Сделай Сам Свою Работу на 5

Рекомендуемые источники по теме.





Бахрах Д.Н. Государственная служба: основы, понятия, ее составляющие, содержание, принципы // Государство и право. 1996. № 12.

Бельский К.О. О функциях исполнительной власти // Государство и право. 1997. № 3.

Гришковец А.А. Правовое регулирование государственной службы // Журнал Российского права. 1998. № 7.

Дмитриева Ю.А., Черемных Г.Г. Судебная власть в механизме разделения властей и защите прав и свобод человека // Государство и право. 1997. № 8.

Замотаев А. Местное самоуправление как элемент государственного устройства // Российская юстиция. 1996. № 6.

Игнатюк Н.А. Система органов местного самоуправления // Журнал российского права. 1998. № 6.

Котелевская И.В. Современный парламент // Государство и право. 1997. № 3.

Лысенко В.Н. развитие Федерации и Конституция России // Государство и право. 1997. № 8.

Люцер В.Л. Муниципальная служба // Законодательство. 1998. № 1.

Ноздрачев А.Ф. Основные характеристики исполнительной власти по Конституции РФ 1993 // Государство и право. 1996. № 1.

Пронина В.С. Правовое регулирование органов исполнительной власти // Журнал российского права. 1998. № 2.

Ржевский В., Чепурнова Н. судебная власть в конституционной системе разделения властей // Российская юстиция. 1997. № 7.



Чиркин В.Е. Президентская власть // Государство и право. 1997. № 5.

 

Лекция 24. Норма права

Рекомендуемые источники по теме.

Деготь Б.А. Классификация норм советского социалистического права по их структуре. Саратов. 1997.

Клеонова Т.В. Структура уголовно-правовой нормы и ее предписаний в законодательстве // Советское государство и право. 1986. № 1.

Кулапов В.Л. Рекомендательные нормы советского права. Саратов. 1987.

Николаев О.В. Проблема нормативности актов в российском законодательстве // Юрист. 2002. № 11.

Нормы советского права: проблемы теории. Саратов. 1987.

Рыбушкин Н.Н. запрещающие нормы в советском праве. Казань. 1990.

Сенякин И.Н. Специальные нормы в советском праве. Саратов. 1987.

Черданцев А.Ф. Специализация и структура норм права // Правоведение. 1972. № 1.

Чернобель Г.Т. Структура норм права и механизм их действия // Правоведение. 1983. № 6.

 

 

 

Лекция 25. Правотворчество (правоустановление)

Рекомендуемые источники по теме.



1.ФЗ № 3 от 08.05. 1994 «О статусе члена СФ и депутата ГД ФС РФ» с изм. от 12.05.09 г.

2.Новые горизонты законотворческой деятельности//"Российская юстиция", 2006, N 9

3.Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД "О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" с изм. 18.11.09 г. // Собрании законодательства Российской Федерации от 16 февраля 1998 г. N 7 ст. 801

4.Парламентское право России: Курс лекций (под общ. ред. д.ю.н. О.Н. Булакова). - "Юстицинформ", 2007

Бобылев А.И. Теоретические проблемы правотворчества в Российской Федерации // Право и политика. 2001. № 9.

Будылка В. Региональное нормотворчество // Российская юстиция. 2001. № 5.

Гаврилов О.А. Стратегия правотворчества и социальное прогнозирование. М., 1993.

Исаков В. Подготовка и принятие законов в правовом государстве // Российская Юстиция. 1997. № 7.

Как готовить законопроекты (полезные советы) // Журнал российского права. 1998. № 4-5.

Координация правотворчества в Российской Федерации. М., 1996.

Костенников М.В., Куракин А.В. Принципы кодификации административного права России // Право и политика. 2001. № 6.

Крестьянинов Е.В. Процедурные особенности рассмотрения Советом Федерации законов, подлежащих и не подлежащих его обязательному рассмотрению // Государство и право. 1997. № 10.

Кубатаев М.Г. Правотворческая деятельность Президента Российской Федерации // Юрист. 2000. № 5.

Морозова Л.А. Конфликт закона и правовая реформа («Круглый стол» в ИГП РАН) // Государство и право. 1997. № 12.

Мурашин А.Г. Прямое правотворчество: особенности принятия актов прямого народовластия // Государство и право. 2001. № 2.



Надеев Р. Правовая экспертиза законопроектов // Российская юстиция. 1998. № 1.

