Сделай Сам Свою Работу на 5

Формы и методы гос регулирования экономики





В условиях рын отн-ний и переходного к рынку периода использ-ся разнообразные формы и методы регул-ия.

Выделяют: 1)администр-распорядит и 2)эконом методы, а также 2)прямые и 3)косвенные.

1.1 Админ-распорядит методы базируются на силе гос власти и включают в себя меры запрета, разрешения и предупреждения. Они носят обязат-ый хар-р и оформляются в виде законодат актов, распоряжений, постановлений и т.д. (распред-ие централиз-ых инвестиций, лицензирование отдельных видов деят-ти, квотирование экспорта, импорта). Пр.: когда власти заинтересованы в прекращении определ. вида деят-ти, они могут прекратить выдачу лицензий. К мерам принуждения относятся правила, условия(требования охраны труда, установление очистных сооружений и т. д.).

Эконом методы регулирования воздействуют на интересы объектов регулирования косвенно: через хоз законод-во, финанс, денеж, кредитную системы. При этом прямое принуждение или поощрение отсутствует. С помощью эконом методов гос-во влияет на соотношение спроса и предложения на денеж и финанс рынках, воздействует на деят-ть хозх субъектов, влияет на стр-ру платежного баланса страны, стимулирует экспорт товаров, услуг, капитала, регулирует валютный курс и пр. Эконом методы реализ-ся через финанс-кредитн систему (инвестиции, субсидии, кредиты, налоги, амортизация, цены).



Прямые методы воздействуют на субъект непосредственно, через приказ, распоряжение или прямое финансир-ие (централизованные инвестиции), финанс поддержку (дотации) и т. д.; косвенные — опосредованно, через налоги, кредитование.

Стр-ра используемых методов зависит от форм собств-ти объектов регул-ния. Прямые и админ-распоряд чаще использ-ся в управлении предприятиями гос и коммунальной форм собств-ти. К предприятиям же негосу форм собств-и применяются в основном косвенные и эконом методы.

Формы гос регул-ия: планир-ие, программир-ие и прогноз-ие; финанс-кредитное регулир-ие; антимонопольное регулир-ие; дерегулир-ие эк-ки.

Важнейшими явл-ся планир-ие, прогнозирование и программирование. Планирование — это процесс принятия управленч реш-ия, основанный на обработке исходной инф-ции и включающий постановку целей, определение средств и путей их достижения. По форме проявления и содержанию планир-ие бывает директивным, индикативным, стратегическим. По периоду действия выделяют долгосрочные планы (10 и более лет), среднесрочные (как правило, 5 лет) и текущие (годовые). Прогноз-ие — это процесс разработки прогноза, построенный на вероятностном, научно обоснованном суждении о перспективах развития объекта, а также об альтернативных путях их достижения. Програм-ие призвано обеспечить решение важнейших проблем развития нац эк-ки, регионал, межотрасл, отрасл-ых, науч-технич, соц, экологич- и др- проблем.



Особое место в системе государственного регулирования отводится финансово-кредитной системе, в. кот. выделяют: бюджетно-налоговое, кредитно-денежное регулирование и цены.

Частью системы гос регул-ния в условиях рын отношений явл-ся антимонопольное регулир-ие. Основные направления антимонопольного регулир-ия в республике: противодействие монополист-ой деят-ти, формир-ние и развитие конкурентных от-ний, регулир-ие отн-ий, защищающих права потребителей.

Дерегулирование.Главной формой дерегулирования явл-ся разгосударствление, включающее приватизацию, либерализацию цен и рынков, демонополизацию.

 

Организационная структура гос управления

Организац стр-ра гос управления концентрирует в себе многообразные возможности гос-ва и представляет собой определ- состав, орг-цию и взаимосвязь элементов.

Основополагающими признаками организац стр-ры явл-тся: наличие цели; наличие системообразующих элементов (органов управления); наличие внутр. координирующего центра, обеспеч-его стабильность организац системы; саморегулир-ие;обособленность (наличие границ); организац культура.



