Сделай Сам Свою Работу на 5

Межстрановые особенности социально-этических аспектов международного менеджмента.





 

Новационные качества постиндустриального общества составляют суть нового типа цивилизации, когда доминирующим производственным ресурсом становится информация, знания и высокие технологии, носителями которых является человек. В таких условиях человеческие ресурсы приобретают стратегическое значение и статус измерителя экономического успеха.

Эффективная корпоративная культура и этика обеспечивает формирование креативных, творческих компаний с гибким характером внутренней организации, торгово-производственных процессов, регулирования объема производства, занятости и др.

Современные компании должны базироваться на новой корпоративной философии – ценностях «общей судьбы». Сотрудничество, партнерство, система доверия и согласованных действий становятся не менее важными, чем система хозяйственного управления: люди в современных компаниях не должны быть взаимосвязаны. Именно эта политика соучастия позволит компании выживать и развиваться в подвижной конкурентной среде.

В тоже время, в своей деятельности, участники международной экономической системы вынуждены учитывать влияние национального менталитета,[87] т.е. духовной настроенности, мировосприятия, образа мышления, ценностей и традиций, присущие той или иной нации



Любой бизнес связан с системой отношений между людьми и чтобы преуспеть на международном рынке, который, прежде всего, состоит из людей, надо научиться понимать процесс формирования человеческой личности, то есть процесс «вхождения» в культуру, усвоение знаний, умений, норм общения, социального опыта. Понимая это, можно разобраться во многих вещах на рынке.

Противоречие в системе «менталитет-менеджмент» является одной из причин, обусловливающих зарождение и продолжительность социально-экономических кризисов. Однако, менеджмент редко носит противоречивый характер, так как управление строится на экономических и культурных реалиях.

Кроме того, в любой национальной культуре существуют общечеловеческие ценности и этика, основанная на принципах гуманизма, рациональности и закономерностей теории организации.

В теории организации культура рассматривается как адаптационная и интегрирующая сила,[88] которая не противоречит национальной ментальности.



Организационная культура – это система общественно прогрессивных формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения персонала данной организационной структуры, стиля руководства, показателей удовлетворенности работников условиями труда, уровня взаимного сотрудничества и совместимости работников между собой и с организацией, перспектив развития[89].

Наиболее полно организационную культуру характеризуют следующие ее функции[90].

Охранная функция заключается в том, что культура является препятствием для проникновения нежелательных тенденций и отрицательных ценностей со стороны внешней среды, т.е. она нейтрализует негативное действие внешних факторов.

Интегрирующая функция заключается в том, что культура прививает определенную систему ценностей, синтезирующую интересы всех уровней корпорации, что позволяет сотрудникам лучше осознать цели организации, получить наиболее благоприятное впечатление, ощутить себя частью единой системы и осознать свою ответственность.

Регулирующая функция проявляется в том, что культура включает в себя неформальные неписаные правила поведения в процессе деятельности организации (характер коммуникаций, последовательность выполнения работ, формы обмена информацией). Регулирующая функция также способствует росту производительности.

Заменяющая функция проявляется в том, что сильная культура способна к эффективному замещению формальных, официальных механизмов, дает возможность руководству не прибегать к чрезмерному усложнению формальной структуры и увеличению потока официальной информации и распоряжений. Таким образом, происходит экономия на издержках управления.



Адаптивная функция проявляется в том, что корпоративная культура облегчает приспособление работников к организации, позволяя наиболее эффективно вписаться в организационную структуру и существующие взаимоотношения.

Образовательная и развивающая функция определяется тем, что культура связана с образовательным и воспитательным эффектом, результатом чего является увеличение знаний и навыков работников, используемых организацией для достижения целей.

Функция управления качеством проявляется в том, что культура в конечном итоге отражается на результатах хозяйственной деятельности, побуждая персонал к ответственному отношению к работе, способствует повышению качества выпускаемой продукции, предоставляемых работ и услуг.

Функция ориентации на потребителя заключается в том, что учет целей, запросов, интересов потребителей, отраженных в системе ценностей фирмы, являющейся составной частью культуры, способствует упрочению отношений с потребителями.

Функция регулирования партнерских отношений определяется наличием выработанных культурой правил взаимоотношений с партнерами, предполагающих моральную ответственность перед ними.

Функция приспособления экономической организации к нуждам общества способствует созданию наиболее благоприятных внешних условий для деятельности. Эффект заключается в устранении барьеров, преград, нейтрализации действий, связанных с нарушением или игнорированием определенных условий, в устранении убытков.

