|
Объект необх-ть, понятие, хар-ка и основоп-щие принципы формирования системы гос регулир-ния рын эк-ки и эк-ки переходного к рынку периода
Выделяют след недостатки гос регул-ния: 1.неспособность рын экон-ки самост-но обеспечить оптимальное функц-вание эк-ки с обществ. точки зрения; 2.угасание конкуренции: субъекты рын эк-ки прибегают к слиянию фирм, вступают в сговоры и др объединения, что ослабляет конкуренцию и это подрывает суверенитет потребителя и рын эк-ка теряет способность распределять ресурсы в соответствии с обществ. и индивидуальным спросом; 3.неравномерное распр-ние денежн. доходов; 4.неспособность учета всех выгод и издержек, связанных с пр-вом и потреблением определ. товаров и услуг, кот приносят выгоду не индивидуал. потребителям, а общ-ву в целом(наука и культура, автомобилестроение); 5.несовершенный механизм обеспечения занятости населения, удержания уровня цен; 6. равнодушие проблемам малоимущих и слабозащ-ых слоев нас-ния; 7.неспособность обеспечить развитие в области науки, техники, технологии; 8)рынок не обеспечивает рациональное природопол-ние, охрану окруж. среды.
Решение этих проблем требует активного гос вмешательства. И гос-во заботится о функционир-ии рын хоз-ва, создает равные условия субъектам хозяйств-ния, определяет правила их эконом поведения, защищает их интересы и устраняет негативные последствия, а также обеспечивает благополучие нации в целом, охрану ее интересов, стабильность и укрепление эконом строя внутри страны и за рубежом. Этим и определ-ся цель гос регулир-ния эк-ки и роль гос-ва в рын эк-ке.
Но если гос регулир-ние явл-ся объективной необход-тью в условиях современной рын эк-ки, то для эк-ки переходного периода роль гос-ва более высока, так как здесь имеют место и др. не свойственные рынку проблемы. Это связано с введением института частной собственности, развитием процессов разгосударствления и приватизации предпр-ий, жилья, формированием рын инфрастр-ры, обеспечением эконом свободы хоз субъектам и т. д. Проведение рын реформ и ответственность за их реализацию также лежат на гос-ве. Однако масштабы гос регулир-ния рын эк-ки имеют границы, определенные, с 1-ой стороны, интересами собственников и, с др. стороны, возможностями самого гос-ва.
Выделяют принципы системы гос. регулир-ния 1) она учитывает многообразие форм собств-ти, высокую долю гос сектора, становится адекватной реал-ым возможн-ям пр-ва и т. д. 2)она должна строиться на комплексном подходе, который предполагает, что механизм регулир-ния охватит все эконом и соц процессы 3)гос регулирование - целостня система, состоящая из взаимозависимых эл-тов, частей, подсистем, кот и образуют целостность, единство. Целостная система гос регулир-ния включает в себя субъекты и объекты, цели и функции, формы и методы, организац стр-ру регулир-ния, а также правов нормы и акты.
К важнейшим принципам гос регулирования эк-ки следует отнести и общие принципы: 1)Принцип единства эк-ки и пол-ки. 2)Пр-цип единства централизма и самостоятельности. 3)Пр-цип научности 3)Принцип эффективности требует, чтобы принимаемое управленческое решение приносило лучший результат при наименьших затратах в процессе его реализации. 4)Принцип сочетания общих и локальных интересов.
Для системы гос регул-ния эк-ки, характерны: -организованность, кот проявляется взаимоотношениях между ее эл-ми; -иерархичность и многоуровневость (нац эк-ка, эк-ка регионов, сфер, отраслей, предприятий и т. д.) построения и функционирования системы; -неразрывное единство с внешн окружением и средой, предопределяющее их взаимоотношения.
Субъекты и объекты регулирования
Гос регулир-ние затрагивает всех участников соц-эконом процессов(отдельных индивидов, групп людей, орг-ций, предприятий, министерств, ведомств), кот принимают участие в процессе регулир-ия, одноврем-о являясь субъектами регул-ния.
