Единство производственной, финансовой и коммерческой деятельности.
Содержание предпринимательской деятельности
Бизнес - это любой вид инициативной деятельности частных лиц и их объединений, направленной на получение прибыли.
Сущность бизнеса можно представить в виде формулы D – D1 – бизнесмен вкладывает капитал, несет издержки и по завершении делового цикла получает доход, включающий в себя прибыль как цель бизнеса.
Основными чертами бизнеса являются:
Право собственности на экономические ресурсы и результаты их функционирования.
Основой бизнеса является право частной собственности. Соотношение между свободой и действием равнозначно соотношению между владением и собственностью. Частная собственность определяет:
1) Мотивацию бизнесмена: четкие права собственности и жесткие бюджетные ограничения стимулируют свободную инициативу и личную ответственность.
2) Децентрализация в принятии решений: эффективные решения в условиях рынка скорее отыскиваются, чем планируются, из-за не- полной осведомленности и неопределенности, конечный результат достигается использованием предпринимательских способностей бизнесмена.
3) Поиск наиболее выгодного способа вложения капитала, обеспечивая его мобильность.
4) Взаимоотношения собственников экономических ресурсов и прежде всего между собственником капитала и наемным работником.
5) Преодоление риска: чтобы полностью учесть все виды риска, необходимы полные права собственности и личная ответственность, в то же время частный собственник избегает риска, так как возможна потеря собственности.
2. Свобода выбора, полная самостоятельность в принятии хозяйственных решений и ответственность за их результаты.
Экономические субъекты самостоятельны в выборе вида бизнеса, формировании производственной программы, источнике финансирования, доступе к ресурсам, сбыте продукции, установлению на нее цен, распоряжении прибылью и т. д. В то же время они зависят от сложившейся, независимой от них рыночной системы, поэтому риск и неопределенность, непредсказуемость - спутники бизнеса. Ответственность за последствия принимаемых решений, возмещение затрат осуществляется за счет собственных средств.
В США за первые четыре года деятельности исчезает 65% малых и 37% средних и крупных фирм.
Обособленный кругооборот факторов производства.
Кругооборот производственных ресурсов (факторов) рассматривается как единство внутренних процессов (процесс трансформации или комбинирования) и внешних процессов - отношение с конкурентами, покупателями, поставщиками и государственными органами.
Структура экономической деятельности бизнеса
Собственник закупает экономические ресурсы по стоимостным и качественным характеристикам, пригодные для производства конкурентоспособных товаров и услуг (процессы входа). Экономические ресурсы определенным образом комбинируются для осуществления производственного процесса (становясь факторами производства). Комбинирование имеет различные формы, в зависимости от вида бизнеса (производственный, информационный и т. д.). Третья стадия (заключительная) - стадия реализации товаров и услуг.
Ориентация на получение максимума прибыли.
Прибыль гарантирует выживание бизнеса; является источником финансирования, психологическим стимулом для успешной деятельности, мерой успешной работы бизнеса. В то же время у современного бизнеса существуют и этико-социальные цели (ответственность перед потребителем, охрана окружающей среды, формирование психологического климата внутри фирмы и т. д.); цели выживания, роста фирмы.
Единство производственной, финансовой и коммерческой деятельности.
Бизнес есть:
1. Производство товаров и услуг -
- это основа основ бизнеса. Особое внимание функция производства привлекает к себе в последние годы, когда фирмы пытаются усилить свою конкурентоспособность путем повышения качества и производительности, ускорения производи- тельных процессов и снижения издержек.
Пример. Анализируя причины захвата 1/3 американского рынка японскими фирмами эксперты в Детройте сделали вывод, что средняя прейскурантная цена американского автомобиля увеличилась на 25%, чтобы окупить издержки, связанные с низким качеством производства, включая затраты на избыточные отходы производства, технический контроль, ремонтные работы.
2. Финансовая деятельность -
- это поиск финансовых средств финансовых средств для осуществления хозяйствен- ной деятельности, анализ программы капиталовложений и управление использованием оборотного капитала фирмой.
3. Продвижение товара на рынок и его продажа потребителю.
Пример. Так, например, фирма "Рибок" в начале 90-х годов ежегодно тратила 70 млн. долларов на рекламу и привлечение знаменитых спортсменов для продвижения " высококачественной модели " Памп".
Анализ основных черт бизнеса обуславливает его рассмотрение как саморазвивающуюся систему:
Во-первых, бизнес есть процесс трансформации (преобразования) внешних экономических ресурсов во внешний же результат (товары и услуги ), имеющий общественную полезность.
Во-вторых, бизнес есть система внутрифирменных отношений (между собственниками и наемными рабочими, управляющим и управляемыми) и отношений, складывающихся между фирмой и экономическими субъектами внешней среды (поставщиками, потребителями, конкурентами и т. д.)
В-третьих, эффективность бизнеса определяется конкурентоспособностью его товаров на рынке, что обуславливает усиление инициативности, постоянного поиска лучших условий вложения капитала и т. д., определяет мобильность, постоянный поиск лучших условий приложения капитала, то есть необходимо постоянное совершенствование функций предпринимателя.
В экономической литературе содержание предпринимательских функций рассматривается как результат теоретического осмысления хозяйственного искусства, новаторства, экономического и организационного творчества и т. д.
Бизнес - основа предпринимательской деятельности, но не любой бизнесмен - предприниматель.
Предложено несколько трактовок о роли предпринимателя в бизнесе.
Собственник капитала
Классики политической экономики А. Смит и Ф. Кене рассматривали предпринимателя как собственника капитала, вкладывающего его в условиях общего недостатка ресурсов. Цель предпринимательской деятельности - получение прибыли, равной проценту на капитал плюс надбавка на управление и риск. Такое понимание роли предпринимателя определялось так, что основной формой функционирующей собственности была малая и средняя фирма.
Организатор производства
Ж.Б. Сей считал необходимым разграничивать функции собственника и предпринимателя. Предпринимательство понималось как оперирование с факторами производства - извлечение их в одном месте, где они дают малый доход и перемещение в другое с целью получения предпринимательского дохода. Предпринимательская функция рассматривается как встроенный элемент саморегулирующегося рынка, как фактор производства (А. Маршалл).
Субъект, который берет на себя риск решений, принятых по личной инициативе
Данная трактовка впервые предложена Ф. Кантильоном в XVIII веке, согласно которому предприниматель есть любой индивид (ремесленник, бродяга, разбойник... ), обладающий предвидением и желанием принять на себя риск, устремленный в будущее с надеждой на доход и готовый к потерям. Последователями данного подхода являются Й. Тюнен, Х. Мангольт (немецкая классическая школа XIX века) и Ф. Найт, который считает, что люди, берущие на себя риск, получают право управлять деятельностью большинства и присваивать часть дохода.
(Ф.Найт. Понятие рынка и неопределенности// Тезис, 1994.- Вып. 5.- С. 26-27).
Новатор производства
Данная трактовка представлена в работах И. Шумпетера, Ф. Тоссига, П. Дракера и других. “Быть предпринимателем, значит делать не то, что делают другие. Предприниматель ломает старый традиционный кругооборот ради становления нового, обеспечивающего динамизм экономической системе... революционер в экономике и невольный зачинатель социальной и политической революции”.
(И.Шумпетер Теории экономического развития. - М.: Прогресс, 1982. - С. 187).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|