|
Роль жены в мусульманской семье.
Праведная жена - опора мусульманской семьи и её прочное основание, и важность роли, которую она играет в семье, трудно переоценить. Вспомним слова Посланника Аллаха : «Мир этот даётся во временное пользование, и лучшее из того, что можно приобрести в нём, — это праведная жена» [Муслим]. Праведная жена — дар Всевышнего, который мужчина должен ценить, потому что праведность, богобоязненность и обычно сопутствующее им благонравие женщины обеспечивают всей семье спокойную, счастливую и благополучную жизнь и предотвращают конфликты и многие другие возможные неприятности. Что же должна делать мусульманка для того, чтобы стать «лучшим из того, что можно приобрести в этом мире» — праведной женой — и заслужить любовь и уважение членов своей семьи?
Ислам почтил женщину, предоставив ей право выбирать себе супруга, и родители не могут принуждать её выходить за человека, который ей не нравится.
Мусульманка знает о своём законном праве и пользуется им, однако она не пренебрегает советами родителей и других родственников, понимая, что в таком жизненно важном вопросе необходимо прислушаться к мнению старших, более опытных людей.
В то же время мусульманка не терпит посягательства на свою свободу даже со стороны самых близких ей людей и не отказывается от права выбора, которым наделил её Всевышний.
Ислам не принуждает женщину жить с человеком, который ей неприятен, поскольку очевидно, что такой брак не будет прочным и обречён на разрушение. Ислам стремится создать все условия для того, чтобы союз супругов был успешным, а несоответствие мужчины и женщины, вступающих в брак, изначально исключает возможность успеха. Если у будущих супругов совершенно разные характеры, убеждения, привычки, склонности и взгляды на жизнь, сложно ожидать от них взаимопонимания и согласия и бессмысленно предрекать им безоблачную семейную жизнь.
Если между супругами возникают серьёзные конфликты и мусульманка ясно понимает, что дальнейшая совместная жизнь не принесёт ничего, кроме новых трудностей, и что у неё нет больше сил подчиняться нелюбимому мужу, она, во избежание греха, имеет право попросить о разводе.
У мусульманки, выбирающей супруга, свои критерии. В отличие от большинства женщин она ищет в мужчине в первую очередь не красивую внешность, богатство и доходную должность, но смотрит, прежде всего на его отношение к религии и его нрав, потому что для создания счастливой семьи наиболее важны именно эти два качества, и в мужчине невозможно найти ничего лучше праведности, богобоязненности и благонравия.
Мусульманка помнит слова Посланника Аллаха: «Когда приходит к вам тот, чьей религией и нравом вы довольны, отдавайте за него девушку. А если вы не станете этого делать, на земле будет искушение и великое нечестие!» [Тирмизи; Ибн Маджа].
Мусульманка не может согласиться на брак с безнравственным и легкомысленным человеком со слабой верой, даже если он обладает красивой внешностью и хорошо одевается. Её привлекает искренне верующий, серьёзный молодой человек, сознательный, умный, просвещённый, с чистой душой и безупречной репутацией. Праведную и благонравную мусульманку заслуживает только подобный ей, а заблудшая женщина со скверным характером заслуживает такого же мужа.
Истину сказал Всевышний: Скверные женщины - для скверных мужчин, а скверные мужчины - для скверных женщин, и хорошие женщины - для хороших мужчин, а хорошие мужчины - для хороших женщин. Сура 24 «Свет», аят 26.
Мусульманка знает, что Всевышний Аллах сделал мужчину покровителем женщины: «Мужчины - покровители женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими и потому что они расходуют из своего имущества» (сура 4 «Женщины», аят 34). Поэтому она выбирает мужчину, которого она желала бы видеть своим покровителем и спутником жизни.
