|
Процесс соискания грантов
Средства с жестко обусловленными целевыми назначениями, как правило, направляются на проекты, имеющие легко доказуемый общественно полезные результат (например, создание заповедника, проведение выставки, организация информационной службы и т.д.). Термин «грант» появился в русском языке от английского глагола «to grant» - дарить, жаловать. В российском законодательстве отсутствует единый подход к определению термина «грант». Обобщая действующие нормативные документы можно сформулировать следующее определение понятию «грант». Грант – это безвозмездные целевые средства, выраженные в денежной или натуральной форме. Грант предоставляется преимущественно на основании конкурса. Гранты выделяются организациям, инициативным группам или отдельным лицам на реализацию конкретных проектов (программ). Грантополучатель в общем смысле обязан предоставить грантодателю отчет о целевом использовании предоставленных средств. Приобретаемое на средства гранта имущество становится собственностью грантополучателя только после утверждения грантодателем отчета о целевом использовании предоставленных ресурсов.
Грантодающие организации предоставляют финансирование либо по результатам тематических конкурсов, либо по приоритетным программам. В первом случае, надо найти объявление о конкурсе, в котором оговорена тематика и основные требования к проекту (объем и форма подачи, сроки, адреса и пр.) и переделать проект в соответствии с этими требованиями. Во втором случае ограничений сроков и формы проекта нет, важны только приоритеты данного фонда. Заявка-письмо на проект может быть послана в любой срок, а поступившие заявки будут рассмотрены по соответствующим правилам (1 раз в год, полгода, квартал - в зависимости от внутренних правил фонда). Если заявка их заинтересует - будут присланы требования к форме проекта.
Можно выделить следующие типы потенциальных грантодателей:
1. Государственные доноры – госучреждения, получающие средства из бюджета своего государства, например, Агентство по международному развитию США (USAID), Информационное агентство США (USIA), Национальный институт здоровья США, Агентство по охране окружающей среды (EPA). Эти фонды обязаны постоянно отчитываться перед теми, на чьи деньги они существуют, - перед налогоплотельщиками, а гранты они, как правило, предоставляют только «стабильным» организациям, т.е. тем, у кого за плечами солидный опыт успешной реализации общественных проектов.
Это самые бюрократичные и требовательные доноры. Их программы помощи всегда направлены на узко определенный круг потенциальных получателей, а требования к оформлению заявок и отчетности наиболее строги. Очень часто такие доноры ориентированы исключительно на граждан своего государства и не финансируют работу иностранных организаций. Однако в некоторых случаях они предоставляют гранты иностранным заявителям, обычно не напрямую, а через организацию-посредника (так называемых получастных доноров).
2. Получастные доноры – общественные организации, получающие средства от государственных и иных грантодателей и распределяющие их по организациям-заместителям.
Получастные доноры, как правило, не имеют собственных средств, а лишь оказывают содействие в распределении средств других организаций (информируют общественность, помогают в формировании заявок, оценивают и отбирают заявки, контролируют расход средств и предоставляют донору отчет). Примером может служить деятельность ISAR (бывший Институт Советско-Американских отношений) в распределении средств, выделенных USAID. К категории получастных доноров также можно отнести следующие организации: World Learning, Национальный фонд защиты демократии, АИРЕКС (IREX- InternationalResearchandExchangeBoard), Фонд Евразия (EurasiaFund), а также ряд международных организаций, подобных Всемирному банку (WorldBank).
3. Частные доноры – это фонды, частные некоммерческие организации, получающие средства от частных граждан (пожертвования), некоммерческие организации, а также частные лица. Написание заявок частным донорам обычно требует меньше усилий, так как требования к оформлению заявки значительно менее жесткие, отчетность упрощена по сравнению с государственными донорами, они обычно принимают решения о субсидировании в более короткие сроки. Частные фонды создают отдельные личности, организации и корпорации. К этому разряду относятся грантодатели самого различного размера и характера деятельности – от таких больших международных фондов, как Фонд Сороса, до небольших семейных фондов, как, например, Фонд Валенбергов, Фонд Фольксвагена, до фондов особого назначения.
В свою очередь, можно выделить следующие типы частных благотворительных фондов:
- Независимые фонды – как правило, организуются частным лицом, семьей или несколькими лицами (фонд МакАртуров, фонд Рокфеллеров, фонд Сороса), а затем существуют на дивиденды с вложенного капитала. Такие фонды обычно имеют четко определенный список приоритетных направлений и набор стандартных критериев отбора заявок. Фонды формируют советы, рассматривающие заявки и выносящие решения о финансировании. Ассоциированные фонды – финансируются из средств компании (коммерческой организации), с которой они ассоциированы. Примерами могут быть Xerox Foundation, Apple, Hewlett-Packard и другие. Обычно такие фонды предоставляют гранты в области, совпадающей со сферой интересов корпорации. Решения о выдаче грантов принимаются советом, включающим руководство компании.
