Сделай Сам Свою Работу на 5

ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА





Под структурой государственного органа обычно понимается совокупность его подразделений, а в них должностей, схема рас­пределения между ними функций и полномочий, возложенных на орган, система взаимоотношений этих подразделений и должно­стей. Структура государственного органа зависит от места органа в организационной структуре государственного управления, объединении общественными процессами. Она всецело подчинена реализа­ции компетенции государственного органа и строится сверху вниз. Для нее часто используется синоним «штатное расписание».

Необходимо учитывать, что между структурами различных госу­дарственных органов существует организационная взаимозависи­мость. Особыми являются отношения между органами со сложной и простой структурой. Смысл структуры конкретного государ­ственного органа можно понять лишь через раскрытие его связей со структурой управляемых объектов и других государственных орга­нов, в том числе и различных по функциональному предназначе­нию.

Те органы, которые непосредственно связаны с управляемыми объектами, прямо воздействуют на общественные процессы, долж­ны иметь структуру, во-первых, отвечающую объективно необхо­димым запросам управляемых объектов в управляющих воздей­ствиях, во-вторых, обеспечивающую дифференциацию и усиление управляющего воздействия со стороны вышестоящих органов. Для государственных органов, занимающих в «иерархии» высшие сту­пени и осуществляющих воздействие на управляемые объекты опосредованно, через другие органы, необходима приспособлен­ность структуры для выполнения этой их целевой роли. Структура государственного органа призвана также создавать условия для ра­циональной организации и эффективного руководства деятель­ностью его собственного аппарата. Соответственно, она должна от­вечать некоторым требованиям, среди которых можно выделить следующие:



- мобильность, в соответствии с которой численный состав и ко­личество внутренних подразделений государственного органа уста­навливаются по оптимальным критериям управляемости;

- оперативность, определяющая сложность внутренних и внеш­них связей государственного органа, быстроту и сохранность про­хождения управленческой информации, своевременность приня­тия и организации исполнения решений;



- экономичность, которая обусловливает необходимость опреде­ления стоимости содержания аппарата управления и затрат на осу­ществление управленческой деятельности его сотрудниками.

Особую проблему при формировании и оценке структуры государ­ственного органа представляет определение потенциальной нор­мы управляемости, отталкиваясь от которой можно полагать, что данная структура справится с возложенными на нее целями, функциями и полномочиями, является достаточной и может гарантиро­вать необходимый уровень управления соответствующими процес­сами. Наиболее интересные рассуждения по этой проблеме пред­ставлены польским исследователем С. Ковалевски, который
систематизировал названные факторы таким образом:

1. Факторы, определяемые порученными задачами:

- значимость задач, порученных группе специалистов для выпол­нения;

- трудность задач;

- разнородность задач;

- координация;

- задачи, вызывающие необратимые последствия.

2. Факторы, зависящие от личности руководителя:

- степень самостоятельности руководителя;

- вспомогательный персонал;

- деятельность, не связанная с руководством;

- метод управления;

- планирование.

3. Факторы, зависящие от персонала:

- квалификация персонала;

- трудовая интеграция;

- деятельность неформальных групп;

- культура общения;

- текучесть кадров.

4. Факторы технического характера:

- вертикальный диапазон руководства;



- связь;

- размещение на поле деятельности;

- привитие навыков исполнения заданий;

- оснащение;

- структура учреждения;

- социотехнические элементы;

- равномерный темп работы;

- контроль;

- информационная система;

- техника обработки информации77.

Поэтому если подходить к структуре государственного органа с точки зрения ее рациональности и эффективности, то надо про­считать («взвесить») немало факторов, порой противоречащих друг другу, прежде чем прийти к выводу о ее соответствии закрепленной компетенции. Точкой отсчета здесь являются два момента: органи­зационно-правовая форма реализации компетенции (нормативно установленная) и соответственно руководящее звено, уполномочен­ное на реализацию этой компетенции в должной форме.

Первая задача в построении структуры любого государственного органа заключается в четком определении (отграничении) руково­дящего звена, т.е. той совокупности государственных должностей, которая по правовому статусу органа непосредственно связана с применением властных полномочий, фиксируемых в управлен­ческих решениях. В коллегиальном государственном органе это состав должностей, образующих соответствующую коллегию — ру­ководящее звено данного органа. В единоначальном государствен­ном органе это его руководитель и тот из его заместителей, кто уполномочен на принятие решений при его отсутствии. Существу­ет мнение, с которым нельзя согласиться, что компетенция государ­ственного органа будто бы распределяется между его структурны­ми подразделениями. Ведь таким образом разрушаются единство воли, логика решений и упорядоченность ответственности. Струк­турные подразделения не осуществляют компетенцию государ­ственного органа, а в профессиональном отношении обеспечивают деятельность руководящею звена.

