ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
Финансовые ресурсы предприятия – это децентрализованные финансовые ресурсы.
Децентрализованные финансовые ресурсы – финансовые ресурсы предприятий, организаций, ИП – денежные накопления, поступления, доходы, которые формируются в процессе распределения стоимости ВВП и других источников, находятся в собственности или распоряжения предприятий организаций, ИП и используемые на расширение воспроизводства предпринимательской деятельности и удовлетворения других потребностей этих субъектов.
В состав децентрализованных финансовых ресурсов включаются следующие группы:
- собственные и приравненные к ним средства;
- заемные средства;
- привлеченные средства: средства других хозяйственных субъектов;
- ресурсы, поступающие в порядке перераспределения от вышестоящих организаций на финансовом рынке, на страховом рынке, из бюджета.
Направления использования децентрализованных ресурсов:
- выполнение всех финансовых обязательств перед государством, предусмотренных законодательством
- возврат заемных средств, уплата % за пользование
- уплата страховых взносов и выполнение других финансовых обязательств
- финансирование расходов, связанных с расширением производства: расширение основного и оборотного капиталов; вложения, связанные с реконструкцией, модернизацией, технологическим перевооружением; финансирование НИОКР; по материальному стимулированию работников; социальных нужд
- финансирование благотворительной деятельности, спонсорства
- выплата дивидендов по акциям и другие направления, предусмотренные бизнес-планом предприятий, организаций.
Формы использования децентрализованных финансовых ресурсов:
- налоговые доходы и не налоговые
- % за кредит
- страховые взносы
- инвестиции
- премии
- материальная помощь
- дивиденды
- нераспределенная прибыль.
НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ
1) Направления использования децентрализованных ресурсов:
- выполнение всех финансовых обязательств перед государством, предусмотренных законодательством
- возврат заемных средств, уплата % за пользование
- уплата страховых взносов и выполнение других финансовых обязательств
- финансирование расходов, связанных с расширением производства:
А) расширение основного капитала
Б) расширение оборотного капитала
В) вложения, связанные с реконструкцией, модернизацией, технологическим перевооружением.
Г) финансирование НИОКР
Д) финансирование оборотных средств
Е) по материальному стимулированию работников
Ж) социальных нужд
- финансирование благотворительной деятельности, спонсорства
- выплата дивидендов по акциям и другие направления, предусмотренные бизнес-планом предприятий, организаций.
Формы использования децентрализованных финансовых ресурсов:
- налоговые доходы и не налоговые
- % за кредит
- страховые взносы
- инвестиции
- премии
- материальная помощь
- дивиденды
- нераспределенная прибыль.
2) Направления использования централизованных ресурсов:
- на финансирование общегосударственных расходов.
- финансирование национальной обороны
- финансирование правоохранительной деятельности и обеспечение безопасности государства
- финансирование национальной экономики
- охрана окружающей среды
- Финансирование ЖКУ и жилищного строительства
- финансирование здравоохранения, физкультуры и спорта, культуры СМИ
- финансирование образования
- социальная политика
Формы использования централизованных финансовых ресурсов:
- бюджетные ассигнования
- субсидии, субвенции, дотации
- бюджетные ссуды и займы
- стипендии, пособия, пенсии
- образование
- материальная поддержка.
ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ЕЕ СТРУКТУРА
Систематизация и классификация финансовых отношений осуществляется по различным критериям: I. По статусу субъекта финансовых отношений и его роли в процессе общественного воспроизводства выделяют сферы финансовой системы. II. По характеру деятельности финансовых отношений, отнесение их к различным отраслям экономики, различным формам собственности, организационно-правовым формам – этот критерий позволяет выделить в рамках сфер финансовой систем её отдельные звенья.
Таким образом, элементами любой финансовой системы выступают сферы и звенья. Эти элементы обладают определенной самостоятельностью. И в то же время составляют единую систему.
Финансовая система государства – совокупность обособленных и в то же время взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, которые характеризуют формирование и использование денежных доходов, накоплений и фондов денежных средств на макро- и микроуровнях, а также совокупность органов управления, организующих функционирование этих элементов.
В основе построения финансовой системы положены следующие принципы:
1) Принцип единства: a. Единая материальная база, на которой происходит формирование финансовых ресурсов в различных сферах и звеньях финансовой системы.
b. Единая нормативно-правовая база, с помощью которой осуществляется управление всеми сферами и звеньями финансовой системы. c. Единые финансовые планы, которые составляются в различных сферах и звеньях финансовой системы и взаимосвязаны между собой основным финансовым планом страны – бюджетом.