Самообразующим эл-том организац стр-ры выступает гос орган, созданный гос-вом для осуществ-ия закрепленных за ним целей и функций (например, министерство, комитет). В них принимаются и реализуются управленч решения. Деятельность органов гос управления основывается на Конституции гос-ва и принятых в соответствии с ней законодат- актах(законодательную, исполнительную и судебную). Существуют критерии построения организац стр-ры управл-ия: 1территор-ый масштаб компетенции (выделяют федерал, республ, местные органы управл-ия); 2порядок образ-ия органов (образуемые и избираемые); 3 хар-р и содержание компетенции (функцион-ые, отрасл-е, межотрасл-е); 4порядок разрешения вопросов компетенции (коллегиал и единичного управления).

В организац стр-ре выдел-ся институц-ые стр-ры гос упр-ния(банковская система (Нац центр банк, гос, коммерч банки).

Организац структура должна обеспеч-ть (задачи): полноту ответств-ти каждого управленч органа за достижение поставл-ой цели и возложенных на него ф-ций; сбалансиров-ть целей всех звеньев нижестоящего ур-ня с целями вышестоящего; комплексность выполнения ф-ций управл-ия по отн-нию к поставленной цели по горизонтали и по вертикали; рационал-ое разделение усилий между звеньями и ур-ми гос аппарата; реализацию прав и ответств-ть при реш-ии управленч-й задачи; полное соответствие исполнения объему компетенций и прав.

Условия и принципы орг-ции гос управления в РБ

Процесс формир-ия системы органов управл-ия в РБ начался в 90-х в условиях перехода от централиз-ой плановой системы к соц-ориентир рын эк-ке. Побудительными мотивами явились экономя и полит ситуации, наполнение гос суверенитета республики всеми атрибутами власти, что было связано с развалом бывшего СССР и его органов управл-ия.

Реформир-ие стр-ры органов гос управл-ия основывалось на соблюдении осн принципов: полной адекватности деят-ти органов гос управл-ия основам функционирования суверенного гос-ва и законам рын эк-ки; формир-ии гос органов преимущественно на функционал основе; обеспечении необх-ой степени устойчивости стр-ры гос исполнит власти в периоды становления и развития рын отн-ий; отказе от прямого вмешательства органов управл-ия в деят-ть хоз субъектов; гарантированности свобод предпринимат деят-ти; ецентрализации и демонополизации стр-р хоз управления.

В процессе перестройки системы гос управл-ия необх-мо было учитывать установление новых межгосуд отн-ний между республиками бывшего СССР, а также проводимую ими эконом пол-ку в рамках соглашений. Необх-мо было учитывать развитие в республике межотрасл-ых хоз ассоциаций, акционерных общ-в, холдинговых компаний, эконом партнерства и др стр-р.

За период 1991—2010 гг. организац стр-ра гос управл-ия в РБ несколько раз претерпевала изменения. Условно можно выделить 4 этапа ее реформирования: 1этап (1991-1994)был связан с провозглашением РБ суверенным и независимым гос-вом, выходом республики из состава бывшего ССР и началом рефор-ия эк-ки на пути формирования рын отн-ний. Наиболее сложным моментом формир-ия организац стр-ры было правильное понимание разницы между рын эк-кой и переходным периодом. Работа началась практически с нуля, так как до этого времени важнейшие направления и ф-ции (внешнеполит, внешнеэконом, денеж-кредитные, бюдж-налого) были сосредоточены в органах управления бывшего СССР. 2этап (1994-1995) был связан с введением в 1994 г. института президентства. 3этап (1996-2001) принятие нового варианта Конституции РБ. Была сформирована система республ органов управл-ия, действовавшая до сентября 2001 г. Сложившаяся система органов гос управл-ия в целом соответствовала системе суверенного гос-ва. 4Этап (2001-по наст. время) -сформированная на сегодн-ий день система республ органов гос управл-ия должна обеспечить решение сложных задач:реального наполнения суверенитета, преодоления кризисных явлений, жизнеобеспеч-ия нас-ния, проведения реформ; перехода к соц- ориентирй рын эк-ке; обеспеч-ия устойчивого соц-эконом- развития Беларуси.

