Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие, признаки и теории возникновения государства, его сущность и функции

И. И. ШМАТКОВ

А. А. БОЧКОВ

Т. А. САФОНОВА

Л. О. ОСТАПИШИНА

ОСНОВЫ ПРАВА

КУРС ЛЕКЦИЙ

 

 

ВИТЕБСК

ВГТУ


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

ОСНОВЫ ПРАВА

Курс лекций

для студентов всех специальностей
дневной и заочной форм обучения

 

ВИТЕБСК


УДК 34 (075.8)

ББК 67

О-75

 

 

Рецензент:

Янч В.В., кандидат философских наук, доцент кафедры истории и теории права УО «ВГУ им. П.М. Машерова»

 

 

Рекомендовано в качестве учебного пособия редакционно-издательским советом УО «ВГТУ», протокол № 3 от 7 мая 2009.

 

 

О-75 Основы права: курс лекций / И. И. Шматков [и др.]. – Витебск : УО «ВГТУ», 2009. – 115 с.

 

ISBN 978-985-481-144-4

 

 

В пособии освещается сущность и значение теории государства и права, основы конституционного права, административного, уголовного, гражданского, семейного, трудового, международного права. Одна из глав посвящена проблеме коррупции и ее общественной опасности. Внимание уделено вопросу судоустройства в Республике Беларусь.

Предназначено для проведения учебных занятий по основам права, предусматривающих разнообразные формы работы. Способствует надлежащему усвоению правовых понятий, формированию основ правовой культуры и правосознания молодежи.

Для студентов вузов и преподавателей курса «Основы права», а также для всех интересующихся проблемами правоведения.

 

 

УДК 34 (075.8)

ББК 67

О-75

 

 

ISBN 978-985-481-144-4 © Шматков И.И., 2009

© Бочков А.А., 2009

© Сафонова Т.А., 2009

© Остапишина Л.О., 2009

© УО «ВГТУ», 2009


Введение

 

«Основы права» как учебная дисциплина способствуют подготовке компетентных специалистов, которые в состоянии из огромного массива нормативных правовых актов выбрать необходимые, разобраться в них, составить правовые документы, относящиеся к их профессиональной деятельности, при нарушении прав уметь защитить себя, соблюдая при этом интересы общества и государства.



Основы права изучаются в высших учебных заведениях Беларуси с целью ознакомления студентов с законодательством, повышения социальной и правовой активности студентов, формирования юридического мировоззрения.

Курс лекций «Основы права» способствует формированию у студентов общих представлений об основных отраслях права Республики Беларусь, основных понятий и категорий, развитию и закреплению навыков использования правовых знаний в повседневной жизни и профессиональной деятельности, формированию правовой культуры и правосознания молодежи.

Пособие подготовлено и предназначено для проведения лекционных занятий, подготовки к практическим и семинарским занятиям по предмету «Основы права».

Впервые в рамках курса «Основы права» авторами рассмотрена проблема коррупции и ее общественной опасности. Включение данного вопроса в курс лекций является закономерным в силу активной борьбы с коррупцией в Республике Беларусь.

Одну из глав авторы посвятили вопросу судоустройства в Республике Беларусь, что также является необходимым нововведением в методике преподавания основ права.


Лекция 1. Общая теория государства и права

 

Вопросы лекции

1.1 Понятие, признаки и теории возникновения государства, его сущность и функции.

1.2 Форма государства.

1.3 Понятие, сущность, функции права.

1.4 Правовая система. Система права и система законодательства.

1.5 Источники права. Источники права Республики Беларусь.

1.6 Нормативный правовой акт: понятие и виды. Действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц.

1.7 Реализация и толкование права.

1.8 Правоотношение. Понятие и содержание.

1.9 Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность.

1.10 Правосознание и правовая культура.

1.11 Правовое государство и гражданское общество.

 

Понятие, признаки и теории возникновения государства, его сущность и функции

Государство – это закономерный этап самостоятельного развития общества. Это результат совершенствования орудий труда, неолитической революции, роста производительности труда, появления прибавочного продукта, частной собственности, классов, классового антагонизма.

Государство представляет собой универсальную, наиболее совершенную, мощную, располагающую аппаратом принуждения политическую организацию, предназначенную для управления обществом с целью обеспечения социального прогресса.

Государство можно определить также как политическую организацию управления обществом, состоящую из особого аппарата, осуществляющего на правовой основе общесоциальные функции.

Современное демократическое государство – орудие и средство обеспечения социального компромисса и достижения всеобщего благосостояния.

