Сделай Сам Свою Работу на 5

Эволюция управленческой мысли и основные этапы формирования современного международного менеджмента.





 

Первые условия для появления международного менеджмента сложились, когда у предпринимателя возникло желание усовершенствовать методы торговли и управления, что, по разным оценкам, произошло еще в середине - конце ХVIII вв.

Вместе с тем, международная деятельность в виде международной торговли существовала еще в древнейшие времена и купцы, из разных стран, стремились оправдать риски, связанные с дальними путешествиями, высокой рентабельностью этого вида деятельности. Для того, чтобы не терпеть убытки, купцы были вынуждены не только отслеживать стоимость товаров, но и вести дела в соответствии с местными обычаями и ментальностью аборигенов.

Например, русские купцы, отличались скрупулезной честностью и, одновременно, неуступчивостью и умением торговаться, То есть, до того как заключена сделка, например на русские соболя, купец будет демонстрировать полное пренебрежение исходом торга, но если расплачиваясь он получит больше оговоренной суммы, то не успокоится пока не вернет разницу. Кроме того, большинство сделок заключалось ранним утром, а те покупатели, которые приходи «ближе к обеду», рассматривались как не серьезные, т.е. не сильно заинтересованные в совершении сделки.



В период великих географических открытий такие страны, как Англия, Голландия, Испания, Франция и другие страны-колонизаторы, вели активную торговую политику со странами юго-восточной Азии, особенно с Индией и Китаем, создавали колонии в Америке, Африке и на других континентах, которые также являлись важными участниками внешнеторговых отношений и международного разделения труда. Этот период можно рассматривать как первый эмпирический (донаучный) период становления международного управления.

Следующим этапом, важной вехой развития международного менеджмента явилась великая Промышленная революция (промышленный переворот) 50-х годов XVIII века и ее последствия.

Усовершенствованный паровой двигатель, изобретенный и запатентованный англичанином Джеймсом Уаттом (1736-1819) в 1784 году, принято считать символом начала Промышленной революции. Сам же Уатт до самой смерти считал, что его паровая машина годится только для одного использования — для откачки воды из угольных шахт. [10]



Партнером Уатта был Мэтью Болтон (1728—1809). Он-то и является подлинным отцом Промышленной революции. Г-н Болтон понял, что усовершенствованный паровой двигатель можно использовать в ведущей отрасли промышленности Великобритании, текстильной, особенно в операциях прядения и ткачества хлопкового волокна. Спустя уже 10—15 лет г-н Болтон продал первый паровой двигатель для хлопкопрядильной фабрики. В результате роста продаж такого оборудования цена на хлопчатобумажную ткань упала на 70%. В результате возник первый рынок товаров массового производства и первая фабрика, а вместе с ними зародился и современный капитализм, и современная экономика.

К важнейшим последствиям Великой промышленной революции относятся не только переход на машинное производство и концентрация капитала, но и появление организаций «менеджерского типа» т.е. таких организаций, где право на собственность и управление этой собственностью были разделены. Основными путями роста конкурентоспособности было использование эффекта масштаба, при котором увеличение объемов производства в два раза приводило в среднем к снижению издержек на 20 – 30 процентов.

С точки зрения эволюции международного управления, произошла ретрансляция методов и последствий Промышленной революции и распространение организаций менеджерского типа сначала на континентальную Европу в начале XIX века, к середине XIX века на США, а во второй половине этого века на Германию и Россию.

Кроме того, Промышленная революция дала толчок развитию теоретических исследований и практики управления. Возникновение и объективная необходимость в появлении управления – как самостоятельного вида деятельности обусловлена общественным разделением труда, развитием специализации, кооперации и увеличением масштабов производства.



В середине XIX века резервы роста объемов производства и получения за счет этого дополнительных конкурентных преимуществ были исчерпаны, в силу чего крупные производители пошли по пути монополизации рынков с целью получения монопольной прибыли. К концу XIX века и это направление международного управления зашло в тупик, так как в 1895 году были приняты первые законы, направленные на ограничение монополизации (Например, Закон Шермана в США).