 

 

Органы гос управления РБ

РБ явл-ся унитарным, демократическим, соц-ым, правовым гос-вом. Главой гос-ва, гарантом Конституции РБ, прав и свобод чел-ка и граждан выступает Президент.

Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реал-цию осн направлений внутр и внешн пол-ки, представляет РБ в отн-ниях с др гос-вами и междунар орг-циями, принимает меры по охране суверенитета РБ, ее национ безоп-и и территор целостности, обеспеч-ет полит и эконом стабильность, взаимодействие органов гос власти, осущ-ет посредничество между органами гос власти. Президент издает указы и распоряжения, имеющие обязат-ую силу на всей терр-ии РБ, а также декреты, имеющие силу законов, и обеспеч-ет их исполнение. Президент образует, упраздняет и реорганизует: Администрацию Президента РБ; органы гос управл-ия; консультативные и др органы при Президенте. Определяет стр-ру Правительства РБ. С согласия Палаты представ-ей назначает на должность Премьер-мин-ра, принимает решение об отставке Правит-ва или его членов. С согласия Совета Респуб Президент назначает на должность Председ-ля и членов Правления Нац банка и освобождает их от должности. Назначает и освобождает от должности Председ-ля Комитета гос контроля. Назначает на должность руковод-ей республ-их органов гос управл-ия и опред-ет их статус.

Органы гос власти РБ включают: Парламент- Нац собрание; Совет Министров; Администрацию Президента; судебные органы и прокуратуру; Комитет гос контроля.

Представит и законодат органом явл-ся Парламент — Нац собрание, состоящий из двух палат — Палаты представителей и Совета Респ-ки. Палата представ-лей формируется из 110 депутатов, которые избираются на основе всеобщего, свободного, прямого избират права при тайном голосовании. Палата представ-ей решает вопросы: рассматривает проекты законов; назначает выборы Президента; дает согласие Президенту на назначение Премьер-министра; заслушивает доклад Премьер-министра о программе деят-ти Правительства и одобряет или отклоняет программу и т. д. Совет Республ явл-ся палатой территор представительства. В его состав входят по 8 депутатов от каждой области и города Минска, избранные тайным голосованием, и восемь членов, назначенных Президентом РБ. В компетенции Совета: одобрение или отклонение проектов законов о внесении изменений и дополнений в Конст-ию, о толковании Конст-ции; согласие на назначение През-том Председ-ля Конституц Суда, Председателя и судей Хоз Суда, Председ-ля Централ комиссии по выборам и проведению республ референдумов, Генерал прокурора, Председ-ля и членов Правления Нац банка и др вопросы.

Исполнит власть осущ-ет Правит-во-Совет Министров. В своей деят-ти Совет Мин-ов подотчетен През-ту и ответственен перед Нац собранием. Совет Мин-в действует на протяжении срока полномочий Президента. В его состав входят Премьер-министр, его заместители и мин-ры, а также могут входить руковод-ли др республ органов. Совет Мин-в рассматривает: вопросы подготовки и исполн-ия республ бюджета, формир-ия и испол-ия гос внебюдж фондов; проекты программ эконом и соц развития РБ; осн направления внутр и внешн пол-ки.

К республ органам гос упр-ия относятся: министерства РБ; гос комитеты (Комитет госу безопасности, Гос комитет пограничных войск, Гос комитет по авиации, Государственный тамож. комитет); комитеты при Совете Мин-ов РБ и гос оргции, подчиненные Правит-ву РБ. Для обеспечения деят-ти През-та создается Админ-ция През-та, осуществ-щая информац, организац-технич деят-ть. Важную роль в системе гос управл-ия играют территор органы-местные органы управл-ия и самоуправл-ия: местные Советы депутатов, исполнит комитеты, органы обществ самоуправл-ия. Советы депутатов (сельские, поселковые, районные в городах, городские, районные, област-е Советы) явл-ся представит. органами гос власти на местах.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.