Выделим основные признаки государства.

1. Публичная властьодин из ведущих признаков государства. Выступая в роли арбитра между различными слоями и группами населения, государственная власть приобретает политический характер. Это не власть всего общества, она стоит над обществом, отделена от него, приобретает самостоятельность по отношению к другим источникам власти.

2. Разделение населения и власти по административно-территориальному принципу.

3. Суверенитетозначает верховенство государственной власти внутри страны, т.е. ее самостоятельность в определении содержания своей деятельности, внутренней и внешней политике, ее полноправие в определении жизни общества в пределах свей территории и независимость во взаимоотношениях с другими государствами.

4. Налогообложение составляет один из важнейших признаков государства, поскольку без налогов, других обязательных платежей государство не может содержать свой аппарат, развивать экономику, культуру, поддерживать жизнедеятельность общества.

5. Издание правовых норм. Государство не может существовать без права. право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их законными. Без права государство не в состоянии эффективно руководить обществом, обеспечивать безусловную реализацию принимаемых решений.

Кроме того, к признакам государства относятся единое экономическое, информационное, энергетическое пространство, национальная или многонациональная культура, менталитет, идеология, государственная символика.

Процесс познания государства следует начинать с вопроса о его возникновении.

Существуют различные теории происхождения государства.

Теологическая теория(А. Августин, Ф. Аквинский и др.) была одной из первых теорий происхождения государства и объясняла его возникновение божественной волей. Государь рассматривался как помазанник божий, неподчинение ему приравнивалось к неподчинению богу. Данная теория получила широкое распространение в средние века для обоснования неограниченной власти церкви. Она подчеркивала особую роль храмов, жрецов, религиозных основ происхождения государства и права.

Патриархальная теория (Аристотель, Михайловский и др.). Смысл этой теории заключается в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава этой семьи становится главой государства – монархом. Его власть, таким образом, – это продолжение власти отца, монарх же является вождем всех своих подданных.

Возникновение органической теориисвязывают с успехами естествознания в XIX в., хотя подобные идеи высказывались значительно раньше (Платон, Спенсер и др.). Теория сравнивала государство с организмом, а законы государства – с процессами человеческой психики. В процессе естественного отбора люди объединяются в единый организм – государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы – внешние (оборона, нападение).

Теория насилиятакже возникла в XIX в. Ее представителями были Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и др. Они объясняли возникновение государства факторами военно-политического характера: завоеванием одним племенем (союзом племен) другого. Для подавления порабощенного племени и создавался государственный аппарат, принимались законы. Возникновение государства, таким образом, рассматривается как реализация закономерности подчинения слабого сильному.

Представителями психологической теории,возникшей в XIX в., были
З. Фрейд, Л.И. Петражицкий и другие. Они объясняли появление государства и права проявлением свойств человеческой психики: потребностью подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты, осознанием справедливости и пр. Сильные и волевые личности становились господствующим классом, а слабые и безвольные – угнетенным.

Теория общественного договора (естественного права)была сформулирована в работах Г. Гроция, Т. Гоббса, Д. Локка, Б. Спинозы,
Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищева и других. Согласно этой теории, до появления государства люди находились в «естественном состоянии», которое понималось разными авторами по-разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие – «золотой век» и т.п.). В процессе развития человечества права одних людей входят в противоречие с правами других, нарушается порядок, возникает насилие. Чтобы обеспечить нормальную жизнь, люди заключают между собой договор о создании государства, добровольно передавая ему часть своих прав.

Историко-материалистическая теория(К. Маркс, Ф. Энгельс, Л. Морган). Смысл этой теории заключается в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социальные изменения общества, которые также представляют собой важные причины и условия возникновения государства и права. Историко-материалистическая концепция включает два подхода. Один из них решающую роль отводил возникновению классов, антагонистическим противоречиям между ними, классовой борьбе: государство возникает как продукт этой непримиримости, как орудие подавления господствующим классом других классов. Второй подход исходит из того, что в результате экономического развития усложняется само общество, его производственная и распределительная сферы. Это требует совершенствования управления, что и приводит к возникновению государства.

Сущность любого явления – это главное, основное, определяющее в этом явлении, это совокупность характерных внутренних черт и свойств, без которых явление теряет свою особенность, своеобразие.

Сущность государства – это то, что определяет его содержание, цели и функционирование.

Раскрыть сущность государства – значит, выявить то главное, что обуславливает его объективную необходимость в обществе, уяснить, почему общество не может существовать и развиваться без государства. По вопросу сущности государства в юридической литературе высказываются различные точки зрения, однако основными являются классовый и общесоциальный подходы.