- Фонды прямого действия, использующие свои ресурсы для поддержки собственных исследований или непосредственного предоставления услуг. Эти фонды специально создаются для поддержки каких-либо проектов.
- Местные фонды – создаются жителями конкретного района, города, села для удовлетворения местных потребностей. Ориентированы на оказание поддержки местным организациям.
Предварительный анализ тем и поиск потенциальных грантодателей. Около 90% всех заявок на финансирование отклоняется грантодателями. Одной из причин может быть следующее: подающий заявку не выяснил, как правильно обращаться в фонд, и часто даже не поинтересовался, подходит ли фонд для финансирования данного проекта.
Когда сформулированы тема, цели и методы проекта и принято решение о целесообразности получения средств на финансирование своего проекта за счет гранта, организации следует внимательно изучить потенциальные источники финансирования.
На решение этих двух вопросов влияют следующие факторы:
1.Специфические географические регионы. Большинство фондов и других источников финансирования ограничивают свою деятельность определенными частями света, регионами, странами, областями или районами. Это может касаться и места проведения работы, и местоположения организации, выполняющей проект. Однако, если деятельность интересующих фондов жестко не ограничена конкретными странами (континентами), не следует отсеивать их рассмотрение как потенциальных грантодателей только потому, что они никогда еще не выдавали гранты на проекты, осуществляемые на территории функционирования или реализации проекта.
2.Специфические сферы деятельности или тематика. Как правило, благотворительный фонд финансирует проект строго ограниченной тематики, например, содействие развитию гражданского общества, реформы образования и т.д. Поэтому не следует посылать заявку на создание заповедника в фонды, специализирующиеся на проблемах помощи престарелым или борьбе с загрязнением почв.
3. Типы поддержки. Фонды часто ограничивают типы работ (мероприятий), которые они готовы финансировать, например поездки, приобретение оборудования, услуги консультантов, зарплата персонала, капитальное строительство и т.д.
4. Типы получателей грантов. Различные источники финансирования и программы в рамках этих источников, как правило, ограничивают тип получателей грантов, а именно гранты могут предоставляться студентам, неправительственным экологическим организациям, органам местного самоуправления, научно-исследовательским институтам и т.д.
5. Специфические группы населения. Грантодателями также могут быть выставлены ограничения в отношении определенных социальных групп, для которых осуществляется проект некоммерческой организации: молодежь, женщины, бездомные и т.д.
Информация о географических, тематических и других ограничениях деятельности источника финансирования обычно доступна и присутствует в любом описании деятельности фонда. Если проект не проходит по критериям фонда – не следует обращаться в этот фонд тратить зря время и силы.
Помимо объявленных фондом ограничений, следует изучить, кому и какие гранты фонд выделил за последние несколько лет. Изучение прецедентов позволяет выяснить пристрастия данного источника финансирования и не только воздержаться от обращения в неперспективный фонд, но и лучше подготовить предложения в перспективные. Следует помнить, что фонды, как правило, консервативны, и как бы ни был привлекателен проект, его шансы невелики, если он выходит за рамки основных традиционных сфер деятельности фонда.
Также необходимо выяснить данные о финансовом положении фонда, ежегодный объем предоставляемых грантов, видах финансовой поддержки, количество полученных грантов, их размеры и другие данные, по которым можно косвенно судить о шансах заявителей. Любой источник финансирования характеризуется средним размером выдаваемых грантов, верхним и нижним пределом этих сумм.
Значительная часть фондов предпочитает поддерживать уже известные им организации, что можно легко выяснить, изучая прецеденты выдачи грантов за последние годы. Многие фонды предпочитают выдавать гранты на условиях софинансирования, то есть если этот проект финансирует кто-то еще.
По порядку оформления заявок можно выделить два типа фондов:
- принимающие заявки по определенной форме и на специальных бланках;
- не регламентирующие форму и принимающие заявки в произвольном виде.
Заявки на гранты, подаваемые в частные фонды и государственные организации (федерального, областного, городского или районного уровней), обычно различаются по форме. Частные фонды, как правило, просят прислать сначала краткое письмо с изложением сути проекта в качестве первичной заявки. Источники государственного финансирования почти всегда требуют заполнить определенное число стандартных форм.
В основе требований грантодателя к составлению заявки могут лежать два соображения: они хотят быть уверенными, что заявитель высылает всю информацию, требуемую для оценки заявки; с другой стороны, членам оценочного комитета легче оценить проекты, состоящие из одинаковых частей, расположенных в аналогичном порядке.
