Сделай Сам Свою Работу на 5

Управление качеством, как специфическая особенность развития международного менеджмента в ХХ веке.





 

Во второй половине прошлого века в мировой производственной сфере появились новые приоритеты, связанные с качеством продукции. Питер Ф. Друкер считает,[145] что идеи Тейлора об анализе задач и научной организации всего процесса физического труда использованы и в принципе конвейера Генри Форда, разработанном уже после 1914 года, когда сам Тейлор был стар, болен и отошел от дел. Идеи Тейлора использованы и в японских «кружках качества», и в системе непрерывного совершенствования «кайзен», и в организации поставок «точно вовремя».

Однако самым лучшим примером следует считать «всеобщий контроль качества» Эдвардса Деминга (1900- 1993).Что же сделал Деминг и почему всеобщий контроль качества столь эффективен? Деминг проанализировал и организовал производственный процесс точно так же, как это сделал Тейлор. Но затем к методике Тейлора он добавил контроль качества, основанный на статистической теории, которая появилась только спустя 10 лет после смерти Тейлора. Наконец в 70-х годах Деминг заменил секундомер и фотографирование этапов рабочего процесса телевидением и компьютерным моделированием.



По поводу формализованных программ обеспечения качества написано очень много. Во всех этих работах имеется одна тема — ориентация, прежде всего, на высокоэффективную практику управления качеством: всеобщий контроль качества, система «за качество не платят», кружки качества и ряд других.

Подход У. Эдвардса Деминга, [146] который является консультантом с мировым именем, получил наибольшее признание в японской промышленности. Именно там фирме, добившейся наибольших успехов в обеспечении качества, ежегодно присуждается приз имени Деминга. В своем подходе Э. Деминг в частности предлагает:

· полагайтесь на статистические подтверждения качества в ходе производства, а не в конце. Чем раньше установлена ошибка, тем дешевле обойдется ее устранение;

· полагайтесь на тех поставщиков, которые исторически доказали качественность своих поставок, а не на выборочный контроль качества при приемке каждой партии. Вместо большого количества поставщиков, отберите и придерживайтесь нескольких, которые стабильно обеспечивают удовлетворительное качество;



· полагайтесь на подготовку и переподготовку, дающие работнику необходимые знания для применения статистических методов в своей работе, а не на призывы улучшить качество. Работники должны чувствовать, что могут совершенно свободно сообщить о любом условии, отрицательно влияющем на качество;

· полагайтесь на мастеров, которые руководствуются статистическими методами и помогают людям лучше делать свою работу, а не на нормы и стандарты производства. Статистические методы выявляют источники затрат, а группы конструкторов, мастеров и рабочих устраняют эти источники;

· возьмите на вооружение принцип, что плохое качество просто неприемлемо. Дефектные материалы, плохое исполнение работы, дефектные изделия и плохие услуги отвергаются.

В 1950-е годы в Японии стали активно функционировать кружки качества (Quality Circle, QC). [147]

Кружок качества — это группа служащих или рабочих одного подразделения, которые добровольно собираются на регулярные собрания для обсуждения проблем качества и разработки идей по поддержанию или улучшению качества. Члены кружка обычно получают специализированную подготовку, помогающую им определять и решать проблемы качества. Эксперты из администрации компании тоже иногда приглашаются на собрания кружка, но, как и во многих других случаях, успех кружков качества определяется участием работников.

Кружки качества родились как логическое продолжение и развитие японских концепций и практики управления персоналом и качеством. На начальном этапе создание кружков качества в промышленных компаниях встретилось со значительными трудностями и потребовало серьёзных организационных усилий и немалых затрат. Важнейшей формой деятельности кружков качества было обучение рабочих и мастеров.



Программы обучения возникли в ведущих компаниях:

ü программа обучения бригадиров статистическим методам контроля качества — в металлургической компании «Фудзи Сэйтэцу» (1951 г.);

ü выпуск учебных материалов по контролю качества — в компании «Тэкко кекам» (1952 г.);

ü программа по обучению в компании «Мицубиси дэнки» (1952 г.).

