Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема лекции 12: Историко-эволюционный подход А.Г.Асмолова





Тезисы лекции

Понимание психологии как науки об изменчивости, занимающейся определенным уровнем генерирования, порождения разнообразия как признака эволюции- исходное положение концепции Асмолова. Полисистемность подхода к пониманию человека: как биоэнергетического элемента биосферы, как организма, как индивида в системе вида, как личности в системе общества. Сверхчувственность системных качеств личности. Структурно функциональный и системно-исторический аспект анализа системных качеств. Парадокс системности: личности в мире и мир в личности (в процессе развития личности свертывание пространства общественных отношений в пространство личности). Возможность изучения человека в исторических процессах разного масштаба – биогенезе, антропогенезе, социогенезе, персоногенезе. Принципы историко-эволюционного подхода:

- Эволюция любых развивающихся систем предполагает взаимодействие двух противоборствующих тенденций — тенденции к сохранению и тенденции к изменению данных систем (индивидуальная изменчивость тех или иных элементов системы представляет собой условие для исторической изменяемости системы в целом).



- В любой эволюционирующей системе функционируют избыточные неадаптивные элементы, относительно независимые от регулирующего влияния различных форм контроля и обеспечивающие саморазвитие системы при непредвиденных изменениях условий ее существования.

- Необходимым условием развития различного рода систем является наличие противоречия (конфликта или гармонического взаимодействия) между адаптивными формами активности, направленными на реализацию родовой программы, и проявлениями активности элементов, несущих индивидуальную изменчивость.

Целенаправленная деятельность как универсальная форма существования жизни – системообразующее основание, порождающее в биогенезе – образ мира как пространство биологических смыслов, в социогенезе – образ мира как пространство значений, в персоногенезе – образ мира как пространство личностных смыслов.

Рекомендуемая литература: 2,3

 

Тема лекции 13: Психология личности в психологической антропологии В.И.Слободчикова



Тезисы лекции

Понятие субъективной реальности человека. Личность как реальность для других и особое качество или характеристика человека со стороны его общественных связей и отношений, т.е. взаимосвязей с другими людьми. Индивид и субъект как понятия, означающие различные уровни организации субъективной реальности человека. Проблема личности как образующей нового психологического измерения субъективной реальности человека

Проявление сущности личности в позиции человека, занимаемой во взаимоотношениях с другими людьми, в жизненных целях, в способах их достижения. Личность - особый способ существования человека в составе общества это субъект свободного социального действия, «субъект поступания» (М.М.Бахтин).

Личность как социокультурное образование человека, свободно, самостоятельно и ответственно определяющего свое место в жизни, в обществе, в культуре. Личностное бытие и его характеристики ( муки выбора, риск социального действия, тяготы ответственности за себя и за других).

Пространство личности – пространство поступков как сознательных действий, актов нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя как личность в своем отношении к другому человеку, к себе самому, к обществу и миру в целом. Психологические образования личности, обеспечивающие человеку возможность совершать поступки.

Рекомендуемая литература: 15

Тема лекции 14: Разработка идей самореализации личности в антропопсихологии В.Е.Клочко.

Тезисы лекции

Самореализация личности как предмет психологического познания



Самореализация личности как проявление самоорганизации в психологических системах. Становление многомерного мира человека как сущность онтогенеза. Свободная инициация мыслительной деятельности как проявление самореализации личности. Системная детерминация свободной инициации мышления Психологический гетеростаз и самореализация личности. Трансспектива личности и трансспективный анализ становления личности.

Рекомендуемая литература: 6,7

 

Тема лекции 14: Разработка идей самореализации личности в антропопсихологии В.Е.Клочко.

Тезисы лекции

Инновационный потенциал личности и возможности его развития. Психологические механизмы инновационного поведения

Экспериментальное исследование процесса возникновения инновационного поведения. Эмоционально-установочные комплексы (эмусы) в структуре инновационного поведения. Инновационное поведение как ответ человека на перемены: мир, меняющий человека - человек, меняющий образ жизни и образ мира. Возможности образовательных моделей для становления инновационного потенциала личности. Психолого-образовательное сопровождение становления нновационной личности в условиях профессионального образования

Рекомендуемая литература: 6,7

 

Тема лекции 15: Личностный потенциал как основа изучения личности в подходе Д.А.Леонтьева

Тезисы лекции

Личностный потенциал» – базовое измерение личности. Феноменология личностного потенциала. Личностный потенциал как интегральная характеристика уровня личностной зрелости, проявляющейся в феноменах самодетерминации; как отражение меры преодоления личностью заданных обстоятельств, в конечном счете, преодоления личностью самой себя; как основа способности личности исходить из устойчивых внутренних критериев и ориентиров в своей жизнедеятельности и сохранять стабильность смысловых ориентаций и эффективность деятельности на фоне давлений и изменяющихся внешних условий. Основные идеи, обеспечивающие концепцию личностного потенциала: идеи системного подхода; эволюционизма; гуманитарный взгляд на человека; экзистенциального миропонимания; рефлексивности сознания.