Некоторые советы по оформлению заявок:
Любой фонд получает ежегодно гораздо больше заявок на гранты, чем может их предоставить. Поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы подаваемая заявка выгодно отличалось от многих других. А это очень трудно сделать, если она будет отредактировано в духе «всем, кого это может заинтересовать». Гораздо лучше попытаться описать проект в рамках интересов фонда:
- общественная (социальная) направленность: на улучшение жизни людей, а не на развитие и обогащение организации, привлечение потенциальных сторонников, их равноправие в управлении и реализации проекта;
- конкретность: решаемой проблемы, поставленных задач, планируемых действий, сроков и результатов;
- новизна: нестандартный, тонкий подход, адекватный поставленной проблеме;
- непрерывность: как собственные средства (помещение, оборудование и другие ресурсы, которые уже есть, труд волонтеров, оцененный в эквиваленте зарплаты) будут инвестированы в реализацию проекта по окончании дотирования проекта фондом, откуда будут поступать денежные средства из других источников для обеспечения непрерывности работы по проекту;
- контролируемость: как будут оцениваться результаты, какие будут использованы оценочные критерии;
- логичность: ясная, логическая связь между бюджетом и практической деятельностью, между задачами фонда и проекта;
- реальность, оправданность: соответствие планируемого и уже достигнутого организацией, доказательность, перспективность идеи, высокая квалификация и подготовленность привлеченных кадров;
- открытость: интересам фонда и людям, его представляющим, другим (смежным) организациям, СМИ, общественности.
Примерные критерии оценки проектных заявок фондами:
Наименование критерия
| Содержание критерия
| | | 1. Оформление Проекта
| Соответствие оформления Проекта требованиям
| | 2. Целевая направленность Проекта
| 1. Адресность Проекта (соответствие цели и задач Проекта потребностям целевой группы)
2. Соответствие деятельности, планируемой к осуществлению в рамках Проекта, профессиональной деятельности слушателя.
| | 3. Оценка содержания Проекта
| 1. Обоснованность и четкость планирования мероприятий Проекта, их направленность:
- на решение проблемы, актуальной для целевой группы;
- на достижение ожидаемых социально значимых результатов в установленный период реализации Проекта.
| | 4. Результативность Проекта
| 1. Ожидаемые результаты, планируемые в ходе реализации Проекта (улучшение положения, расширение перечня и повышение качества услуг, предоставляемых целевой группе проекта, инфраструктурные изменения в социальной сфере, другое).
2. Наличие обратной связи с целевой группой Проекта, позволяющей оценить достигнутые результаты.
3. Вовлечение целевой группы Проекта в деятельность по реализации Проекта.
| | 5. Оценка методов достижения целей и задач Проекта
| 1. Использование в Проекте результативных, в том числе инновационных, социальных технологий, моделей и методик, соответствующих цели и задачам Проекта.
2. Включение в Проект мероприятий по обобщению и распространению инновационных технологий, моделей и методик работы социальной сферы.
3. Оценка Заявителем возможных рисков, предлагаемые пути обеспечения устойчивость Проекта к ним.
4. Социальное партнерство в Проекте.
5. Включение в Проект мероприятий по информированию местного сообщества о цели, ходе реализации и результатах Проекта.
| | 6. Организация контроля реализации Проекта
| 1. Наличие разработанной слушателем системы показателей по оценке ожидаемых результатов реализации Проекта, в том числе измеряемых количественно.
2. Наличие мероприятий по отчетности и контролю реализации Проекта.
| | 7. Экономическая обоснованность Проекта
| 1. Соответствие объема средств, планируемых на реализацию Проекта, цели и задачам проекта.
2. Кадровое обеспечение Проекта (основной персонал, привлеченные специалисты и (или) добровольцы, уровень квалификации исполнителей).
| |
Ни одна организация не получает финансовые средства от фондов-грантодателей, частных спонсоров, государственных и муниципальных органов власти автоматически, только потому, что является хорошей, в ней работают высококлассные специалисты и много волонтеров. Статистика показывает, что только одна из десяти финансовых заявок оказывается удовлетворенной. У начинающих организаций шансов удачного «попадания» еще меньше. Главное, не делать трагедии из отказа, а рассматривать это как шанс улучшить свой проект, повысить уровень знаний разработчиков, привлечь большее количество партнеров и сторонников. Необходимо сделать фандрайзинг неотъемлемой частью деятельности кружка. Чтобы получить финансовую поддержку, необходимо проделать большую кропотливую работу.
Реализация проекта
Исполнение проекта направлено на непосредственное создание продукта (услуги), ради которых реализуется данный проект. Вначале набирается команда проекта. Проводится инструктаж команды, запуск ее работы по принятому плану. В ходе выполнения работ, запланированных в плане проекта, идет отладка командного взаимодействия, реализуются меры по устранению недопустимого отклонения от плановых показателей. Главным при исполнении проекта становится эффективное достижение намеченных целей. Это означает, что практические шаги, согласно утвержденному плану, должны обеспечить достижение в установленные сроки качественных результатов за счет использования выделенных ресурсов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|