Почему предпринимательство становится преобладающей формой экономической деятельности?
Возможность:
Þ Современная НТР.
Þ Обеспечение прошлого опыта, возникновение новых задач.
Þ Усложнение управленческих проблем.
Þ Увеличение разрыва между сложностью и новизной задачи наличными управленческими навыками.
Необходимость:
Þ Всеобщая информатизация экономической жизни позволяет автоматизировать большую часть рутинной работы по бизнесу, чтобы освободить время для творчества.
Þ Развитие научного творческого труда.
Þ Формирование предпринимательской среды.
Предпринимательская среда - ситуация, включающая в себя степень экономической свободы, возможность появления предпринимательского корпуса, доминирования рыночного типа экономических связей.
Вопросы для самоконтроля:
1. Каковы основные взгляды экономистов на содержание предпринимательства?
2. Каковы основные функции предпринимателя?
3. Какими качествами должен обладать предприниматель?
4. Какова роль внутренней и внешней среды в реализации предпринимательских функций?
Фирма: цели и виды
“Фирма” в переводе с английского означает твердый, надежный, устойчивый.
Современная экономическая теория представляет фирму как экономический субъект.
В работах классиков (А. Смита, Д. Рикардо, Дж. С. Милля) и неоклассиков (А. Маршалл) не делается различие между индивидом в роли производителя, продавца и покупателя и фирмой. А. Смит, рассматривая выгоды общественного разделения труда, не увидел, что мануфактурные мастерские - фирмы. А. Маршалл, включая организацию в число фундаментальных факторов, не рассматривал фирму как форму организации.
В 30-е годы 20 века преувеличивали общность фирмы и индивидов и только в 60-е - 70-е годы фирма стала рассматриваться как способ институционализации предпринимательских фирм.
1. Фирма есть экономический субъект, занимающийся производственной деятельностью и обладающий хозяйственной самостоятельностью.
2. Согласно Р. Коузу, основу фирмы составляет пучок контрактов между владельцами определенных факторов производства. Наличие интерспецифических и специфических ресурсов в фирме позволяет осуществлять экономию трансакционных издержек, а их владельцам получать квазиренту.
3. Фирма есть обособленная специализированная единица, основанием которой является профессионально организованный коллектив, который, используя материальные факторы производства, создает товары и услуги.
Рассмотрим содержание фирмы более подробно:
1. В микроэкономической теории смешивают понятия “предприятие” и “фирма”, рассматривая их как формы организации производства товаров и услуг. С этим трудно согласиться, так как есть существенные различия между ними:
1) Фирма – это не только форма производства, это обособленный имущественный комплекс на основе частной собственности.
2) Фирма включает в себя производственные предприятия, поэтому она может быть представлена как объединение предприятий.
Объединение предприятий: Усложнение экономических связей осуществляется применением более совершенных технологий в форме интеграционных процессов:
1) Осуществление горизонтальной интеграции приводит к формированию трестов. Такие процессы характерны для строительства, торговли, сферы услуг.
Трест – объединение предприятий одной отрасли под единым хозяйственным контролем.
Предприятия теряют коммерческую и производственную самостоятельность.
2) В результате вертикальной интеграции формируются концерны.
Концерн – объединение предприятий различных отраслей, связанных единым производственным циклом:
а) предприятия не теряют производственной и коммерческой самостоятельности;
б) находятся под единым финансовым контролем.
Существование концернов характерно для газовой, нефтяной, автомобильной промышленности. Примером концерна является “Газпром”, объединяющий производство, переработку, транспортировку газа.
3) В результате конгломерации создаются конгломераты – объединение не связанных между собой предприятий, находящихся под единым финансовым контролем.
3) Различие между этими понятиями проявляются в различиях фирмы и социалистического предприятия:
Различия между социалистическим предприятием и фирмой:
1) В способах и целях создания: фирма формируется на основе частной собственности одним лицом или группой лиц; предприятие создается по указанию государства.
2) Предприятия не являются хозяйственной единицей, они не самостоятельны в принятии решений. Фирма самостоятельно решает проблемы: что? как? для кого?
3) Фирма сама выбирает форму организации предпринимательства, сферу функционирования, критерии распределения дохода. Деятельность предприятия обуславливается государством.
4) Фирма – это не только производство, но и сложная система управления (реализация функций по планированию производства, стимулированию инноваций, совершенствование систем стимулирования). Функции управления предприятия, его границы регламентируются государством.
2. Первоначально фирма представляла собой синтез организационной формы экономической деятельности и частного имущественного комплекса. В одном лице совмещался и предприниматель, и собственник ресурсов. Фирма рассматривалась как способ реализации интересов собственника.
С развитием акционерного капитала происходит отделение капитала - функции от капитала – собственности возникают противоречия между стремлением владельца капитала получать доход на акцию и интересами к расширению фирмы, противоречия между текущими интересами и долговременными интересами. Имущественные отношения становятся тормозом развития фирм. Современная фирма – выражение противоречивости интересов собственника и интересов работника фирмы (прежде всего менеджера).
Поэтому возможна ситуация, при которой интересы и перспективы фирмы требуют ограничение влияния собственника на процесс управления фирмой.
3. Деятельность фирмы предполагает существование внутрифирменного разделения труда и кооперации.
Разделение труда и кооперация в пределах бизнеса определяет его организационную структуру (с учетом отраслевой специфики, вида и т. д.).
