Сделай Сам Свою Работу на 5

Характерные черты предмета





Характерные черты предмета теории государства и права: 1) общие закономерности; 2) основные вопросы; 3) общая теория; 4) единство науки.

1. Общие закономерности - наука изучает государственно-правовые явления в их наиболее общем виде не устанавливая приоритетов какому-либо государству. Наука исследует в целом законо­мерности возникновения, развития и функционирования государства и права игнорируя политические или экономические аспекты.

2. Основные вопросы - ряд важных, имеющих общее значение для всех юри­дических наук вопросов, например, основные категории, понятия, определения в юриспруденции, проблемы современного их понимания, характеристика концепций.

3. Общая теория – это обобщающая наука, систематизирующая богатство правовой мысли и опыта по отношению к другим юриди­ческим наукам. Этим определяется ведущая, методологическая роль теории государства и права по отношению к истории, политологии и другим правовым наукам.

4. Единство науки - взаимосвязь государства и права при изучении предмета науки проявляется в том, что они не могут существовать раздельно. Государство и право совместно воздействуют на явления в обществе: экономика, полити­ка, идеология, мораль и др.



а) государство и право возни­кают одновременно вследствие одних и тех же причин;

б) в процессе своего исторического развития тип государства и тип права совпадают, переход от одного типа к другому происходит одновременно;

в) государство и право органически свя­заны и тесно взаимодействуют между собой в процессе функционирования.С одной стороны государство издает правовые нормы и принуждает к их исполнению. С другой стороны право устанавливает полномочия власти государства и компетенцию должностных лиц. Таким образом власть становится законной, а право сильным.

Специфика предмета теории государства и права заключается в изучении государства и права в их тесной взаимосвязи. Учитывая специфику изучаемого предмета, многие мыслители прошлого и настоящего, обоснованно уделяли внимание не только изучению подчеркнутой взаимосвязи государства и права, государственно-правовых явлений, но и познавали их в относительной самостоятельности. Примером могут выступить такие научные направления как психологическая теория права, социологическая теория права, нормативистская теория права, теория целостности государства, теория полицейского государства, теория правового государства и другие, являющиеся философскими, мировоззренческими подходами.



Различные концепции в последнее время объединены в три основных типа правопонимания и понимания государства: легистский, юснатуралистический и либертарно-юридический (см. работы: В.С. Нерсесянца). Некоторые ученые даже предлагают разделить изучение теории государства и права на две самостоятельные научные и учебные дисциплины - теорию государства и теорию права. (См.: Общая теория права: Курс лекций / Под ред. В.К. Бабаева. Н. Новгород, 1993. С. 4-5., Общая теория права: Учебник для юридических вузов / Под общей ред. Л.С. Пиголкина. М„ 1995. С. 4-5.).

Теория государства и права, изучая государственно-пра­вовые явления, опирается на философские знания высо­кого теоретического уровня, так как философия как самостоятельная наука схожа с теорий государства и права в изучении всеобщих свойств и закономерностей, но отличается наивысшей степенью обобщения в познании, например: мира, человека, природы, мышления, общества. Философия позволяет увидеть связи и взаимосвязи явлений общест­венной жизни, познать их суть, раскрывает смысл бытия и человеческой деятельности. Философские катего­рии весьма распространены в теории государства и права: сущность и явление, причина и следствие, содержание и форма, цель и средство, необходимость и случайность, об­щее и частное, материальное и идеальное, абст­рактное и конкретное и др. Указанные парные категории являются отправными, исходными знаниями, которые в теории государства и права конкретизируются применительно к госу­дарственно-правовым явлениям (см. работы: Д.А. Керимова). Ведь сами по себе изолированно от окружающей действительности они не имеют значения и смысловой нагрузки. Поэтому теория государства и права применяет их в первую очередь по отношению к богатому фактическому материалу - истории государства и права, которая выступает источни­ком практической информации первостепенной важности. Таким образом, на стыке философско-теоретических и историко-практических данных изучаемая дисциплина позволяет получить новые знания и усвоить диалектику развития объ­ективных явлений человеческого общества.



На основе категорий – «государство» и «право» формулируются другие понятия, которые кон­кретизируют исходные. Эта особенность обусловлена принципом системности научных знаний и их зависимости между собой. Ведь если отправные точки в понимании категорий (государство и право) не будут четко сформулированы, то есть основания для построения разных систем знаний, возможно и противоположных. Именно первоначальное различие в понимании основных категорий выступает главной причиной для построения типологии правопонимания и понимания государства. Поэтому стоит их зафиксировать в самом начале изучения дисциплины.

Сущность государства – организация политической власти, выражающая чьи-либо интересы.