Мусульманка покорна мужу в том, что не является ослушанием Аллаха. Она уважает его, заботится о том, чтобы он был доволен ею, и старается доставить ему радость. Если он беден, она не жалуется на недостаток средств и продолжает усердно выполнять домашнюю работу, помня о том, что многие великие женщины, вошедшие в историю, были образцом терпения, благодеяния, благородства и самоотверженно служили мужу и своему дому, несмотря на бедность мужей и суровые условия жизни.
Мусульманка послушна мужу и старается исполнять его желания, связанные с их личными отношениями, пищей, одеждой, общением и другими составляющими повседневной супружеской жизни. Чем больше желаний мужа она исполняет, тем безоблачнее семейная жизнь, и тем больше радости приносит супругам ежедневное общение и совместное времяпрепровождение, и тем ближе это к идеальной модели семейной жизни, созданной исламом.
Мусульманка ни на минуту не забывает о том, что покорность мужу помогает женщине войти в Рай, как сказано в хадисе: «Женщине, которая совершала пять обязательных молитв, постилась в месяц [рамадан], слушалась мужа и оберегала своё лоно от запретного, будет сказано: “Войди в Рай через те врата, через которые пожелаешь”» [Табарани].
Поскольку брак в исламе предписан для того, чтобы уберечь мужчину и женщину от прелюбодеяния, женщина обязана прийти, если муж желает её, а не выдумывать разные предлоги для того, чтобы ускользнуть от него. Поэтому в Сунне мы находим такие хадисы: «Если мужчина позвал жену на ложе, она должна прийти к нему, даже если в это время она сидит в седле» [Баззар]; «Если мужчина позвал жену для удовлетворения своего желания, она должна прийти к нему, даже если в это время она стоит у печи» [Тирмизи].
Уберечь мужа от искушений, избавить его от мыслей о прелюбодеянии и от желания смотреть на других женщин для женщины-мусульманки важнее любой работы. Ислам стремится к тому, чтобы жизнь супругов была счастливой и безоблачной и её ничто не омрачало. А для того чтобы уберечься от обольщений и стремления к запретному, мужчина должен удовлетворять свою естественную потребность дозволенным способом. Посланник Аллаха сказал: «Если один из вас увидит женщину, которая понравится ему и западёт ему в душу, пусть пойдёт к своей жене и вступит с ней в половую близость. Это избавит его от наваждения» [Муслим].
Мусульманка подаёт другим пример уважительного и почтительного отношения к мужу, признания его заслуг и соблюдения его прав. История сохранила для нас немало примеров того, как мусульманки уважали своих мужей, ценили их и признавали их достоинства и заслуги.
Почтительное отношение мусульманки к мужу проявляется и в её почтительном отношении к его матери и остальным членам его семьи. Мусульманка знает, что самое большое право на мужчину имеет его мать, поэтому она старается помогать мужу делать добро матери и демонстрировать почтение и уважение к ней. Поступая так, она приносит благо самой себе и своему мужу, помогая ему в благочестии и богобоязненности и совершении благого дела, которое повелел совершать Всевышний Аллах. И в то же время благодаря своему поведению она заслуживает любовь мужа, который ценит её уважительное и внимательное отношение к его семье.
Мусульманка старается сделать мужа счастливым и заботится о том, чтобы его счастье ничто не омрачало. Разговаривая с ним, она старается поднять ему настроение и говорить то, что ему приятно слышать. Она воздерживается от резких, ранящих слов. Мусульманка спешит сообщить мужу радостное известие, а печальное по возможности откладывает до более подходящего времени. Если же она вынуждена сообщить ему нечто неприятное сразу, она старается предварительно подготовить его, чтобы новость меньше расстроила его.
Мусульманка очень деликатна, особенно когда речь идёт о муже, и старается не задевать его чувства. К сожалению, далеко не все женщины понимают важность такого подхода и не у каждой, получается, справляться с подобной ролью. Это удел самых благородных и достойных. Однако мусульманка прикладывает усилия для этого и старается поддерживать мужа и обеспечивать ему хорошее настроение.