Таким образом, резервы экстенсивного роста производства, характерные для практики XIX века были исчерпаны и возникла объективная необходимость новых подходов. Таким подходом явилось создание Ф.У. Тейлором «научного управления» или «менеджмента».

Когда зародилось движение «научного управления», в конце XIX – начале ХХ вв., практика межнационального или международного управления уже существовала. Первоначально менеджмент создавался эмпирически по мере необходимости учета и экономии ресурсов, снижения производственных потерь и использования эффекта масштаба, в том числе и при совершении международных сделок.

Часто возникновение менеджмента связывают с работами Ф.У. Тейлора. По мнению Питера Ф. Друкера,[11] действительно, в первое же десятилетие после того, как Тейлор впервые обратил внимание на возможность выявления резервов в физическом труде и взялся за его изучение, производительность этого вида труда стала расти невиданными темпами. Она до сих пор стабильно увеличивается со скоростью в 3,5% в год — это означает, что со времен Тейлора производительность возросла в 50 раз. Именно на этом факторе роста основываются все экономические и социальные достижения XX века. Производительностью работника физического труда создано то, что сегодня называется «развитой» экономикой. До Тейлора ничего подобного не существовало — экономики всех стран были одинаково «недоразвитыми». Сегодня «недоразвитая» экономика (или, скорее, «нарождающаяся») — это та экономика, которая не сделала — еще не сделала — физический труд производительным.

Борис Шпотов,[12] доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, считает, что менеджмент, как практика, зародился в крупных американских корпорациях в середине XIX в.

Наука и искусство менеджмента, или корпоративное управление, — одно из важнейших достижений XX столетия, и рассматривается им, как главный организационный ресурс фирмы. Это непрерывно совершенствующийся синтез теории и практики, анализа и интуиции, функциональных знаний и умения руководить подчиненными, способности плодотворно вести дела с партнерами и клиентами и поддерживать заинтересованность сотрудников в достижении целей компании.

Создание менеджмента как совокупности методов управления, позволяющих эффективно использовать возможности крупной и средней компании, явилось следующим этапом его развития после разделения труда и возникновения организаций менеджерского типа, и особенно частной корпорации, т.е. предприятия, принадлежащего нескольким лицам и управляемого с помощью служащих. Менеджмент (его качество) стал определять успех фирм, занятых массовым производством и сбытом.

Классиками менеджмента сегодня принято считать новаторов и пропагандистов управленческого опыта начала XX века: главу администрации французского горнометаллургического комбината Анри Файоля, американских инженеров - Фредерика У. Тейлора, Гарингтона Эмерсона, главу автомобильной корпорации Генри Форда и других. Опыта, который приобрел универсальное значение. При этом А. Файоля называют основоположником классического, или административного, менеджмента, а Ф.У. Тейлора и Г. Эмерсона относят к основателям научного (рационального, в отличие от традиционного для того времени методов организации труда) менеджмента. Предпринимателя Г. Форда причисляют либо к той, либо к другой школе, хотя «фордизм» – производственная и социальная философия Г. Форда и внедрение поточного (конвеерного) метода, в чистом виде, менеджментом не являются.

Напротив, те факторы, которые позволили добиться успеха на первоначальном этапе деятельности корпорации «Форд Мотор», с изменением окружения, если и не привели компанию к гибели, то явились основной причиной проигрыша в конкурентной борьбе компании «Дженерал Моторс», возглавляемой другим выдающемся менеджером-практиком – Альфредом Слоуном.

Менеджмент очень быстро приобрел мировое значение. По мнению П.Ф. Друкера,[13] за время Первой мировой войны научный менеджмент распространился в США — вместе с конвейером Форда, в основу которого положены принципы Тейлора. В 20-е годы научный менеджмент проник в Западную Европу и привлек внимание японцев.

