Сделай Сам Свою Работу на 5

Раздел 1. Введение в информатику





Кафедра информатики и информационных технологий

ИНФОРМАТИКА

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕКИЙ КОМПЛЕКС

Тюмень, 2007
В.Е. Гусева. Информатика.
Учебно-методический комплекс.

Тюменская государственная академия культуры и искусств, 2007, ___с.

 

Материал учебного пособия соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в области культуры и искусства по дисциплине информатика. Пособие включает: учебную программу, краткий конспект лекций, задания для практических занятий, примерные тесты для промежуточного и итогового контроля, глоссарий.

В пособии рассмотрены основные понятия теории информации и дисциплины информатики. Дано представление об информационном обществе и роли информатизации в развитии общества. Показана специфика информационных процессов в социально-культурной сфере.

 


Оглавление

Пояснительная записка. 4

Раздел 1. Введение в информатику. 8

Раздел 2. Программные средства обработки информации. 18

Работа с окнами в Windows. 21

Управление объектами: файлами, папками, ярлыками. 22

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ: 28



текстовЫЙ редактор Microsoft Word 2000. 30

1. Запуск программы.. 30

3. Ввод текста. 31

4. Сохранение документа. 32

5. Выход из программы.. 32

6. Операции с фрагментами текста. 33

Выделение фрагмента. 33

Перемещение, копирование и удаление фрагмента. 33

7. Форматирование документа. 34

Форматирование символов. 34

Форматирование абзацев. 34

Форматирование списков. 34

8. Работа с таблицами. 34

Создание таблиц. 35

Форматирование таблицы.. 35

Рисование таблиц. 35

Вычисления в таблице. 36

Редактирование таблиц. 36

9. Создание интегрированных документов. 36

Вставка объекта WordArt 36

Вставка диаграмм.. 37

Редактирование внедренного объекта. 37

Вставка файла Word. 37

Вставка графических изображений. 37

10. Подготовка документа к печати. 38

Вставка номеров страниц. 38

Создание колонтитула. 38

Создание оглавления. 38

Вставка сносок. 39

Предварительный просмотр документа. 39

ПРОГРАММА СОЗДАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИЙ Microsoft POWERPOINT 2000. 40

ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ: 48

Примерные тесты.. 50

Раздел 1. Введение в информатику. 50



Раздел 2 «Программное обеспечение». 53

 


Учебная программа

Пояснительная записка

Актуальностькурса определяется широким внедрением информационных и телекоммуникационных технологий во все сферы жизнедеятельности современного общества, в том числе в сферу социально-культурной деятельности.

Основная цель курса – формирование представления об информационном обществе; развитие навыков и умений целенаправленной работы с информацией на базе новых информационных технологий.

Задачи курса:

- освоение общих теоретических положений современной информатики, ее роли в становлении и развитии общества в целом и современной социально-культурной деятельности в частности;

- формирование представления об информационном обществе;

- формирование навыков использования конкретных информационных технологий и ресурсов в различных видах профессиональной деятельности (исследовательской, управленческой, организационной и т.д.).

В результате изучения курса студенты должны:

- знать основные понятия, связанные с информатизацией общества и ее роли в развитии общества;

- иметь представление об информационном обществе;

- иметь представление о роли современных информационных и телекоммуникационных технологий в современной социально-культурной деятельности;

- иметь навыки работы на персональном компьютере, использовать внешние носители информации для обмена данными между компьютерами, создавать резервные копии и архивы данных и программ;

- знать требования эргономичной работы на компьютере;

- уметь применять программные средства общего назначения для решения профессиональных задач;



- владеть приемами антивирусной защиты информации.

 

В качестве базового программного обеспечения используется операционная система Windows 2000 (XP) и пакет Microsoft Office 2000 (XP).

Курс состоит из трех разделов:

1 раздел – «Введение в информатику».

2 раздел – «Программные средства обработки информации».

3 раздел – «Компьютерные сети»

Контроль знаний: контрольная работа и экзамен.

 


Краткое содержание

Раздел 1. Введение в информатику

1.1. Информатика – предмет и задачи. Структура информатики.

1.2. Информация и ее свойства. Информация и сообщение. Свойства информации. Классификация информации. Единицы измерения количества информации. Стандартные коды в вычислительной технике. Информация в индустрии туризма.

1.3. Информационное общество.

Информационные ресурсы общества. Информатизация общества. Информационное общество. Информационная культура.

1.4. Основы эргономичной работы на компьютере. Предмет и задачи эргономики. Мини-, миди- и макро-эргономика.