Мусульманка не разглашает тайн своего мужа и никому не рассказывает о том, что происходит между ними в их личной жизни. Вера в Создателя, богобоязненность и благородство натуры не позволяют ей опускаться до отвратительных и непристойных речей и мерзких сплетен. Она слишком дорожит своим временем, чтобы терять его в обществе невежественных любительниц поболтать. Мусульманка питает отвращение к подобным низким, отвратительным деяниям и не желает иметь ничего общего с теми, кто их совершает. Она помнит слова Посланника: «Поистине, наихудшее место у Аллаха в Судный день займут мужчина и женщина, которые открывают друг другу свои тайны, а потом один из них разглашает тайны другого» [Муслим].
Несомненно, самое отвратительное - рассказывать посторонним об интимных отношениях супругов. Есть секреты, разглашение которых не так омерзительно, но всё же крайне нежелательно, потому что умение хранить секреты - признак благородства, а разглашение чужой тайны - грех и ошибка.
Таков закон земной жизни, установленный Всевышним: мужчина и женщина должны вместе преображать землю и поддерживать на ней жизнь. При этом мужчина не может обойтись без женщины, а женщина не может обойтись без мужчины. Поэтому ислам побуждает мужчину и женщину помогать друг другу, и Посланник Аллаха, помогая своим жёнам в домашней работе до самого выхода на молитву, подал всем верующим мужчинам прекрасный пример.
В прошлые века мужчина помогал женщине в её работе, а женщина, в свою очередь, помогала мужчине советом и поддерживала его словом и делом.
Мусульманка - истинная раба Всевышнего - привыкла считать, что с тех пор, как она и её избранник заключили благословенный союз, сочетавшись браком, они стали одним целым. Неважно, что когда-то они были чужими и не знали друг друга. Теперь они - одно…
Мусульманка всегда думает о том, как помочь мужу и принести ему пользу, поэтому она готова дать ему совет, как только увидит, что он нуждается в советчике. Этим она оказывает ему огромную услугу, особенно если учесть, что она всегда рядом с ним и ему не приходится далеко ходить за советом и помощью.
Заботясь о муже, мусульманка искренне желает, чтобы он вошёл в Рай, и потому побуждает его совершать благие дела и расходовать на пути Аллаха вместо неоправданной и бесполезной траты средств на предметы роскоши и состязания с людьми в приобретении мирских благ. Она не поступает подобно глупым и невежественным женщинам, которые думают лишь о материальных благах и забывают об истинном предназначении земной жизни и велениях Всевышнего.
Вспомним историю Умм ад-Дахдах. Однажды муж, возвратившись домой, сообщил ей о том, что он отдал пальмовую рощу, в которой они жили, в качестве милостыни бедным, желая, чтобы в мире вечном Всевышний даровал им гроздь фиников Рая. Услышав это, Умм ад-Дахдах не расстроилась, а, напротив, обрадовалась щедрости супруга и его заботе о благе своей семьи в мире вечном и воскликнула: «Прибыльная сделка, прибыльная сделка!»
Мусульманка помогает мужу совершать угодное Аллаху. Она будит его для совершения добровольных ночных молитв, ибо ночная молитва - прекрасная возможность заслужить награду Всевышнего Аллаха и Его довольство.
Мусульманка напоминает мужу о разных видах поклонения - добровольных постах, дополнительных молитвах, чтении Корана и так далее. А видя, что он ленится, она напоминает ему о Рае и о том, что Аллах не оставляет без награды творящих добро.
Она знает, что Ад спрятан за страстями и прихотями, а Рай - за тем, что тяжко и неприятно, и, чтобы войти в Рай, они с мужем должны трудиться. А поскольку они семья и вместе идут по жизни, им следует помогать друг другу в благих делах и поклонении Господу, чтобы снискать Его милость и прощение.
Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Да помилует Аллах мужчину, который встаёт ночью, совершает молитву и будит свою жену, чтобы она тоже помолилась, а если она отказывается вставать, брызгает ей в лицо водой! И да помилует Аллах женщину, которая поднимается ночью, совершает молитву и будит своего мужа, чтобы он тоже помолился, а если он отказывается вставать, брызгает ему в лицо водой!» [Абу Давуд].
Мусульманка понимает, что самое важное дело для неё после поклонения Господу - завоевать сердце мужа и добиться его любви, чтобы он, живя с ней, чувствовал себя счастливым. Она стремится стать для него успокоением и радостью, чтобы он ценил её и чтобы в их семье всегда царили согласие и гармония.
Поэтому мусульманка ищет ключи к сердцу любимого человека, используя свою проницательность и женскую мудрость. Ведь если супруг доволен ею и видит в ней верную, заботливую и любящую спутницу жизни, то и она будет счастлива с ним. Мусульманка понимает, что она - величайшее из мирских благ, дарованных Всевышним Аллахом её супругу, и он знает об этом.
‘Абдуллах ибн ‘Амр ибн аль-Ас передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Мир этот даётся во временное пользование, и лучшее из того, что можно приобрести в нём, - хорошая жена» [Муслим].
Для женщины не составляет особого труда сохранять свою привлекательность для мужа, потому что её женская природа, которой наделил её Всевышний, подсказывает ей, как она должна вести себя и что ей следует делать, а чего избегать в супружеской жизни. Она рождена для того, чтобы завоёвывать сердце мужчины, и Создатель наделил её способностью очаровывать, привлекать, завораживать и вложил в неё стремление любить и быть любимой.
В отличие от других женщин, мусульманка, склоняя к себе сердце мужа, стремится к довольству Господа, потому что, как мы уже сказали, для неё делать супруга счастливым и заботиться о нём - неотъемлемая часть религии. Поэтому она стремится снискать любовь мужа и его расположение, украшая себя для него и говоря ему благие слова. Она ведёт себя так, чтобы он никогда не жалел о том, что женился на ней, и чтобы он скучал по ней, когда её нет рядом, и с нетерпением ждал встречи после вынужденной разлуки.
Мусульманка пользуется свойственной всем женщинам любовью к украшениям, изящным вкусом, богатым воображением и чисто женским умением создавать красоту. Она всегда предстаёт перед мужем в таком виде, что радует его взор и вселяет радость и умиротворение в его сердце.
Мусульманка старается радовать мужа, поднимать ему настроение, если он не в духе, избавлять его от забот, печалей и тревог и вносить искорки веселья в семейную жизнь, чтобы сделать её светлой и счастливой. Она убеждена: жизнь супругов ни в коем случае не должна быть однообразной, скучной и безрадостной. Поэтому она встречает мужа приветливой улыбкой и ласковым вниманием, когда он возвращается с работы усталым и озабоченным, показывая ему, что она рада его возвращению, и он не может не ценить её заботу. Даже если сама она встревожена или опечалена чем-то, она старается не показать этого. Она желает, чтобы он забыл о своих заботах, а не получал от неё новые поводы для беспокойства и расстройства.
Мусульманка благодарит мужа за всё добро, которое он делает ей, признаёт его заслуги и не забывает отмечать его похвальные поступки. Мусульманка, следуя заветам своей религии, справедливо относится ко всем, поэтому она не знает, что такое неблагодарность и эгоизм, особенно по отношению к супругу.
Она помнит слова Посланника Аллаха: «Не благодарит Аллаха тот, кто не благодарит людей» [Бухари.Адаб]. Она ещё в детстве усваивает, что на добро нужно отвечать благодарностью и признательностью, и часто вспоминает хадис: «Не посмотрит Аллах на женщину, которая не благодарит мужа, несмотря на то, что не может обойтись без него» [Аль-Хаким].
Мусульманка старается, чтобы муж не чувствовал себя одиноким, а потому, пока он дома, она уделяет основное внимание ему, оставляя все дела на потом, за исключением неотложных.
