Сделай Сам Свою Работу на 5

Виды типологий и их характеристика





Античная типология. Основные представители: Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон делили различные формы государства на две группы: правильные и неправильные. К группе правильных форм государства они при этом относили те, где власть осуществляется на основе законов и в общих интересах, а к неправильным формам - те, где власть не опирается на законы и служит интересам лишь правителей. Платон выделял три разновидности правильных форм:

царскую власть (законную монархию - правление одного лица на основе законов),

аристократию (законную власть знати в общих интересах)

законную демократию (власть демоса на основе законов)

и соответственно три разновидности неправильных форм:

тиранию (незаконную власть одного),

олигархию (незаконную власть немногих)

незаконную демократию (анархию - власть демоса не на основе законов). Аристотель утверждал, что тремя правиль­ными формами являются царская власть, аристократия и полития (правление большинства на основе законов), а тремя не­правильными формами выступают тирания, олигархия и демократия (правление одного, нескольких или всего народа-демоса, большинства не на основе законов).



Типология духовных формаций в понимании Гегеля основывалась на классификации государства и права проводимой с позиции всемирно-исторического процесса развития духовных формаций, представляющих собой прогрессирующие ступени осуществления разума и свободы. Четыре всемирно-исторических царства: 1) восточное, 2) греческое, 3) римское, 4) германское, представляют собой объектив­но-исторические формации мирового духа - развитие идей разума и свободы во всемирной истории. Со сменой этих царств, происходит смена соответствующих форм го­сударства. Восточному царству соответствует теократия (свобо­да одного, верховного правителя – Монголия в 1911 г.), греческому и римскому цар­ствам - демократия или аристократия (свобода некоторых, части населения), германскому царству – монархия Нового времени с представительной системой (свобода всех). Под «германским миром» Гегель имел в виду страны северо-западной Европы, а под монархией - конституционную монархию с системой представительства и разделением властей. Данная типология предполагает следующие типы (формы) государства - теократия, демократия или аристократия и конституционная монархия. Недостатки: некото­рые из приводимых форм (например демократия, рес­публика) относятся не только к античности, но и к последующим эпохам истории, вплоть до современности. Искомый идеал формообразования - представительная монархия, еще и во времена самого Гегеля, когда уже после буржуазных революций вновь появились республиканские формы правления в Голландии, США и Франции, не была высшей и последней формой государства, олицетворявшей вершину исторического прогресса.



Типология экономических формаций разработана К.Марксом, Ф.Энгельсом. До последнего времени в теории государства и права преобладал формационный подход. В основе типологии лежат различия в экономических (производственных) отношениях, составляющие базис общества, которыми обусловливается соответствующая ему надстройка, включая государство и право. Вся история человечества делится на пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинный строй, рабовладельческий строй, феодальный строй, капиталистический строй и коммунистический строй. Трем классово-антагонистическим формациям (рабовладельческой, феодальной и капиталистической), основанным на частной собственности и классовом делении, соответствуют три типа государства и права: рабовладельческое, феодальное, буржуазное (капиталистическое). При первобытном строе еще нет государства и права, а при коммунизме уже нет государства и права, так как эти классовые явления за ненадобностью исчезнут.



Рабо­владельческое право рождается вместе с соответствующим государством и представляет собой возведенную в закон волю, стоящих у вла­сти рабовладельцев, юридически закрепляет рабовладельческую форму частной собственности, эксплуатацию человека челове­ком. Такому типу права присущи особенности: 1) открытое закрепление неравен­ства людей; 2) рабы не рассматривались в качестве субъектов права, а скорее выступали его объектами; 3) разработана сложная сис­тема жестоких наказаний рабов за сопротивление господину; 4) бесправность раба практически закреплялась и поддерживалась нормативно (собствен­ность раба является собственностью его владельца).