С понятием организационной культуры тесно связаны и другие понятия, предопределенные национальной ментальностью.

Организационные ценности – все окружающие организацию и находящиеся внутри нее объекты, в отношении которых члены организации занимают позицию оценки в соответствии со своими потребностями и целями организации.

Организационные нормы – общепринятые в данной организации шаблоны поведения. К ним относятся образцы отношений с начальством и подчиненными, обычаи, принятые в организации и не действующие вне ее, нравственные нормы, институциональные нормы, характерные для организаций, входящих в данный социальный институт (бизнес, производство и т.д.).

Рассмотрим ментальность экономически развитых стран, наиболее значимую при формировании моделей международного менеджмента. Соответствие менеджмента менталитету в Японии. Доминирующая черта японского менталитета - группизм. Его корни глубоко уходят в традиции рисосеяния. Психология группизма проникла во все сферы производственной и социальной жизни. Она вылилась в систему порядка с ярко выраженной подчиненностью лидеру и уважением к старшему по возрасту и/или опыту. Японцы благодарят своих руководителей, как дети - родителей. У них подавлен эгоцентрический момент. Ради коллектива рабочие в Японии готовы пожертвовать всем. «Фирма дает нам жизнь; фирма нас кормит и поит, мы обязаны ей всем и если надо отдадим ей все, что имеем» [91] , - говорят они.

Психология группизма - фундамент японского менеджмента. Человек только в коллективе видит смысл своего существования. Психологию группизма дополняют и усиливают такие черты национального характера как аккуратность, бережливость, практицизм, трудолюбие, высокая приспособляемость к новым условиям. Японцы экономят на системе управления, бережливо используют трудовые, финансовые, капитальные и земельные ресурсы. Например, импортируемый лес, приходивший из России, они использовали на 102%, делая дополнительно брикеты для отопления из коры. Приспособляемость японцев проявляется в быстром внедрении безотходных, энерго- и материалосберегающих технологий. Вся система менеджмента выступает как восприимчивая к нововведениям.

Используя национальные особенности характера, менеджеры строят свою стратегию управления и принятия управленческих решений на уникальной организационной культуре, о которой говорилось в первой главе. При этом меняется привычный для европейцев стереотип управляющего. В складывающихся условиях не он, а ситуация отдает приказания. Управляющий в японской международной корпорации лишь изучает подробности реальных обстоятельств, анализирует ситуацию и сообщает работникам результаты своего анализа. А те уже сами принимают необходимое решение, пронизанное коллективизмом и корпоративным духом. Для японского работника фраза управляющего «поступайте, как считаете нужным» содержит весь перечень необходимой информации для ведения производства. Они чутко воспринимают все нюансы ситуации, реакцию своих коллег, а свою собственную деятельность подчиняют потоку общего поведения.

Соответствие менеджмента менталитету в США. В отличие от японцев, европейцы и американцы - эгоисты. Они недолго помнят оказанную услугу, сдержаны на похвалу и благодарность, 99,9% из них считают, что своим успехом они обязаны только самим себе. Доктор Антони Гриноул (психолог, работающий в университете штата Огайо) считает, что эгоцентрический сдвиг в истолковании событий, чтобы выставить себя в благоприятном свете, - свидетельство здоровой психики.

Американцы - снобы, любят ездить в 1-м классе, им недостаточно иметь то, что они имеют. Они общительны, ибо без этого не пробиться в деловой мир. Оптимизм, уверенность в себе - залог успешной карьеры. От них часто слышишь: «O.K.! No problem». Американец, даже если он знает, что не сможет выполнить приказание шефа, ответит: «Это я беру на себя» и тем самым докажет репутацию делового человека. Американская нация, как ни какая другая, подвластна культу денег. Доллар для них больше, чем средство покупки. Шелест долларовой купюры звучит приятнее любой музыки. Новинки - электронные и пластиковые карты конечно хорошо, но наличные долларовые купюры лучше. Американцы не любят работать на одном месте. Есть примеры, когда люди по 30 раз за жизнь меняют свою работу и, соответственно, место жительства.