Мусульманка всегда готова выслушать мужа и старается, чтобы он приятно проводил время в её обществе. Ислам побуждает супругов доставлять друг другу радость и удовольствие. Вспомним случай из жизни Пророка (Мир Ему) и его любимой жены ‘Аиши. Она рассказывает: «Я сопровождала Посланника Аллаха в одном из его походов. Тогда я была ещё девочкой, была худенькой и весила мало. И вдруг Посланник Аллаха велел своим спутникам: “Идите вперёд”, и они ушли вперёд. Тогда он сказал мне: “А ну-ка, давай наперегонки!” Я побежала с ним наперегонки и опередила его. Несколько лет спустя, когда я вновь отправилась в поход с Посланником Аллаха, он велел своим спутникам, как в прошлый раз: “Ступайте вперёд”, - а сам обратился ко мне: “А ну-ка, давай наперегонки!” К этому времени я успела позабыть о том первом случае, повзрослела и стала тяжелее. Я побежала, и Посланник Аллаха обогнал меня. Затем он рассмеялся и сказал: “Это тебе за тот раз!”»
Когда супруги делят радость, это укрепляет их любовь и привязанность друг к другу. Мусульманка делит с мужем не только радость, но и горе. Она утешает его в печали, помогает ему пережить утрату дорогого ему человека, терпеливо перенести неудачу в делах, сочувствует ему и обнадёживает его. Он всегда находит у неё поддержку и понимание.
Мусульманка не смотрит на других мужчин, кроме мужа и близких родственников (махарим), помня Слова Всевышнего: «Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры».
Мужчины ревнивы по своей природе, поэтому их радует, когда жена опускает взор, что свидетельствует о скромности и целомудрии. Мужчина чувствует, что жена принадлежит ему одному и что она верна ему и ей не нужен никто, кроме него, и это лишь увеличивает его любовь к ней.
Целомудренно опущенный взор мусульманки может творить чудеса, и эта привычка женщины всегда отражается на отношениях супругов самым благоприятным образом. Вспомним Слова Всевышнего: Там будут девы, потупляющие взоры, с которыми прежде не имели близости ни человек, ни джинн. Сура 55 «Милостивый», аят 56
Мусульманка не только украшает себя для мужа и принимает участие в его повседневных делах и любимых занятиях, но и старается обеспечить уют в доме. Она поддерживает порядок и чистоту, чтобы, приходя домой, супруг радовался и отдыхал не только телом, но и душой. Она подбирает украшения для дома на свой вкус и следит за тем, чтобы дети всегда выглядели аккуратно и опрятно и знали правила хорошего тона.
Занимаясь приготовлением пищи, мусульманка проявляет изобретательность и фантазию. Даже если она не очень искусный повар, она всё равно старается сделать блюдо аппетитным и украсить его. Мусульманка знает, что брак в исламе - не только благословенный союз двух сердец, но и одно из знамений Всевышнего Аллаха, и что Всевышний сделал женщину успокоением и радостью для её мужа.
Всевышний сказал: Среди Его знамений - то, что Он сотворил из вас самих жён для вас, чтобы вы находили у них успокоение, и создал между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом - знамения для людей размышляющих. Сура 30 «Румы», аят 21 Аллах создал эту удивительную связь между мужчиной и женщиной, чтобы они, создавая семью, находили друг у друга успокоение, понимание, поддержку и дозволенное наслаждение.
Мусульманку не нужно учить тому, как создавать уют в доме и заботиться о муже - она прирождённая жена и мать. Она с детства впитывает заветы Корана и наставления Пророка (Мир Ему). К тому же она, воспитываясь в мусульманской семье, берёт пример с матери и других родственниц. Поэтому она ещё до замужества знает, какой должна быть жена и мать в верующей семье, соблюдающей предписания Всевышнего, и она ясно представляет, как должна строиться семейная жизнь последователей религии Истины. Она знает, как наполнить дом светом и радостью и сделать мужа счастливым.
