Сделай Сам Свою Работу на 5

Кооперации и интеграции как инструментарий получения конкурентных преимуществ.





 

Специализация тесно связана с кооперированием и интеграцией производства. По сути, это две стороны одного процесса («одной медали»), поэтому в экономическом плане их обычно рассматривают в единстве.

Кооперация[69] (лат. cooperatio) — форма организации труда, при которой определённое количество людей (предпринимателей, хозяйственников) или предприятий совместно участвует в одном или в разных, но связанных между собой, процессах труда/производства;

Интегра́ция (экономи́ческая) [70] — процесс развития устойчивых взаимосвязей соседних государств, ведущий к их постепенному экономическому слиянию, основанный на проведении этими странами согласованной межгосударственной экономики и политики.

Для организаций или хозяйствующих субъектов модель интеграционного поведения, как правило, зависит от двух факторов: компетенций, которыми владеет компания, и совпадением целей или интересов в бизнесе.

Совпадение целей, интересов бизнеса

Высокое

  Прямые конкуренты Дезинтеграция     Интеграция (вертикальная) Технологические цепочки
  Специализация (Концентрация)     Интеграция (горизонтальная) Кооперация Альянсы  

Низкое



Схожие Различные Компетенции

Рисунок 3.1. Направления интеграции в зависимости от целей бизнеса и компетенций хозяйствующего субъекта.

Для организаций или хозяйствующих субъектов модель поведения, как правило, зависит от двух факторов: компетенций, которыми владеет компания, и совпадением целей или интересов в бизнесе.

При этом прослеживается закономерность – чем выше совпадение в целях бизнеса, тем больше оснований для прямой конкуренции, а схожесть во владении навыками и компетенциями усиливает процесс дезинтеграции. П. Дойль[71] полагает, что существуют четыре категории конкурентов. Охарактеризовать их помогает матрица «товары — потребители» (рис. 2.3.).

 

Товары     Потребители схожие различные
схожие Прямые конкуренты   Дезинтеграция Косвенные конкуренты   Кооперация, специализация
различные Товарные конкуренты   Горизонтальная интеграция, диверсификация Неявные конкуренты   Вертикальная интеграция

 



Рисунок 3.2. Типы конкурентов.

Прямые конкуренты — это фирмы, которые предлагают схожие товары и услуги схожим категориям покупателей.

Товарные конкуренты продают одинаковую продукцию разным группам покупателей.

Косвенные конкуренты продают различные товары схожим категориям потребителей.

К неявным конкурентам относятся фирмы различного профиля, выпускающие различную продукцию и предлагающие ее разным группам потребителей.

Поскольку прямой противоположностью конкуренции является кооперация и интеграция, то предложенную схему можно дополнить интеграцией. (Выделено курсивом)

Глобализация не может возникнуть на пустом месте, поэтому процесс и этапы интеграции можно представить следующим образом:

кооперация – интеграция – интеграция и диверсификация – стратегические альянсы –транснационализация – глобализация,

как это представлено на схеме.

Кооперация
Интеграция
Интеграция и диверсификация
Стратегические альянсы
Интернационализация
Транснационализация
Глобализация
u cmV2LnhtbFBLBQYAAAAABAAEAPMAAAD7BQAAAAA= " adj="10800" fillcolor="#4f81bd [3204]" strokecolor="#243f60 [1604]" strokeweight="2pt"/>

 


Рисунок 3.3. Этапы (стадии) формирования глобализации

Реализуя стратегию роста и развития рынка, фирма выходит на международный рынок, интернационализирует свою деятельность.

Это позволяет:

· получить новые конкурентные преимущества — доступ к наиболее перспективным НИОКР, научным исследованиям, снижение издержек производства на сырье, транспорт, в отдельных регионах — на зарплату, уменьшение налоговых выплат;



· нарастить производственные мощности, повысить эффективность сбытовой деятельности путем создания отделений, филиалов и дочерних предприятий;

· «погасить» сезонные колебания спроса на внутреннем рынке; использовать возможности государственных программ поддержки, принятых в своей стране или в стране пребывания;

· компенсировать колебания валютного курса, обойти таможенные тарифы или административные ограничения импорта.

Процесс интернационализации — это всегда процесс развития самой компании, а значит, и усиления ее конкурентоспособности. В литературе выделяют несколько его этапов:

1) местная стадия развития, характеризующаяся местным производством;

2) начальная стадия интернационализации, отличающаяся наличием контактов за рубежом до момента операций зарубежных дилеров и агентов;

3) стадия развития, предполагающая все виды контактов с зарубежными контрагентами до создания производственного предприятия за рубежом;

4) стадия роста, означающая наличие производственных предприятий за рубежом, которые расположены не более чем в шести странах;

5) многонациональная стадия, предполагающая создание производственных предприятий более чем в шести странах мира (транснациональных компаний). [72]

Интернационализацию деятельности фирмы иногда представляют и в виде ряда стадий (рис. 3.4). [73]

Рис. 3.4. Стадии интернационализации деятельности фирмы.

Итак, выход фирмы на международный рынок, как правило, начинается с экспортных продаж и может осуществляться в виде непрямого или прямого экспорта.

В случае непрямого экспорта, спорадического и нестабильного, фирма организует производство в своей собственной стране, зарубежные поставки обрабатываются как поставки на внутренний рынок, а международные операции поручаются другим организациям — местным коммерческим фирмам, ведущим дела с иностранными клиентами, международным торговым компаниям или экспортно-импортным компаниям.

Если первый экспортный опыт оказался удачным, может последовать экстенсивная продажа на большем числе национальных рынков. В результате такого «тестирования» рынков фирма должна отобрать для дальнейшей разработки наиболее перспективные рынки и наиболее прибыльные товары. Экспортные продажи после этого становятся интенсивными, а рыночные контакты — более глубокими и эффективными, но зависимость от внутреннего рынка страны еще не преодолевается.

При прямом экспорте внутри фирмы создаются специальные подразделения, ответственные за сбыт и экспансию на зарубежных рынках. Продукция все больше приспосабливается к потребностям зарубежных покупателей, хотя отечественные образцы еще продолжают оставаться в качестве отправных.

Наиболее высоким уровнем проникновения на зарубежные рынки является производство за рубежом — в виде сборки готовых изделий из частей и узлов, изготовленных в стране расположения фирмы: контрактов на производство с местным изготовителем; лицензионных соглашений с местным производителем; создания СП; прямого инвестирования (покупки или создания совершенно нового предприятия) и пр.

В таблице 3.1. показана связь причин занятия экспортом с типами экспортного поведения фирм/

 

Таблица 3.1.

Мотивы экспортирования и типы экспортного поведения фирм

Мотивы экспортирования Тип экспортного поведения
внутренние внешние (из внешней среды)    
Управленческие решения (необходимость); возможность увеличения прибыли или объемов производства; возможность экономии ресурсов; наличие уникального продукта; конкурентоспособная технология; маркетинговые преимущества Возможности зарубежного рынка; изменение «агента»; налоговые льготы.   (active) Агрессивное, наступающее, атакующее
  Диверсификация риска; возможности продажи сезонной продукции; излишек мощностей, ресурсов Неожиданные затраты; маленький внутренний рынок; стагнация или сокращение внутреннего рынка; падение продаж на внутреннем рынке; близость к важнейшим потребителям или портам (reactive) Пассивное, соответствующее, реагирующее

 

Выход конкретной фирмы на рынки другого государства зависит от опыта международной деятельности компании, ее целей и задач и может принимать самые разные формы.

Примеры

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.