Сделай Сам Свою Работу на 5

Органы государственной власти Республики Беларусь

Орган государственной власти – это гражданин или коллектив граждан, наделенный государственно-властными полномочиями, и уполномоченные государством на осуществление его задач и функций и действующие в установленном государством порядке.

Государство осуществляет свои функции через органы государственной власти.

Согласно ст. 6 Конституции государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой с целью эффективного осуществления функций, стоящих перед государством, сдерживают и уравновешивают друг друга.

Особое место в системе государственной власти занимает Президент, который является Главой государства. Он обеспечивает взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между ними. По существу, мы можем говорить об еще одной мощной ветви власти – президентской.

Органом законодательной власти является Парламент – Национальное Собрание Республики Беларусь. Президент также обладает правом осуществлять законодательную деятельность, посредством издания указов и декретов. Законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента обладают высшей после Конституции и ратифицированных международных договоров юридической силой. Президент Республики Беларусь и Парламент выступают и в качестве представительного органа.

Органы исполнительной власти осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность: исполняют либо организуют исполнение законодательных актов (законов, декретов), решений вышестоящих по отношению к ним государственных органов (Президента, Правительства) и сами осуществляют распорядительную по отношению к нижестоящим органам деятельность, путем издания обязательных для исполнения правовых актов.

Органы исполнительной власти можно классифицировать по масштабу деятельности на республиканские (министерства, государственные комитеты) и местные (исполнительные комитеты, местная администрация). Правительство – Совет Министров Республики Беларусь – является центральным органом государственного управления.



Судебная власть в Республике Беларусь является самостоятельной ветвью государственной власти. Судебная власть в нашей республике принадлежит судам. Система судов строится на принципах территориальности и специализации.

Судебная власть осуществляется общими (Верховный Суд Республики Беларусь, областные, Минский городской, областные, районные (городские), военные суды), хозяйственными (Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, хозяйственные суды областей, г. Минска) и другими судами, предусмотренными законами Республики Беларусь. При осуществлении правосудия судьи независимы и подчиняются только закону.

Особое место в системе органов государственной власти занимает Прокуратура, возглавляет которую Генеральный Прокурор Республики Беларусь. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов при расследовании преступлений, соответствием закону судебных решений, в некоторых случаях проводит предварительное следствие, поддерживает государственное обвинение в судах.

Лекция 4. Основы административного права
Республики Беларусь

Вопросы лекции

4.1 Общие положения административного права.

4.2 Административное правонарушение и административная ответственность.

4.3 Административные взыскания и порядок их наложения.

4.4 Общие положения административного процесса.

 

Общие положения административного права

С 1 марта 2007 года вступили в силу сразу два кодекса – Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, принятый Палатой представителей 17 декабря 2002 года, одобренный Советом Республики 2 апреля 2003 года (далее КоАП) и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, принятый Палатой представителей 9 ноября 2006 года, одобренный Советом Республики 1 декабря 2006 года (далее ПИКоАП).

Как и любая отрасль права, административное право состоит из правовых норм, регулирующих соответствующие общественные отношения, которые и составляют ее предмет.

Административное право – отрасль права, регулирующая общественные отношения управленческого характера.

Административное право – совокупность правовых норм, призванных регулировать общественные отношения, складывающиеся в процессе организации и осуществления исполнительно-распорядительной деятельности органами исполнительной власти, государственного управления, иными организациями.

Предметом административного права являются общественные отношения властного организационного характера, возникающие между органами публичной администрации, их должностными лицами и гражданами (их объединениями) в процессе осуществления ими функций государственного управления.

Исходя из содержания предмета, административное право можно определить как систему норм, регулирующих общественные отношения, возникающие между органами государственной власти и гражданами либо их объединениями, в процессе осуществления ими функций государственного управления.

Основным признаком административно-правовых отношений является наличие обязательного участника таких отношений – государства, в лице его компетентных органов, обладающего правом требовать от иных субъектов административно – правовых отношений должного поведения.

Административные правоотношения представляют собой определенную систему, элементами которой являются:

- субъекты (участники);

- объект (по поводу чего возникли отношения);

- содержание правоотношений (поведение субъектов и их юридические права и обязанности).

Под субъектами административных правоотношений понимают участников управленческих отношений, которые наделены правами и обязанностями, способностью вступать в административные правоотношения. Участниками административно-правовых отношений могут стать граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, предприятия, учреждения, организации и т.д.

Все субъекты административных правоотношений должны обладать таким юридическим свойством, как административная правосубъектность, зависящая от объема и содержания административной правоспособности и дееспособности.

Административная правоспособность – способность граждан быть носителем прав и обязанностей в административно-правовой сфере. Правоспособность граждан в ряде случаев, предусмотренных законодательством, может ограничиваться. Это происходит в связи с совершением административных правонарушений, за которые закон предусматривает санкции в виде лишения специальных прав.

Административная дееспособность – способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять предоставленные ему законом права, выполнять установленные обязанности и нести юридическую ответственность в административно-правовой сфере.

Одним из проявления дееспособности является административная деликтоспособность, т.е. признаваемая государством способность нести юридическую ответственность.

В ст. 4.3. Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях сказано, что административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных самим Кодексом.

Однако в ряде случаев, предусмотренных ч.2 ст. 4.3. КоАП, устанавливается административная ответственность лиц, совершивших запрещенное КоАП деяние в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет (за умышленное причинение телесного повреждения (ст. 9.1); за мелкое хищение (ст. 10.5); за умышленные уничтожение либо повреждение имущества (ст. 10.9); за жестокое обращение с животными (ст. 15.45); и др.).

В процессе управленческой, исполнительной и распорядительной деятельности общественные отношения регулируются посредством административно-правовых норм.

Административно-правовые нормы представляют собой общеобязательные правила поведения, устанавливаемые уполномоченными государственными органами в сфере государственного управления и охраняемые в необходимых случаях принудительной силой государства.

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.