УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ
В РБ управление госдолгом осущ-ет по поручению Правительства РБ Министерство финансов страны. Управление внутренним государственным долгом предусматривает МЕРОПРИЯТИЯ по выпуску, размещению, обращению и обслуживанию государственных долговых обязательств, изменению условий ранее выпущенных займов. Для внешнего государственного долга это МЕРОПРИЯТИЯ по получению и возврату внешних кредитов.
Наиболее часто старые займы покрываются путем выпуска новых займов, т.е. путем рефинансирования государственного долга. При этом используются такие методы, как новация, унификация. Изменение условий займов осуществляется с помощью методов конверсии и консолидации.
1) Новация – соглашение между заемщиком и кредиторами по замене обязательства по данному кредиту другим обязательством.
2) Унификация – объединение выпушенных займов, при котором несколько старых облигаций приравниваются к одной новой. Этот метод предпочтителен в условиях выхода из экономического кризиса, сопровождающегося инфляцией, когда погашение ранее выпущенных облигаций и уплату процентов по ним производят в новых полноценных деньгах.
3) Конверсия – это изменение первоначальных условий займа. Как правило, государство снижает доходность займов для кредиторов.
4) Консолидация – изменение сроков погашения займов, как правило, в сторону увеличения. Консолидация может совмещаться с конверсией.
5) Отсрочка погашения займа используется правительством в случаях, когда выпуск новых займов не приносит экономического эффекта, поскольку большая часть поступлений от новых займов должна направляться на погашение и выплату процентов по старым займам. При отсрочке не только отодвигается срок, но и прекращается выплата доходов.
6) Аннулирование государственного долга – отказ государства от обязательств по выпущенным займам..
ПРИНЦИПЫ :
1) Безусловное выполнение государством обязательств.
2) Единство учета обязательств
3) Снижение рисков влияния колебаний конъюнктуры мирового рынка капиталов.
4) Оптимальность структуры долговых обязательств государства по срокам их обращения и погашения.
5) Сохранение финансовой независимости.
6) Открытость.
Для оценки долгового бремени того или иного государства в международной практике используются различные методы (Всемирный банк определяет уровень кредитоспособности страны - приведенной стоимости платежей по внешнему долгу к ВВП, -приведенной стоимости платежей по внешнему долгу к экспорту товаров и услуг; - внешнего долга к ВВП; - внешнего долга к экспорту товаров и услуг; - годовых платежей по погашению и обслуживанию внешнего долга к экспорту товаров и услуг.
В РБ— отношение внешнего долга к ВВП (критический уровень 50 %) и отношение годовых платежей по внешнему долгу к экспорту товаров и услуг (критический уровень 25 %).. 51. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ СТРАХОВАНИЯ
Главный побудительный мотив страхования – это рисковый характер производства и жизни человека. Мировая практика не выработала более экономического, рационального и доступного способа защиты экономических интересов товаропроизводителей, чем страхование.
Сущность страхования как экономической категории раскрывается в системе экономических перераспределительных отношений, включающих замкнутую солидарную раскладку ущерба между участниками страховых отношений и возмещение его из специальных целевых фондов, сформированных за счет взносов страхователей, при наступлении чрезвычайных неблагоприятных событий.
Перераспределение средств страховых фондов имеет строго целевое назначение – возместить материальных ущерб, наносимый стихийными бедствиями и различного рода случайностями, для обеспечения непрерывности и бесперебойности расширенного воспроизводства, поддержания необходимого уровня страхователей при наступлении непредвиденных неблагоприятных обстоятельств в их жизни.
Перераспределительный характер страховых отношений связан с образованием специального фонда денежных средств, что позволяет рассматривать страхование как особую сферу финансовых перераспределительных отношений. Однако страхованию присущ ряд специфических признаков, отличающих его от других финансово-кредитных отношений.
Для страхования характерны замкнутые перераспределительные отношения между участниками по поводу раскладки суммы ущерба. Подобные перераспределительные отношения основаны на том, что количество пострадавших субъектов от непредсказуемого события всегда меньше числа участников страхования.
Страхование предусматривает перераспределение ущерба как в пространстве, так и во времени. Долгосрочность перераспределительных отношений между страхователями порождает необходимость создания страховых резервов как регуляторов раскладки ущерба во времени.
Выплата страховых возмещений носит вероятностный характер, так как обусловлена случайностью и неравномерностью наступления страховых событий.
Страховые взносы мобилизированные в страховой фонд, – возвратный.