Суть классового подхода состоит в том, что государство рассматривается как орудие неограниченной власти с диктатурой господствующего класса. Государство выражает волю господствующего класса и поддерживает его интересы. Это характерно для рабовладельческого, феодального, социалистического, раннего буржуазного государства.

Общесоциальный подход заключается в том, что государство выступает как надклассовое образование, инструмент сглаживания классовых, социальных противоречий, выражает интересы всего общества.

Любое современное демократическое государство с точки зрения его сущности можно охарактеризовать как орудие и средство социального компромисса. С ростом демократизации государства его общесоциальная сущность растет, а классовая – сужается.

Сущность государства определяется теми объективными условиями, которые характерны для данного уровня развития общества, с изменением которых меняются и воззрения на социальное назначение государства.

Сущность и социальное назначение государства проявляются в его функциях.

В науке общей теории государства и права функции государства принято классифицировать на внутренние и внешние.

Внутренние функции характеризуют цели и задачи государства внутри страны. Внешние функции раскрывают специфику интересов государства в межгосударственном общении. Внутренние и внешние функции тесно связаны между собой и дополняют друг друга.

Рассмотрим внутренние функции государства.

Политическая функция заключается вобеспечении государственного суверенитета, защите конституционного строя, реализации волеизъявления народа в законодательстве и иных государственных решениях, создании необходимых и достаточных условий для становления правового государства и формирования гражданского общества и т.п.

Экономическая функция сводится к выработке экономической политики, управлению предприятиями и организациями, составляющими государственную собствен­ность, установлению правовых основ рынка и ценовой политики, в частности стимулированию сво­бодного предпринимательства и свободы труда, пресечению недобросовестной конкуренции (монопо­лизма) и охране прав потребителя от недобросовестного производителя и т.п.

Выполнение социальной функции гарантирует занятость трудоспособного населения и социальную защиту тех, кто нуждается в государственной поддержке (инвалиды, пожилые лица, многодетные семьи, дети-сироты, беженцы, безработные и др.), нормальные условия жизни всех членов общества. Социальная функция включает в себя государственную политику в области образования, науки, культуры, здоровья граждан. Здесь социальная функция осуществляется в форме государственной поддержки (финансовой, материальной, программной и др.) образовательных, воспитательных, научных учреждений и учреждений культуры.

Экологическая функция обусловлена обязан­ностью государства обеспечивать экологическую безопасность населения. Эта функция приобретает большую значимость в условиях ухудшения экологической обстановки во всем мире, в частности в результате экологических катастроф и интенсивной эксплуатации природных ресурсов. Государство устанавливает правовой режим природопользования, принимает меры при экстремальных экологических ситуациях, проводит спасательные работы, оказывает помощь жертвам бедствий и т. д.

Функция налогообложения и финансового контроля играет важную роль в деятельности государ­ства. Как известно, бюджет страны и его структурных и региональных единиц практически целиком состоит из налогов и обязательных платежей. Вторая составляющая рассматриваемой функции – финансовый контроль, направленный на проверку выполнения финансовых обязательств перед государством всеми субъектами финансовых отношений; проверку соблюдения правил финансовых операций; контроль над законностью использования юридическими лицами находящихся в их распоряжении финансовых ресурсов; предупреждение и устранение нарушений финансовой дисциплины.

Функция охраны конституционного строя, защиты прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка. Соблюдение прав человека является одним из главных критериев демократичности государства. В настоящее время проблема прав человека переросла из внутреннего дела каждого государства в фактор международной политики. И если лицо не получит защиты своих прав внутри данного государства, оно может обратиться в международные органы.

Внешние функцииотражают интересы государства во взаимоотношениях с другими государствами. В частности, функция интеграции в мировую экономику обусловлена процессами интернационализации мировой экономики, всеобщим переплетением экономических интересов различных государств взаимной зависимостью их друг от друга. В настоящее время получили распространение совместные предприятия, которые создаются на базе иностранных инвестиций или с участием иностранных партнеров.

Функция обороны направлена на отражение вооруженной агрессии, защиту территориальной целостности государства. На современном этапе меняются ориентиры в реализации данной функции; происходит отказ от безудержной гонки вооружений, так как это сказывается на бюджете страны и благосостоянии населения. Большинство стран, в том числе и Республика Беларусь, придерживаются принципа достаточного уровня обороноспособности, отвечающего требования национальной безопасности.