Сущность права - регулятор общественных отношений, выражающий чьи-либо интересы.

В данных определениях заложена максимально сжатая характеристика, причем формальная и содержательная. Любое понятие в теории государства и права объективно по содержанию, поскольку соответствует окружающей действительности, но субъективно по происхождению, поскольку понятие сформулировано конкретным ученым и выражает внутреннее мнение субъекта познания и его конкретную мировоззренческую позицию. В юридической литературе главное внимание уделяется онтологической стороне понятия - раскрытию его содержания. Юридические понятия формулируются в виде определений, кратко раскрывающих существо правовых явле­ний. Они, несомненно, имеют теоретическое значение для государственно-правовой науки и нема­ловажны для практики. Чем сложнее рассматриваемое государственно-правовое явление, тем с меньшим успехом можно выразить его в кратком определении, выразив все имеющиеся особенности. Определение служит лишь средством описания явления.

 

 

Лекция 2. Методы научного познания государственно-правовых явлений

 

Вопросы:

 

1. Значение методологии для науки

2. Всеобщие методы

3. Общенаучные методы

4. Частнонаучные методы

5. Частноправовые методы

 

Значение методологии для науки

Методология – совокупность способов, приемов, средств и отдельных методов познания с целью выявления нового научно обоснованного знания. Каждому методу характерен свой вариант познания, т.е. как это будет происходить. Термин методология происходит от греческого «метод» - путь и «логос» - наука, вместе означающие научное направление о изучении методов добывания новых знаний (например, в истории есть имя ученого - Френсис Бэкон, который пытался создать специальное научное общество для систематизированной облегченной добычи новых знаний). Методология представляет собой определенное количество используемых методов, которые используются для получения качественно нового знания. Чем шире набор методов по отношению к изучаемому явлению, тем большими возможностями обладает наука для получения и развития объективных данных. Каждому из этих методов присущи свои законы, прин­ципы, категории. Многообразие методов можно разделить на три большие группы (всеобщие, общенаучные, частнонаучные).

Всеобщие методы

Всеобщие (философские) методы – методы, предназначенные для выявления философских, наиболее общих знаний, отражающих исходную мировоззренческую позицию исследователя (ученого, студента и др.) в отношении любого государственно-правового явления. Они включают в себя метафизику и диалектику как самостоятельные направления в познания действительности.

1. Метафизика как научный подход рассматривает государство и право в качестве постоянных и неизменных институтов, тесно не связанных между собой и иными явлениями общественной жизни. Часто используется формальный подход, анализируются уже имеющиеся теории в науке, развиваются до абсолюта, часто граничат с абсурдом. Например, утверждение, что право ценнее государства. Данное утверждение близко к абсурду по причине необеспеченности прав государством (например, права «раздуваются» и отстают от возможностей обеспечения государством или абсолютизация гуманизма в идее правового государства противоречит идее справедливости при отмене смертной казни в правовом государстве).

2. Диалектика раскрывает наиболее общие законы развития объективного мира, изучает их в динамике, во взаи­мосвязи и поступательности движения, совместном развитии противоположностей (их единства и борьбы). Законы диалектики сви­детельствуют о том, что всякое движение есть возникновение, развитие и разрешение противоречий. Диалектическая логика выявляет принципы перехода к новому знанию, исследует образование и развитие теорий. Основными требованиями диалектической логики являются: всесторон­ний охват предмета в мышлении; рассмотрение предмета в его развитии, самодвижении; привлечение всей имеющейся практики для полного определения предмета; утверждение, что абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Нет и абсолютной истины, есть относительная. Например, смягчение/ужесточение санкции возможно лишь при достижении соответствующей ступени развития общества.

Диалектика подразделяется на материализм и идеализм. Материализм акцентирует внимание на факторах материального мира (деньги, вещи, земля и др.), а идеализм связан с духовными, психологическими факторами (осознание идеала, стремление подражать харизме-уникальности).

2.а. Диалектический материализм делится на:

Объективный материализм рассматривает любое государственно-правовое явление в динамике его развития с сопутствующими фундаментальными (неизменными) факторами (социальными – расслоение общества, экономическими - неравенство и др.).

Субъективный материализм рассматривает любое явление во взаимосвязи с сопутствующими нефундаметальными (подвижными) факторами (географическими – место поселения влияет на принятие закона, этническими – модель поведения присущая месту рождения и национальным особенностям.

2.б. Диалектический идеализм делится на:

Объективный идеализм рассматривает любое явление в связи с фундаментальными (неизменными) факторами, божественной силой или высшим разумом. Например, наличие законов обусловлено волей господа.

