Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема лекции 1: Введение: Судьба личности в современном обществе

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ – SYLLABUS.

1 Типовая учебная программа дисциплины (приложение 1)

 

Рабочая учебная программа дневного отделения

 

Срок обучения Курс Семестр Кредиты Лекции Семинар СРСП СРС Всего Форма контроля
экзамен

 

№№ Наименование темы Лекции Семинарские СРСП СРС
Тема 1. Введение: Судьба личности в современном обществе      
Тема 2. Становления психологии личности в зарубежной и советской психологии первой половины ХХ столетия    
Тема 3. Психоаналитические теории второй половины ХХ столетия  
Тема 4. Современные взгляды на личность в когнитивной психологии    
Тема 5. Личность в гуманистической психологии    
Тема 6. Экзистенциональная психология личности
Тема 7. Нарративный подход к изучению личности  
Тема 8. Психология личности в исторической психологии    
Тема 9. Личность в теории деятельности А.Н.Леонтьева      
Тема 10. Развитие идей о психологии личности С.Л.Рубинштейна представителями его школы      
Тема 11. Мультисубъектная теория личности В.А.Петровского  
Тема 12. Историко-эволюционный подход А.Г.Асмолова      
13. Тема 13. Психология личности в психологической антропологии В.И.Слободчикова    
  Тема 14 Концепция самореализации личности в антропопсихологии В.Е.Клочко.  
Тема 15 Личностный потенциал как основа изучения личности в подходе Д.А.Леонтьева  
Тема 16. Психосемантический подход к изучению личности    
Тема 17. Актуальные проблемы современной психологии личности
Методические приёмы практическокй психологии личности  
  Всего (часов)

 

23. Программа обучения по дисциплине (SYLLABUS)



Данные о преподавателях

Блок Ольга Григорьевна – старший проеплдаватель кафедры психологии (лекции, семинары, СРСП); р/т 77-03-59, olga_block@rambler.ru

Пререквизиты

Дисциплины, которые следует изучить перед овладением материалами данного курса для специальности 5В050300 – «Психология»:

- очная форма: «Философия», «Социология», «Общая психология», «Психология личности» «Возрастная и социальная психология», «Антропология», «Медицинская психология», «Дифференциальная психология».

 

Постреквизиты

Овладение материалом курса «Современные теории личности» для специальности 5В050300 – «Психология» очной формы обучения обеспечивает прохождение педагогической и производственной практик, подготовку дипломной работы.

 

3.4 Краткое описание дисциплины:

Цель курса: Целью преподавания курса является развитие психологического мышления студентов на основе изучения и усвоения ими знаний современных теорий личности, формирование умений и навыков системного анализа психологических явлений в процессе семинарских и практических занятий.

Задачи курса:

1.Провести анализ классических и современных теорий личности.

2. Научно доказать существование исторической преемственности в постановке и решении основных вопросов психологии личности, подчеркнув специфику их разработки на современном уровне научного знания

 

 

4. График выполнения и сдачи заданий по дисциплине

 

Виды работы Цель и содержание задания Ссылка на список рекомендованной литературы Форма контроля (согласно-рейтинг шкале) Баллы (согласно рейтинг-шкале) Форма отчетности Сроки сдачи
Экзистенциальное эссе Развитие рефлексии экзистенциальных аспектов жизни личности. п.5 -8,9,10,11 Текущий контроль 50-100 Письменно 4 неделя
Схема экстернализирующей беседы Освоение приёмов работы с нарративом п.5 -12,13,14 Текущий контроль 50-100 Письменно 7 неделя
Доклад Освоение концептуальных полжений теории А.В.Петровского п.5 -1,2,6,7 Текущий контроль 50-100 Письменно 10 неделя
Доклад Анализ теоретических и практических аспектов актуальных проблем психологии личности п.5 -1,2,3,6,7 Текущий контроль 50-100 Письменно 12 неделя
За активную работу на учебных занятиях Выполнение заданий по учебному курсу п.5 -1,2,3,6,7 Текущий контроль 50-100 Устно 15 неделя

 