Характеристика рабовладельческого права. Признавалось неравенство мужчины и женщины, отца и детей. Ни жена, ни дети не имели права приоб­ретать собственность, женщины отстранялись от участия в общественной жизни. Центральное место в рабовладельческом праве занимает институт частной собственности, ее ох­рана сопровождалась установлением смертной казни за посягательство на нее. Наивысшего расцвета этот институт достиг в нормах римского права - классической формой права, основанной на частной собствен­ности. В римском праве подробно регламентировалось все, что имело отношение к праву собственности (вещное право, обяза­тельственное право, долговое право), и это привело к его заимствованию буржуазными государствами, например кодекс Наполеона.

Недостатки: С точки зрения формы рабовладельческое право было при­митивно. Преобладал правовой обычай, преимущественно неписаный.

Достоинства: Развитие рабовладельческого об­щества побудило ввести право в виде законов, роль которого все более и более возрастала. Важное значение имел судебный или административный прецедент. Рабовладельческому государству была известна и такая форма правотворчества как издание общеобязательных постановлений ор­ганами государственной власти (сенатом) или должностными лицами. Однако, рабовладельческое право было систематизировано. Например, различалось: цивильное право, устанавливаемое отдельным «народом» для себя и естествен­ное право, установленное природой, аргументирующее существование рабства во всех формах. Цивильное право по формальным моментам дели­лось на частное и публичное. Впервые такое деление обосновал римский юрист Ульпиан, утверждавший, что публичное право выражает интересы римского государства (включает святыни, деятельность жре­цов), а частное отдель­ных лиц (делится на три час­ти: предписания собственно правовые, предписания народов и предписания государства). Частное право составляло совокуп­ность норм, регулирующих отношения собственности, наследо­вания, семейное право.

Феодальное право. Характеристика. Это право, основано на привилегиях, для которого характерно формальное неравенство: права и обязанности определялись по принадлеж­ности к тому или иному сословию. Право носило партикулярный (местный) характер. Соответствующие особенности принадлежали феодальному типу государств: хозяйственная разобщен­ность, неразвитая техника, медленное развитие сельского хозяйства, политическая децентрализация. Классовая сущность феодального права заключалась в за­щите интересов крупных землевладельцев и личности феодалов, закреплении крепостной зависимости крестьянства. Земель­ная собственность является основой для отношений господ­ства и порабощения.

Недостатки: Феодальному праву не присуще деление на частное и публичное. При господстве крупной земельной собственности право принужде­ния непосредственно вытекает из земельной собственности и является одним из правомочий землевладельца, а политиче­ская власть составляет атрибут земельной собственности. Им­мунитеты ограждали частные интересы собственников. Феодальное право носило религиозный характер, что оп­ределялось местом и ролью церкви в средневековом обществе. Церковь являлась крупным земельным собственником, независимым от светской власти, которая имела свое каноническое право, свой суд, свои тюрьмы. Она была идеологической, мировоззренческой силой, носившей теологический характер. Авторитет феодального за­конодательства подкреплялся религиозными постулатами. Ответственность и санкции за нарушение пра­вил поведения во многом определялись церковным судом.

Буржуазное право появилось в результате правотворческой деятельности буржуазного государства в целях укрепления капиталистического общественного и государственного строя. Буржуазное право устраняет сословное деление общества, провозглашает принцип священности, неприкосновенности част­ной собственности, идеи естественных и неотчуждаемых прав человека, деление права на частное и публичное и другие, которые выступили как идеологический прорыв по сравнению с феодальным и рабовладельческим правом.

Однако, ввиду недосягаемости построения коммунизма, идеологи данной типологии стали выделять промежуточный, социа­листический тип государства и права, что фактически подтверждало отсутствие и несостоятельность планируемого перехода к полному коммунизму без государства и права.

Социалистическое право провозглашает равенство, спра­ведливость, гуманизм, демократизм, принадлежит власти народа. Однако, на первом этапе это неравное право, так как открыто предоставляет преимущество только пролетариату и его клас­совым союзникам. В последующем оно объявляется общенарод­ным, хотя на деле выражает, как правило, интересы находя­щейся у власти партийно-государственной бюрократии.