 

Раздел

Программные средства обработки информации

2.1. Программное обеспечение персонального компьютера

Классификация программных продуктов. Понятие интерфейса. Операционная система Windows 98 (2000) – основы работы. Microsoft Office 2000: Word, Excel, PowerPoint – обзор базовых возможностей, основные элементы пользовательского интерфейса, создание интегрированных документов.

 

Раздел 3

Компьютерные сети

3.1. Программное обеспечение персонального компьютера

Понятие компьютерных сетей. Классификация КС. Основы работы в Интернет. Основные сервисы Интернет. Программа Microsoft Internet Explorer. Стратегия информационного поиска в Интернет. Поисковые серверы и информационные порталы.

 


 

Тематика практических занятий

Основы работы пользователя в операционной системе Windows 98/2000

- Рабочий стол

- Работа с окнами.

- Получение справки.

- Управление объектами: папками, файлами, ярлыками.

- Поиск папок и файлов.

- Создание системной дискеты.

- Форматирование дискеты.

- Обслуживание жесткого диска.

- Создание индивидуальной операционной среды пользователя.

- Работа с программами.

- Стандартные наборы клавиш.

Основы работы с прикладными программами

Microsoft Word 2000

- Набор и форматирование текста.

- Форматирование абзаца, стили и шаблоны.

- Форматирование списка.

- Таблицы и иллюстрации.

- Структура документа.

- Интегрированные (составные) документы.

- Оформление страниц.

- Документ Microsoft Word и его жизненный цикл: создание, редактирование, запись в файл, загрузка из файла, печать.

Microsoft Excel 2000

- Краткая историческая справка.

- Обзор базовых приемов составления и использования таблиц MS Excel.

- Понятие рабочей книги и рабочего листа MS Excel.

- Правила и приемы работы с электронными таблицами MS Excel.

- Формулы, их синтаксис и использование в них функций.

- Построение диаграмм и графиков в Microsoft Excel.

- Печать таблиц.

Microsoft PowerPoint 2000

- Разметка слайда.

- Оформление слайда.

- Динамические эффекты: анимация, эффекты смены слайда, управляющие кнопки, гиперссылки.

- Показ слайдов и его настройка.

- Создание презентации с помощью мастера автосодержания.

- Печать слайдов.

- Различные форматы сохранения презентации: *.ppt, *.pps, *.pot, *.exe, *.html.

Microsoft Internet Explorer

- Поиск веб-страниц.

- Просмотр веб-страниц в автономном режиме.

- Печать и сохранение информации.

- Настройка веб-обозревателя.

 


Литература

1. http://www.ixbt.com/peripheral/ergonomic.html#1 - ШашловС.Эргономика работы за компьютером – субъективные заметки. Последнее обновление -- 24 июня 2002.

2. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.-1994. - 336с.

3. Воройский Ф.С. Информатика «Новый систематизированный толковый словарь справочник – 2 –е изд. – М.: «издательство Либерия», 2001.-536 с.

4. Гончаров М.В., Шрайберг Я.Л. Введение в Интернет. Ч.1. Общие сведения. – М., 2000. - 60с.

5. Гончаров М.В., Шрайберг Я.Л. Введение в Интернет. Ч.3. Интернет для науки, культуры и образования. – М., 2000. - 82с.

6. Гончаров М.В., Шрайберг Я.Л. Введение в Интернет. Ч.3. Интернет для вузов и университетов. – М., 2000. - 50с.

7. Додж М. Эффективная работа c Microsoft Excel. СПб.: Питер, 1998.

8. Информатика для юристов и экономистов/ под ред. Симоновича С.В. –СПб.:ПИТЕР.2002.-68с.

9. Информатика: Практикум по технологии работы на компьютере / Под ред. проф. Н.В. Макаровой. –М.: Финансы и статистика, 1997. –384 с.

10. Информатика: Учебник / Под ред. проф. Н.В. Макаровой. -3-е изд./перераб.–М.: Финансы и статистика, 2001. –768 с.

11. Основы информационной культуры / учебное пособие по курсу «Введение в Информатику», Государственная академия сферы быта и услуг, М., 1998 г.-70 с.

12. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. – М.: Политическая литература, 1991.

13. Справочные подсистемы Windows , MS Word, MS Excel.

14. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».Принят Государственной Думой 8 июля 2006 года

15. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях./ Под ред. проф. Н.И. Гендина. –М.2003г.-296с


Семестр

Раздел 1. Введение в информатику

1.1. Информатика – предмет и задачи. Структура информатики.

Информатика - дисциплина, изучающая структуру и общие свойства информации, а также законы и методы её обработки, передачи и применения в различных сферах человеческой деятельности. Под обработкой информации в дальнейшем будем понимать поиск, создание, накопление, хранение, модификацию и т.д.