Нашиц А. Правотворчество: теория и законодательная техника. М., 1974.

Поленина С.В. Законотворчество в Российской Федерации. М., 1996.

Поленина С., Колдоева Н. Свод законов РФ как форма систематизации нормативных актов // Российская юстиция. 1996. № 12.

Проблемы правотворчества в Российской Федерации. М., 1993.

Российское законодательство: проблемы и перспективы. М., 1995.

Савельева Е.М. Проблемы совершенствования законодательной деятельности в России на федеральном уровне // Государство и право. 2001. № 9.

Скурко Е.В. Метод социально-правового моделирования в решении задач правотворчества // Государство и право. 2003. № 1.

Сенякин И.Н. Специализация и унификация российского законодательства: Проблемы теории и практики. Саратов, 1993.

Системность законодательства как фактор повышения его качества // Государство и право. 2002. № 8.

Тихомиров Ю.А. Зражевская Т.Д. Правотворчество области как субъекта Российской Федерации // Государство и право. 1997. № 1.

Ткаченко В.Г. Федеральное Собрание РФ в законодательном процессе: содержание, проблемы и перспективы // Право и политика. 2001. № 2.

Цалиев А. Бесполезные законы вредны для общества // Российская юстиция. 2001. № 4.

 

 

Лекция 26. Правовые отношения

Рекомендуемые источники по теме.

Богданов Е.В. Сущность и ответственность юридического лица // Государство и право. 1997. № 10.

Гранат Н.Л. Правовые отношения // Юрист. 1998. № 10.

Иванов Н., Брыка И. Ограниченная вменяемость // Российская юстиция. 1998. № 10.

 

 

Лекция 27. Реализация права

Рекомендуемые источники по теме.

Малеин Н.С. Правовые принципы, нормы и судебная практика // Государство и право. 1996. № 6.

Колбаев Р. Нет преступления без указания на то в законе // Законность. 1998. № 3.

Кузнецова Н.Ф. О криминогенности пробелов уголовного законодательства // Вестник МГУ. 1996. Серия 6. № 3.

Черданцев А. Применение закона по аналогии // Российская юстиция. 1998. № 6.

 

 

Лекция 28. Толкование права

Рекомендуемые источники по теме.

Тихомиров Ю.А. Юридическая коллизия, власть и правопорядок // Государство и право. 1994. № 1.

Соцуро Л.В. Различие между неофициальным и официальным толкованием права // Юрист. 1999. № 7.

 

 

Лекция 29. Механизм правового регулирования

Рекомендуемые источники по теме.

Бахтина К. Правовое просвещение граждан с использованием СМИ // Российская юстиция. 1996. № 9.

Малько А.В. Правовые средства: вопросы теории и практики // Журнал российского права. 1998. № 8.

 

Лекция 30. Законность, правопорядок, дисциплина

Рекомендуемые источники по теме.

Кононов А.М. Роль и место местного самоуправления в осуществлении охраны общественного порядка (вопросы теории и практики) // Государство и право. 1997. № 12.

Кудрявцев В.Н. Законность: содержание и современное состояние // Журнал российского права. 1998. № 1.

Малиновский А.А. Злоупотребление правом: теоретические аспекты // журнал российского права. 1998. № 7.

Тихомиров Ю.А. Юридическая коллизия, власть и правопорядок (раздел «Правопонимание») // Государство и право. 1994. № 1.

 

 

Основные понятия и их определения

 

Абсолютные права — такие субъективные права, которые обеспечиваются пассивной обязанностью (воздержанием от на­рушаемых действий) со стороны неопределенного круга лиц (например, право собственности).

Абсолютные правоотношения — такое урегулированное нормой права общественное отношение, в котором управомоченной стороне противостоит неопределенно большое количе­ство пассивно обязанных субъектов.

Абсолютная монархия — разновидность монархической формы правления, для которой характерна неограниченная го­сударственная власть, принадлежащая одному лицу — мо­нарху.

Автономия — форма самоуправления части территории государства, характеризующаяся правом самостоятельного ре­шения внутренних вопросов.

Автономная область в составе Российской Федерации — область, самостоятельно осуществляющая государственную власть на соответствующей территории, отличающаяся особен­ностями быта и национального состава и входящая непосредст­венно в Российскую Федерацию на началах административной автономии (Еврейская автономная область).