Субъективный идеализм рассматривает любое явление во взаимосвязи с сопутствующими нефундаметальными (подвижные) факторами - сознание человека, учет его интересов (воли), особенностей психики. Например, право – это всегда результат воли конкретного лица или группы лиц.

Общенаучные методы

Общенаучные – методы, предназначенные для выявления общих знаний о государственно-правовом явлении на отдельном этапе его развития. К ним относятся следующие методы: анализ, синтез, историзм, формально-логический, системно-структурный, функциональный, герменевтический, научной абстракции.

1.Анализ представляет собой разделение исследуемого явления на отдельные части для самостоятельного, более глубокого их изучения в относительной изоляции от целого.

2. Синтез обобщает имеющиеся данные о явлении, представляет собой соединение отдельных частей в единый изучаемый предмет исследования с целью выявления особенностей в их конкретном сочетании и взаимном влиянии. Синтез дополняет анализ и находится с ним в неразрывном единстве.

3. Историзм означает, что изучение государства и права происходит во времени и является эволюционно развивающимся. Исторический метод характеризуется конкретными, фактическими формами изложения материала.

4. Формально-логический означает абстрактность теоретических размышлений при условии сохранения существенных логических связей (неотделимости государства от права).

5. Системно-структурный методоснован на изучении многообразия внутренних связей исследуемого предмета как целостной системы. Особенности: 1) система представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов; 2) она образу­ет единство со средой; 3) как правило, любая исследуемая система представляет собой элемент системы более высокого порядка; 4) эле­менты любой исследуемой системы, в свою очередь, обычно выступают как системы более низкого порядка.

6. Функциональный метод основан на выявлении социального назначения, роли и взаимосвязи функций одних явлений в отношении других и связи между ними.

7. Герменевтический метод означает особую понятийную позицию в отношении рассматриваемого государственно-правового явления с точки зрения существующей на определенный исторический момент логики, показывает какие взгляды соотносились с требованиями определенных социальных, групп, слоев и классов, какие интересы и тенденции развития они выражали, какую позицию занимал автор учения в контексте своей эпохи. Научная абстракция – выделение и изучение самых важных признаков предмета познания, игнорирование второстепенных признаков с целью идеализации предмета познания (изучение в «чистом» виде).

Частнонаучные методы

Частнонаучные – методы, предназначенные для выявления частных знаний о государственно-правовом явлении, с использованием достижений других наук (технических, естественных). К ним относятся следующие методы: конкретно-социологический, статистический, хронологический, кибернетический, моделирования.

1. Конкретно-социологический используется для сбора и обработки фактических, достоверных данных об исследуемом явлении (анкетирование общества, опрос, наблюдение) в целях проведения определенных теоретических обобщений и принятия соот­ветствующих практических решений.

2. Статистический метод используется для получения объективной информации о динамике государственно-правового явления на основании его количественных показателей (присутствующих, повторяющихся, пребывающих, убывающих). Статистические исследования, оперируют цифрами (количеством фактов), которые часто оказываются доказательнее любых слов. Статистический подход особенно распространен при изучении го­сударственно-правовых явлений, отличающихся массовостью и повто­ряемостью, в частности, таких, как формы представительной и непо­средственной демократии, правотворческий и правоприменительный процессы, борьба с преступностью и иными правонарушениями (поэтому, необходимо наличие разного рода архивных данных).

3. Хронологический обозначает изучение явления, его развитие во времени.

4. Кибернетический метод используется для изучения общественного явления на основе системы понятий, законов и технических средств кибернетики.

5. Метод моделирования происходит в процессе изучения государственно-право­вых явлений и институтов на их моделях, т.е. путем мысли­тельного, идеального воспроизведения исследуемых объектов.

Частноправовые методы

Частноправовые – методы, предназначенные для выявления частных знаний о государственно-правовом явлении исключительно юридическими способами. К ним относятся следующие методы: формально-юридический, социально-правового эксперимента, сравнительно-правовой. Формально-юридический метод применяется для выявления юридических признаков, принципов, классификации исследуемого государственно-правового явления. Социально-правовой эксперимент используется для выявления правовых последствий на практической ситуации, позволяющий проверить целесообразность и эффективность проектируемого или действующего, например, нормативно-правового акта в отдельном субъекте России. Сравнительно-правовой метод используется для манипуляций (сравнение, соотношение, противопоставление) государственно-правовых явлений с целью получения знаний о степени их сходства и различия. Не случайно есть убеждение, что истина познается в сравнении.

Стоит особо отметить отношение религиозных теорий к изучению государства и права, в массе своей они отвергают саму возможность познания (агностицизм) и утверждают, что все познать невозможно, вера должна руководить разумом, а не разум рассуждать - чему верить, а чему нет.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.