Рекомендуемая литература: 9,34

 

Тема лекции 15: Личностный потенциал как основа изучения личности в подходе Д.А.Леонтьева

Тезисы лекции

Основные положения концепции личностного потенциала:

- В предметную область психологии, в частности, психологии личности, входит особая группа феноменов, относящихся к области «возможного», которые не порождаются причинно-следственными закономерностями.

- Существуют иерархические отношения между сферой необходимого в человеке и сферой возможного.

- Существует возможного, вводит в жизнь человека измерение самодетерминации и автономии, причём, превращение возможности в действительность происходит только через недетерминированный (точнее, самодетерминированный) выбор и решение субъекта.

- Взаимодействие между необходимым, то есть детерминированным, и возможным, то есть самодетерминированным, носит сложный динамический характер.

- Ключевую роль в механизме самодетерминации как произвольного воздействия субъекта на причинно-следственные закономерности, влияющие на его жизнедеятельность, играет сознание.

- Эмпирическим индикатором действия в поле возможного, а не необходимого, служит неспровоцированный выход за задаваемые ситуацией рамки.

- Признание психологической реальности и значимости категории возможного переносит нас из ясного и четко структурированного мира в мир, где господствует неопределенность, и совладание с ее вызовом выступает залогом адаптации и эффективного функционирования.

Рекомендуемая литература: 9,34

 

Тема лекции 16: Психосемантический подход к изучению личности

Тезисы лекции

Отражение проблемы поиска сущности смысла в психосемантике. Изучение личности через анализ ее индивидуального сознания. Возможности операционализации смысловых единиц анализа структуры личности».

Основные достижения психосемантики:

- протекающие в сознании индивида процессы категоризации (в широком смысле включающие функционирование словесных понятий, образов, символов, коммуникативных и ритуальных действий и др.) определяются субъективной значимостью воспринимаемого человеком мира, других людей, самого себя;

- в психосемантике представлен достаточно убедительный вариант генезиса смысла, находит отражение своеобразная интериоризация объективных значений;

- психосемантика создает основу для классификации образуемых смыслов.

Реализция парадигмы «субъектного» подхода к пониманию другого в психосемантикеческих исследованиях личности

Рекомендуемая литература: 11,28

 

Тема лекции 17: Актуальные проблемы современной психологии личности

Тезисы лекции

Психология доверия. Этико-социологический подход к доверию как базовой характеристике общества и личности. Основные положения концепции социального капитала. Вера и доверие в философии и психологии и различия между ними. Коммуникативные корни и детский кризис чувства доверия. Вещные и природные корни чувства доверия. О возможных механизмах доверия. Онтологические функции доверия (функции моделирования целостности бытия; моделирования целостности собственной личности; связи человека с миром в единую систему на основе соответствия, организации транспективы психологического времени). Проблема соответствия доверия к миру и доверия к себе. Доверие к себе как продукт становления личности человека. Психологические особенности личности, доверяющей себе и другому. Культура доверия.

Рекомендуемая литература: 1-3,14,23,24,28,35,36,

 

Тема лекции 17: Актуальные проблемы современной психологии личности

Тезисы лекции

Теологические и философские взгляды на прощение. Прощение как моральный императив в иудаизме и христианстве. Философское понимание контекста уместности дарования прощения. Заблуждения в понимании прощения. Подлинное прощение как нравственный акт, основанный на «агапе», смирении и готовности обиженного признать собственное несовершенство. Психологический анализ прощения. Прощение как источник смысла (В. Франкл); как исцеление (Э. Фромм); как источник и результат "безграничной взаимности" (Ж. Пиаже); как принятие другого (Ю.М.Орлов), как нравственный акт (А.А.Родионова), как феномен межличностного общения и альтернатива конфликтной ситуации(А.С.Чукова).Модель процесса прощения Р.Энрайта: ступени процесса прощения (фазы открытия, действия, результата); ступени принятия прощения (фазы осознания ситуации, принятия решения, действия, результата). Эмпирические исследования прощения и их значение для психологической практики.

Рекомендуемая литература: 2-3,15,

 

Тема лекции 18: Методические приёмы практической психологии личности

Тезисы лекции

Методические принципы практической психологии личности.

Методы описания и понимания психологии человека. Понимание как особый метод познания личности. В качестве конкретных форм понимания или методов описательной психологии выступают интроспекция, самоотчет, включенное наблюдение, эмпатическое слушание, идентификация, беседа как диалог, биографический метод, интуиция, интерпретация внутреннего мира другого человека, герменевтика..

Методы психологической практики. Многообразие видов практик в составе психологической практики как социального института. Основные методы психотерапия, психологическая консультация, психокоррекция, психотренинг, разрешение социальных конфликтов

Рекомендуемая литература: 4,5, 22, 23,30

 

Планы семинарских и практических занятий

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.