего порядка) и подбора из имеющихся в его распоряжении нескольких управленческих статусов одного наиболее походящего к данной ситуации. В отличие от командной экономики советских времён современный руководитель по необходимости совмещает в себе, т.е. в одном лице как минимум несколько лиц с различными статусами управления, от командира, через партнера к лицу, которое подстраивается под решения, принимаемые другими, в том числе подчиненными ему структурами. Как от наставника требуется обучить или навязать ученикам норму социальную, с одной стороны и развить в них норму личностную (стандарт следования силовым линиям личности), так в лидерстве вообще требуется соблюдение баланса между двумя противоречивыми задачами: сохранить, стабилизируя и развить, нарушая стабильность. Иными словами, необходимо каждый раз выходить из зоны комфорта в зону роста и не допускать при этом разрушения. Саморегулирование отдельных отраслей экономики есть выдвижение в приоритет решений, принимаемых внутри профессиональных сообществ. В этом случае задачей центральных органов власти становится учёт этих самых принимаемых экспертами решений. Для чего статус управленца-командира совершенно не подходит. Но продолжает использоваться в силу как советской управленческой ментальности, так и устоявшихся стереотипов. Возникают как минимум 2 проблемы:

1. Неосведомленности о расширенном наборе статусов лица, принимающего решение, помимо традиционной команды-приказа;

2. Несрабатывании механизма ротации или переключения, своевременного и быстрого перехода от одного управленческого статуса, одной управленческой роли к другой. Саморегулирование и встраивание его в механизм принятия решений центральными органами власти, на наш взгляд, позволяет создать этот механизм своевременных ротаций статусов лиц, управляющих экономикой страны.

 

Статусы – ФАЗЫ Менеджеры и Специалисты

 

    Наименование ФАЗЫ Кто главный: Менеджер или специалист   Правовой регулятор Форма контроля. % ответственности исполнителя.
Приказной статус Статичная Иерархическая фаза – Форма жёсткая. Зарождение отношения. Муки родов. Младенческая. Менеджер – государство Макро-уровень вертикальный Закон-приказ, публичные отрасли права.     Внешний контроль – Требуется послушание. Не требуется внутреннего согласия. 0-25%
Статус партнёра Договорная фаза (2 эгоизма). Самоидентификация, отмежевание от другого, поиск своей цели. Подросток, юноша Менеджер – сторона в договоре, руководитель, микро-уровень горизонтальный Договор. Частные отрасли права Взаимный контроль двух эгоизмов или интересов, целей 40-60%
Статус саморегулирования Рутина. Фаза обычного рутинного профессионального технологического процесса без вмешательства извне. Самая динамичная фаза. Золотой век отношения, творчество в согласии. Зрелый возраст. Специалист-профессионал в узкой области товарного рынка. Мезо-уровень горизонтальный Обычай делового оборота. Термины ЮНСИТРАЛ. Договора ФИДИК и т.д. Контроль СРО, проф. сообщества и обычаев делового оборота. Внешний по отношению к участникам, требуется внутреннее согласие. 60-80%
Статус Ожидания Рефлексии или коррекции при достижении промежуточных целей длящегося отношения Фаза обструкции. Гумилёв. Подведение результатов и ожидание коренной трансформации экономич. отношения – прекращения либо по факту достижения цели, либо по факту полного несовпадения целей. Разрыв отношений, старость и смерть отношения. Менеджер – руководитель. Микро-уровень горизонтальный Оценка качества технологических процессов, суд профессионального сообщества. Суды третейские, обычные, стоящие на страже добросовестного исполнения-завершения целей. Контроль со стороны проявившихся, рождённых экономических объектов, как самостоятельных стратегических объектов-целей. Анохин.   0-20%

 

 

Глава 1.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.