Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема лекции 6: Экзистенциональная психология личности





Тезисы лекции

Экзистенциальные понятия в интерпретации личности. Единственная реальность, поддающеаяся изучению, - уникальное человеческое переживание. Саморазвитие личности как активное, субъектное достижение совершенства посредством осуществления взаимосвязанной цепи жизненно важных решений, ответственных выборов. Детерминация личностного. развития выбором определённого будущего. Уникальность личного опыта конкретного человека, несводимость его к общим схемам.

Первичность бытия человека в мире, столкновение с которым порождает у каждого человека базовые экзистенциальные проблемы, стресс и тревогу.Успешное совладание с ними зрелой личности. Психические нарушения как следствие неспособности к совладанию. Четыре основных узла экзистенциальных проблем: 1) проблемы времени, жизни и смерти; 2) проблемы свободы, ответственности и выбора; 3) проблемы общения, любви и одиночества и 4) проблемы смысла и бессмысленности существования. Способы экзистенциальной интерпретации личности. Логотерапия Виктора Франкла, А. Лэнгле Экзистенциальное консультирование и психотерапия в американской экзистенциальной психологии (Р. Мэй, И. Ялом, Дж.Бьюдженталь). Цель экзистенциальной психотерапии -восстановление аутентичности личности (соответствия ее бытия в мире собственной внутренней природе) в опоре на глубинную личностную рефлексиюклиента.



Рекомендуемая литература: 16,17,26,30,33,40

 

Тема лекции 7: Нарративный подход к изучению личности Тезисы лекции

Философия постмодернизма как основание нарративной психолгии. Языковая реальность – единственная реальность бытия человека, её основные характеристики. Положения нарративной психологии (Т. Сарбин, Г. Олпорт, Дж. Бруннер, К. Герген, А. Керби, Ч. Тейлор): смысл человеческого поведения выражается с большей полнотой в повествовании, а не в логических формулах и законах, поскольку понимание человеком текста и понимание им самого себя аналогичны; человек как «истолковывающее себя животное» достигает самопонимания через нарратив или непрерывную самоинтерпретацию, посредством которой выделяет в жизненном потоке определенные моменты, обладающие для него смыслом и оценочным значением. Два подхода в рамках нарративной психологии: представители первого, «социально-конструктивистского», занимают радикальную позицию в вопросе о том, что такое личность и как происходит самопонимание (понятия «личность», «я» не нужны; личность – это «текст», ее понимание подобно пониманию текста); представители второго направления отождествляют самопонимание и самоидентификацию (понимание себя равнозначно осознанию своей социальной принадлежности). Включение обоими подходами теории идентичности в более широкие теории реальности, т.о. для диагностики психологического статуса индивида необходимо учитывать, на какую собственно реальность он ориентируется, в каком социально-культурном контексте существует.



Рекомендуемая литература: 16,18,29,31,32

 

Тема лекции 7: Нарративный подход к изучению личности Тезисы лекции

Сознание человека как своего рода личностное самополагание, организованное по законам художественного текста в социально-конструктивистском подходе. Два модуса сознания по Дж. Брунеру]: нарративный модус самоосмысления (отражает жизненный контекст и уникальный индивидуальный опыт) и парадигматический, или логико-научный, модус (является общечеловеческим – это форма нарратива, выработанная в ходе культурного развития человечества и приспособленная к межличностному общению). Нарративные структуры человеческой личности: «комедия» (победа жизни над смертью отменяет общественные нормы и условности, подавляющие желание), «романс» (идеализирует прошлое и традиции), «трагедия» (показывает поражение героя и его изгнание из социума), «ирония» (подвергает сомнению предыдущие варианты нарративных структур, когда они не справляются с задачей выстраивания жизненных смыслов). Возможность переписать историю своей жизни как методический приём нарративного подхода оказания психологической помощи. Нарратив в методе кейс-стади как средство организации личного опыта, отражающее эмоциональное состояние рассказчика и стимулирующее ответную реакцию слушателя. н на Идеи интертекстуальности (все, что автор узнал до создания своего текста, невольно и неосознанно прорывается в его «творении»), множественной интерпретации и неотделимости текста от контекста, диктующего его оценку - основа анализа нарративов.



Рекомендуемая литература: 16,18,29,31,32

 

Тема лекции 8: Психология личности в исторической психологии

Тезисы лекции

Изучение возникновения, психологического склада а также изменений личности человека в культурно-историческом макровремени, помещающим психику и личность в «связь времен» , в исторической психологии.

Активная роль человека в историческом процессе, представление о человеке как об историческом деятеле — как носителе творческого, созидающего историческую ситуацию начала. Антропоцентристский и гуманитарный подход к истории: человек является главным действующим лицом в истории, и для адекватного понимания исторического процесса следует изучать психологию человека, с другой стороны — социальные, политические, экономические и культурные особенности исторического периода являются факторами, влияющими на процесс формирования личности.

Поведение личности как субъекта исторического процесса в конкретно-исторической ситуации в значительной степени обусловлено предшествующим опытом, историей взаимодействия человека и общества, историей жизни субъекта. В.М. Бехтерев - «закон общественной наследственности», который связывает настоящую деятельность с прошлым опытом, переданным через воспитание и традиции.