5. Карта учебно-методической обеспеченности дисциплины

№№ п/п Наименование, учебников, пособий, используемые по курсу Кол-во учебников, пособий в Научной библиотеке КарГУ
1. Основная литература*
Абульханова К. А. Психология познания и сознания личности. - Москва-Воронеж, 2004.- 224 с.
Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. – М.: Cмысл, ИЦ Академия, 2002
Асмолов А.Г. Психология личности: Культурно-историческое понимание развития человека. М.: Cмысл, ИЦ Академия, 2007.
Брушлинский А.В. О критериях субъекта // Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А.В. Брушлинского. М., 2002. С. 9-34.
Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. - М.: Мысль, 1984.
Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд. - Томск, 1999, 154 с.
Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Психология инновационного поведения. – Томск, 2009. – 240 с.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М.: Политиздат, 1975.
Леонтьев Д.А. Личностный потенциал: структура и диагностика. М.: Смысл, 2011.
Петренко В.Ф. Основы психосемантики. СПб.,2005
Петровский В.А. Личность в психологии. Р.-н.Д., 1996
Психология личности в трудах отечественных психологов.- СПб.: Изд-во “Питер”, 2000.-480 с.
Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М., 1973.
Скрипкина Т.П. Психология доверия. - М.: Академия, 2000. - 264 с.
Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основывы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности. М.: Школа-пресс, 1995. -384 с.
Смит Н. Современные системы психологии. История. Постулаты. Практика., СПб.; М., 2003
Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990
Фридман Дж., Комбс Дж. Конструирование иных реальностей: истории и рассказы как терапия. М., "Класс", 2001
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб: Питер, 1997.
Энрайт Р. Духовное развитие прощения. М.,1991
Энциклопедия глубинной психологии. Т. 3. М Когито-Центр, 2002. С. 1-54. С. 55-83.. С. 84-124. С.125-177.
2. Дополнительная литература**
Аверин В.А. Психология личности. – СПб., 1999.
Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: Методологические проблемы неклассической психологии. М.:Смысл, 2002, 480 с.
Зинченко В.П. Психология доверия. - Самара: Издательство СИОКПП, 2001. — 104 с.,
Зинченко В.П., Моргунов Е.Б.Человек развивающийся. Очерки российской психолгии. –М.,1994. – 304
Леонтьев Д.А. Психология смысла. М.: Смысл, 1999; 2003. С.152-160, 252- 270.
Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл,1999. 425 с
Психология личности. Учебное пособие / под ред. проф. П. Н. Ермакова, проф. В. А. Лабунской. — М.: Эксмо, 2007
Уайт М. Карты нарративной практики. Введение внарративную психотерапию. – М.,2010
Фрейджер Р, Фейдимен Дж: Личность: теории, эксперименты, упражнения.- СПб, 2002.
Bruner, Jerome S.Making Stories: Law, Literature, Life.New York, 2002.
2.1 Список периодических изданий
Калмыкова Е.С, Мергенталер Э. Нарратив в психотерапии: рассказы пациентов о личной истории. // Психологический журнал, 1998. №5, №6.
Ким А.М. Духовность и экзистенциальные стили индивидуальности // Вестник КазГУ. – 1999. - № 8-9. – С.156-162
Леонтьев Д.А. Новые ориентиры понимания личности в психологии: от необходимого к возможному// Вопр.психол.,2011. №1. С. 3-27
Чукова А.С., Гриценко В.В. Теоретические основы исследования прощения как феномена межличностного общения // Психол. журнал. –2011. –No 5. –Том 32. –С. 16 –22.
Уколова Е.М., Шумский Е.Б. Обращение к совести как момент отношения личности к себе// Мир психологии. 2011. № 4. С.. 100-111.
2.2 Список источников на электронных носителях
Асмолов А.Г. Психология личности: М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367 с.
Блюм Г. Психоаналитические теории личности. М.: "КСП", 1996
Мельник С. Н.. Психология личности. Владивосток -2004. - Электронный учебник
Первин Л., Джон О. Психология личности: теория и исследования. М.: Аспект пресс, 2001. 607 с.
2.3 Интернет источники
  http://psy-lit.livejournal.com
  http://www.koob.ru
  http://ihtik.lib.ru/
  http://www.docme.ru/doc/
  www.library.ru
       

