Сделай Сам Свою Работу на 5

ДОХОДЫ БЮДЖЕТА, ИХ СТРУКТУРА





Доходы бюджета как финансовая категория – совокупность денежных отношений, возникающих между государством, юридическими и физическими лицами по поводу формирования централизованного фонда денежных средств.

По материальному выражению доходы бюджета – часть финансовых ресурсов государства, которые аккумулируются в общегосударственном фонде денежных средств и находятся в распоряжении государства.

Форма и методы образования доходов бюджета изменяются под воздействием различных обстоятельств, как объективного, так и субъективно характера: например, уровень развития производительных сил и производственных отношений.

Доходы бюджета группируются:

I. В зависимости от формы методов взимания доходов:

a. налоговые доходы (налоги и сборы)

b. неналоговые доходы (штрафы, неустойки, компенсации, безвозмездные поступления)

II. В зависимости от категории плательщиков:

a. от юридических лиц

b. от физических лиц

III. В зависимости от законодательного оформления:

a. общереспубликанские доходы – устанавливаются законодательством и действуют на всей территории РБ

b. местные – право их установления предоставлено местным органам власти на соответствующей территории



IV. В зависимости от условий и способов зачисления в бюджеты различных уровней

a. собственные доходы (доходы от коммунальной собственности, местные налоги)

b. закрепленные доходы (общереспубликанские доходы, закрепленные полностью или частично законодательно за бюджетами различных уровней)

c. регулирующие доходы (определенные виды общереспубликанских доходов, которые зачисляются в бюджеты различных уровней по нормативам, установленным законодательно)

 

 


ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РБ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Бюджетная политика – деятельность государства, связанная с распределением централизованного фонда денежных средств и использующая его по отраслевому, территориальному и целевому назначению.

В современных условиях при сохранении высокого уровня социальных расходов бюджетная политика направлена на оптимизацию государственных обязательств, повышение эффективности и результативности бюджетных расходов, на основе совершенствования форм и механизмов их финансирования.



Основные приоритеты бюджетной политики:

1. Рост зарплаты

2. Взвешенная политика в области финансирования расходов на содержание бюджетных организаций.

3. Корректировка форм государственной поддержки реального сектора экономики.

В современных условиях сохраняется активная поддержка реального сектора экономики со стороны государства, но при этом изменяются подходы к предоставлению бюджетных средств различным предприятиям и индивидуальным предпринимателям.

Важной задачей в вопросе роста эффективности бюджетных средств является переход к программно целевым методам бюджетного планирования. Которая обеспечивает прямую взаимосвязь выделяемых бюджетных ресурсов с достижением конкретных результатов деятельности государственных органов.

Внедрение программно целевых методов бюджетного планирования требует составления целевых программ и оценки целесообразности их сохранения и дальнейшего финансирования.


НАЛОГИ КАК КАТЕГОРИЯ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ, ИХ СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ

Налоги в современном обществе – это основная форма доходов государства. Кроме этой сугубо фискальной функции, налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие НТП.

Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с юридических и физических лиц в государственный или местные бюджеты.

Они возникают с разделением общества на классы и появлением государства. Без налогов не обходится ни одно государств. Они нужны государству для того, чтобы формировать государственный бюджет, из которого затем финансируются государственные расходы. Таким образом, по определению К. Маркса и Ф. Энгельса «…в налогах воплощено экономическое выражение существования государства».



Налоги являются специфической формой экономических отношений государства с хозяйствующими субъектами, с различными группами населения с каждым членом общества.

Эти отношения возникают в связи с перераспределением части стоимости национального дохода и образованием централизованного фонда финансовых ресурсов государства. Эти отношения неравноправные, односторонние. В них государство являлось главным, решающим действующим лицом, а плательщики налогов – пассивными исполнителями.

Специфичность этих отношений выражается, во-первых, в обязательном характере налогов (предоставляют часть НД, принудительно изымаемого государством у юридических и физических лиц); во-вторых, в безвозвратности (хотя значительная часть налогов расходуется на развитие народного хозяйства, социально-культурные и другие общегосударственные мероприятия, т.е. возвращаются плательщикам косвенно).

Взимание налогов производится властью государства при наличии соответственного налогового законодательства, т.е. в форме правовых отношений. Сущность налогов наиболее полно проявляется в их функциях:

– фискальной;

– регулирующей;

– стимулирующей.

Фискальная функция – основная, характерная изначально для всех государств. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, т.е. материальные условия для функционирования государства. Именно эта функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества.

Сущность регулирующей функции состоит в том, что государство, маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафами, условиями налогообложения, создает условия для ускоренного (или замедленного) развития тех или иных производств и отраслей экономики.

Стимулирующая функция проявляется в том, что с помощью налогов государство стимулирует научный прогресс, увеличение числа рабочих мест, развитие производства.


НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА

Налоговая система представляет собой совокупность налогов и обязательных платежей, принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства.

Налог система Республики Беларусь была сформирована в 1992 году. Основу ее составил Закон «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», а также специальные акты налогового законодательства, определяющие по каждому виду налога конкретные объекты налогообложения, порядок уплаты, ставки и льготы.

Различают налоги государственные и местные. Государственные формируют доходы центрального бюджета. Местные - поступают в региональные и муниципальные бюджеты.

Существует классификация налогов и по объектам обложения. В соответствии с данным критерием выделяют следующие группы: налоги на имущество, ресурсные налоги, налоги на доход или прибыль, налоги на действия и т.д.

В зависимости от вида плательщика налоги делятся на налоги с физических лиц и налоги с юридических лиц.

В зависимости от распределения взысканных сумм между бюджетами различных уровней налоги делятся на закрепленные и регулирующие доходные источники. Закрепленными называют налоги, которые на длительный период полностью или в определенной части закреплены как доходный источник конкретного бюджета. Например, подоходный налог является доходом местного бюджета. Регулирующие источники ежегодно перераспределяются между бюджетами различных уровней с целью покрытия дефицита. В качестве регулирующих в Республике Беларусь используются акцизы, НДС, налог на прибыль. Распределение сумм этих налогов между различными бюджетами происходит при утверждении республиканского бюджета на конкретный год.

По степени компетенции органов власти различных уровней в отношении решения вопросов установления и введения в действие налогов выделяют государственные (республиканские) и местные налоги.

Установление и введение в действие государственных налогов осуществляется решением высшего представительного органа государства в форме закона. Это не означает, что эти налоги обязательно поступают в центральный бюджет. Они могут зачисляться в бюджеты различных уровней. Например, в Республике Беларусь к таким платежам можно отнести НДС, налог на прибыль, акцизы.

Местные налоги могут устанавливаться как высшим представительным органом, так и соответствующим местным органом власти, но вводятся они только решением, принятым на местном уровне (в республике Беларусь к таким платежам можно отнести налог с продаж, сборы за услуги и т.д.). Эти налоги всегда поступают в местные бюджеты.

Налоги по порядку их использования подразделяются на общие и целевые. Общие налоги обезличиваются и поступают в бюджет для финансирования общегосударственных мероприятий. Целевые налоги зачисляются в обособленные целевые бюджетные или внебюджетные фонды. В Республике Беларусь к целевым бюджетным фондам относятся: республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки; республиканский дорожный фонд и др., а с 2004 года и Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.