Представление об истории как о результате исторических действий героев и масс, представление о психической деятельности человека как об определяющем факторе общественного развития

Рекомендуемая литература: 3,5,37

Тема лекции 8: Психология личности в исторической психологии

Тезисы лекции

Предпосылки возникновения личности в историческом процессе

История средних веков как время полрождения сложных процессов индивидуализации образа жизни и повышения ценности человека. Последовательность этапов "открытия индивидуальности"от восприятия нерасчлененного индивида в заданной ситуации к дифференциации его психологических качеств, которые затем интегрируются в единый внутренне последовательный образ, сохраняющий свою структуру независимо от влияния обстоятельств.

Постепенное развитии в позднем средневековье чувства индивидуальности и повышении ценности человека как личности.

Необходимость самостоятельно принимать решения в многообразных меняющихся ситуациях, начиная с эпохи возрождения, - условие появления человека с развитым самосознанием и сильным "Я", одновременно устойчивым и гибким. Дифференциация социального и жилого пространства как сопряженные условие бытовой и социальной автономизации человека и развития личностного начала. Развитие личности в эпоху капитализма. Тенденции исторического развития личности в 20 столетии.

Рекомендуемая литература: 4,5,7,11,13,19,20,21,22,27,33

 

Тема лекции 9: Развитие идей о психологии личности С.Л.Рубинштейна представителями его школы

Тезисы лекции

Витальная онтология – характеристика бытия человека в мире. Личность как богатство и разнообразие внутренних условий, опосредующих воздействие внешнего. Зависимость психических процессов от индивидуально-психологических особенностей личности и её общего развития. Психические процессы как функции личности. Формирование психических свойств личности в ходе деятельности. Принцип единства сознания и деятельности. Принцип творческой самодеятельности субъекта. Направленность личности. Способности личности. Характер личности. Жизненный путь личности. Идеи активности субъекта в работах учеников школы Рубинштейна.

Рекомендуемая литература: 1,4,12,13,22,24,28

 

Тема лекции 10: Личность в теории деятельности А.Н.Леонтьева

Тезисы лекции

Предметная деятельность субъекта - исходная единица психологического анализа личности. Соотношение понятий личность-индивид. Личность как совокупность иерархических отношений деятельностей, как внутренний «момент» деятельности. Иерархия мотивов - условие возникновеня иерархических отношений деятельностей. Потребности, мотивы, эмоции, личностные смыслы и их роль в возникновении и развитии личности. Структура личности как относительно устойчивая конфигурация главных, внутри себя иерархизованных, мотивационных линий, внутренние отношения которых образуют общий «психологический» профиль личности. Три основных параметра личности: широта связей человека с миром (посредством его деятельностей); степень иерархизованности этих связей, преобразованных в иерархию смыслообразующих мотивов (мотивов-целей); общая структура этих связей.

Рекомендуемая литература: 2,3,8,12,22

 

Тема лекции 11: Мультисубъектная теория личности В.А.Петровского

Тезисы лекции

Способность человека подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные с точки зрения основной задачи, преодолевая внешние и внутренние ограничения деятельности. Притягательность действий с непредрешенным исходом как мотивация надситуативной активности. Осознание риска деятельности как условие усиления мотивации. Собственная динамика деятельности как основа подобных актов: образование фонда новых возможностей («могу»), выступающих источником новых побуждений к действию («хочу»). Избыточность личности в своих проявлениях, действующей над порогом ситуативной необходимости. Неадаптивность личности. Формы «надситуативности»: «влечение к краю» (тенденция индивидов действовать вблизи пространственного маркера границы), «бескорыстный риск», превращение нетворческой деятельности в творческую, непрагматический отказ от подсказок, «презумпция существования решения» и т. д. Сценарные решения, ограничивающие возможности «надситуативного» поведения . «Активная неадаптивность» в явлениях творчества, познавательной (интеллектуальной) активности, «бескорыстного» риска, сверхнормативной активности. Надситуативная активность как ядро одаренности личности, независимо от сферы проявления одаренности .

Рекомендуемая литература: 2,3,11

 

Тема лекции 11: Мультисубъектная теория личности В.А.Петровского

Тезисы лекции

Персонализация как: а) процесс, в ходе которого происходит существенное изменение в системе личностных смыслов и поведенческой активности человека в связи с «идеальной», внеактуальной представленностью в его сознании образа другого субъекта; б) сам факт «идеальной» представленности в сознании человека образа «значимого другого»; в) одна из возможных ипостасей — метаиндивидная — существования личности за счет «идеальной» ее представленности в сознании других людей, что обусловливает специфику их эмоциональной и когнитивной сфер и поведенческой активности. своеобразное единство трех ипостасей существования собственно личности и личностности: 1) как относительно устойчивой совокупности интраиндивидных качеств (симптомокомплексы психических свойств, образующие ее индивидуальность, мотивы, направленности личности, структура характера личности, особенности темперамента, способности); 2) как включенности индивида в пространство межиндивидных связей, где взаимоотношения и взаимодействия, возникающие в группе могут трактоваться как носители личности их участников; 3) как «идеальной» представленности индивида в жизнедеятельности других людей, в том числе за пределами их актуального взаимодействия, как результата активно осуществляемых человеком смысловых преобразований интеллектуальной и аффективно-потребностной сфер личности других людей. Потребность «быть личностью» - быть в максимально возможной степени «идеально» представленным в сознании других людей, прежде всего и более всего, теми своими особенностями, гранями индивидуальности, которые он сам ценит в себе.

Рекомендуемая литература: 2,3,11

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.