Сделай Сам Свою Работу на 5

Методические рекомендации





Курс «Психология» является одним из важных в системе профессиональной социально-гуманитарной подготовки студентов по направлению «Библиотечно-информационная деятельность»

Рекомендуется начать курс с вводной лекции и информировать студентов о дидактических особенностях построения учебного курса, основных темах (теоретических и практических), задачами их изучения, особенностях изучения, формах учебной деятельности, формах, сроках требованиях к промежуточной и итоговой аттестации по учебному курсу, рекомендуемых источниках и пособиях.

Основное содержание курса охватывает два основных раздела. Изучение каждого раздела предусматривает теоретический и практический модули.

Лекции носят обзорно-тематический, проблемный, дискуссионный характер. Рекомендуется в качестве основных методов изложения учебного материала использовать рассуждающее проблемное изложение, анализ, обобщение излагаемого материала, эвристическая беседа и систематизация учебного материала по темам.

Методика построения семинарских занятий предусматривает поэтапное овладение студентами теоретических знаний, формирование начальных навыков научного исследования, самостоятельной работы по сбору необходимого материала, поиска информации, а также анализа, классификации и систематизации полученных результатов.



Основными задачами семинарских занятий являются закрепление теоретического материала, приобретение необходимых профессиональных научно-исследовательских навыков самостоятельной работы и аудиторных выступлений.

Основные методы организации учебной деятельности на семинарах: подготовка ответов на вопросы, конспектирование, подготовка и обсуждение рефератов, выполнение проектов программ.

Задачи практических занятий – формирование профессиональных, научно-исследовательских и педагогических умений и навыков.

Основные методы организации занятий: подготовка научных докладов по заданным темам, презентационных материалов.

Закрепление полученных знаний и умений происходит при выполнении самостоятельной работы.

Оценка знаний и умений студентов проводится в ходе учебных занятий, с помощью итогового опроса, который является допуском к экзамену.




Методические рекомендации для студента

Рекомендации по работе с литературой

Работа с литературой важный этап самостоятельной работы студента по освоению предмета, способствующий не только закреплению знаний, но и расширению кругозора, умственных способностей, памяти, умению мыслить, излагать и подтверждать свои гипотезы и идеи. Кроме того, развиваются навыки научно-исследовательской работы, необходимые в дальнейшей профессиональной деятельности.

Приступая к изучение литературы по теме, необходимо составлять конспекты, выписки, заметки. Конспектировать в обязательном порядке следует труды теоретиков, которые позволяют осмыслить теоретический базис исследования. В остальном можно ограничиться выписками из изученных источников. Все выписки, цитаты обязательно должны иметь точный «обратный адрес» (автор, название работы, год издания, страница и т.д.). Желательно написать сокращенное название вопроса, к которому относится выписка или цитата.

Кроме того, необходимо научиться сразу же составлять картотеку специальной литературы и публикаций источников, как предложенных преподавателем, так и выявленных самостоятельно, а также обратиться к библиографическим справочникам, летописи журнальных статей, книжной летописи, реферативным журналам.

При этом публикации источников (статей, названия книг и т.д.) писать на отдельных карточках, заполнять которые необходимо согласно правилам библиографического описания (фамилия, инициалы автора, название работы. Место издания, издательство, год издания, количество страниц, а для журнальных статей – название журнала, год издания, номера страниц). На каждой карточке целесообразно фиксировать мысль автора книги или факт из этой книги лишь по одному конкретному вопросу. Если в работе, даже в том же абзаце или фразе, содержатся еще суждения или факты по другому вопросу, то их следует выписывать на отдельную карточку. Изложение должно быть сжатым, точным, без субъективных оценок. На оборотной стороне карточки можно делать собственные заметки о данной книге или статье, ее содержании, структуре, о том, на каких источниках она написана и пр.



СОВЕТЫ

Подготовка к семинарским занятиям

Семинарские занятия проводятся с целью рассмотрения тех проблем и вопросов, которые не нашли отражения в лекциях ввиду крайне ограниченного количества часов, выделенных на лекционный курс.

Подготовка к семинарским занятиям осуществляется студентами самостоятельно на основе вопросов и рекомендуемой литературы. Но студенты ни в коем случае не должны довольствоваться только перечисленными в пособии источниками. Обязательно нужно осуществлять самостоятельный поиск литературы, особенно это касается статей из периодической печати.

Процесс подготовки к семинарскому занятию включает:

- выбор вопроса (вопросов);

- подбор литературы и ее изучение;

- составление плана ответа;

- написание конспекта ответа (необязательно, можно на семинарском занятии руководствоваться при ответе только планом, без написания конспекта);

- устное изложение содержания вопроса на семинарском занятии.

Основные критерии, которыми руководствуется педагог при выставлении оценки за семинарское занятие:

1) свобода изложения материала (студент ни в коем случае не должен читать подготовленный материал с конспекта или тем более с учебника);

2) полнота рассмотрения вопроса (по желанию одним студентом может быть рассмотрен только один вопрос из каждого семинарского занятия или более одного);

3) использование как можно большего количества источников при подготовке на ответ, умение проанализировать подчас противоречивые точки зрения на один и тот же вопрос);

4) критическое осмысление материала, наличие собственной, аргументированной точки зрения.