Вторая задача исходит из первой и состоит в таком построении подразделений, чтобы они могли сполна и качественно способство­вать руководящему звену в осуществлении компетенции своего го­сударственного органа. Естественно, что в рамках закрепленных за ними объемов и видов управленческой деятельности подразделе­ния выполняют необходимые управленческие действия, в которых они выступают именно как подразделения. Есть разные подходы к построению подразделений: при горизонтальной структуре со­здается крупная группа должностей, которая возглавляется одним руководителем (к примеру, один руководитель на шесть подчинен­ных); при вертикальной структуре создаются небольшие группы должностей с подчиненностью нескольким руководителям (из тех же семи должностей создаются два сектора по две должности во главе с руководителем сектора и над ними — руководитель подраз­деления).

Многие аналитики считают более рациональной горизонтальную ^ структуру, ибо она сближает исполнителя с руководителем, улуч­шает общение, обеспечивает гибкость и возможности взаимозаме­ны, позволяет объективнее оценивать исполнение должностей, яснее делает ответственность, создает благоприятную среду. Оп­тимальным подразделением с горизонтальной структурой при­знается такое, с руководством которым может справиться один че­ловек. В среднем оно состоит из 7 человек.

Между тем на практике преобладают вертикальные структуры подразделений. Это в основном объясняется стремлением к большей оплате соответствующих усилий, что порой нельзя сделать иначе как замещением более высокооплачиваемой должности. В результате в федеральном министерстве обычно от министра до реального специалиста-исполнителя можно насчитать семь-восемь ступеней руководящих должностей. Идет во многом пустая переда­ча управленческой информации сверху вниз и снизу вверх с допол­нительной задержкой во времени и «шумами». Сказывается и ас­пект мотивации, ибо отдаление исполнителя от руководящего зве­на снижает эффективность его усилий, так как положительная реакция на них обратно пропорциональна расстоянию между ис­полнителем и руководящим звеном.

Преобладание вертикальных структур в построении подразделе­ний и прямой их выход на руководящее звено ведут к слабому осу­ществлению горизонтальных организационных связей между ни­ми (горизонтальная координация) и, более того, к проявлению эле­ментов конкуренции за влияние на реализацию компетенции государственного органа. Групповой интерес начинает доминиро­вать над общим интересом коллектива государственного органа. И надо искать точки сочленения с тем, чтобы нейтрализовывать последствия вертикальной структурализации государственных ор­ганов.

К третьей решаемой задаче относится выделение и описание в го­сударственном органе должностей и рабочих мест. Разница между государственной должностью и рабочим местом видится в том, что по должности выполняется деятельность, которая в той или иной мере, но непосредственно связана с реализацией компетенции госу­дарственного органа, с обслуживанием властных полномочий ру­ководящего звена. Государственная должность — это постоян­ное юридическое установление в государственном органе, характе­ризующее объем, содержание и ресурсы деятельности по реализации компетенции последнего. Рабочее место представляет собой вид и объем деятельности по обслуживанию, вспомогатель­ному обеспечению управленческих процессов в государственном органе (содержание в порядке помещений, связь и техническое об­служивание информационных систем, транспорт и т.д.).

Должность описывается через управленческие обязанности и полномочия по ней и она исполняется. Это ключевое понятие для осознания того, что должно происходить по должности. Исполне­ние должности измеряется не временем пребывания в своем каби­нете и не числом участий в подготовке и реализации управленче­ских решений и действий, а соотнесением своих усилий с ком­петенцией государственного органа и их влиянием на ее осуществление. Последствия управленческих решений и действий, реальный уровень управляемости соответствующих процессов — вот критерий анализа и оценки исполнения долж­ности в органах государственной власти и местного самоуправле­ния. Формирование должностей также требует знания и соблюде­ния определенных правил. К примеру, таких, как: согласование обязанностей, полномочий и ответственности; соответствие объ­ема деятельности физическим возможностям человека; значи­мость и детальность порученных задач (проблем); равномерность стимулов и санкций; возможность самовыражения и повышения квалификации; специализация и автоматическое замещение от­сутствующего; обеспеченность информацией и орудиями труда; координация должностных усилий по вертикали и по горизонта­ли и др.

 

В построении структуры государственного органа используются те же основания, что и в построении организационной структуры государственного управления с модификацией применительно к особенностям органа: линейное, функциональное, линейно-функ­циональное, программно-целевое. Добавляется линейно-штабное, при котором в органе при руководящем звене создается специаль­ное подразделение для его интеллектуально-информационного обес­печения.

Определяющая проблема организационной структуры государственного управления — превращение государства и его аппарата (совокупности всех органов и должностей) в рациональную, дина­мичную и эффективно функционирующую систему, в которой бы каждый элемент и каждая взаимосвязь осуществляли то, что необ­ходимо обществу, людям.

 

Вопросы для размышления и дискуссий

1. Что такое организационная структура государственного управ­ления?

2. Каковы основания построения организационной структуры го­сударственного управления?

3. Назовите организационные уровни государственного управле­ния и дайте типологию подсистем государственного управления.

4. В чем заключается организация государственного органа?

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.