Автономный округ в составе Российской Федерации — на­циональное государственное образование, входящее в область или край и отличающееся особым национальным составом и бытом населения (например, Корякский автономный округ).

Авторитарный режим — один из видов политического режима, в котором политическая власть осуществляется конкретным ли­цом (класс, партия, элитная группа и т. д.) при минимальном участии народа и для которого характерны бюрократически-командные методы управления обществом (промежуточное состояние между тоталитарным и демократическим поли­тическими режимами).

Административно-территориальная единица Российской Федерации — структурный элемент административно-терри­ториального деления, в качестве которого выступают край, область, район, город, район города, поселок и сельский населен­ный пункт.

Административно-территориальное деление — это сис­тема территориальной организации государства, на основе ко­торой образуются и функционируют органы государственной власти и управления.

Административно-территориальное устройство Россий­ской Федерации — разделение территории России на опреде­ленные части (районы, города, районы города, поселки, сель­ские населенные пункты), в соответствии с которыми строится и функционирует система местных органов государства.

Администрация — система исполнительно-распорядитель­ных государственных органов, обеспечивающая реализацию законов в масштабах всей страны или определенного региона.

Акт нормативный — правовой акт, принимаемый субъ­ектами правотворчества, содержащий нормы права, имеющий особую официальную письменную форму и направленный на урегулирование определенных общественных отношений.

Акт применения права (правоприменительный акт) — пра­вовой акт, который содержит индивидуальное властное пред­писание, вынесенное компетентным органом в результате ре­шения конкретного юридического дела.

Акт толкования права (интерпретационный акт) — пра­вовой акт, который содержит разъяснение смысла юридиче­ских норм и выносится специальными компетентными орга­нами.

Аналогия закона — решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходные случаи.

Аналогия права — решение конкретного юридического дела на основе общих принципов и смысла права.

Аутентическое (авторское) толкование — разъяснение смысла юридической нормы, даваемое тем же органом, кото­рый принял данную норму.

Бездействие преступное — разновидность преступного дея­ния, представляющая собой общественно опасное и противо­правное пассивное поведение, выражающееся в несовершении общественно ценного действия, которое лицо могло и должно было совершить в силу возложенных на него юридических обя­занностей.

Буквальное толкование — разъяснение смысла правовой нормы, при котором этот смысл совпадает с ее текстуальным выражением.

Важнейшие полномочия — установленные Конституцией и законами специальные права для конкретных государствен­ных органов и должностных лиц, позволяющие оптимальным путем достигать наиболее значимые социальные цели.

Вето — отказ главы государства подписать законопроект, принятый парламентом.

Вина — психическое состояние, характеризующееся отно­шением правонарушителя к совершенному им деянию (см. умы­сел и неосторожность).

Власть социальная — присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опи­рающееся на принуждение.

Властные решения — правовые акты, принимаемые госу­дарственными органами или должностными лицами в пределах их компетенции для достижения определенных целей и влеку­щие юридические последствия.

Вменяемость — нормальное психическое состояние лица, при котором оно способно оценить свое место в обществе и от­давать отчет своим действиям.

Внешняя функция государства - это деятельность госу­дарства в качестве суверенного субъекта международных от­ношений.

Воинская дисциплина — соблюдение военнослужащими правил, установленных законами, уставами, приказами.

Воля народа — концентрированное выражение интересов большинства граждан в обществе, направленное на достижение определенных социально значимых целей и лежащее в основе какого-либо управленческого решения (например, конкретного закона, принятого на референдуме).

Вотум — решение, принятое большинством голосов изби­рательного корпуса или представительного учреждения по оп­ределенному вопросу (например, вотум недоверия правитель­ству).

Временное правительство — центральный орган исполни­тельной власти, созданный в переходный период конкретного государства в условиях его экономической или политической нестабильности.

Временное правление — система высших органов государ­ства, осуществляющая в определенный промежуток времени политическую власть в обществе.

Всенародное голосование (референдум) — принятие непо­средственно гражданами управленческого решения по наибо­лее важным вопросам государственной и общественной жизни, обладающее высшей юридической силой.

Всенародное обсуждение — форма демократии, заключаю­щаяся в непосредственном участии граждан в процессе управ­ления государством, выработке и принятии оптимальных госу­дарственных решений путем выражения мнений и оценок по наиболее общественно значимой проблеме (например, при об­суждении законопроектов с целью выявить самый широкий спектр предложений и рекомендаций, поступающих от различ­ных групп, слоев, отдельных граждан общества).

