Сделай Сам Свою Работу на 5

Интеллектуальное лидерство как глобальное конкурентное преимущество.





Разделение труда, как объективное экономическое явление в мировой экономике, привело к еще одной реалии, связанной с интеллектуальным превосходством и лидерством.

Примерно в середине-конце 70 –х годов прошлого века, после преодоления мирового экономического кризиса, многие развитые государства переориентировали экономическую политику на свои внутренние сильные стороны. К ним относились: высокий культурно-образовательный уровень населения, развитая система получения научных знаний, как фундаментального, так и прикладного характера, преимущества в технико-технологическом развитии. На этой основе стала складываться и новая парадигма управления, ориентированная на ситуационных и стратегических подходах.

Это привело, в совокупности, что кроме традиционных конкурентных преимуществ, развитые страны утвердились и в лидерстве в интеллектуальных, интеллектуальноемких и наукоемких видах деятельности.

Соединенные штаты Америки, в настоящее время, признанные лидеры в компьютерных и телекоммуникационных видах деятельности. Великобритания добилась существенных успехов в генной инженерии. Франция и Япония лидеры в области высокоскоростных наземных транспортных средств, Япония, кроме этого, лидирует в выпуске высокоточного оборудования. Высокоточным оборудованием славится и Германия, которая, также достигла успехов в новых композиционных материалах. Страны Бенилюкс достигли существенных успехов в технологиях возобновляемых и иных альтернативных источниках энергии и так далее. Общее, что объединяет эти страны, является то обстоятельство, что они ориентируются, в этих видах деятельности, на собственные внутренние ресурсы. Главными из этих ресурсов является, как раз, высокий образовательный, культурный и интеллектуальный уровни трудовых ресурсов этих стран. На основе объективно складывающейся специализации в наукоемких видах деятельности, возникли и новые подходы к управлению интеллектуальной собственностью, а инновационное управление стало одним из решающих факторов успеха в международном менеджменте.



Инновационный менеджмент[179] – это совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом.



«Информация и знания — термоядерное оружие в конкурентной борьбе нашего времени», — так писал Т. Стюарт, американский исследователь проблем интеллектуального капитала. [180]

Известный ученый, специалист в области управления Питер Ф. Друкер считает, что знания являются ключевым ресурсом развития мировой экономики. Более того, ценность знаний растет настолько быстро, что уже сегодня она составляет основную часть общей рыночной стоимости многих компаний, особенно в отраслях высоких технологий. Такие же традиционные факторы производства, как труд, земля и капитал, теперь становятся, скорее, его ограничителями. [181]

Аналогичные мысли высказывает и Харари Орен: «Знание действительно превращается в экономическую и конкурентную силу. Конкуренты могут скопировать ваши осязаемые вещи. Но с неосязаемыми они этого сделать не могут. Это урок, который многие все еще не усвоили. Посмотрите на большинство компаний и увидите, что значительную часть своего времени и внимания их руководство все еще уделяет осязаемым вещам. Когда доходит до бюджетов, приобретений, реструктуризации, недвижимости, складских запасов, материалов, персонала, продажи товаров и прочее — мы неподражаемы. Мы устанавливаем цели, погружаемся в отчеты и встречи, занимаемся всем, что помогает нам достигнуть великих целей. Все это очень хорошо.

Но сколько времени и внимания мы уделяем вещам, которые действительно отличают нас от конкурентов: творчеству, предвидению, отношению к клиентам, культивированию таланта и способности принимать решения?» [182]



Питер Ван Норт, президент крупнейшей строительной частной компании «H.B.Zachry», перечислил то, что он считает основным богатством «Zachry»: прикладной опыт; опыт обучения; преданность работе; лидерство; воспоминания; сторонние интересы: ноу-хау; профессиональные навыки; отношения; бренднейм; торговые марки; технология; материальное обеспечение; базы данных; имидж. Все перечисленное в указанном списке неосязаемо. [183]

Одно из наиболее удачных функциональных (рыночных) определений интеллектуального капитала дал X. МакДональд, штатный футуролог одной из американских компаний, принадлежащих «Fujitsu»: «Интеллектуальный капитал — это знания, которые имеются в организации и могут использоваться, чтобы получать различного рода преимущества перед конкурентами».