Субъекты:1)Народ - главный субъект, выбирающий своих представителей в органы власти и участвующий в процессе регулир-ния. 2)Физ и юрид лица, группы людей — носители эконом интересов, отличающиеся друг от друга региональной принадлежностью, видом деят-ти, профессией, доходом, по имущественному признаку3)Ассоциации, многочисленные союзы (профсоюзы, союз предпринимателей, фермеров и др.) - носители эконом интересов, могут выражать свои индивид интересы в СМИ, на митингах и демонстрациях.4)Исполнители эконом интересов : гос-во и центр. банк страны.
Объекты: 1) эк-ка страны в целом или ее отдельных регионов, отраслей, сфер, предприятий; 2)соц-эконом явления, процессы, ситуации.
В общем виде объектами гос регул-ния явл-ся макро- и микроэк-ка. В рамках макроэконом процессов объекты: эконом цикл, отраслевая и регионал стр-ры хоз-ва, занятость, денеж обращение, платежный баланс, цены,НИОКР, условия конкуренции, соц отн-ния, кадры, окруж среда, внешнеэкон-ие связи. В рын эк-ке-это сов-ный спрос, предлож-е и совок-ное пр-во. В Микроэк-ке-это фирмы, домохоз-ва.
В условиях переходного к рынку периода в РБ в качестве важнейших объектов выделяют: качественное преобразование процесса воспр-ва; денеж обращение; стр-ру нар хоз-ва; стр-ру форм собственности; процессы разгосударствления и приватизации гос собств-ти; формир-ие конкурентной среды; развитие системы предприним-ва; развитие соц сферы; механизм соц защиты нас-ния; трудовые отн-ния; окруж среду; внешнеэконом связи
Эк-ка РБ переходного к рынку периода как объект гос регул-ния
Чтобы представить современное состояние эк-ки респ-ки необх-ма 3-сторонняя характер-ка: 1)оценка эк-ки РБ как соц-эконом системы в составе бывшего СССР; 2)оценка влияния распада СССР на процессы соц-эконом развития республики; 3)опред-ние необх-ых путей развития эк-ки на современ этапе.
Беларусь была одной из наиболее благополучных республик бывшего Сов. Союза. На конец 80-х гг. XX в. приходится наивысший ур-нь ее соц-эконом развития.Эк-ка республики явл-сь частью единого народнохоз. комплекса СССР. Гос-ву и огосударств-ным колхозам принадлежало 90% имущества. До 80% объектов народ. хоз-ва управлялись из центра отраслевыми ведомствами. Централизованно устанавливались фонд оплаты труда, доходы, развитие соц инфрастр-ры и др.
Вся стр-ра народн. хоз-ва ориентировалась на вывоз продукции в др. регионы и не была приспособлена к достаточному удовлетворению собственных потребностей. Наиболее зависимой от эконом связей оказалась промышл-ть, где оборот ввоза и вывоза пр-ции достигал почти 75% общего объема промышл. пр-ва. До 40% промышл пр-ции предназначалось для военных целей. В целом годовой объем ввоза и вывоза продукции в РБ в 1990 г. составил более половины валового обществ. продукта.
Особенностью эк-ки был экстенсивный путь развития. Сравнительно высокие темпы роста пр-ва сопровождались более высокими темпами ресурсопотребл-ия. Осн показатели эффект-ти (производ-ть труда,фондоотдача, материалоемкость) снижались на протяжении последних 20 лет. Беларусь отличалась неразвитостью соц сферы и сферы услуг. Отягощающе повлияли на эк-ку республики чернобыльская катастрофа и нездоровая экологич обстановка в целом.
Такова была эконом ситуация в республике к моменту провозглашения ее независимости.
Последнее десятилетие внесло существенные изменения в соц-эконом развитие РБ. Соц- ориентир белорус. модель предполагает тип рын эк-ки, основой кот. является плюрализм форм собств-ти, значительная степень участия гос-ва в обеспечении эффект-го функционирования эк-ки, регул-нии доходов нас-ния и занятости, формир-нии условий, обеспечивающих удовлетворение наиболее значимых потребностей всего нас-ния. Одна из особенностей белорус модели — сильная роль гос-ва.
Для перехода от администр-командной системы к рын эк-ке требуется достаточно длительный переходный период.
Для этого необходимо: создать условия для ускоренного формир-ния и развития частного сектора эк-ки в республике; обеспечить функционирование гос сектора эк-ки в рын среде; сохранить значительную роль гос-ва ; сочетать рын механизм регул-ния с вмешательством гос-ва в соц-эконом процессы; создать соответствующую методологич основу регул-ния.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|