Функция поддержки мирового порядка предполагает деятельность по сохранению мира, ликвидации ядерного оружия и иного оружия массового уничтожения, оздоровлению международной обстановки за счет укрепления взаимного доверия между государствами; сотрудничество государств, в таких областях, как борьба с организованной преступностью, в том числе с наркобизнесом, контрабандой, международным терроризмом; участие мирового сообщества в урегулировании межнациональных конфликтов (в процессе разного рода конфликтов нередко нарушаются права человека, особенно национальных меньшинств, это требует вмешательства мирового сообщества).

Функция сотрудничества по глобальным проблемам сегодня приобретает особую актуальность. Ее фундамент составляет поиск взаимоприемлемых решений проблем, которые затрагивают интересы не только отдельных народов, но и человечества в целом, требующих международного реагирования. К числу таких глобальных проблем относится, например, всеобщая заинтересованность мирового сообщества в предотвращении крупных экологических катастроф.

 

Форма государства

Форма государства представляет собой способ организации структуры государства, его органов. Форма государства – способ осуществления государственной власти, выражающийся в форме правления, форме государственного устройства и политическом режиме.

Форма государства позволяет установить, как устроено государство, в каких формахорганизовано функционирование государственной власти, какими органами она представлена, каков порядок их образования и деятельности, срок полномочий, наконец, какими методами осуществляется государственная власть в стране.

Итак, форма государства включает в себя:

- форму правления;

- форму государственного устройства;

- политический (государственный) режим.

Под формой правления обычно понимают организацию высших органов государственной власти, порядок их образования, взаимодействия меду собой и населением.

По форме правления государства делят на монархии и республики.

Монархия характеризуется такими свойствами, как пожизненное пользование властью главой государства, занятие трона по наследству или по праву родства, представительство государства монархом, единоличное правление; юридическая безответственность (монарх не несет ни политической, ни юридической ответственности за результаты своего правления, отвечая лишь «перед Богом и историей»).

В свою очередь монархии делятся на неограниченные (абсолютные) и ограниченные.

При абсолютной монархии власть монарха ничем не ограничена (Франция в XV-XVI веке при короле Людовике XIV, которому принадлежит изречение «государство – это я»). Если монарх не обладает всей полнотой власти, то государство по форме правления является ограниченной монархией (в настоящее время Великобритания, Испания, Бельгия, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Японии и др.)

В свою очередь, ограниченная монархия подразделяется на дуалистическую и парламентарную (конституционную).

Дуалистическая монархия предполагает разделение государственной власти между монархом и парламентом: исполнительная власть принадлежит монарху, а законодательная парламенту.

Парламентарная (конституционная) монархия отличается тем, что правовой статус монарха фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти. Он царствует, но не правит.

Республика – форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми, как правило, гражданами на определенный срок.

Республика характеризуется такими свойствами, как осуществление государственной власти от имени народа; разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; срочность и сменяемость государственной власти; должностные лица несут политическую и юридическую ответственность (отставка, роспуск парламента, снятие с должности, привлечение к уголовной, административной, гражданско-правовой, дисциплинар­ной ответственности за злоупотребление своим должностным положением и т.п.) за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них полномочий.

Современныереспублики делятся на президентские и парламентарные. Различие между этими двумя формами проводится по признаку порядка формирования правительства и его ответственности. Все другие признаки относятся к дополнительным и не определяют вид республики.

В президентской республике президент самостоятельно решает вопрос о формировании состава правительства, свободен в выборе министров и может уволить любого члена правительства в отставку или расформировать весь состав правительства. Парламент не имеет полномочий, касающихся формирования правительства, а правительство не несет ответственности перед парламентом. Президентская республика имеет ряд дополнительных признаков, например, президент не обладает правом роспуска парламента, но парламент вправе возбудить вопрос об отстранении президента от должности в предусмотренных конституцией случаях. В этом виде республики президент нередко совмещает свой пост с должностью главы правительства.

Что касается парламентарной республики, то здесь правительство формируется парламентом и несет ответственность за свою деятельность перед парламентом. Это означает, что парламент вправе объявить вотум недоверия всему составу правительства или отдельному его члену, и это влечет автоматический уход со своего поста министра или всего состава правительства.

К числу президентских республик относятся в настоящее время США, Бразилия, Венесуэла, Мексика и др., а к парламентарным республикам - Италия, Индия, Турция, Чехия, Латвия и др.