Кроме того, с учетом специфики «азиатского способа производства» стали выделять особый восточный (азиатский, деспотический) тип государства и права, что размывало стройную типологию основополож­ников марксизма об исторически сменяющих друг друга экономических формациях. Недостатки: негативный подход к государству и праву, их рассмотрение как ин­струментов классового насилия и угнетения. Различные типы государства и права - это лишь разные, сменяющие друг друга, формы организованно­го насилия одного класса (господствующего) над другим (угне­таемым и эксплуатируемым). Игнорирование естественных прав и свобод человека.

Культурологические и цивилизационные типологии. Наряду с формационным подходом широко применяется цивилизационный, в основе которого тоже лежит признак соотношения государства и социально-экономического строя, но с учетом индивидуальных, духовно-нравст­венных и культурных факторов. Цивилизационный подход к типологии государства и права развивал основной его представитель - А.Дж. Тойнби (1889-1975), который отрицал единую общечеловеческую куль­туру и говорил о нескольких десятках локальных, замкнутых цивилизаций с отрицанием цивилизационного единства в человеческой истории. Каждой цивилизации присущи свои социальные, политические, экономические, культурные, психологические, этнические, религиозные ценности. Основные признаки типологии: религия, формы ее организации и степень удаленности от того места, где данное общество первоначально возникло. Сохрани­лись лишь те цивилизации (египетская, китайская, иранская, сирий­ская, мексиканская, западная, дальневосточная, православная, арабская и др.), которые смогли развить духовное начало во всех видах челове­ческой деятельности, поскольку каждая цивилизация придает устойчивую общ­ность всем государствам, существующим в ее рамках. Эта типология не столько государства, сколько общества. Недостатком является то, что на основе подобного учения о различных автономных цивилизациях можно, в лучшем случае, говорить о разновидностях организации власти и нормативной ре­гуляции в соответствующих локальных цивилизациях, но не­возможнообосновать некую целостную типологию государства и права. Кроме того, в данной типологии и идеологическом учении Тойнби нет како­го-то специального исследования проблем государства и пра­ва, на основе которого в юриспруденции можно наращивать теоретические знания.

Либертарно-юридическая типология (Основной представитель – В.С. Нерсесянц) в своей основе имеет зависимость от определенной теоретико-концептуальной сущности и назначения права и государства. Аргументацией для проведения данной типологии служит следующее объяснение. Типы права и государства - это исторические формообразования и конкретизация определенным образом понимаемой сущности права и государства. В зависимости от определенного понимания права и государства, проводится соответствующая типология. Теоретически значимых типологий может быть столько, сколько теоретически значимых понятий (концепций) права и государства существует. Каждая из концепций, например, происхождения государства и права подразумевает определенный, отличный от другой концепции смысл и сущность, закладываемые в право и государство. Не умаляя значения различных, часто противоречивых теоретических концепций, стоит отметить, что необходимо стремиться к единому пониманию государства и права.

Имея в научном арсенале многообразие существующих концепций можно построить новую логически последовательную и непротиворечивую типологию права и государства, если сама типология будет проводиться в пределах одного и того же понятия права и государства, одной и той же концепции их сущности. Без сущностного единства исследуемой матери вообще нелогично рассматривать какие-либо ее типы, в противном случае каждая типология говорит не о типах одного явления, а об абсолютно разных исследуемых явлениях (материях). Либертарно-юридическая концепция типологии права и государства различает основные исторические формы признания, организации свободы людей, выражающие этапы прогрессивного развития общества. Принципиальное зна­чение имеет критерий, определяющий специфику различных исторических форм признания людей в качестве субъектов права и государства (государственной власти). Основные типы права и государства: этнический, сословный, индивидуальный, гуманитарно-право­вой, унификационный. Они представляют собой исторически сменявшие друг дру­га формы и ступени прогресса в развитии свободы от древности до современности. Основа типологии – прогресс свободы формально закрепленной в обществе.