Выделение информатики как самостоятельной области человеческой деятельности в первую очередь связано с развитием средств автоматизированной обработки информации. Термин информатика (франц. informatique)возник в 60-х гг. ХХ векакак аббревиатурафранцузских слов information - информация и automatique – автоматика и дословно означает "информационная автоматика".[1]

С 1978 года за информатикой международным соглашением официально закреплены области, связанные с разработкой, созданием, использованием и материально-техническим обслуживанием систем обработки информации, включая компьютеры и их программное обеспечение, а также организационные, коммерческие, административные и социально-политические аспекты компьютеризации — массового внедрения компьютерной техники во все области жизни людей.

В нашей стране такое понимание термина утвердилось лишь с 1983г., когда при Академии наук СССР было организовано новое отделение информатики, вычислительной техники и автоматизации.

Информатика занимается изучением свойств информации, процессов преобразования и создания новой информации и аппаратно-программных средств ее обработки. Современная компьютерная техника и программное обеспечение дают возможность эффективно управлять информационными потоками, оцифровывать информацию и хранить большие объемы информации, предоставлять доступ к информационным ресурсам и обеспечивать их надежную защиту. Это определяет круг вопросов, которые исследует информатика:

1. технологические,связанныесизучением методов и средств надежной обработки и передачи информации;

2. семантические,посвященныеспособам описания смысла информации; языкам описания информации;

3. криптографические [2],изучающие методы кодирования и защиты информации.

 

Информатика - это комплексная научная дисциплина с широчайшим диапазоном применения и в широком понимании представляет собой интеграцию разнообразных отраслей науки, техники и производства, связанных с обработкой и передачей информации с помощью компьютерной техники. К приоритетным направлениям современной информатики относятся:

- разработка вычислительных систем и программного обеспечения;

- теория информации, изучающая процессы, связанные с передачей, приёмом, преобразованием и хранением информации;

- разработка методов искусственного интеллекта;

- биоинформатика, изучающая информационные процессы в биологических системах;

- социальная информатика, изучающая процессы информатизации общества;

- телекоммуникационные системы и сети, в том числе, глобальные компьютерные сети, объединяющие всё человечество в единое информационное сообщество;

- разнообразные приложения, охватывающие создание новых информационных технологий для всех сфер человеческой деятельности и т.д.

Российский академик А.А. Дородницин предложил в целом рассматривать информатику как совокупность трех взаимосвязанных неразрывных частей, это:

- технические средства (Hardware с анг. буквально переводится как «твердые изделия») или аппаратура компьютеров;

- программные средства (Software с анг. буквально переводится как «мягкие изделия», что подчеркивает способность программного обеспечения модифицироваться и развиваться) - это создание, применение и использование программ;

- алгоритмические средства[3] (Brainware анг. интеллект), включают разработку алгоритмов и изучение методов и приемов их построения.

Роль информатики в развитии современного общества чрезвычайно велика, так как ее достижения в области новых информационных технологий и компьютерных сетей коренным образом преобразуют не только сферу материального производства, но и социальную и духовную сферу жизни общества.

Информация и ее свойства

Термин информация (от лат. – informatio - сведения, разъяснения, изложение) широко распространен и применяется практически во всех областях человеческой деятельности, и, может быть, именно поэтому получает различные смысловые наполнения.[4] Например:

- в обиходе информацией называют любые данные или сведения, которые кого-либо интересуют;

- в технике под информацией понимают сообщения, передаваемые в форме знаков или сигналов;

- в информатике –это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний.

Раздел информатики, изучающий процессы, связанные с передачей, приёмом, преобразованием и хранением информации называется теория информации. Основоположником этой теории является американский учёный Клод Шеннон, он сформулировал общие свойства и закономерности присущие информации как общенаучной категории и предложил рассматривать информацию как снятую неопределенность наших знаний о чем-то.

Современное научное представление об информации сформулировал Норберт Винер – основоположник кибернетики[5]. Информация- это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств.

С понятием «информация» тесно связано понятие «сообщение». Сообщение - это неопределяемое понятие в информатике. Люди обмениваются информацией в форме сообщений. При этом одна и та же информация может быть передана с помощью разных сообщений или одно и то же информационное сообщение (статья в газете, объявление, письмо, телеграмма, справка, рассказ, чертёж, радиопередача и т.п.) может содержать разную информацию для разных людей. Так, сообщение, составленное на немецком языке, не несёт никакой новой информации человеку, не знающему этого языка, но может быть высокоинформативным для человека, владеющего немецким. Никакой новой информации не содержит и сообщение, изложенное на знакомом языке, если его содержание непонятно или уже известно. Следовательно, информация есть характеристика не сообщения, а соотношения между сообщением и его потребителем. Без наличия потребителя, хотя бы потенциального, говорить об информации бессмысленно.