Мусульманке не свойственна мстительность и злопамятность. Она умеет закрывать глаза на ошибки и недостатки мужа, понимая, что любой человек несовершенен и не стоит ожидать от него безупречной правильности поведения и поступков. Свои обиды она оставляет в прошлом и не напоминает мужу о неприятном.
Она знает: великодушие, снисходительность и готовность прощать открывают для неё сердце мужа лучше любого ключа, а напоминание о совершённых когда-то ошибках только раздражает мужчину и привносит отчуждение в отношения супругов. Мусульманка и здесь следует велению Всевышнего: Пусть они прощают и будут снисходительны. Разве вы не желаете, чтобы Аллах простил вас? Аллах - Прощающий, Милосердный. Сура 24 «Свет», аят 22
Спокойная, уравновешенная, проявляющая понимание и великодушная, она действительно заслуживает называться лучшим из того, что может приобрести верующий мужчина в этом мире.
Мудрость и сила личности свойственны женщине-мусульманке и до замужества и после, ибо она глубоко понимает свою религию и своё предназначение в жизни. В отличие от легкомысленных и взбалмошных женщин, она продумывает каждый свой шаг, особенно в семейной жизни, и старается совершать лишь поступки, которые не будут иметь дурных последствий ни для неё, ни для её семьи.
Сила её личности проявляется, когда она выбирает себе супруга. Если родители прочат ей в мужья неподходящего человека, она, несмотря на любовь, уважение и почтение к ним, не позволяет им распоряжаться своей судьбой, зная, что Аллах наделил её правом самостоятельно принимать это ответственное решение. Она прислушивается к советам родителей и других родственников, однако никто не может решать за неё, кто подходит ей, а кто нет. Когда к ней сватается человек, она остаётся равнодушной к его богатству и положению в обществе, ибо её интересует совсем другое. Она ищет настоящего мусульманина - праведного, богобоязненного и благонравного. Она знает: если у человека нет веры или она слаба, все его достоинства, включая материальные блага, не имеют никакой ценности, и она не будет счастлива с таким человеком.
Дети - сокровища наших сердец и отрада наших глаз. Источник нашего счастья и украшение нашей жизни. Мы связываем с ними надежды и мечтаем, чтобы они выросли искренне верующими, праведными, добрыми, здоровыми и счастливыми.
Отец видит в детях продолжение себя и свою силу и надеется, что, вступив во взрослую жизнь, они будут помогать ему и поддерживать его, заботиться о нём и благодарить его за то, что он сделал для них, когда они были маленькими. А для матери они - радость всей её жизни, её надежда и её будущее.
Однако для того, чтобы дети выросли такими, какими желают видеть их родители, они должны получить хорошее воспитание, которое позволит им занять достойное место в жизни и стать полезными членами общества. Лишь в этом случае они смогут созидательно трудиться и приносить благо своим родителям и другим людям. Только дети, получившие хорошее воспитание, будут соответствовать описанию Всевышнего: «Богатство и сыновья - украшение мирской жизни…» (сура 18 «Пещера», аят 46).
Если же их воспитанием никто не занимался и родители не уделяли им должного внимания и не заботились о них, то они, став взрослыми, не принесут своим родителям и обществу ничего, кроме зла и горя.
Мусульманка помнит предостережение Пророка (Мир Ему): «Не призывайте проклятий на самих себя, и не призывайте проклятий на своих детей, и не призывайте проклятий на своё имущество, ибо такая мольба может совпасть с периодом времени, в который следует просить о желаемом, и тогда Аллах ответит на вашу мольбу» [Муслим].
Это поступок, достойный порицания, и любая мать, которая в порыве гнева обращалась к Аллаху с подобной мольбой против своих детей, непременно жалела об этом, когда её гнев утихал. Мусульманка — терпеливая и заботливая мать, желающая своим детям только добра, и она никогда не позволит себе повторить ошибку легкомысленных и вспыльчивых женщин, которые проклинают своих детей за малейший проступок или ослушание.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|