В январе 1956 г. журнал «Контроль качества» провел круглый стол и дискуссию «Цеховые мастера рассказывают о своем опыте в области контроля качества». Отцом кружков качества по праву считается, ученик и последователь Э.Деминга, профессор Каору Исикава. В апреле 1962 г. вышел первый номер журнала «Контроль качества для мастера», одним из основных авторов которого был Исикава. В журнале прозвучал призыв создать на предприятиях кружки контроля качества. были обоснованы принципы работы этих кружков и выдвинуты три главные цели:

1. Вносить вклад в совершенствование производства и развитие предприятия.

2. На основе уважения к человеку создавать достойную и радостную обстановку на рабочих местах.

3. Создавать благоприятную обстановку для проявления способностей человека и выявления его безграничных возможностей.

Призыв журнала был услышан и подхвачен. В мае 1962 г. зарегистрирован первый кружок качества на заводе государственной телефонно-телеграфной компании "Нихон дэндэн кося" в г. Масцуяма.

В мае 1963 г. состоялся первый съезд кружков качества (г. Сэндай). В съезде участвовали 149 человек; были заслушаны 22 доклада.

В работе четвертого съезда, проходившего в 1964 г. в г. Нагоя, после проведения региональных конференций, приняли участие уже 563 участника и были заслушаны 92 доклада.

С самого начала в основу организации кружков качества был положен принцип добровольности. К началу 1965 г. в Японии было зарегистрировано 3700 кружков. В 1966 г. японские кружки качества заявили о себе в Стокгольме на десятом конгрессе Европейской организации контроля качества. Таким образом, работа по улучшению качества вышла за рамки отдельных фирм, и приобрела общенациональный, а затем мировой характер[148]

В настоящее время в Японии зарегистрировано свыше 300 тыс. кружков качества. Концепция контроля качества была не нова, но японцы выдвинули концепцию полного контроля качества, более широкую по масштабу, которая предполагала движение за улучшение качества на уровне компании. В движении должен участвовать каждый — от директора до уборщицы. Иными словами, разработанная американскими учеными концепция отсутствия недостатков была трансформирована в Японии в общенациональное движение.

Движение за отсутствие недостатков имело целью достижение определенных стандартов качества, QC — постепенное улучшение качества сверх определенных стандартов. Программы QC в действительности были связаны не только с качеством продукции, но имели целью всеобщую революцию в работе организации на уровне цехов.

Концепция «За качество не платят», разработанная консультантом Филом Кросби, который во главу угла ставит соответствие требованиям, профилактику, отношение организации к вопросам качества и вопросы его стоимостной оценки. Концепция заключается в том, что за качество не платят, деньги приходится платить за отсутствие и недостаток качества, что и должно быть предметом контроля. [149]

В тоже время, в мировой практике управление качеством стало мощным механизмом конкурентной борьбы на международном уровне. Введение жестких стандартов качества явилось серьезным препятствием выхода на экономически развитые рынки товаров из развивающихся стран.

Международный опыт управления качеством сконцентрирован в пакете международных стандартов ИСО 9000-9004, принятых Международной организацией по стандартизации (ИСО) в марте 1987 г. и периодически обновляемых. Также в данную систему входит словарь терминов и определений (ИСО 8402), объединяющий 70 специальных терминов в пять разделов.

В 1994 г. вышла вторая редакция основных стандартов этой серии, которая включает в себя почти 25 стандартов (номера начинаются с 9000 и 10000). В 2000 г. вышла третья версия редакций основных стандартов МС ИСО 9000-2000.