Во время Второй мировой войны достижения как немцев, так и американцев базировались непосредственно на применении принципов Тейлора к обучению персонала. Руководство Германии, проиграв Первую мировую войну, применило «рационализацию производства» — другими словами, научный менеджмент Тейлора, — к организации работы для бывших солдат и к подготовке военных кадров. Это позволило Гитлеру создать невиданную военную машину за те шесть лет, которые прошли от его прихода к власти до начала Второй мировой войны в 1939 году.

В США при подготовке промышленных рабочих применялись те же принципы Тейлора, в Первую мировую войну—в порядке эксперимента, во Вторую мировую войну — уже в полную силу. Благодаря этому США превзошли Германию по уровню производства, несмотря на то, что процент американских мужчин трудоспособного возраста, призванных в армию, превосходил процент призванных на войну немцев; следовательно, процент американцев, занятых в промышленности, был меньше соответствующего процента немцев. Но подготовка кадров на основе научного менеджмента позволило гражданскому населению США в два — если не в три — раза превысить производительность рабочих гитлеровской Германии и захваченных фашистами стран Западной Европы. Таким образом, научный менеджмент позволил США не только численно превзойти и немцев, и японцев на поле боя, но в то же время и в несколько раз превысить показатели этих стран по уровню производства.

Таким образом, в развитии менеджмента принято выделять период с начала века до 50 годов ХХ века как классический период. Примерно в 30 годы он был дополнен, благодаря работам Элтона Мэйо и Мэри П. Фоллет, теорией человеческих отношений.

В международном менеджменте выделяются два подпериода: до 20 -30 годов ( до периода Великой депрессии) и предвоенный и военный период, связанные со второй Мировой войной, где происходило резкое политическое разграничение и ограничение международных контактов. В выходе из Великой депрессии решающую роль сыграли крупные международные фирмы, которые разработали ряд подходов и концепций, актуальных и по настоящее время. Одним из таких подходов явилось появление децентрализованных дивизиональных организационных структур, впервые реализованные А. Слоуном и П. Дюпоном в практике автомобильной компаний «Дженерал моторс» и химическом концерне «Дюпон & Дюпон», которые позже сыграли определенную роль и в развитии международного менеджмента,

В 50-е г. прошлого века развитие менеджмента проводились параллельно по 5-и направлениями:

1. Классический подход

2. Теория человеческих отношений

3. Количественный подход (наука управления)

4. Системный подход

5. Бихевиоризм или поведенческие концепции.

Такая многосторонность разработок отвечала новым потребностям послевоенной мировой экономики, где под влиянием двухполярности мира (наличие рыночной и плановой экономики), либерализации экономической политики в экономически развитых странах, доминирования на мировом рынке крупных американских компаний, обострения конкуренции, а так же под влиянием научно-технической революции начали активно формироваться новые рыночно-предпринимательские структуры и отношения. Кроме того, все большим влиянием стал приобретать малый и средний бизнес, которому в силу его специфики требовались новые методы управления.

В это же время, в крупном бизнесе большой популярностью пользовались идеи конгломератной диверсификации, увеличения видов деятельности и номенклатуры выпускаемой продукции, что, в свою очередь, привело к кризису управляемости.

Достаточно важным этапом этого периода явилось заимствование отдельных достижений планового ведения народного хозяйства и долгосрочного планирования, характерного для социалистических стран. В 1950-х — начале 1960-х годов характерными условиями хозяйствования американских компаний являлись высокие темпы роста товарных рынков, относительно высокая предсказуемость тенденций развития национального хозяйства. Эти факторы обусловили необходимость расширения горизонта планирования и создали условия для развития долгосрочного планирования.

Стержневая идея метода — составление прогноза продаж фирмы на несколько лет вперед. При этом в связи с медленным нарастанием характеристик изменчивости внешней среды долгосрочное планирование основывалось на экстраполяции сложившихся в прошлом тенденций развития фирмы.

