|
Гос регулирование распределения доходов
Формир-ие совокупных доходов нас-ния охватывает их пр-во, распред-ие, перераспред-ние и использ-ие. Распред-ие доходов склад-ся на этапе формир-ия доходов владельцев пр-в факторов (функционал распред-ие). Персональное распределение номинальных доходов является результатом перераспред-ния. Проходя через сем бюджет, объем душевого дохода измен-ся в завис-ти от величины и стр-ры семей, соотно-ния иждивенцев и лиц, имеющих самостоят доходы. Величина реал доходов зависит от параметров инфляц процесса. Главным средством перераспределения доходов является гос регулир-ие этого процесса.
Любая из форм гос регулир-ия складывается из матер-ых, институц-ных и концептуальных составляющих.Материал основание гос регулир-ия зависит от объема нац пр-ва и той его доли, кот перераспред-ся централиз-но, через гос бюджет. Институц-ая основа связана с орг-цией процесса перераспред-ия и деят-тью соответств-щих учреждений. Концептуальная основа -это теория или правительственная доктрина, кот положены в основу соц пол-ки гос-ва.
Сторонники гос перераспред-ния доходов утверждают, что равенство в распред-ии доходов явл-ся необх-ым условием максимизации общей полезности доходов всех потребителей. Критики гос перераспред-ия справедливо полагают, что стимулирующий эффект связан не только с величиной, но и со способом распред-ия доходов. Выбор соц пол-ки зависит от полит процесса. Однако, если рынок не способен «правильно» распределить доходы, это не дает основания считать, что полит процесс способен найти оптимальное решение.
Гос перераспред-ние доходов осуществ-ся через бюдж-финанс регулир-ие. Гос-во предоставляет соц выплаты в форме денеж и натурал трансфертов, услуг. В переходной период пол-ка регулир-ния доходов имеет свою специфику: 1) происходит формир-ие новой стр-ры доходов нас-ния (доходы от акций и др ценных бумаг; процентные поступления от валют депозитов; арендные поступления; рентные поступл-ия; дох-ы теневого бизнеса; дох-ы от предпринимат деят-ти; 2) снижении доли соц трансфертных поступлений; 3) концентрации доходов у небольшой части общества; 4)падение доли зараб платы в общих денежх доходах нас-ния, это ведет к утрате материал заинтересованности в повыш-ии труд активности; 5) увелич-е доли нас-ния с доходами, находящ-ся ниже черты бедности, что требует срочных и существенно значимых мер гос-ва по их соц защите. Преодолеть бедность можно только в том случае, если трудоспособные граждане будут достаточно зарабатывать.
Важной особенностью пол-ки распр-ния доходов в переходных условиях должен быть переход к системе соцо партнерства -это система регулир-ния противоречий между соц группами в части перераспред-ия доходов на основе принципов партнерства и компромисса. .
Социальная политика в Республике Беларусь
Согласно Программе соц-экон развития РБе на 2011—2015 осн целью соц пол-ки явл-ся обеспеч-ие устойчивого роста ур-ня жизни нас-ния и сокращение бедности. Для достижения этой цели необх-мо: 1)обеспечить рост денеж доходов нас-ния; 2)повысить размер зараб платы; 3)повысить роль гос минимал-ых соц-трудов гарантий, снизить дифференциацию отдел групп нас-ния на основе совершенств-ния налогообл-ия доходов граждан; 4)обеспечить повышение защищенности соц слоев нас-ния, проведение пенсион реформы.
Регулир-ние оплаты труда работников бюдж сферы гос-вом предусматривается осущ-ть путем выработки пол-ки в опред-ии размера тариф. ставки 1-ого разряда; упорядочения системы надтарифных выплат и совершенств-ния параметров Единой тариф. сетки; разработки более эффект-ого порядка формир-ия средств на оплату труда в бюджетных орг-циях.
В реальном секторе эк-ки пол-ка госу-ва, связанная с трудов отн-ниями, будет реализов-ся через расширение сферы действия и повышение эффект-ти соц партнерства, совершенств-ие системы налогов и платежей с целью повысить роль зараб платы в стимулировании результатов труда. Целью соц защиты в среднесрочной перспективе явл-ся недопущение снижения жизнен ур-ня нас-ния (пенсионеров по возрасту, инвалидности, многодетных и неполных семей), чей совок-ый доход ниже бюджета прожиточного минимума.
Осн направления и задачи соц защиты предусматривают усиление гос поддержки соц-но уязвимых слоев и групп нас-ния, повышение эффект-ти соц программ и рациональное использ-ие выделяемых гос-вом ср-в на соц защиту.