Главная основа, на которой базируется система управления США, - обостренное чувство индивидуализма. Его корни связаны с историей развития Америки. В период активного заселения основной контингент составляли авантюристы, стремящиеся к самовыражению в Новом свете. Ими использовались любые способы достижения поставленных целей. Главная из них - быстрое обогащение. С течением лет это стало основополагающим для американцев. На этой основе и стала формироваться система управления в США. Задача управления в этой системе - не просто работа с людьми, а с личностями. Американский менеджер - индивидуалист. Борьба за прибыльность предприятия для него не столько процесс служения своему делу и обществу, сколько средство достижения личного успеха, выдвижения и обогащения. Американские менеджеры «объясняют свою высокую занятость вопросами компании не столько долгом перед ней, обществом и даже не увеличением потребностей его семьи, а стремлением к самовыражению, удовлетворению потребностей своего «Я» (10). А для достижения общей цели существует четкая регламентация действий, обязанностей и ответственности каждого индивида.

Итак, основа американской системы управления - психология индивидуализма. Она проявляется во всех формах и видах американского менеджмента, пропитывает всю его структуру.

Для Старого света также характерен индивидуализм, однако, и определенный консерватизм. Общей чертой европейцев следует признать такие черты национального характера как аккуратность, практицизм, бережливость и трудолюбие. Эти черты сформировались на основе природно-климатических и социально-исторических особенностях Европы, которая долгое время оставалась центром исторических событий и процессов. Политическая раздробленность, военные конфликты, религиозное влияние оказали существенное влияние на формирование ментальности среднестатистического европейца. Следует отметить, что и сама европейская культура не однородна, т.е. можно выделить существенные культурные различия между северной, центральной и южной Европой.

Кроме того, Европа длительное время оставалась центром социально-технологического и социально-культурного развития, крупнейшим участником международной торговли и банкиром, метрополией – владельцем многочисленных колоний в Азии, Америке и Африке. Сами Соединенные штаты Америки появились благодаря обретению независимости колоний от Великобритании, в период, когда Европу сотрясали Французская революция и позже – Наполеоновские войны, направленные против абсолютной монархии.

В тоже время, монархия и аристократия, как модель поведения, оказали не меньшее влияние на менталитет европейцев, чем «буржуазные» революции и развитие капитализма.

В истоках европейской культуры лежат два религиозных начала: античное и христианское. Если античность оставила в наследство Европе веру в завоевание человеческого ума, то христианство внесло в западное сознание не менее динамичный элемент-идею нравственного восхождения человека. Именно эти два начала определяют своеобразие европейской культуры: ее динамизм, специфическую гибкую систему интеллектуальных и духовных ценностей и понятий, ее способность к проектированию и регулированию социальных процессов. [92]

Арабские страны, территориально расположенные на Ближнем востоке и в Северной Африке, составляют особую группу, где национальная ментальность сформировалась на основе ценностей ислама.

Древнейшим первоисточником начального периода истории ислама является Коран. Древнейший текст Корана относится ко времени халифа Османа (644-656). Коран стоял на страже незыблемости, неприкосновенной частной собственности. Так, похищение частной собственности, кража беспощадно и безжалостно наказывались: «Вору и воровке отсекайте их руки в воздаяние за то, что они приобрели, как устрашение от Аллаха». [93]

Отсюда, в деловой практике арабских предпринимателей исключительная честность и верность своему слову. Что, однако, не распространяется на иноверцев. В отношении предпринимателей-иностранцев возможен отказ от условий сделки без объяснения причин, но с оговоркой, что «так повелел Аллах». Иными словами, арабская деловая ментальность обусловлена теми религиозными нормами, которые прямо оговорены в Коране и/или были интерпретированы местными священнослужителями.

В тоже время. В Коране всячески пропагандируется идея об оказании материальной помощи, особенно нуждающимся и сиротам. Благочестивым следует считать того, кто «давал имущество… близким, и сиротам, и беднякам, и путникам, и просящим, и на рабов…». В особенности Коран настаивал на ограждении интересов сирот, на непосягательстве на их имущество. «Давайте сиротам их имущество и не заменяйте дурным хорошего. И не ешьте их имущества в дополнение к вашему, ведь это - великий грех!» [94] Однако по мысли Корана, эти акты милосердия не должны превращаться в излишнее, неразумное расходование средств благотворителя.

Автором одной из значительных концепций общественного прогресса на базе экономических факторов является видный мыслитель арабского Востока Ибн-Хальдун (1332-1406)[95], который жил в северо-африканских странах Магриба. К этому времени здесь к унаследованным традициям древности, позволявшим сохранять государству за собой и распоряжаться большим фондом земельных угодий и пополнять казну налогами, прибавились еще и «всесильные» постулаты Корана.