Организационная структура промышленного предприятия:
Фирма – система, объединяющая собственников различных ресурсов. Необходимо согласовывать интересы этих собственников, так как возможно несовпадение их интересов из-за ограниченности ресурсов и разной эффективности применяемых ресурсов. Для эффективной работы фирмы необходимо формирование внутренней институциональной структуры фирмы. Экономисты прежде всего выделяют необходимость иерархии в управлении фирмой. “Суть контракта состоит лишь в установлении пределов власти предпринимателя. В рамках последних он может, следовательно, управлять другими конкретными факторами производства”.
Р. Коуз. Природа фирмы. Уроки организации бизнеса. – СПб.: Лениздат, 1994. – С. 34.
Используются также и элементы рынка как внутреннего института (примером могут быть взаимоотношения между филиалами фирмы; внутренние венчуры фирм, имеющие обособленный кругооборот ресурсов и финансовых средств). Формируются и другие внутренние институты фирмы: рабочая собственность, кружки качества, системы участия в прибыли, участие в управлении и т.д.
Коллективные или агрегированные процессы создают нормы и стандарты (в форме внутренних институтов) для индивидуальных действий и решений.
4. Контрактная природа фирмы обусловливает границы ее роста: “что фирма будет стремиться к укрупнению до тех пор, пока издержки организации дополнительных трансакций внутри фирмы не сравняются с издержками осуществления тех же трансакций на открытом рынке или с издержками организации их в другой фирме”. (Там же, стр.38).
Таким образом, современная фирма – хозяйственная единица коллективного характера, обладающая правами по заключению контрактов, обеспечивающих все стороны ее деятельности.
Цели фирмы:
1. Основной целью фирмы является прибыль:
- она гарантирует выживание фирмы;
- прибыль, как утверждал Й. Шумнетер, характерна для инновационной модели производства: осуществив инновацию краткосрочном периоде фирмы получают прибыль от них , но в долгосрочном периоде, по мере потери фирмами первоначальных преимуществ и усиления конкуренции, размер прибыли уменьшается и погоня за инновационной прибылью вновь создает вечный “штурм инновационного разрушения”;
Пример.Например, такая известная компания как Hewlett-Packard Co, занимающая второе место в мире среди компаний сферы высших технологий и известная потребителям по качественным принтерам, выступила на рынке фотооборудования с новинкой – принтер-фотолаборатория. В соответствии с данной новинкой возможно получить высококачественные снимки. Лидер на рынке фотооборудования – фирма Kodak ежегодно вкладывает в разработку цифровой фотографии более 500 млн. долл., в 2 раза больше, чем данная фирма. Но перед Kodak стоит проблема отстоять свою долю рынка.
- прибыль является психологическим стимулом для успешной работы в будущем и мерой эффективности труда менеджера и работы фирмы;
- существует социальная выгода от получения прибыли: а) если фирма стремится к получению прибыли, то закономерным является соответствие предложения товаров спросу; б) прибыльная, развивающаяся фирма создает рабочие места.
Пример. Динамика прибыли в обрабатывающей промышленности США после уплаты налогов (в % к объему продаж) была: 1950 г. – 7,1%; 1960 – 4,4%; 1970 – 4%; 1980 – 4,8%; 1985 – 3,8%; 1990 – 4%; 1991 – 2,9%.
2. Реализация цели выживания:
- рассредоточение риска, проявляющаяся в работе на различных рынках;
- адаптация к изменяющимся условиям, то есть изменение ассортимента выпускаемых товаров и т.д.;
- отказ от наступления на позиции конкурента, т.е. отсутствие риска ответного удара;
- формирование резервного фонда.
3. Рост фирмы (увеличение прибыли, объема продаж, завоевание большей части рынка и т. д.).
4. Удовлетворение потребности покупателя: фирмы осуществляют большие вложения в изучении рынка, анализ изменений предпочтений потребителя.
5. Социальная ответственность фирмы:
- участие наемных работников в управлении фирмой;
- получение образования за счет средств фирмы, формирование условий для отдыха (спортивные сооружения, коллективные прогулки и т.д.):
- стремление фирмы лечить социальные болезни общества (наркомания, пьянство и пр.);
- строительство очистных сооружений.
Существуют большое разнообразие фирм. Их можно классифицировать по признакам:
1. По формам собственности: частные и государственные, коллективные фирмы.
2. По отраслевому признаку: промышленные фирмы, сельскохозяйственные, сфера услуг. Общая тенденция увеличение сферы услуг: в США с 28% в 1965 г. до около 40% в настоящее время.
3. По организационно-правовым формам: индивидуальное предпринимательство, партнерство, корпорация.
4. По сфере охвата рынка: местные фирмы, национальные и работающие на мировом рынке – многонациональные и транснациональные корпорации.
Многонациональная корпорация – фирма, являющаяся национальной по капиталу, но многонациональной по сфере деятельности. Многонациональная корпорация – фирма, объединяющая капитал различных стран, и многонациональная по сфере деятельности.
Появление фирмы определяется трансакционными издержками. Фирма – это имущественный комплекс, форма контрактных отношений, форма организации производства. Необходимо различать фирму и предприятие. Эволюция фирмы предполагает ее укрупнение через процесс вертикальной и горизонтальной интеграции, процесс конгломерации. Фирма – выражение интересов собственников различных ресурсов. Основными целями фирмы являются: прибыль, стратегия выживания, социальные цели, цель роста.
Вопросы для самопроверки:
1. Что понимается под фирмой?
2. Каковы цели фирмы?
3. В чем отличие фирмы от предприятия?
4. Каковы внутренние противоречия, характерные для фирмы как системы экономических связей?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|