Для нетрудоспособной части нас-ия будут предусмотрены гарантии материал обеспеч-ия и соц обслуживания за счет соц страхования и бюджетных ср-в. В основу будет положен принцип адресного предоставления соц помощи отдел категориям семей и одиноких лиц, совок-ный доход кот ниже прожиточного минимума. Также редполагается: упорядочить систему пособий, выплат и льгот; законод-но закрепить право на получе-ие соц помощи; заменить больш-во льгот, предоставл-ых различным категориям нас-ния, адресными формами соц помощи; перевести некот-ые виды льгот в натуральной форме (военнослужащим, лицам рядового органов внутрен дел) в форму денеж выплат. При этом будут сохранены след. льготы: для инвалиды и ветераны ВОВ, ликвидаторы катастрофы на ЧАЭС, жертвы полит репрессий). В целях обеспеч-ия благоприятных условий для развития семьи и стабилизации рождаемости намечается: совершенств-ие системы гос пособий семьям, воспитывающим детей; развитие соци обслуживания семьи; содействие всем формам предпринимат-кой деят-ти семей; совершенств-ние налогов пол-ки в интересах семьи; проведение ежегодного мониторинга соц-экон потенциала семьи. Молодежная пол-ка направлена на решение насущных проблем жизни молодежи — образов-ие, занятость, улучшение жилищных условий, поддержку учащихся и студентов, воспит-ие патриотизма и добросовестного отн-ния к труду, повышение престижности труда молодежи в реальном секторе эк-ки. Эта поддержка состоит в предоставлении молодому чел-ку возможности трудиться и зарабатывать себе на жизнь. Значит-ым шагом в решении проблем молодежи станет повыш-ие стипендий. Намечается расширить строит-во жилья для молодежи, улучшить и удешевить питание школьников, учащихся ПТУ, студентов. Особое внимание уделяется совершенствованию критериев опред-ия размеров пенсий и механизма их исчисления. Дальнейшее развитие получит система соц обслуж-ия нас-ния: расширение видов предоставляемых услуг; создание центров соц обслуживания семьи, детей, женщин, граждан пожилого возраста и инвалидов и др. Развитие соц-культур- комплекса направлено на формир-ие духовно богатого и физ здорового чел-ка.
Формы и методы гос регулир-ия в контексте миров опыта Мировой опыт свидетельствует, что даже в условиях развитой рын эк-ки существует объективная необход-ть в гос регулир-ии внешнеторг деят-ти. Гос-во при этом призвано защищать интересы своих производителей, принимать меры по увелич-ю экспорта, привлеч-ю иностран инвестиций, защите интересов хоз-щих субъектов, законод-но закреплять условия существ-ния во внешнеторг деят-ти. .
В соответствии с мировой практикой гос-ва испол-ют 2 набора методов регулир-ия: 1) эконом (тарифные, косвенные); 2)администр-ые (нетарифные, прямые). Эконом методы — это стимулир-ие или дестимулир-ие участников внешнеторг деят-ти осущ-ть или воздержаться от соверш-ия конкретных операций (сделок). Использ-ся след. эконом инструменты: налоги, пошлины, субсидии, льготное кредит-ие и страхов-е, валют-е регулир-ие. Косвенным подобное регулир-ие считается потому, что при этом гос-во не запрещает осущ-ие внешнеторг операций, а только регулирует ур-нь прибыльности. Главным инструментом в регулир-ии внешн торговли явл-ся использ-ие тарифного регулир-ия посредством таможен тарифа (перечень ставок тамож пошлин на товары, провозимые через границу данной страны). Администр (нетарифные) методы включают мероприятия, огранич-щие использ-ие иностр товаров на внутр рынке страны. По классиф-ии ВТО нетариф ограни-ия подраздел-ся на 5 групп: 1)колич-ые огранич-ия импорта и экспорта (квотирование - огранич-ие гос властью ввоза (вывоза) товаров в определ колич-ве или сумме за установл-ый период посредством импортных (экспортных) квот и лицензирование - регулир-ие внешнеторг. деят-ти через разрешения, выдаваемые гос органами на экспорт или импорт товара в установл-ых кол-вах за определ промежуток времени); 2)тамож-ые и админ-ые импортно-экспортные формальности (антидемпинговые пошлины, методы оценки тамож стоим-ти товаров, тамож и консульские формальности); 3)стандарты и требования к качеству товаров (санитарные, промышл-е стандарты, требования к упаковке и маркировке товаров; 4)огранич-ия, заложенные в механизме платежей (сборы, импортные депозиты, льготы для отдельных отраслей и предприятий, механизм валютных курсов); 5)участие гос-ва во внешнеторг-ых операциях (субсидирование пр-ва и экспорта товаров, система гос закупок, гос торговля).
Также к группе нетариф. огранич-ий относят антидемп-ые пошлины, кот применяются в случаях ввоза на тамож-ю тер-рию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоим-ть в стране вывоза на момент ввоза. Также небх-мо отметить технич-ие барьеры, устанавл-щие необх-ть проверки соответствия импортируемой пр-ции требованиям междунар-ых и нац-ых стандартов и технич-их норм.
Если правит-во считает необх-ым стимулировать экспорт нац производителей, то оно может в той или иной форме предоставлять им субсидии из бюджета. Субсидии могут быть прямыми и косвенными. Прямое финансир-ие осущ-ся в виде выплат экспортеру дотаций из бюджета после совершения им экспортной операции на сумму разницы его издержек и полученного им дохода. Косвенные — скрытое дотирование экспортеров через предоставление льгот по налогам, льготные условия страхования, передача экспортным компаниям правительств-ых заказов по завышенным ценам.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|