Сделай Сам Свою Работу на 5

ПОСТРОЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ





Конкретные очертания, расположение и взаимодействие элемен­тов, их вертикальные и горизонтальные зависимости, формы связи и их возможности организационная структура государственного управления получает под влиянием многих объективных и субъек­тивных условий и факторов. Они в разных государствах имеют свою специфику, без учета которой трудно понять, почему сущест­вует такое большое многообразие организационных структур госу­дарственного управления.

Среди внешних условий и факторов, находящихся как бы вне го­сударственного управления, особое значение принадлежит ком­плексу ранее названных (3.1) объективных условий, в пределах и на основе которых функционирует данное государство. Как показыва­ет опыт, попытки не замечать этих условий и «внедрять» откуда-либо взятую модель организационной структуры государственного управления, даже вроде бы удачную (в соответствующих услови­ях), мало что дают. Любое копирование без адаптации к собствен­ным объективным условиям не обеспечивает должной эффектив­ности организационной структуры государственного управления.

Сильное, во многом определяющее, влияние на организационную структуру государственного управления оказывают состояние и размещение управляемых объектов (4.1, 4.2). Субъект управления (государственный аппарат) не должен воспроизводить в себе все элементы и взаимосвязи общественной системы. Достаточно выде­ления актуальных управляемых объектов и обеспечения воздействия на их управляющие параметры. Но если это сделано и государ­ство берет на себя функции управления теми или иными общест­венными процессами, то оно в организационной структуре своего управления обязано предусматривать необходимые взаимосвязи с данными процессами и прохождение по ним требуемой силы управляющих воздействий. Традиционно по объектному основанию в организационной структуре государственного управления разли­чают «блоки» органов управления: а) экономическими процесса­ми; б) социально-культурными процессами; в) административно-политическими процессами. В этом аспекте все зависит от структу­ры управленческих потребностей управляемых объектов.



По отношению к организационной структуре государственного управления в качестве объективных выступают общественные функции государства (2.3), проводимая им государственная поли­тика (2.4) и возникающие на их основе цели и функции государ­ственного управления (6). Разумеется, что в организационной структуре государственного управления должно быть сосредоточе­но столько организационного потенциала, сколько достаточно для рационального, полного и эффективного осуществления каждой из общественных функций государства — политической, социальной, экономической и международной. В серьезном организационном обеспечении нуждается также каждое из основных направлений государственной политики. И, конечно, на определенные организа­ционные возможности должны опираться цели и функции государ­ственного управления. В противном случае многое из того, что не просто провозглашено, а закреплено в политических документах и законах, остается благим пожеланием, лозунгом на потребу дня.



Однако у нас в России никак не могут прийти к тому пониманию, что цели и функции управления являются первичными, образую­щими, формирующими по отношению к организационным элемен­там государственного управления, что последнее создается для ре­ализации первых. Все пока делается наоборот: сначала создается какая-то организационная структура, а затем под нее или для нее начинают придумывать цели и функции. А поскольку придумать часто не удается, то ограничиваются описанием в их статусах пол­номочий и форм деятельности. В результате оказывается, что структур много, а спросить не с кого.



Многое определяется также внутренними условиями и фактора­ми, содержащимися в самом государственном управлении. Это — человеческий потенциал, особенно находящийся в государствен­ном аппарате, замещающий политические и административные го­сударственные должности. Слабая подготовка и малая компетент­ность управленческих кадров обычно ведут из-за необходимости компенсации данных явлений к разбуханию и усложнению орга­низационной структуры государственного управления. Это — ин­формационное обеспечение государственного управления, связан­ное, с одной стороны, с адекватным отражением управленческих потребностей и интересов управляемых объектов, а с другой с концентрацией и направлением управленческих ресурсов субъек­тов управления на практическую реализацию целей и функций госу­дарственного управления. Информация призвана соединять в управ­лении объективное и субъективное, нести достоверные данные об объективизации и объективации любого управленческого процес­са. Когда такой информации нет или ее недостаточно, то государ­ственное управление функционирует либо вхолостую, либо с боль­шими помехами. Это — демократизм, государственного управле­ния, позволяющий обществу свободно и постоянно выдвигать перед государством (его аппаратом) свои проблемы и запросы, вво­дить в управление свой интеллектуальный потенциал, а государ­ственным органам непосредственно ощущать общественную пользу своих управляющих воздействий. Наконец, это — стиль государ­ственного управления, в котором воплощается способность управ­ленческих кадров осваивать современные научные методы и техни­ческие средства управления и использовать их в целях более рацио­нального и эффективного управления общественными процессами. Суть названных явлений будет подробно раскрыта в соответствую­щих темах.

