|
Типы эконом систем и модели рын экон-ки
Предмет и задачи государственного регулирования экономики
Важнейшую роль в жизни общества играет гос-во. Гос-во определяет поведение и жизнедея-ть людей, устанавливает общест-ый строй на определенной тер-рии. Его основное назначение состоит в защите существующего строя и порядка посредством полит. воли, авторитета власти, принуждения и др.
Гос-во возникло вследствие обществ-го разделения труда, появления частной собственности и сложившихся обществ-ых отн-ний. На протяжении всего периода человеч-го развития понятие гос-ва отождествлялось с понятием власти. Стремление завоевать власть приводило к конфликтам, войнам, заговорам, переворотам, а обретение власти обеспечивало господство одних групп населения и угнетение других. Поэтому гос-во представлено, с одной стороны, как ср-во насилия и подавления, к с др. стороны, как сила, приносящая всем добро. Сегодня гос-во -основное орудие полит. власти, признаками кот-го являются наличие органов и учреждений, осуществ-их функции власти; системы правов. норм и актов; определенной терр-рии. Гос-во изменялось по мере развития общ-ва. Переход к индустриальному общ-ву обусловил появление сложной системы, включающей в себя накопленные человечеством знания, технику и самого чел-ка и появление такой науки, как управление, а также гос управление.
Развитие гос управления длительное время тормозилось самими законами развития капиталист-го общ-ва, так как капитализм всегда отождествлялся с понятием свободного предпринимательства. И лишь такие события, как 1-я мировая война, революции, «великая» эконом депрессия (1929—1933), 2-ая мировая война, а также последствия всех этих событий дали толчок к развитию теории гос. управления. Новый тип госу устройства и новые формы гос управления в период с 1917 по 1991 г. продемонстрировало Советское государство. Основой гос управления в любой стране явл-ся гос. власть. В своем управленческом воздействии гос-во опирается на право. В Конституции РБ принятой в1996 г в республике гос власть осуществляется на основе разделения ее на законод-ую, исполн-ую и судебную и устанавливается принцип верховенства права.
На современном этапе в системе гос управления выделилось и приобретает все большую значимость управление экон-кой, где объектом регулир-ия выступает нац. Эк-ка. Предметом науки гос. регулирования эко-ки явл-ся изучение целостной системы гос регулир-ния эк-ки, методологических и организац-ых основ ее построения и функционир-ия. Содержанием гос регулир-ия эк-ки явл-ся орг-ция регулирующего воздействия гос-ва на развитие нац эк-ки и ее отдельных подсистем в заданном направлении.
Решая задачи развития национальной экономики (эконом. рост, занятость, ур-нь цен, распределение доходов, эконом свобода, эконом эффективность и др.), гос. регулирование эк-ки должно быть увязано с др эл-ми целостной системы гос. управления: политикой, культурой, соблюдением законности, прав и свобод граждан и др.
Концепции регулирования рыночной экономики
Если в период формирования рын-ых отн-ний (XVII-XVIII вв.) признавалась необходимость гос регулирования торговли, промышл-ти,то в к. XVIII в вмешательство гос-ва расценивалось как помеха, сдерживающая развитие самих рын отн-ний. Это обусловило появление разл. концепций регулир-ия рын-ой эк-ки.
1)меркантилизм, который стал эконом учением периода раннего капитализма (XV—XVII вв.). Представители школы меркантилизма выступали за активную ГЭП, отражающую интересы торгового капитала (крупных торговых монополий) и содейств-щую развитию торговли и промышл-ти, работающей на экспорт. Главной задачей было привлечение в страну возможно большего колич-ва золота и серебра. Выделяют 2 этапа: 1)ранний, для кот. характерна пол-ка денежного баланса; ее цель-удержание денег в стране; 2)поздний - проводилась пол-ка торгового баланса, направленная на увеличение запаса золота и серебра (т.е. превышение вывоза над ввозом). Меркантилизм явл. 1-ой школой полит экономии, обосновавшей гос пол-ку протекционизма.
2) Либерализм (XVIII в.) (А. Смит и Д. Рикардо. А. Смит) рассматривал рын. систему как систему, способную к саморегулир-нию, без вмешательства гос-ва. Личный интерес и стремлении хоз-щих субъектов к получению прибыли, обеспечит более эффект-ое функц-ние эк-ки. Гос-во должно придерживаться принципа нейтральности и ограничиваться ф-цией «ночного сторожа», поддерживая порядок и защищая частную собств-сть и конкуренцию. Однако после эконом кризиса 1929-33 стало очевидным, что рын. механизм не способен обеспечить устойчивое функционир-ние эк-ки, прочное равновесие совок-ого предложения и спроса, избавить общ-во от кризисов и безработицы.
