Управление деятельностью фирмой.
Управление – один из важнейших факторов функционирования фирм в условиях рыночной экономики.
Управление фирмой (менеджмент) – профессиональная деятельность на достижение намеченных целей путем рационального использования материальных трудовых ресурсов фирмы.
Формы, методы и структура органов управления конкретной фирмой зависят от ее масштаба и профиля. Мы рассмотрим общие черты в управлении любой фирмой.
Субъектами управления являются менеджеры (управляющие). Объектом управления является хозяйственная деятельность фирмы в целом, и ее основные элементы: трудовой коллектив, работники, факторы производства, природные ресурсы, научно-технический и информационный потенциал. Между субъектом и объектом существует прямая и обратная связь. Например, если менеджер определяет пропорциональную зависимость между результатами труда и величиной оплаты (прямая связь), работник стремится более эффективно работать (обратная связь).
Хозяйственная деятельность фирмы:
а) в любой отрасли экономики;
б) в любой сфере деятельности фирмы: НИОКР, производство, сбыт, финансы, если она направлена на получение прибыли как конечного результата.
На основе анализа потенциальных возможностей фирмы и внешней предпринимательской среды управляющие определяют общие и специфические цели фирмы (структура возможных целей дана во 2-ом вопросе темы). Например, общая цель – увеличение прибыли, специфическая цель – внедрение новых технологий, выход на новые сегменты рынка.
Управление фирмой предполагает взаимосвязь трех стадий:
Стратегическое управление.
Стратегия – совокупность главных целей и основных способов достижения данных целей. Стратегическое управление выражается в:
- определении целей менеджмента;
- прогнозировании как предвидение результатов развития, совершающегося под воздействием существующих факторов;
- перспективном планировании.
Стратегическое управление осуществляется руководством фирмы. Оно требует масштабного охвата действий менеджеров и долгосрочного периода (10 – 25 лет).
Оперативное управление.
Оперативное управление – деятельность по реализации стратегических целей.
Контроль.
Контроль – анализ достигнутых результатов (обратная связь), выступает как исходный пункт нового цикла управления.
Осуществляя управление деятельностью фирмы менеджеры могут использовать следующие методы: иерархические методы; экономические методы; социально – психологические методы.
· Директивные методы управления (иерархические методы): субъект управления одновременно является и объектом управления со стороны субъектов более высокого уровня. Логика такого вида управления выражена фразой “приказ начальника – закон для подчиненного”. Например, при устройстве на работу, определяется перечень функций, которые работник должен выполнять, определяются границы рабочего дня и т. д.
· Экономические методы – методы управления, способствующие появлению экономической заинтересованности в выполнении работниками поручений.
· Социально-психологические методы – методы убеждения, морального и нравственного воздействия на психологию людей. Менеджмент рассматривается как обеспечение выполнения работы с помощью других лиц. А. Маслоу отмечал, что мотивами поступков людей могут быть различные потребности (высшие), которые не могут быть удовлетворены в денежном выражении.
Управленческая деятельность основывается на данных бухгалтерского учета. Бухгалтер фиксирует состояние и движение материальных и денежных средств, доходы и расходы, заносит характеризующие их показатели на определенные счета в бухгалтерских книгах. Использование этих данных позволяет менеджерам объективно оценивать ситуацию.
Организация управления на уровне фирмы прошла три этапа:
1. Отделение управленческих функций от собственности и превращение управленческой деятельности в профессию.
2. Появление, начиная с 20-х годов, административно-командных организаций с вертикальной подчиненностью и высоким уровнем централизации. В данный период широко применяется линейная система управления: прямое подчинение нижестоящих органов строго определенным вышестоящим. Сложившаяся система управления не заинтересовывала работников в эффективной деятельности, не создавала условий для морального удовлетворения результатами труда. В этот период времени все больше фирм стало осознавать неизбежность конфликтов между работниками и администрацией, возникала необходимость совершенствования системы управления.
3. Переход к организациям с преобладанием горизонтальных структур и связей, базирующихся на широком использовании информационных технологий, специальных знаний и системных методов принятия решений.
Для третьего этапа первоначально была характерна функциональная система управления: управление отдельными функциями, при котором высшее звено руководит всеми или частью низовых звеньев в пределах конкретной функции. Например, управление сбытом товара.
В современных условиях более широко используется проектная и матричная системы управления:
· Проектная система управления – создание команды для разработки и реализации какого-либо проекта, куда входят работники разных квалификаций, объединенных на условиях неформальных связей. Под проект выделяются ресурсы. После завершения проекта все возвращаются в свои подразделения. Проектная система управления формируется на функциональной основе, но не заменяет, а сочетается с ней. Пример: разработки нового товара объединяет работников отдела сбыта, проектного, рекламы, сервисного обслуживания
· Матричная система управления формируется как синтез функциональной и проектной системы управления, т.е. члены проектной команды подчиняются руководителю проекта и руководителю функционального отдела. Например, разработка японской фирмой модели автомобиля с учетом реализации его на различных рынках: европейском, российском, американском (сочетание товара и рынка).
Управление современных фирм основывается на использовании следующих основных концепций:
1. Формирование партнерских отношений между предпринимателями и работниками предприятия: обеспечивало заинтересованность работников в успешной деятельности фирмы; улучшение трудовых отношений, сокращение текучести кадров, прогулов и забастовок, улучшение климата в производственном звене; государственная поддержка в форме издания законов об участии работника в управлении, социальных фондов выкупа акций работниками, налоговые льготы фирмам, практикующим партнерские отношения.