Всеобщее избирательное право — признак демократии и избирательной системы, означающей предоставление активно­го (быть избранным) и пассивного (избирать) права всем дее­способным гражданам страны независимо от их происхожде­ния, социального и имущественного положения, расовой и на­циональной принадлежности, пола, образования, языка, отно­шения к религии, времени проживания в данной местности, рода и характера занятий.

Гарантии законности — средства и условия, обеспечи­вающие соблюдение законов и подзаконных актов, беспрепят­ственное осуществление прав граждан и интересов общества и государства.

Гипотеза правовой нормы — элемент нормы права, ука­зывающий на условия при которых норма права вступает в силу (предполагаемые конкретные юридические факты, жизнен­ные обстоятельства, события, место, время, субъектный состав).

Глава государства — высшее должностное лицо в государ­стве, являющееся носителем его исполнительной власти и од­новременно верховным официальным представителем всего дан­ного общества в сфере внешних сношений.

Государственная власть — публично-политическое отно­шение господства и подчинения между субъектами, опираю­щееся на государственное принуждение.

Государственная дисциплина — определенные требования к поведению людей, связанные с выполнением правил, предъ­являемых к государственным служащим.

Государственно-правовой режим — система методов, прие­мов и средств, с помощью которых осуществляется государст­венная власть.

Государственное принуждение — осуществляемое органи­зованно, персонифицированно и в пределах юридических пред­писаний физическое, психологическое либо идеологическое воз­действие государственной власти на членов общества, обеспе­чивающее при помощи государственного аппарата безусловное утверждение государственной воли в области охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина, безопасности общества, борьбы с правонарушениями и наказания виновных в их совер­шении.

Государственный суверенитет — присущее государству верховенство на своей территории и независимость в междуна­родных отношениях.

Государственный аппарат - это часть механизма государ­ства, представляющая собой совокупность органов, с помощью которых реализуется государственная власть.

Государство – организация публичной политической власти на определенной территории, располагающая аппаратом принуждения и монополией на законодательную деятельность.

Гражданское общество — совокупность нравственных, ре­лигиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп.

Гражданство — устойчивая правовая связь человека с го­сударством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности.

Грамматический способ толкования — прием разъясне­ния правовых норм, осуществляемый с помощью языковых средств, правил грамматики, орфографии и т. п.

Гуманизм права — один из важнейших принципов права, выражающийся в признании человека как высшей ценности, закреплении и обеспечении его прав, свобод, законных интере­сов, достоинства личности, условий свободного всестороннего развития и стимулирования подлинно человечных отношений между людьми.

Давность — установленный в нормативном акте срок, ис­течение которого влечет определенные юридические послед­ствия.

Дееспособность — установленная (признанная) в законе возможность и способность лица, самостоятельно, свои­ми действиями совершать юридически значимые поступки, осуществлять права и нести обязанности.

Действие права — содержательно-динамическая сторона права, характеризующая его фактически реализуемую способ­ность осуществлять регулятивное (специально-юридическое), информационно-психологическое (мотивационное), воспитатель­ное (идеологическое, педагогическое) и социальное воздействие на участников общественных отношений.

Декларация — провозглашение основных принципов; пра­вовой документ, имеющий силу рекомендации.

Декрет — наименование особо важных нормативных актов.

Деликтоспособностъ — способность лица самостоятельно нести юридическую ответственность за совершенное правона­рушение.

Демократизм права — один из важнейших принципов пра­ва, выражающийся в юридическом установлении и реальном обеспечении идей народовластия, свободы, равенства, братства, справедливости, ответственности в общественных отношениях, подлежащих правовому регулированию.

Демократический режим — система методов и приемов, с помощью которых население участвует в осуществлении госу­дарственной власти посредством прямой (когда граждане, на­пример, на референдуме непосредственно принимают решения по важнейшим вопросам общественной жизни) и представитель­ной демократии (когда народ реализует свою власть через вы­бираемые им представительные органы), принимая решения большинством с учетом интересов меньшинства.

Демократия – дословно обозначает власть народа.

Дефиниция – отдельное слово или словосочетание имеющее самостоятельный, частный юридический смысл в определении.

Диктатура — безраздельная политическая, экономиче­ская и идеологическая власть, не ограниченная законом и осу­ществляемая единолично (или строго определенной группой лиц во главе в лидером).