Для выбора модели построения организационной структуры го­сударственного управления и отвечающих ей организационных ос­нований важное значение имеет понимание организации как свой­ства определенного общественного явления и одновременно как источника («генератора») его возможностей. Обобщая многочис­ленные исследования, когда-то было констатировано, что органи­зация — это комплекс взаимосвязанных элементов, к которым относят, «во-первых, цель, задачу (или задачи): во вторых, разработ­ку системы мероприятий для реализации цели и разделения зада­чи на отдельные виды работ, которые могут быть поручены опреде­ленным членам внутри организации; в-третьих, интеграцию от­дельных работ в соответствующих подразделениях, которые могли бы их координировать различными средствами, включая сюда и формальную иерархическую структуру; в-четвертых, мотивацию, взаимодействие, поведение, взгляды членов организации, которые отчасти определяются мероприятиями, направленными на реали­зацию ее целей, а отчасти же носят личный, случайный характер; в-пятых, такие процессы, как принятие решений, коммуникации, информационные потоки, контроль, поощрение и наказание, име­ющие решающее значение для обеспечения выполнения целей организации; в-шестых, единую организационную систему, кото­рая понимается не как особый дополнительный признак, а как внут­ренняя согласованность, которая должна быть достигнута между всеми вышеуказанными элементами организации»75.

Значит, когда делается выбор модели построения и идет процесс построения или модернизации организационной структуры государ­ственного управления, то при этом учитывается много условий и факторов, а также элементов, включаемых в организацию, и вмес­те с тем преследуется много сугубо управленческих целей. От из­бранной и созданной модели организационной структуры зависит впоследствии рациональность и эффективность государственного управления.

В организационных структурах, в том числе и государственного управления, используется несколько организационных оснований, которые формируют соответствующие типы структур.

Линейное (или чисто линейное) основание создает структуру, при которой преобладает вертикальная, однонаправленная подчи­ненность государственных органов, образующая в завершенном ви­де строгую иерархическую пирамиду. Здесь чаще всего соблюдает­ся единоначалие, когда одно лицо на каждом уровне вертикали сосредоточивает в своих руках ведение управленческих процессов в возглавляемом им государственном органе, и единство распоря­дительства, когда исполнительные команды передаются строго от одного лица к другому. Линейный тип структуры жестко формали­зован и придает ей устойчивость, надежность, последовательность. Он благоприятен для исполнения, четкого проведения в жизнь властных требований. Но в нем слабо выражены обратные связи, ограниченно представлено многообразие жизни, что снижает его универсальность и эффективность.

Функциональное основание ведет к формированию государствен­ных органов, специально приспособленных к выполнению кон­кретных функций управления. Это позволяет под каждую из реали­зуемых функций управления подобрать высокопрофессиональный аппарат специалистов. В то же время данное основание порождает очень сложную проблему межфункциональной координации, кото­рая ограничивает достоинства специализированного ведения от­дельных функций управления.

Линейно-функциональное основание обеспечивает соединение достоинств линейного и функционального оснований и способству­ет созданию структуры, в которой одни органы принимают управ­ленческие решения и властно проводят их в жизнь, а другие обес­печивают их информацией консультативного, статистического, планирующего, координационного и иного свойства. В итоге повы­шается уровень государственного управления.

Развитие самоуправленческих механизмов в управляемых объ­ектах (в условиях демократии и рынка) заставляет искать новые организационные основания для структур управления. В послед­ние десятилетия во многих странах все большее внимание привле­кает программно-целевое основание, в соответствии с которым в основу организационной структуры закладывается какая-либо цель (либо сумма целей) или комплексная программа и им подчи­няются соответствующие элементы и их взаимосвязи. Это способ­ствует интеграции интеллектуальных, природных, производствен­ных, информационных и иных ресурсов для решения актуальных общественных проблем. Можно полагать, что за программно-целе­выми структурами управления, прежде всего государственного, большое будущее.

Свою роль в этом отношении может сыграть так называемое мат­ричное основание структур управления, совмещающее линейное и программно-целевое управление. Такой смешанный тип структуры, связанный, как правило, с территориальным управлением, обеспечивающим комплексный подход к управленческим процес­сам на определенной территории, будучи дополненный программно-целевыми структурами, управляющими решением отдельных проблем, дает возможность гибкого, адаптационного подхода к раз­вивающимся, динамическим управляемым объектам и умелой ко­ординации их многообразия.

В распоряжении проектировщиков организационной структуры государственного управления или отдельных ее подсистем имеется ' немало организационных оснований (типовых модулей), которые при необходимой «привязке» их к объективным и субъективным условиям и факторам способны поддерживать эту структуру в гар­моничном и действенном состоянии. Все зависит от желания и уме­ния ими воспользоваться.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.