3)Кейсианство (30-е гг. -70 XX Д. Кейнса) определяло ведущую роль гос-ва в регулир-нии нац хоз-ва. Гос-во должно было учитывать нац интересы и на их основе определять цели развития эк-ки. В качестве осн-го принципа Д. Кейнс выдвигал принцип «эффект-го спроса», ведущего к росту доходов и нас-ния и фирм, а главным инструментом развития спроса считал поощрение инвестиционной активности. Гос-во, воздействуя на повышение ур-ня занятости, снижение цены кредита, осуществляя расходы на соц цели, должно стимулировать совок-ный спрос. Кейнсианские принципы были использованы правительствами запад. стран в соц-эконом пол-ке, отличит-ми чертами кот. явл-ся: плюрализм форм собственности; необх-ть гос сектора эк-ки;удовлетворение наиболее значимых потребностей всего нас-ния путем перераспределения доходов; наличие среднего класса (70—80%), обеспечивающего соц стабильность общ-ва.
4)Неоконсерватизм (70-90 гг ХХ Фридмен, Лаффер, Гильдер), кот. включал 3 школы: монетаризм, эконом теория предложения и теория рациональных ожиданий. Монетаристы считали, что гос регулирование должно ограничиться контролем над денежн. обращением. Эконом. теория предложения ориентирована на увеличение сов-ого предложения как ср-ва снижения ур-ня безработицы и стимулирования эконом роста. теория рациональных ожиданий основана на ожидании, что принимаемые фирмами и домохоз-ми меры, связанные с их собственной выгодой, сделают проводимую гос-вом кредитно-денежн. и бюджетную пол-ку неэффективной. Все 3 школы были основаны на необх-сти возрождения рын саморегулир-ния и стимулирования частного предприним-ства.
5) Смешанная эк-ка (70-соврем период П. Самуэльсон). Эта теория соединяет гос регулир-ние и рын механизм и позволяет Расширение гос вмешательства либо его ограничение зависит от эконом ситуации и состояния развития эк-ки.
В конце XX в. обозначился определ. консенсус экономистов. Принято положение о необх-сти гос вмешательства в рын эк-ку . Сегодня практически все страны мира используют ту или иную модель смеш-ой рын эк-ки.
Типы эконом систем и модели рын экон-ки
Эк-ка любой страны — это сложная эконом система, кот. представляет собой совок-сть всех эконом процессов и базируется на сложившихся в ней формах собственности, на присущих ей формах орг-ции и способах регулир-ния хоз деят-ти на всех ур-нях управления. Выделяют след. типы эконом систем: 1)рын экономика, кот. выделяет рын эк-ку свободной конкуренции (чистый капитализм) и современную рын эк-ку, и 2)админ.-командная система. Отличит. чертами рын эк-ки свободной конкуренции явл-ся частная собств-сть и свобода всех участников эконом деят-ти. Но если в эк-ке свободной конкуренции все задачи эконом развития страны решаются через рынок и цены, то в современной рын экон-ке наблюдается активное вмешательство гос-ва в процессы развития нац эк-ки.
Сегодня выделяют следующие модели рыночной экономики: саксонскую (США, Канада, Англия) — неограниченная свобода предприним-ва; западно-европ. (Франция, Италия, Испания, Португалия)-активное гос регулирование; соц- ориентир-ую (Германия, Австрия)-подчеркнута соц направленность госва; скандинавскую (Швеция, Дания, Норвегия)-паритетность гос и частного капитала, ярко выраженная социальная направленность; патерналистскую (Япония)-усиленное гос регулир-ние, использование традиций в способе пр-ва.
Модель рын эк-ки США — это минимальное участием гос-ва в регулир-нии эк-ки. Сфера рынка преобладает над гос сектором, а гос-во выполняет минимально необх-ые функции в сфере денежн обращения, экологии, в пр-ве товаров и услуг коллективного пользования. Максимально допустимое гос вмешательство можно наблюдать в Швеции, в Австрии, Германии, Японии. Здесь гос-во обеспечивает условия для эффективного хоз-ния,экон развития, регулирование соц отн-ний.
Шведская модель отличается сильной соц пол-кой, направленной на сокращение имуществ-го неравенства путем перераспр-ния доходов в пользу наименее обеспеченных слоев нас-ния. Гос-во решает проблемы обеспечения высокого ур-ня жизни нас-ния, а пр-вом занимаются частные предприятия. В стране высокий ур-нь занятости нас-ния, расходы бюджета составляют почти 70% ВВП (инвестиции, здравоохранение, пенсионный фонд, соц страхование и т. д.).
В Японии сложилась система взаимоотношений гос-ва и общ-ва, предусматривающая жесткую опеку жизни и деят-ти чел-ка. Модели присуще стимулир-ние конкурентоспособности нац. пр-ции на мировом рынке через активную поддержку перспективных отраслей. В то же время гос-во занимает нейтральную позицию в отн-нии имуществ-го положения своих граждан.
Администр-командной модели эк-ки (экономика бывшего СССР) присущи: общественная (а в реальности гос) собственность практически на все экон ресурсы; адресное директивное планирование; полный контроль гос-ва за пр-вом и распределением; преобладание администр-распорядительных методов в управлении. Такая система привела к глубокому застою, а впоследствии и кризису экон-ки. Успешно функционировавшая в чрезвычайных и экстремальных ситуациях (голод, война, разруха) командно-администр система оказалась несостоятельной в мирной жизни при поступательном развитии общ-ва.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|