Этнический тип государства и права.В государствах древнего мира индивид является свободным человеком, субъектом государства и права, но есть ограничения по этническому критерию. Например, афинскими граждана­ми и субъектами афинского права могли быть лишь члены афинских демов (родов), а римскими гражданами и субъектами римского права (юс цивиле), лишь квириты (исконные римляне). Плебеи не имели прав. По своему типу государство и право древности было этническим.Этот исходный тип государства и права выступает в каче­стве первичной формы признания и закрепления факта де­ления людей на свободных и несвободных по этническому основанию. Основное отличие в том, что свобод­ные - это субъекты права и государства, а несвободные (рабы) - это объекты права и государства.

Сословный тип государства и права. Преодоление рабства ведет к становлению в средние века государства и права сословного типа. Свобода здесь носит характер сословных ограничений и привилегий. Прогресс свободы (как основа типологии) отчетливо проявляется в том, что этнический критерий свободы людей уступает место сословному критерию. На этой ступени развития (европейский феодализм) рабов уже нет, в этом смысле все свободны независимо от этнического происхождения, но мера этой свободы различна у представителей разных сословий. Следовательно, объем прав и обязанностей разный, но в зависимости не от этнического признака а от сословного. Причем сословный титул можно купить, приобретая и большие права. Здесь каждый является субъектом права и субъектом государства (в качестве члена определенного сословия), однако внутрисословное равенство людей сочетается с межсословным неравенством, обусловленным различием статусов сословий и их членов.

Индивидуалистический тип государства и права. С преодолением феодализма, сословный строй в Новое время трансформируется в индивидуалистический тип государства и права. В Росси в 1861 г отменили крепостное право, дали свободу крестьянам, но что делать со свободой крестьяне не знали. При этом человек становится субъектом права и государства как самостоятельный политический индивид, как отдельный гражданин, а не как член этнической или сословной группы. Индивидуализация людей в качестве субъектов права и государства происходит в процессе разложения средневекового феодализма, преодоления сословного деления и в результате обособления сфер частно-правовой и публично-правовой жизни, формирования неполитического гражданского общества в его различении с политическим государством.

Гуманитарно-правовой тип государства и права (закона). Современным и распространенным в настоящий период типом права и государства является правовое государство. Такое государство не просто дает свободу всем, но и обеспечивает реализацию своих желаний (образование, квартира, работа, пособия) за счет государства. В правовом государстве важно отметить два его основополагающих начала.

1. Общедозволительное, действующее в отношении граждан, их объединений (допускается всё, кроме прямо запрещенного законом).

2. Общезапретительное, действующее в отношении государственных органов и должностных лиц (запрещено все, кроме прямо разрешенного законом).

Этот тип отношений характерен акцентом на гуманитарно-правовых ценностях и свободах. Каждый человек является и официально признается государством и законом как субъект прирожденных и неотчуждаемых прав и свобод. Эти естественные права и свободы, обладая общеобязательной юридической силой, составляют первичную осно­ву действующего (позитивного) права и формируемого государства. Имеющиеся в рамках данного типа права и государства различия между правами человека (иностранца, лица без гражданства) и правами человека (гражданина), носят характер привилегий, позволяющих осуществлять дополнительные права в рамках конкретного государства (например, выбирать и быть избранным на государственные должности, осуществлять правосудие и др.). Подобные привилегии определяют человека в качестве гражданина данного государства и выражают идею суверенитета. Поэтому, различные государства в своих внешних отношениях выступают как самостоятельные и независимые (суверенные) субъекты устанавливая льготы для граждан и ограничения для иностранцев.

Унификационный тип государства и права. Продолжение прогресса свободы, уже породил но­вый тип государства и права, новую форму признания и возможности осуществления свободы людей нашедшая выражение, например, в стирании правовых различий (прав, обязанностей) между гражданами различных государств. Первым примером на пути к формированию нового типа государства и права, можно признать появление и укрупнение Европейского союза. Унификация проявляется в том, что объем прав и обязанностей граждан соответствующих государств, входящих в Евросоюз приобретает универсальный вид. Например, в Евросоюзе функционируют единая валюта, потребительские стандарты, политика, парламент, законодательство и др. К этому типу государства можно будет отнести и ЕвраЗЭС (Россия, Казахстан, Белоруссия, Киргизия) если у нас будут признаки объединенной государственности.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.