В концепции Ибн-Хальдуна не отвергаются провозглашаемое исламом возвышенное отношение к социальному расслоению, собственности и труду, порицание скупости, жадности и расточительства. На его взгляд, к традиционным хозяйственным занятиям людей в земледелии и скотоводстве прибавлялись такие прогрессивные сферы экономической деятельности, как ремесло и торговля.

Для выявления взаимодействия культуры и бизнеса рассмотрим детальный и конкретный список переменных культурных проблем (рисунок 4.1.) [96], которые находясь между собой во взаимосвязи и порою пересекаясь, позволяют тем не менее структурировать обширный материал, описывающий культурные сечения каждого локального рынка.

К числу таких переменных относятся: язык, религия, социальная организация общества, его ценности и взаимоотношения, образование и технология, право и политика, география и искусство.

Язык является доминирующей переменной, основой формирования человеческих групп, будучи средством выражения мыслей и чувств, средством коммуникации. Лишь немногие страны однородны в лингвистическом отношении. Подсчитано, что на земном шаре имеется около 100 официальных языков и по меньшей мере 3000 самостоятельных диалектов.

В международном бизнесе требуется дальнейшая концентрация использования языка. Английский язык является доминирующим; как подсчитано, по меньшей мере 2/3 деловой переписки в мире осуществляется на этом языке. Однако во многих странах есть стремление пользоваться только своим языком.

Рисунок 4.1. Переменные культурных проблем международного бизнеса

Каждая из этих переменных обладает своими особенностями, недоучет которых может не только выставить человека в смешном виде, но и оказать крайне негативное влияние на бизнес.

Однако есть три важных элемента системы, имеющих непосредственное отношение к международному бизнесу: отношение ко времени, к достижениям и богатству.

Различают традиционное и современное отношение ко времени. В древние времена человечество жило в естественном ритме, когда время измерялось крупными отрезками. Ритм имел циклический характер, все явления рано или поздно повторялись. Такое восприятие времени часто называлось «круговым» (традиционным).

Современное восприятие времени называют линейным, когда ушедшее время не возвращается. При таком восприятии времени его нужно беречь, планировать использование времени. В связи с этими взглядами, появился тайм-менеджмент, раздел общего менеджмента. По выражению Питера Ф. Друкера[97], - время является невосполнимым ресурсом, единственным, который невозможно заменить ни материальными, ни финансовыми ресурсами.

Так в западных обществах считают - точность и бережное отношение ко времени единственными показателями рационального поведения. Это означает, что встречи должны проводиться в точно назначенное время, проекты осуществляться в соответствии с планом, соглашения иметь точные даты начала и окончания действия. Рабочее время начали отличать от других видов времени (свободное, семейное, религиозное) и оно играет главную роль.

В то же время, в ряде стран, например, восточных, считают, что повышенное внимание ко времени может привести к ограниченному, зауженному пониманию рассматриваемого вопроса, к снижению творческих возможностей. В деловых контактах несоответствия при различном восприятии времени часто вызывают шок.

В связи с этим можно сделать вывод, что исследования международных отношений, межкультурных контактов и межнациональные сравнения, не принимающие в расчет фундаментальные различия в восприятии времени, всегда будут приводить к неверным выгодам.

Отношение к достижениям и богатству формировалось в течение длительного исторического периода под влиянием религии. В давние времена трудовая деятельность считалась менее достойным занятием, чем размышления, и была несовместима с правилами хорошего тона. Во многих религиозных кругах (ислам, некоторые направления христианства) считалось, что молиться более важно, чем быть трудолюбивым или деловым. Материальная выгода и духовное развитие считались несовместимыми. Позже, как отмечают исследователи, некоторые религии начинают поощрять упорный труд и предприимчивость. Так возникли заметные различия в отношении к достижениям у католиков и протестантов в Канаде.

Страны различаются между собой отношением к методам получения доходов. Поскольку во многих обществах, например, в Индии, земля и производство товаров находятся под контролем правящих классов, иностранные предприниматели вынуждены ограничиться долгосрочной арендой или выполнением посреднических функций. Но доход, полученный подобным образом, часто считается подозрительным.

Во многих странах существует негативное отношение к ростовщикам (исламистские общества). Часто запрещено давать деньги в долг под проценты и экспортёрам с трудом приходится приспосабливаться к такому экономическому режиму. При этом лицензионные платежи могут рассматриваться как использование слабости плательщика даже после приобретения им соответствующих навыков и получения прибыли для себя. Приемлемой альтернативой в подобной ситуации считается единовременная выплата либо плата в течение первых нескольких лет.

 

Ответственность бизнеса перед обществом

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.