Например, законодательство об обязательном участии рабочих в Советах директоров компаний с правом голоса принято первоначально в Германии (в 1951 г.), Швеции, Австрии, Дании, Голландии, Люксембурге. В Германии в фирмах угольной, сталелитейной отраслей промышленности 50% мест в Советах директоров было предоставлено представителям рабочих, которые получили право назначать нейтрального члена Наблюдательного Совета.
2. Концепция внутренних рынков корпораций: перенесение закономерностей и принципов рыночного хозяйства во внутреннюю деятельность компаний. В результате подразделения превращаются в автономные предпринимательского типа звенья, которые, покупая товары и услуги как внутри фирмы, так и вне ее, объединяются лишь едиными информационными сетями и финансовыми системами.
3. Концепция развития сетевых организаций: внедрение принципов децентрализации, так называемых “безграничных предприятий”. В результате размывания границ между предприятиями исчезает традиционное размежевание между внутренними и внешними участниками организаций, собственными и чужими ресурсами. Создаваемые сетевые структуры охватывают все отрасли и функциональные области – от научных исследований и сети субпоставщиков в сфере производства до франчайзинговой сети в сфере сбыта.
Франчайзинг – лицензия, выдаваемая производителю, сбытовику, которая позволяет производить или продавать данный товар в определенном районе в течении определенного периода.
Подобное “развязывание ресурсов” выражается прежде всего в заключении лизинговых договоров (предусматривающих разделение прав владения и пользования) и отходе от традиционных отношений в сфере занятости.
Лизинг – аренда с отчуждением прав на срок аренды.
Последние преобразуются в трудовые отношения с высокой долей в оплате компенсаций, зависящих от успеха выполняемых работ, и могут устанавливаться на основе срочных трудовых договоров, частичной занятости, договоров о взаимном предоставлении предприятиями персонала. Кроме того, благодаря возможности работы на дому с использованием телетехники и телекооперации (“виртуальные предприятия”) отпадает необходимость пространственного сосредоточения участников единого процесса труда. Такого рода “развязывание ресурсов” иногда характеризуют как “виртуализацию”.
4. “Даунсайзинг”– стратегия сокращения персонала, изменения его организационной структурыи производственного процесса, причем исключающая падение производства, доли на рынке и дохода. Это вариант потогонной системы, прежде всего для “белых воротничков”.
5. Реинжиниринг – новый способ мышления – взгляд на построение компаний как на инженерную деятельность. Задача реинжиниринга – на базе исчерпывающего анализа существующего бизнеса попытаться найти совершенно новый способ для лучшего обслуживания своих клиентов.
В современных фирмах сложились две противоположные модели управления:японская и американская.
Американская модель управления фирмой
| Японская модель управления фирмой
| 1. В деятельности менеджера основным считается умение предвидеть изменения.
2. Границы между подразделениями уменьшаются. Создаются рабочие группы, за которыми закреплены функции не только производства, но и контроля за качеством, соблюдение техники безопасности.
3. Создание выборных советов в целях вовлечения рядовых работников в процесс управления.
4. Общими критериями отбора кадров являются образование, практический опыт, психологическая совместимость, умение работать в коллективе.
5. Гибкая система труда.
6. Объединение инженеров, ученых в сквозные производственные коллективы – проектно-целевые группы.
7. Условия оплаты работников не оглашаются, построены на основе индивидуального соглашения.
| 1. Определяющее место в работе менеджера – контроль и управление в цехе, на производственном участке.
2. Инженерно-технические работники формируются из числа квалифицированных рабочих.
3. Разработка нового товара – это способ научить мыслить работника.
4. Создаются организационно-управленческие структуры, основным принципом которых является приоритет коллективного начала над индивидуальным, принцип равенства, независимо от занимаемой должности и реализация любой инициативы работников.
5. Система пожизненного найма на длительный срок (до 55-60 лет). Охватывает 30% работников, занятых в крупных фирмах.
6. Участие работников в профсоюзах, которые создаются на фирме (а не в отраслях, как в США).
7. Переплетение интересов работника и фирмы, предоставление дополнительных благ в обмен на преданность фирме. Повышение оплаты труда зависит от выслуги лет.
|
Выводы.
Управление – профессиональная деятельность, направленная на эффективное использование ресурсов. Управление – постоянно изменяющаяся система взаимоотношений, его эволюция осуществлялась от административно-командной системы управления до децентрализованной. Современные фирмы используют концепции внутренних рынков, интрапренерства, реинжиниринга и т. д. Сложившиеся системы управления фирмой органически сочетают общие закономерности и специфические особенности, характерные для страны и фирмы.
Вопросы для самоконтроля.
1. Каковы основные методы управления, каковы границы их применения?
2. Дайте характеристику сложившимся системам управления фирмой.
3. В чем особенности американской и японской модели управления?
Основные выводы по теме “Предпринимательство как способ функционирования рыночной экономики”
Предпринимательство - это деятельность, основой которой является инновация. Предпринимательский процесс состоит из четырех стадий: поиск новых идей, составление бизнес-планов, поиск необходимых ресурсов, управление фирмой. Формой организации предпринимательства является фирма. Целями фирмы являются не только максимизация прибыли и снижение издержек, но и социальные цели. В переходной экономике развитие предпринимательства сопровождается большим количеством проблем, относящихся, в основном, к внешней среде: недостаточно эффективное государственное регулирование экономики, политическая нестабильность .Их решение создаст оптимальные условия для осуществления предпринимательской деятельности. “Разумная практическая помощь людям в открытии собственных бизнесов и создании благоприятной обстановки в их деятельности - это наилучший путь к осуществлению равенства возможностей,…к повышению продуктивности и приемлемости системы в целом. Практически всегда существует сильная взаимосвязь между числом вновь открывающихся мелких бизнесов и экономическим здоровьем общества”.
Джонсон П. Сделать капитализм моральным //Америка. -1991. -№413. -С.5.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|