Стандарты ИСО 9000-2000 содержат минимальные требования, которым должна соответствовать организация работ по обеспечению гарантии качества независимо от того, какую именно продукцию выпускает предприятие или какие услуги оно оказывает. Если система управления качеством, в рамках которой реализуются процессы управления на данном предприятии, соответствует требованиям указанных стандартов, то сегодня это воспринимается, как убедительное доказательство способности предприятия обеспечить выпуск продукции или оказание услуг требуемого качества. [150]

Отличительной особенностью международных стандартов ИСО 9000-2000 является то, что они устанавливают степень ответственности руководства организации за качество. Руководство предприятия отвечает за разработку политики в области качества, за создание, внедрение и функционирование системы управления качеством, что должно четко определяться и оформляться документально. К обязанностям руководства относятся подбор специалистов и выделение необходимых ресурсов для производственного, контрольно-измерительного и испытательного оборудования, а также для программного обеспечения компьютерной техники. Руководство должно устанавливать требуемый уровень компетенции и следить за своевременностью повышения квалификации персонала. На руководителей организации возлагается обязанность выявлять те показатели качества товара, которые влияют на его рыночную устойчивость. Также руководство организации отвечает за определение целей, которые предопределяют решения о производстве новых товаров или оказании новых услуг потребителям. Выпуск новых товаров и оказание новых видов услуг связаны с подготовкой новых программ качества, за что также ответственно руководство организации.

В состав МС ИСО 9000 включаются:

· Все международные стандарты с номерами ИСО 9000-9004, в том числе все части стандарта ИСО 9000 и стандарта ИСО 9004;

o ISO 9001 — Модель управления качеством в конструировании, разработке, производстве и обслуживании;

o ISO 9002 — Модель управления качеством в производстве, обслуживании и установке;

o ISO 9003 — Модель управления качеством в окончательной приемке и тестировании.

· Все международные стандарты с номерами ИСО 10001-10020, в том числе все их части;

· Стандарты ИСО 10.011-1, 10.011-2, 10.011-3 и Руководства по внедрению:

· ИСО 8402.

Три стандарта из серии ИСО 9000 (ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003) являются основополагающими документами Стандарты серии ИСО-9000, действующие в настоящее время, имеют рекомендательный характер, однако, применение международных стандартов — было важным условием принятия России в ВТО, а также развитием международных и научно-технических связей и контактов.

В ненастоящее время, документы серии ИСО-9000 приняты в качестве национальных стандартов в 90 странах мира, в т.ч. и в России.

Термин «сертификация» впервые был сформулирован и определен Комитетом по вопросам сертификации (СЕРТИКО) международной организации по стандартизации (ИСО) и включен в Руководство № 2 (ИСО/МЭК2) версии 1982 г. «Общие термины и определения в области стандартизации, сертификации и аккредитации испытательных лабораторий». [151]

Согласно этому документу, сертификация определялась как действие, удостоверяющее посредством сертификата соответствия или знака соответствия, что изделие или услуга соответствует определенным стандартам или другим нормативным документам.

Данное определение положено в основу понятия сертификации соответствия, принятого сегодня в системе сертификации ГОСТ Р в РФ, где под сертификацией понимается действие, проводимое с целью подтверждения с необходимой достоверностью соответствия продукции конкретным стандартам или техническим условиям и выдачи соответствующего документа (сертификата соответствия).

Сертификация является необходимым инструментом, гарантирующим соответствие качества продукции требованиям нормативно-технической документации и документальным подтверждением соответствия продукции определенным требованиям, конкретным стандартам или техническим условиям.

Одновременно является очень эффективным средством развития торгово-экономических связей страны, продвижения продукции предприятия на внешний и внутренний рынок сбыта, а также закрепления на них на длительный период времени. [152]

Сертификация появилась в связи с необходимостью защитить внутренний рынок от продукции, не пригодной к использованию. Вопросы безопасности, защиты здоровья и окружающей среды заставляют законодательную власть, с одной стороны, устанавливать ответственность поставщика за ввод в обращение недоброкачественной продукции, с другой стороны, устанавливать обязательные к выполнению минимальные требования, касающиеся характеристик продукции, вводимой в обращение.

Таким образом, продукция, на которую содержатся требования по обеспечению безопасности жизни и здоровья людей и охране окружающей среды, подлежит обязательной сертификации.

Охрана окружающей среды является, в настоящее время, особенно эффективным механизмом защиты национального рынка от демпинга и другого нежелательного экспорта.

 


 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.