Динамизм права — способность права изменяться адек­ватно изменившимся общественным отношениям, реагировать на появление новых или прекращение отживших социальных связей в различных сферах жизнедеятельности.

Диспозитивный метод правового регулирования — способ правового воздействия, связанный с равноправием сторон, ко­ординацией, основанный на дозволениях.

Диспозиция правовой нормы — элемент нормы права, предусматривающий определенную модель поведение субъектов, если они оказались причастны к условиям, перечис­ленным в гипотезе.

Дисциплина — определенные требования к поведению субъ­ектов, отвечающие сложившимся в обществе социальным нормам.

Догма права (специально-юридическая теория) — наибо­лее стабильная, неизменная часть общей теории права, изу­чающая его с позиции специально-юридических свойств и про­явлений.

Договорная дисциплина — соблюдение субъектами обяза­тельств, предусмотренных в хозяйственных и иных договорах.

Доказательства — полученные в соответствии с законом сведения (юридически значимая информация, фактические дан­ные), необходимые для установления объективной истины по юридическому делу.

Доказывание — юридически оформленная деятельность субъектов, направленная на установление с помощью доказа­тельств объективной истины по делу.

Доктриналъное толкование норм права — наиболее глу­бокое и аргументированное разъяснение смысла правовых норм учеными-юристами в монографиях, научных комментариях, статьях и т. п.

Дуалистическая монархия — разновидность ограничен­ной монархии, при которой монарх, действуя в рамках консти­туции, и формально, и фактически сохраняет широкие власт­ные полномочия, что ставит его в центр всей политической сис­темы данного общества.

Единоначалие — форма организации управления, при ко­торой во главе соответствующего государственного органа, уч­реждения или предприятия стоит одно лицо, правомочное при­нимать юридически обязательные решения.

Естественное право — совокупность неотъемлемых прав и свобод, обусловленных природой человека и не зависящих тем самым от воли конкретного законодателя.

Жалоба — обращение граждан в органы государства и ме­стного самоуправления с требованием восстановить нарушен­ное право.

Задачи теории государства и права - выработать и теоретически систематизировать объективные знания как имеющиеся, так и вновь получаемые о государстве и праве в целом.

Закон - это нормативно-правовой акт, принимаемый в усложненном порядке органом законодательной власти или непосредственно народом на референдуме, обладающий высокой юридической значимостью, регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Законность – это совокупность определенных требований и режима отношений по поводу точного и неукоснительного соблюдения правовых норм в окружающей действительности всеми субъектами права.

Законный интерес — отраженная в объективном праве либо вытекающая из его общего смысла и в определенной сте­пени гарантированная государством юридическая дозволенность, выражающаяся в стремлениях субъекта пользоваться опреде­ленным социальным благом, а также в возможности обращать­ся за его защитой к компетентным органам государства или общественным организациям — в целях удовлетворения своих потребностей, не противоречащих общегосударственным.

Законодательная инициатива — закрепленное в Консти­туции РФ право определенных субъектов (Президента РФ, Со­вета Федерации, членов Совета Федерации, депутатов Госу­дарственной Думы, Правительства РФ, законодательных (пред­ставительных) органов субъектов РФ, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ) внести предложение об издании закона и/или соответствую­щий законопроект в законодательный орган, которое порожда­ет у последнего обязанность рассмотреть предложение и зако­нопроект.

Законодательная оговорка — социально обусловленное, имеющее специальную нормативно-лексическую форму усло­вие (заявление, положение), которое частично изменяет содер­жание или объем действия нормы закона, создает новый право­вой режим, выступает формой согласования интересов и поро­ждает определенные юридические последствия.

Законодательная власть — избранные народом предста­вительные органы, призванные вырабатывать стратегию раз­вития общества путем принятия законов.

Законодательство — система действующих в конкретно-исторический период развития государства законов и основан­ных на них подзаконных актов.

Законопроект — текст предлагаемого к принятию закона, подготовленный в соответствии с законодательной процедурой, установленной для внесения на рассмотрение законодательного органа или на референдум.

Законотворческий процесс — установленный в юридиче­ских нормах вид правотворческого процесса, регламентирующий порядок деятельности законодательного органа государст­ва по выработке, принятию и изданию законов.

Запрет — способ правового регулирования, требующий воздержаться от совершения определенных социально-вредных, правонарушаемых действий.