ФУНКЦИИ: рисковая, предупредительная, сберегательная и контрольная.
Содержание рисковой функции заключается в перераспределении части страхового фонда среди пострадавших участников страхования в связи с негативными последствиями страховых событий.
Предупредительная функция отражает отношения по использованию части страхового фонда для предотвращения или уменьшения возможного ущерба путем осуществления предупредительных и репрессивных мероприятий.
Сберегательная функция присуща долгосрочным видам страхования жизни, в которых накапливается страховая сумма, обусловленная в договоре, и выплачивается страхователю по окончании срока страхования.
Контрольная функция страхования обусловлена целевой направленностью в использовании и формировании страховых фондов и резервов.
Таким образом, страхование представляет собой систему экономических отношений, включающих совокупность форм и методов формирования целевых фондов денежных средств и их использование на возмещение ущерба при различных непредвиденных неблагоприятных явлениях (рисках), а также на оказание помощи гражданам при наступлении определенных событий в их жизни.
В страховом риске и защитных мерах от рисков заключается сущность категорий страхования. Страховые риски как вероятные чрезвычайные события с негативными экономическими последствиями должны обладать следующими элементами страхуемости:
– наступление риска должно быть возможным, иначе отпадает необходимость страхования;
– риск должен носить случайный неожиданный характер, когда ни страхователю ни страховщику заранее неизвестно ни время наступления предполагаемого события, ни сила его разрушительного действиями;
– риск как случайная опасность для данного объекта должен быть доступен статистическому учету, применительно к массе однородных объектов, так как без статистических данных, определяющих частоту возникновения опасности, силу ее действия и размер причиняемого ущерба, невозможно установить размер страховых взносов для формирования страхового фонда.
СТРАХОВОЙ РЫНОК, ЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Страховой рынок является неотъемлемым элементом рыночной экономики. Понятие страхового рынка рассматривается в двух аспектах. Во-первых, страховой рынок представляет собой особую сферу экономических денежных отношений, где объектом купли-продажи является особый товар – страховая защита (страховые услуги) и где формируется спрос и предложение на нее. Рынок обеспечивает органическую связь между страховщиком и страхователем. Во-вторых, страховой рынок представляет собой сложную интегрированную систему страховых и перестраховочными организаций (страховщиков), осуществляющих страховую деятельностью.
Таким образом, страховой рынок – это совокупность экономических отношений, в процессе который формируются спрос и предложение на страховые услуги и осуществляется акт их купли-продажи. Функционирование страхового рынка подчиняется закону стоимости и закону спроса и предложения. Объективной основой формирования и развития страхового рынка является наличие общественной и потребности в страховой защите, способной обеспечить бесперебойность воспроизводственного процесса путем возмещения ущерба и оказания денежной помощи пострадавшим от непредвиденных чрезвычайных событий. Вторым условием развития страхового рынка является наличие достаточного количества независимых страховых компаний, способных удовлетворять все многообразие потребностей общества в страховой защите.
Таким образом, участниками страховых отношений на страховом рынке являются страховщики (страховые компании), продающие страховые услуги и страхователи (физические и юридические лица), нуждающиеся в страховой защите. В условиях рынка возрастает заинтересованность потенциальных страхователей в страховании рисков, связанных с расширение прав в распоряжении имущества с возрастанием ответственности предпринимателей и работодателей перед наемными работниками, а также рисков, связанных с обеспечением финансовых гарантий при потере рабочих мест, банкротства предприятий, банков и т.д.
В качестве посредников между продавцами страховых услуг выступают страховые агенты и страховые брокеры, которые своей деятельностью способствуют расширению и развитию страховых отношений.
Специфическим товаром на страховом рынке выступают страховые услуги, состав и структура которых в рыночных условиях существенно расширяются.
Страховой рынок в зависимости от масштабов спроса и предложения на страховые услуги можно подразделить на внутренний, внешний и международный.
Внутренний страховой рынок складывается в каждом конкретном регионе, где потребность в страховых услугах удовлетворяется конкретными страховщиками, осуществляющими свою деятельность на данной территории.
Внешний страховой рынок – это рынок, находящийся за пределами внутреннего рынка, взаимосвязанный со страхователями и страховщиками данной территории.
Международный страховой рынок отражает страховую и перестраховочную деятельность в масштабах мирового хозяйства.
Государство может участвовать в страховых отношениях через государственные страховые организации и оказывать регулирующее воздействие на функционирование страхового рынка различными нормативно-правовыми и законодательными актами, дополняя рыночный механизм страхования.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|