 

Лекционный комплекс (тезисы лекций)

Тема лекции 1: Введение: Судьба личности в современном обществе

Тезисы лекции

Амбивалентность ситуации развития личности в современном технологическом обществе: с одной стороны - материальные возможности для практически неограниченного развития личности, с другой стороны - тотальное наступление на личность. Дегуманизация системы воспитания и обучения людей (формализм в воспитании, заброшенность детей, ориентация на воспитания исполнителей). Стандартизация жизни: доминирование ценностей потребления, превращающие личность в потребителя материальных и духовных товаров, нивелирующие личность, стирающие индивидуальность до уровня доминирования примитивных массовых стереотипов поведения и мышления. Урбанизация как условие выхолащивания, умерщвления личных человеческих отношений между людьми, ведущее к массовому обезличиванию и взаимному отчуждению людей друг от друга. Бюрократизация общественной жизни, отчуждения народа от власти, истребление бюрократическим аппаратом личное проявление человека. Массовая культура, пришедшая в мир вместе со средствами массовой информации, так же является одним из мощнейших и эффективных средств нивелирования, усреднения, подавления личности, индивидуальности. Дегуманизация современной науки и техники, превращающихся более в самоцель, в условиях которой человек рассматривается как средство, происходит утрата нравственных ориентиров и ограничений, (генная инженерия, кибернетизация, зомбирование, средства массового поражения и т.п.).

Ценность изучения психологии личности Возможности персонологии восстановить скрытое, проблемное единство индивида с общностью через систему теоретических исследований и психологического воздействия.

Рекоменуемая литература: 1-3,7,9,15

 

Тема лекции 2: Становления психологии личности в зарубежной и советской психологии первой половины ХХ столетия

Тезисы лекции

Первый, классический этап построения психологии личности конца XIX - начала XX в. Появление идеи личности. Превращение человека в личность как идеальная модель, как социально желаемый итог развития. Основные понятия «личностного» в философии: «целостность», «гармоничность», «свобода», «всесторонность развития», «субъект», «субъект воления», «свобода воли», «оригинальность», «суверенность», «гуманность», «идеальная личность», «индивидуальность» и пр. Предметоцентризм как основная методологическая установка научных поисков в психологии личности. Предметные области психологического анализа: «сознание», «воля», «душа», «потребность», «активность», «темперамент», «характер», «нравственное поведение», «способности», «идеалы», «мотивы», «установки», «настроения», «нравственные чувства», «переживания».

Второй, неклассический этап изучения личности как явления, находящегося во взаимной связи с другими аспектами психического (внутреннего) и не психического (внешнего – биологического, социального). Конституциональные теории личности. Конечная детерминация личностного бессознательным психическим инстинктоидной природы в психоанализе З.Фрейда, К.Юга, А.Адлера. Личность как набор поведенческих шаблонов в радикальном бихевиоризме Скиннера. Принцип редукции напряжения как основа психологического понимания личности. Доминирование структурных и гомеостатических моделей личности Идея диспозициональной природы личности в персонологии Мюррея, факторных теориях личности Р.Кеттела, Г.Айзенка, Дж.Гилфорда.

Рекомендуемая литература: 25,28

 

Тема лекции 2: Становления психологии личности в зарубежной и советской психологии первой половины ХХ столетия

Тезисы лекции

Проявления предметоцентризма 19-20 в.в. в российской психологии. Подход Бехтерева. Переходная концепция Лазурского.

Реализация положения о социальной сущности индивида в советских неклассических психологических теориях личности. Идея активности субъекта - основополагающая методологическая установка исследований в области психологии личности (исследования П.П. Блонского, М.Я. Басова). Дифференцированная концепция биологической активности как общего свойства любого животного организма, в том числе и человека (П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн) - основа исследований проблематики личности. Изучение личности как ее индивидуальных различий в работах Б.М. Теплова и его школы (В.Д. Небылицына, Н.С. Лейтеса, B.C. Мерлина). Проработка в рамках школы Б.М. Теплова значимой для психологии личности идеи направленности личности, которая обнаруживает себя в склонностях к определенной деятельности.