Заслуга — добросовестный, правомерный поступок, связан­ный со "сверхисполнением" субъектом своих обязанностей либо с достижением им общепризнанного полезного результата и выступающий основанием для поощрения.

Злоупотребление правом — использование субъективного права в противоречии с его социальным назначением, влеку­щее за собой нарушение охраняемых законом личных, общест­венных либо государственных интересов.

Императивный метод правового регулирования — способ правового воздействия, связанный с властными предписания­ми, субординацией, основанный на запретах, обязанностях, на­казании.

Империя - специфическая фор­ма государственного устройства, отличительной особен­ностью и основой которой является обширная территория, сильная централизованная власть.

Импичмент — процедура привлечения к ответственности высших должностных лиц.

Индивидуально-правовое регулирование — поднормативное персонифицированное правовое воздействие на участников об­щественных отношений в конкретных жизненных обстоятель­ствах с целью побудить их совершить предусмотренные норма­ми права социально-ценные действия.

Инкорпорация — форма систематизации, совершаемая путем объединения нормативных актов без изменения их со­держания в сборник^ где каждый из актов сохраняет свое само­стоятельное юридическое значение.

Институт права - это упорядоченная совокупность юри­дических норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений.

Интерпретационный акт — см. Акт толкования права.

Иск — юридическое средство защиты нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса.

Исполнительная власть — назначаемые либо выбираемые исполнительно—распорядительные органы власти, призванные реализовать принятые законы и осуществлять оперативно-хо­зяйственную деятельность.

Использование права — форма его реализации, связанная с осуществлением субъективных прав, посредством чего лицо удовлетворяет свой собственный интерес и тем самым достига­ет определенного блага.

Исполнение права — форма реализации права, связанная с выполнением активных обязанностей, строго определенных в законе действий в интересах управомоченной стороны.

Историческо-политическое толкование норм права — спо­соб разъяснения смысла правовых норм, осуществляемый с помощью анализа конкретно-исторических и политических ус­ловий их принятия.

Исторический тип государства – совокупность основных, важнейших черт государства определенной общественно-экономической формации, выражающих его сущность и социальное назначение (а также совокупность государств, относящихся к одной общественно-экономической формации и имеющих единую сущность).

Источник права в идеологическом смысле — причины воз­никновения правовых норм, связанные с различными правовы­ми идеями, представлениями, мнениями, учениями, доктрина­ми, правосознанием.

Источник права в материальном смысле — причины воз­никновения правовых норм, связанные с материальными усло­виями жизни общества, формами собственности, интересами и потребностями людей.

Источник права в юридическом смысле — см. Форма права.

Казуальное толкование — разъяснение смысла правовой нормы, обязательное только для данного случая.

Казус — случайное действие, которое (в отличие от умыш­ленного или неосторожного) имеет внешние признаки правона­рушения, но лишено элемента вины и, следовательно, не вле­чет юридической ответственности.

Каноническое право — система нормативных предписаний, принимаемых решениями церковных соборов и постановлений римских пап, регулирующих отношения внутрицерковной ор­ганизации, а также некоторые семейно-брачные и имуществен­ные отношения.

Категория – научный термин, обладающий признаком наивысшей степени обобщения по отношению к изучаемым явлениям.

Качество закона — совокупность социально-экономических, политических и юридических свойств, обусловливающих при­годность закона удовлетворять определенные потребности об­щества, государства или отдельной личности соответственно природе права.

Квалификация правовая — юридическая оценка деяния, основанная на соответствующих нормативных предписаниях

Кворум — установленное законом или уставом количество присутствующих на определенном мероприятии, считающееся обязательным условием для признания его решений действи­тельными и юридически значимыми.

Кодекс — систематизированный единый, юридически и логически цельный, внутренне согласованный законодательный акт прямого действия, регулирующий определенную область общественных отношений.

Кодификация — форма систематизации, совершенная пу­тем объединения нормативных актов в единый, логически цель­ный законодательный акт с изменением их содержания.

Коллизии юридические — противоречия между правовы­ми нормами, регулирующими одни и те же общественные отно­шения.

Компетенция — совокупность законодательно закреплен­ных полномочий (прав и обязанностей), предоставленных кон­кретному органу или должностному лицу в целях надлежащего выполнения им определенного круга государственных или об­щественно-значимых задач и осуществления соответствующих функций.