Следует отметить, что данное направление в теории управления, под названием «наука управления», связано с именами академика Немчинова, Канторовича, Леонтьева и ряде других выдающихся ученых, лауреатов Нобелевской премии по экономике, основанное на применении экономико-математических и экономико-статистических методов. Этот подход, более известный как метод «планирования от достигнутого», широко использовался в условиях централизованного управления советской экономикой.

Главными ориентирами для предприятий являлись заданные сверху объемы производства, а не объемы продаж, как в рыночной экономике, достижение которых, как правило, лимитировалось ограниченными ресурсами. При таком подходе широко использовались расчеты окупаемости капитальных вложений, соизмерение (дисконтирование) затрат во времени.

В мировой практике, главный показатель — прогноз сбыта — базировался на экстраполяции продаж в предыдущие годы. Далее, на основании контрольных цифр, заданных в прогнозе продаж, определялись все функциональные планы по производству, маркетингу, снабжению и другим функциональным сферам деятельности. Наконец, все планы агрегировались в единый финансовый план корпорации.

Главная задача менеджеров состояла в выявлении финансовых проблем, лимитирующих рост фирмы. Другими словами, достаточно ли внутренних ресурсов фирмы или необходимо прибегать к заемным средствам.

 

По мере нарастания кризисных явлений и усиления международной конкуренции прогнозы на основе экстраполяции стали все более расходиться с реальными цифрами, при этом наиболее типичным явлением была постановка оптимистических целей, с которыми не сходились реальные итоги. Высшее руководство фирмы обычно исходило из того, что в будущем результаты деятельности улучшатся, однако часто предприятие не выходило на запланированные результаты функционирования. Таким образом, оказалось,- что долгосрочное планирование не работает в условиях динамично изменяющейся внешней среды и жесткой конкуренции.

В конце 1960-х годов, а особенно в результате мирового экономического кризиса середины 70-х годов, экономическая обстановка во многих промышленно развитых странах существенно изменилась. Это вылилось в повсеместном отказе от методов долгосрочного планирования и переходе на методы стратегического планирования.

Кристаллизация принципиальных элементов концепции стратегического планирования во многом связана с поиском путей преодоления ограничений системы долгосрочного планирования, четко проявившихся в неопределенности параметров общего экономического развития. Во главу угла стратегического планирования поставлен анализ как внутренних возможностей организации, так и внешних конкурентных сил и поиск путей использования внешних возможностей с учетом специфики организации.

Таким образом, можно сказать, что цель стратегического планирования заключается в улучшении реакции предприятия на динамику рынка и поведение конкурентов. В формирование такого взгляда и смену парадигмы управления решающую роль внес бывший наш соотечественник Игорь Ансофф..

Ученые и практики разработали ряд аналитических методов и моделей, которые могут быть полезными при принятии стратегических решений. Наиболее известны среди них матрица И. Ансоффа, подходы к анализу конкуренции М. Портера, «управление по целям» всемирно известного теоретика бизнеса Питера Ф. Друкера, матрицы портфельного анализа Бостонской консультационной группы (БКГ), консультационных фирм McKincey и Arthur D. Little.

В настоящее время одним из наиболее часто применяемых западными специалистами инструментов стратегического менеджмента является портфельный анализ, где портфель предприятия, или корпоративный портфель — это совокупность относительно самостоятельных хозяйственных подразделений, в том числе зарубежных (стратегических единиц бизнеса), принадлежащих одному и тому же владельцу.

Предназначение методов портфельного анализа заключается в том, чтобы помочь менеджерам понять бизнес, создать ясную картину формирования затрат и прибылей в диверсифицированной и/или интегрированной компании.

В 60-70-е годы назрела объективная необходимость выделения международного менеджмента в самостоятельную сферу практики и науку.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.