Не ответивший на семинаре студент не допускается до зачета (экзамена) до тех пор, пока не ликвидирует эту задолженность.

 

Подготовка к экзамену

Любая деятельность не может быть саморегулирующейся системой, если студент не получит информации об эффективности проделанной работы, представления о ее результатах. Итоговый анализ и оценка имеют значение не только для учащихся, но и для преподавателя, поскольку позволят ему все более глубоко осуществлять диагностику знаний, умений и навыков студентов.

Зачет (экзамен) – это механизм выявления и оценки результатов учебного процесса. Цель зачета (экзамена) – завершить курс обучения дисциплине, проверить сложившуюся у студента систему понятий и отметить степень полученных знаний.

Основные функции зачета (экзамена): обучающая, оценивающая, воспитательная. Обучающее значение состоит в том, что студент в период сессии вновь обращается к пройденному материалу, перечитывает конспекты лекций, учебники и иные источники информации. Оценивающая функция заключается в том, что он подводит итоги как знаний студентов (что выражается в конкретной оценке), так и в определенной степени всей работе по данному предмету. Воспитательная функция проявляется в том, что подготовка к нему воспитывает у студентов трудолюбие, уважение к науке.

В процессе подготовки к зачету (экзамену) по истории религии студент обязательно должен заучить основные термины, составляющие основную систему понятий данной науки. Однако, на зачете (экзамене) проверяется не только (и не столько) уровень запоминания материала, сколько то, как студент понимает те или иные категории и проблемы, как умеет мыслить, аргументировать, объяснять. Таким образом, необходимо не заниматься "зубрежкой", а разумно сочетать запоминание и понимание.

Для достаточного полного усвоения знаний и получения на зачете (экзамене) оценки необходимо в процессе подготовки к нему подготовить и тезисно записать ответы на наиболее трудные вопросы. "Штурмовой метод", когда подготовка к зачету (экзамену) осуществляется студентом в течение всего нескольких часов или дней, себя абсолютно не оправдывает, так как любая наука требует системных знаний, а значит, систематического усвоения информации.

Что касается источников получения информации для подготовки к зачету (экзамену), то они могут быть разнообразными: конспекты лекций, учебники и учебные пособия, первоисточники, публикации в периодических изданиях. Для сравнения информации и полноты картины желательно использовать как минимум 2 или более учебных пособий. Это позволяет с разных позиций оценить одну и ту же тему, проблему, выработать собственную точку зрения на нее. Высказывание самостоятельной позиции по отношению к какому-либо аспекту вопроса делает ответ по нему значительно более полным и существенно повышает выставляемую студенту оценку, даже если данная точка зрения не совпадает с мнением преподавателя), но только при условии ее достаточной аргументации.

На зачете (экзамене) необходимо продемонстрировать умение исчерпывающе ответить на экзаменационные вопросы, анализировать различные формы и направления развития психологии, а также владение навыками речевой деятельности, основами публичной речи и т.д.

Поэтому, необходимо четко структурировать свой ответ, разбив его на ряд взаимовытекающих частей.

Вводная часть. 1) Получив вопрос, необходимо внимательно его прочитать и выявить о чем собственно идет речь (определить ключевое слово), на что при этом обратить внимание. 2) Уяснив о чем идет речь, постараться ответить на вопрос – что это такое (1 – 2 предложения). 3) После чего сразу же ответить на вопрос каковы его функции (зачем это надо? Также 1-2 предложения).

Основная часть. Собственно раскрытие темы. На этом этапе необходимо детально отвечать на вопрос – как это делается? Демонстрируя при этом свой кругозор, интеллект и жизненный опыт.

Заключительная часть. Сделать вывод, начиная примерно с таких слов – Таким образом…

На зачете (экзамене) преподаватель может задать студенту дополнительные и уточняющие вопросы. Если первые задаются помимо вопросов билета и связаны, как правило, с плохим ответом, то вторые – в рамках билета и направлены на уточнение мысли студента.

На зачете (экзамене) преподаватель оценивает как знание основных категорий и проблем дисциплины, так и форму изложения их студентом. Основные критерии, которыми руководствуется педагог при выставлении оценки:

1) правильность ответов на вопросы (рекомендуется четкое, достаточно глубокое изложение изученных идей, понятий, фактов);

2) полнота и одновременно лаконичность ответа;

3) новизна учебной информации, степень использования учебных и научных источников, обращение к трудам философов;

4) умение связывать теорию с практикой, творчески применять полученные знания к анализу действительности;

5) логика и аргументированность изложения;

6) грамотное комментирование, приведение примеров;

7) культура речи.

 

 

Разработчик:
__СПбГУКИ (место работы) к.п.н., старший_________ преподаватель___________ (занимаемая должность) И.П,Кокурина___________ (ФИО)
Эксперты:
СПбГУКИ (место работы) Зав.кафедрой СКД (занимаемая должность) А.Е.Кравец____________ (ФИО)
СПбГУКИ (место работы) Зав. кафедрой НХТ (занимаемая должность) И.Г.Стародубцев_______ (ФИО)

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.