На практике применяются смешанные, или гибридные формы, например, полупрезидентские или полупарламентарные республики, а также президентско-парламентарные. В таких моделях чаще всего ограничивается власть парламента и усиливается исполнительная власть или, напротив, снижается роль президента. Республика Беларусь, Российская Федерация, Франция и др. относятся к смешанным республиканским формам правления.

Переходя к характеристике следующего элемента формы государства – формы государственного устройства,необходимо отметить, что она раскрывает территориальную организацию государства.

Форма государственного устройства представляет собой административно-территориальную или национально-территориальную организацию государственной власти, раскрывающую взаимоотношения между отдельными частями государства, в частности, между центральными и местными органами.

Принято выделять три формыгосударственного устройства – унитарную, фе­деративную и конфедеративную.

Для унитарного государства характерны следующие признаки: полное политическое и территориальное единство государства. Это означает, что административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью; для населения установлено единое гражданство; граждане территориальных единиц не имеют собственного гражданства; единая структура государственного аппарата на всей территории государства, единая судебная система; единая система законодательства для всего государства. Унитарное государство, как правило, отличается простотой в управлении и достаточно высокой степенью централизации. Эта форма территориального устройства присуща таким государствам как, Финляндия, Великобритания, Греция, Турция и др. По форме государственного устройства Республика Беларусь также относится к унитарным государствам.

Федерация сложное государство, состоящее из различных образований, обладающих различной степенью политической самостоятельности.

Федерации присущи следующие признаки: два уровня государственного аппарата (существование общих для всего государства высших органов государственной власти и управления и одновременно органов власти и управления в субъектах федерации); возможность установления «двойного» гражданства, т. е. гражданин каждого из субъектов одновременно является гражданином федерации; две системы законодательства (общефедеральная и система законодательства субъектов федерации, однако устанавливается приоритет общегосударственных актов над актами субъектов федерации); субъекты имеют свою судебную систему наряду с высшими судебными органами федерации; двухканальная система налогов, что предполагает существование наряду с общефедеральными налогами налоговой системы субъектов федерации.

В настоящее время в мире насчитывается более двух десятков федеративных государств: Российская Федерация, США, Индия, Швейцария, Мексика, Канада и др.

Конфедерация представляетсобой союз или объединение государств, при котором эти государства, полностью сохраняют свою самостоятельность, имеют свои собственные высшие органы власти, управления и правосудия. Конфедерация создается для достижения определенных целей. Акты, принимаемые на уровне конфедерации, подлежат утверждению высшими органами власти объединившихся государств. Порядок вступления в конфедерацию и выхода из нее определяется самими государствами — членами конфедерации по взаимному соглашению. Выход из состава конфедерации упрощенный – достаточно одностороннего волеизъявления любого государства. Конфедерация относится к непрочным образовани­ям: после достижения цели, ради которой государства объединились, союз может распасться (Речь Посполитая, Австро – Венгрия) или, напротив, если сложились прочные связи между членами конфедерации, она может перерасти в федерацию (США, Германия, Швейцария). В современном мире конфедераций в классическом понимании не существует. Однако, существуют объединения государств, обладающие некоторыми признаками конфедерации, например Содружество Независимых Государств.

Третий элемент формы государства – политико-правовой режим – это совокупность методов и средств, с помощью которых реализуется государственная власть.

Политико-правовые режимы разнообразны. Истории известны деспотические, абсолютистские режимы, режимы рабовладельческой и феодальной демократии, военно-полицейские, авторитарные, фашистские, либерально-демократические и другие.

Различают две разновидности политико-правовых режимов – демократические и недемократические.

К демократическим политико-правовым режимам относят режимы либеральной демократии, плюралистической демократии и др.

Современный демократический политико-правовой режим возможен только в правовом государстве, обеспечивающем верховенство закона, гарантирует плюрализм в общественно-политической жизни, обеспечивает права человека и гражданина, создает эффективные механизмы прямого участия населения в осуществлении государственной власти. Юридические гарантии демократического режима в Республике Беларусь закреплены в Конституции Республики Беларусь и законодательстве страны.

К недемократическим режимам относят деспотический, тоталитарный (в том числе фашистский, военно-диктаторский, фундаменталистско-религиозный и др.), авторитарный.

Современные недемократические режимы характеризуются господством одной официальной идеологии, одной политической партии, ограничением личных и политических прав граждан, отсутствием условий для роста благосостояния населения, наличием карательных мер воздействия на инакомыслящих, произволом чиновников, нарушением законности и правопорядка.

Очевидно, что недемократические режимы исключают формирование правового государства.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.