Личность в психологи значимых отношений Мясищева. Комплексный подход к решению психологических вопросов человекознания Б.Г Ананьева, дифференциация понятий «индивид», «личность», «субъект деятельности», разработка положения о развивитии свойств личности на всем протяжении жизненного пути как основы его биографии. Развитие биографического метода в психологии личности (Н.Я.Логинова)

Рекомендуемая литература: 25,28

 

Тема лекции 3: Психоаналитические теории второй половины ХХ столетия

Тезисы лекции

Основные направления современного психоанализа: эго-психология (Х. Гартманн, А. Фрейд, Э. Эриксон), психология объектных отношений Вклад в понимание развития личности у М.Клейн. Переход от психологии инстинктов к психологии смыслов. Концепция бессознательной фантазии. Неотделимость объекта от влечения, врождённый характер объектов. Метапсихологические последствия замены инстинкта как основной мотивационной единицы бессознательной фантазией. Проекция, интроекция, проективная идентификация как бессознательные фантазии. Представление о позиции как способе организации опыта взаимодействия с объектами. Вклад в развитие психоанализа и внутренние противоречия теории М.Клейн. У. Фернберн – отказ от теорий либидо и психосексуального развития З. Фрейда. Критика инстинкта как мотивационной единицы и психики как замкнутой единицы, стремящейся к редукции напряжения. Поиск объекта как первичная цель влечения. Единство структуры и влечения, отказ от разделения на Я, как организованную структуру действий и Оно, как резервуар энергии. Теория развития как естественно разворачивающаяся последовательность интерперсональных отношений.

Рекомендуемая литература: 16,19,21,30,38,39,40

Тема лекции 3: Психоаналитические теории второй половины ХХ столетия

Тезисы лекции

Дж. Боулби – теория привязанности. Д. Винникотт - процесс формирования самости. Роль матери в раннем развитии младенца. Первичная материнская озабоченность. Холдинг и контейнирование, их роль в психическом развитии. Преждевременная фрустрация и формирование ложного Я. Переходные феномены. М. Балинт – критика концепции первичного нарциссизма. Представление о первичном дефиците. В.Бион: Роль коммуникация между матерью и младенцем, проективная идентификация и развитие мышления. Перенос и сопротивление. Типичные проявления реакций переноса, основные элементы переноса, классификации переноса. Сопротивление и его клинические проявления. Классификации сопротивления. Психологические механизмы и методы их диагностики.

Рекомендуемая литература: 16,19,21,30,38,39,40

 

Тема лекции 4: Современные взгляды на личность в когнитивной психологии

Тезисы лекции

Теория личных конструктов Дж. Келли. Понятие конструкта. Система иерархически организованных конструктов для интерпретации и антиципации событий. Биполярность, диапазон применимости и индивидуальность конструктов. Развитие системы конструктов. Общности и социальность системы конструктов людей как условие, облегчающее коммуникацию и взаимопонимания между ними. Терапия фиксированных рлей. Тест репертуарных решеток.

Рекомендуемая литература: 16,19,30,39

 

Тема лекции 4: Современные взгляды на личность в когнитивной психологии

Тезисы лекции

Когнитивно-аффективная теория У. Мишела. Роль когнитивных факторов (ожидания, субъективные предпочтения, ценности, стремления и личные стандарты) в формировании черт личности. Смещение «фокуса» анализа на оценку того, что делает человек — действительно или мысленно — по отношению к психологической ситуации. Взаимозависимость личности и ситуации — поведение человека отчасти создает ситуации, в которые он попадает, а ситуации влияют на поведение людей. Парадокс последовательности и теориия последовательности и непоследовательности в поведении личности, концепция когнитивно-аффективной системы, исследование отсрочки удовлетворения.

Рекомендуемая литература: 6,19,30,39

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.