Д. Клейн и Л. Прусак дополнили это понимание интеллектуального капитала структурным определением: «Интеллектуальный капитал — это интеллектуальный материал, который формализован, зафиксирован и используется для производства более ценного имущества». [184]

У. Букович и Р. Уилльямс пишут: «Интеллектуальный капитал, или знания: все, что имеет стоимость для организации и заключено в работающих в ней людях или возникает из производственных процессов, систем или организационной культуры, включая знания и навыки конкретных людей, нормы и системы ценностей, базы данных, методологии, программное обеспечение, производственный опыт (ноу-хау), лицензии, бренды, торговые секреты и т. д.» [185].

В существовании именно такого капитала убеждают и цифры:

- каждые 4 доллара из 5, расходуемых компанией «Levi's» на производство пары джинсов, тратятся на информацию;

- по расчетам профессора Колумбийского университета Ф. Лихтенберга, доллар, затраченный на исследования и разработки, приносит в 8 раз большую прибыль, чем доллар, вложенный в технику;

- по мнению Л. Эдвинсона, отношение интеллектуального капитала к совокупной стоимости материальных средств производства и финансового капитала колеблется между 5:1 и 6:1. [186]

Критическое различие между интеллектуальным капиталом и физическими «материальными» активами заключается в том, что первый чаще всего не является собственностью организации, следовательно, сам процесс получения выгоды от использования знаний не находится под непосредственным контролем организации. Даже считается, что ко многим компонентам интеллектуального капитала следует подходить как к арендованным, взятым в лизинг или заемным активам, предоставляемым организации лишь на очередной рабочий день. Созданная в данном случае стоимость является результатом независимых действий отдельных людей, а значит, процессом извлечения стоимости необходимо управлять иначе — не так, как процессом извлечения стоимости из материальных активов. [187]

Исследователи выделяют три составные части интеллектуального капитала: человеческий, структурный и потребительский.

Особое место среди них занимает человеческий капитал, о котором уже говорилось в предыдущей главе.

Структурный капитал — это техническое и программное обеспечение, организационная структура, патенты, торговые марки и т. п.

Управление структурным капиталом называется информационным менеджментом. Его основными задачами считаются создание фондов знания (корпоративных «желтых страниц», практического опыта решения каких-либо проблем, данных экономической «разведки»), а также ускорение информационных потоков.

Потребительский капитал — отношения организации с потребителями ее продукции или услуг, обеспечивающие уверенность в том, что клиенты компании будут и впредь отдавать ей предпочтение. Следовательно, это «капитал отношений». Т. Стюарт считает возможным включать в него и отношения с поставщиками. В широком смысле слова речь идет о новом понимании партнерских отношений. [188]

Для извлечения стоимости из интеллектуального капитала организациям необходимо управлять потоками знаний между капиталами различного вида:

человеческим капиталом — способностью отдельных работников и их команд удовлетворять потребности клиентов; компетентностью и направлением мыслей работников;

капиталом клиента — прочностью связей с клиентом, стоимостью, передаваемой клиенту; ростом влияния клиента в принятии решений;

организационным капиталом — способностями организации (проистекающими из закодированных знаний, содержащихся в таких источниках, как различные базы знаний, деловые процессы, технологическая инфраструктура), организационной культурой, ценностями и нормами;

интеллектуальным капиталом в целом — отношениями между человеческим капиталом, капиталом клиента и организационным капиталом, максимизирующими потенциал организации создавать стоимость, которая в конечном счете воплощается в некоторой форме богатства. [189]

Таким образом, интеллектуальное лидерство становится глобальным конкурентным преимуществом, характерным для экономически развитых стран

 

Собственные

 

Продукты   Организационная
и услуги   культура
Информационно-    
технологическая Бизнес- Нормы
инфраструктура процессы  
Интеллектуальная Организаци- Организационные
собственность онная ценности
  структура  
Рабочее место    
  Совместные  
  предприятия  
    Обязательства
    и инновации,
    исходящие
Взаимоотношения   от работников
с клиентами   Индивидуальные
    знания
     
Заимствованные

 

Проще управлять процессом извлечения стоимости
Сложнее управлять процессом извлечения стоимости

 

Рисунок 5.12. Матрица интеллектуального капитала.

 

В матрице интеллектуального капитала (рис. 5.12) все типы интеллектуального капитала разделены в зависимости от сложности процесса извлечения из них стоимости и степени, в которой организация является их собственником. Если организация достаточно хорошо управляет своим интеллектуальным капиталом, границы, разделяющие различные его типы, начинают стираться. Тогда компания извлекает максимальную стоимость из знаний.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.