Сделай Сам Свою Работу на 5

Типы понимания права и государства в прошлом





Естественно-правовой тип понимания получилширокое развитие в период буржуазных ре­волюций XVII-XVIII вв. Основными представителями выступают раннебуржуазные мыслители: Т.Гоббс, Г.Гроций, Д.Локк, А.Ради­щев, Ж.-Ж.Руссо. Г.Гроций отмечал, что «право имеет своим источником волю». Основные идеи: 1) право и закон неравнозначны друг другу, помимо законодательства - позитивного права существуют естественные, неотчуждаемые права, принадлежащие человеку от рождения; 2) Происходит смешение юридических и неюридических норм. Мораль, справедливость, равенство составляют ядро права; 3) источник прав находится не в нормативно-правовых актах, а в самой «человеческой природе». Достоинства естественно-правовой теории: прогрессивность идеи (позволила свершить буржуазные революции, пришедшие на смену отжившим феодальным отношениям); объективность - законы могут носить неправовой характер (законы должны соответствовать общечеловеческим ценностям); источник прав - человеческая природа, но не чи­новничий произвол. Недостатки: чрезмерное уменьшение формально-юридических свойств права (отсутствует однозначный критерий законного и про­тивозаконного, ведь понимание справедливости аморфно).



Историческая школа права получила наиболее завершенный вид в конце XVIII - начале XIX вв. в германии. Применительно к праву данная идея учитывала органический подход. Возникновение, развитие и функционирование права рассматривается как естественно-органический процесс историко-эволюционного характера. Право подобно языку, возникает, изменяется и исчезает вместе с конкретным народом. Основные представители: Г.Гуго, К.-Ф.Савиньи (1779-1861), Г.Пухта (1798-1849) отрицали единое на всех право, утверждая, что у каждого народа свое право, основанное на народном духе, национальной практике, исторических обычаях. Характерные черты: 1) право – исторически развивающееся явление, оно не вводится по чьему-либо указа­нию, а возникает и развивается эволюционно, незаметно, как формируется язык, национальная речь; 2) право возникает из правовых обычаев сложившихся правил поведения, влекущих за собой общепринятые юри­дические последствия; 3) отрицание прав человека, ибо в обычаях той сословно-феодальной эпохи не могли найти отражения никакие «есте­ственные» права. Достоинства: справедливо оценены культурно-исто­рические и национальные корни права, необходимость их учета в правотворческом процессе; справедливо подчеркивается естественное развитие права. Недостатки: возникла как идеология отживающего феодального строя, ответная реакция на естественно-правовую доктрину; переоценено значение правовых обычаев ведь они не в силах упорядочивать стремительно развивающиеся экономические отношения.



Нормативистская теория права получила наиболее завершенный вид в XX в. Основные представители: Кант, Штаммлер, Новгородцев, Кельзен. Теория получила свое начало от категорического императива Канта - «поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим правилом поведения». Данную теорию далее развивал Кельзен, противопоставляя право, как «мир должного», «миру сущего», т.е. фактическим обстоятельствам жизни. Возражая против теории естественного права, утверждал, что никакого иного права, кроме опирающегося на авторитет государства нет. Фактически он отождествляет государство и право, право – «совокуп­ность норм абстрактного долженствования», государство – «установившийся правопорядок», сам правопорядок – «система норм». Основные идеи: 1) Право – иерархичная система норм, на самом верху которой находится одна основная, суверенная норма, приня­тая законодателем, низшие нормы черпают свою силу из высших. В основании пирамиды норм находятся решения судов, договоры, предписания администра­ции (Кельзен); 2) Право – совокупность норм абстрактного долженствования, поэтому юридическая наука должна изучать право в абстрагированном, очищенном виде, вне связи с политическими, социально-экономическими и другими явлениями. Достоинства: акцент на нормативности – объективном признаке права; юридическая сила норм зависит от положения в иерархичной системе; проводится связь с формальной определенностью права; государство устанавливает и обеспечивает реализацию основной, наивысшей нормы. Недостатки:акцент на формальных характеристиках права пренебрегает его содержательными характеристиками, что отрицательно сказывается на соответствии права объективным потребностям общественного развития (социально-экономическими, политическими и духовными фак­торами); преувеличено значение государства в установлении эффективных юридических норм, эффективность зависит не только от воли государства.



Марксистская теория права в целом, основывается на материалистической философии и получила наиболее завершенный вид в XIX-XX вв. Основные представи­тели: К.Маркс, Ф.Энгельс, В.Ленин и др. Основные идеи: 1) право - классовое явление, возведенная в закон воля господ­ствующего класса; 2) право - часть надстройки над экономическим базисом общества, обусловленная материальными условиями жизни; 3) классовая воля получает государственно-нормативное вы­ражение. Достоинства: четко выделены критерии правомерного и противоправного; отмечается зависимость права от социально-экономических факторов; подчеркнута тесная связь права и государством. Недостатки: в праве преувеличена роль классовых начал в ущерб об­щечеловеческим; право поставлено в прямую зависимость от материальных факторов, при игнорировании других.

Психологическая теория права получила наиболее завершенный вид в XX в. Представители: Петражицкий, Росс, Рейснер и другие. Основные идеи: 1) психика определяет развитие об­щества, права, государства: 2) право обусловлено правовыми эмоциями людей, представлениями, чув­ствами какого-либо правомочия; 3) все правовые переживания делятся на два вида: эмо­ции позитивного права - установленного государством и интуитивного права - личного, автономного. Подлинным регулятором поведения является интуитивное право и поэтому должно рассматриваться как «действительное». Достоинства: акцент на учете психологических процессов в законодательной деятельности. Любая норма оценивается и воспринимается психически; увеличение значимости правосознания, правовой культуры в правовом регулировании общественных отношений. Недостатки: отсутствуют четкие критерии правомерно­го и неправомерного, законного и незаконного; переоценка психологических факто­ров, недооценка социально-экономических, политических факторов; реально действующее (интуитивное) право абстрагируется от государства и не имеет формально опреде­ленного характера.

Социологическая теория права получила наиболее завершенный вид в XX в. Представители: Эрлих, Жени, Муромцев вы­ступали за «живое право народа», основанное не на законе, а на административном и судебном усмотрении. Представители этого направления, пронизан­ы философией прагматизма, право – это деятельность по его применению. Характерные черты: 1) право и закон неравнозначны друг другу. Закон находится в сфере должного, право - в сфере сущего. Право воплощается не в есте­ственных правах и законах, а в реализации последних. Происходит разделение на формально установленное и фактически осуществленное, идейно задуманное и реально, практически воплощенное. 2) Право обретает жизнь в юридических действиях, правопорядке, реальном поведении субъектов пра­воотношений. 3) большое значение имеет судебная практика. Достоинства: акцент на практическую реализа­цию права, объективирование в общественных отношениях; идея ограничения государствен­ного власти. Недостатки: подмена понятий право и реализация законов, отсутствуют четкие критерии правомерного и неправомерного, ведь реализация тоже может быть законной и противозаконной; опасность подмены «духа закона» «буквой», допустимость произвольного применения закона со стороны судебных органов, должностных лиц.

Рассовая теория, основные представители: А.Гитлер и др., утверждающие, что некоторые расы призваны господствовать, а некоторые подчиняться.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.