Конкретизация норм права — мыслительная операция, осу­ществляемая в процессе нормотворчества, состоящая в "при­вязке" правовой нормы к конкретным условиям нормативной регламентации общественных отношений, в результате чего создается новая норма права (меньше конкретизируемой по объему, но шире по содержанию).

Консолидация — форма систематизации, совершенная пу­тем объединения нормативных актов без изменения их содер­жания в единый документ, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение.

Конституция — Основной закон (закон законов) государ­ства и общества в целом, обладающий наивысшей (абсолютной) юридической силой, закрепляющий фундаментальные начала общественного и государственного устройства, форму правле­ния, принципы взаимоотношения личности и государства.

Конфедерация — временный союз государств, образуемый для совместного осуществления ряда направлений государственной деятельности (достижения политических, военных, экономических и про­чих целей).

Лоббизм — форма воздействия "групп давления" на управ­ленческие решения в процессе правотворчества и правоприме­нения в интересах определенных социальных структур

Логическое толкование норм права — способ разъяснения смысла правовых норм, осуществляемый с использованием за­конов и правил логики.

Легальность власти — юридическое обоснование власти, соответствие действий государственных органов существующему в стране законодательству.

Легитимностъ власти — качество взаимоотношений го­сударства и общества, которое выражается в добровольном при­знании ценности власти, в ее праве подчинять.

Локальный нормативный акт — такой нормативный акт, который принимается администрацией предприятий, учрежде­ний и организаций и который направлен на урегулирование внутриколлективных отношений в пределах данной структуры.

Льгота правовая — правомерно данная субъекту возмож­ность более полно удовлетворять свои интересы, выражающая­ся как в предоставлении особых дополнительных прав (пре­имуществ), так и в освобождении от обязанностей.

Материальное право — совокупность правовых норм, ин­ститутов, подотраслей и отраслей, с помощью которых госу­дарство прямо воздействует на общественные отношения, пре­доставляя субъектам (посредством прав и обязанностей) воз­можность удовлетворять их материальные (а не процессуаль­ные) интересов.

Меры защиты — разновидность правового принуждения, обеспечивающая исполнение юридической обязанности и гаран­тирующая реализацию права.

Местное самоуправление - это самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения определенной террито­рии, направленная на решение вопросов местного значения в интере­сах жителей данной территории.

Метод теории государства и права — совокупность прие­мов, принципов, средств, с помощью которых постигается пред­мет теории государства и права, получаются новые знания.

Метод правового регулирования — совокупность юридиче­ских средств, при помощи которых осуществляется правовая регламентация качественно однородных общественных отно­шений.

Методология – совокупность способов, приемов, средств и отдельных методов познания с целью выявления нового научно обоснованного знания.

Механизм (аппарат) государства - это система органов, учреждений и должностных лиц, наделенных государственно-властными полномочиями с помощью которых реализуется государственная власть.

Механизм правового регулирования — система юридиче­ских средств, организованных наиболее последовательным об­разом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удов­летворения интересов субъектов права.

Мораль — система норм и принципов, регулирующих по­ведение людей с позиций добра, справедливости и честности.

Мотив поведения — внутреннее побуждение лица совер­шить какое-либо деяние, причина поступка.

Монархия - форма государственного правления, при которой высшая власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы (князя, герцога, короля, царя, императора, монарха и др.) переда­ется по наследству и осуществляется бессрочно.

Награды государственные РФ — высшая форма поощре­ния граждан за выдающиеся заслуги в экономике, науке, куль­туре, искусстве, защите Отечества, государственном строитель­стве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав личности, благотворительной деятельности и иные заслуги пе­ред обществом и государством.

Неосторожность — форма вины, при которой лицо, со­вершившее йротивоправное общественно опасное деяние, пред­видело возможность наступления опасных (вредных) для обще­ственных отношений последствий своего деяния, но легкомыс­ленно рассчитывало на их предотвращение, либо не предвиде­ло таких последствий, хотя по обстоятельствам дела должно было и могло их предвидеть.

Неофициальное толкование — разъяснение смысла право­вых норм органами или отдельными лицами по своей инициа­тиве, не влекущее юридических последствий.

Норма права – конкретная, общеобязательная, формально определенная юридическая норма, устанавливаемая и обеспечиваемая государством, регулирующая общественные отношения, являющаяся первичным элементом права.

Нормативно-правовой акт – это совокупность норм права, представляющая собой официальный, общеобязательный, конкретный юридический документ, регулирующий общественные отношения (законы, подзаконные акты).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.