Итак, информация передаётся в форме сообщений от некоторого источника информации к её приёмнику посредством канала связи между ними. Источник посылает передаваемое сообщение, которое кодируется в передаваемый сигнал. Этот сигнал посылается по каналу связи. В результате в приёмнике появляется принимаемый сигнал, который декодируется и становится принимаемым сообщением.

     
ИСТОЧНИК отправитель, передатчик канал связи ПРИЁМНИК потребитель, получатель  
 
Природные объекты (планеты, звезды, люди, животные, леса и т.д.); научные эксперименты, технологические процессы и т.д.   Воздух, вода, звуковые волны, радиоволны, луч света и т.д. Передача информации может сопровождаться воздействием помех, вызывающих искажение и потерю информации. Люди, животные растения, различные приборы и аппаратура и т.д.

 

Пример: Сообщение о результате футбольного матча передается телезрителю – приемнику информации от футбольного комментатора – источника информации с помощью канала связи – телевизионной передающей аппаратуры.

Животные и растения воспринимают информацию из внешнего мира, перерабатывают ее и затем используют в процессе своей жизнедеятельности.

В случаях, когда говорят об автоматизированной работе с информацией посредством технических устройств, в первую очередь интересуются не содержанием сообщения, а тем, сколько символов это сообщение содержит.

Применительно к компьютерной обработке данныхпод информацией понимают некоторую последовательность символических обозначений (букв, цифр, закодированных графических образов и звуков и т.п.), несущую смысловую нагрузку и пригодную для машинной обработки.

Свойства информации:достоверность; полнота; точность; ценность; своевременность; понятность; доступность; краткость и др.

Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию или принятию неправильных решений. Достоверная информация со временем может стать недостоверной, так как она обладает свойством устаревать.

Информация полна, если её достаточно для понимания и принятия решений. Как неполная, так и избыточная информация сдерживает принятие решений или может повлечь ошибки.

Точность информации определяется степенью ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т.п.

Ценность информации зависит от того, насколько она важна для решения задачи, а также от того, насколько в дальнейшем она найдёт применение в каких-либо видах деятельности человека. Только своевременно полученная информация может принести ожидаемую пользу. Одинаково нежелательны как преждевременная подача информации (когда она ещё не может быть усвоена), так и её задержка.

Если ценная и своевременная информация выражена непонятным образом, она может стать бесполезной. Информация становится понятной, если она выражена языком, на котором говорят те, кому предназначена эта информация.

Информация должна преподноситься в доступной (по уровню восприятия) форме. Поэтому одни и те же вопросы по разному излагаются в школьных учебниках и научных изданиях.

Информацию по одному и тому же вопросу можно изложить кратко (сжато, без несущественных деталей) или пространно (подробно, многословно). Краткость информации необходима в справочниках, энциклопедиях, учебниках, всевозможных инструкциях.


Классификация информации

Классификация – система распределения объектов (явлений, предметов, процессов, понятий) по группам на основании их сходства или различия в соответствии с качественным (атрибутивным) признаком.

Любая классификация относительна, так как зависит от того по каким признакам или критериям она проводилась. Это имеет отношение и к информации, если, скажем, рассматривать информацию, циркулирующую в организации, то в основу классификации можно положить один из пяти основных признаков:

- место возникновения;

- стадия обработки;

- способ отображения;

- стабильность;

- функции управления.

По месту возникновения всю информацию, циркулирующую в организации можно разделить на:

- входную, поступающую в организацию или ее подразделения;

- выходную, поступающую из фирмы в другую организацию;

- внутреннюю, создающуюся внутри организации;

- внешнюю, создающуюся за пределами организации.

По стадии обработки информация может быть первичной, вторичной, промежуточной и результатной.

По способу отображения информация делится на текстовую и графическую.

По стабильности информацию можно разделить на:

- переменную, отражающую фактические количественные и качественные характеристики деятельности организации;

- постоянную, неизменную и стабильно используемую в течение длительного периода времени – это справочная, нормативная, плановая информация.

По функции управления обычно классифицируют экономическую информацию, разделяя ее:

- плановую - информацию об объекте управления на текущий или будущий период (план проведения мероприятий на текущий год и планируемая прибыль и т.д.);

- нормативно-справочную (законы, регулирующие деятельность организации, нормы рабочего времени, адреса партнеров и спонсоров и т.д.);

- учетную информацию, характеризующую деятельность организации за отчетный период времени (посещаемость мероприятий, студий и кружков, доходы за отчетный период по видам деятельности и т.д.);

- оперативную (текущую), используемую в оперативном управлении и характеризующую производственные процессы в данный период времени.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.