2) Принцип функционального назначения отдельных элементов финансовой системы, который выражается в том, что каждому звену финансовой системы присущи конкретные задачи, оно выполняет свои функции, а управление финансовыми отношениями в этих звеньях осуществляют определенные органы управления.
В состав финансовой системы государства включаются 2 крупные сферы:
1. Финансы предприятий (организаций) – децентрализованные финансы.
2. Общегосударственные финансы – централизованные финансы.
Финансы предприятий подразделяются в зависимости от характера деятельности на:
1. Финансы коммерческих организаций 2. Финансы некоммерческих организаций.
В зависимости от отрасли экономики:
1. Финансы промышленных предприятий. 2. Финансы агропромышленного комплекса
3. Финансы строительных организаций 4. Финансы энергетики и т.д.
В состав финансов некоммерческих организаций:
1. финансы учреждений. 2. Финансы общественных и религиозных организаций.
3. Финансы благотворительных и др. фондов.
Исходя из хозяйственного кодекса РБ, к субъектам хозяйствования, кроме коммерческих и некоммерческих организаций, отнесены также ФЛ и ИП.
Централизованные финансы включают следующие звенья:
1. Государственный бюджет. 2. Целевые бюджетные и внебюджетные фонды.
3. Государственный кредит.
Отдельной сферой финансовой системы являются органы управления финансами, которые организуют деятельность всех других сфер. В составе этой сферы выделяют звенья:
1. органы общего управления финансами (высшие органы законодательной и исполнительной власти).2. Органы оперативного управления: -МинФин; -ЦБ; -МНС; -Гос. таможенный комитет.3. Органы отраслевого управления: *Финансовые службы министерств и ведомств;* Финансовые службы предприятий и организаций.
НЕОБХОДИМОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ (ФП), ЕЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
ФП – составная часть экономической политики государства. В процессе разработки ФП, и ее направлений, мероприятий, закладываются финансовые основы для достижения целей и решения задач экономической политики. Главный СУБЪЕКТ ФП – государство. Прежде всего, в лице главы государства, законодательных и исполнительных органов, которые и определяют, устанавливают основные направления развития финансов, финансовых отношений, законодательно закрепляют формы финансовых отношений, регламентируют порядок их функционирования. Эта деятельность должна проводится в интересах государства, отдельных хозяйствующих субъектов и граждан. ОБЪЕКТЫ ФП – финансовые отношения и финансовые ресурсы, которые формируются и используются в различных сферах и звеньях финансовой системы государства.ФП – совокупность целенаправленных мер государства в области управления финансами, направленных на разработку и реализацию наиболее эффективных мероприятий, для создания финансовой основы выполнения экономической политики государства.
Содержание ФП раскрывается в следующих структурных элементах:
1. Выработка научно обоснованных концепций развития финансов в обществе, которые должны базироваться на действии объективных экономических законов, учитывать перспективы развития производственных сил и производственных отношений в обществе, и особенности экономического и социального развития государства.
В зависимости от стадии экономического цикла экономики конкретного государства, субъекты государственной власти используют сдерживающую или стимулирующую финансовую политику.
В условиях экономического спада и депрессии государство использует стимулирующую политику, которая направлена на стимулирование деловой активности хозяйствующих субъектов, снижение налогов, рост государственных расходов в социально значимые и стратегические отрасли экономики.
На стадиях экономического оживления и подъема ФП носит сдерживающий характер и направлена - на уменьшение государственных расходов, усиление налогового бремени на экономику с целью предотвращения снижения темпов экономического роста.
2. Определение основных направлений использования финансов на перспективу и на текущий период. На практике эта деятельность выражается в разработке финансовых стратегий и финансовой тактики государства.
3. Реализация практических действий, направленных на достижение поставленных целей, решение стратегических и тактических задач в области финансовой политики.
ЦЕЛИ ФП:
1. Наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов и соответствующее наращивание государственных финансов, необходимых для выполнения потребностей общества.
2. Увеличение бюджетной обеспеченности жителей, повышение уровня доходов на душу населения и обеспечение социальных нормативов уровня жизни.
ЗАДАЧИ ФП:
1. соответствие объективным экономическим законам; 2. рациональное распределение и использование финансовых ресурсов; 3. концентрация финансовых ресурсов на важнейших направлениях экономического и социального развития посредством рационального построения налоговой системы; 4. обеспечение сбалансированности бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики. 5. уменьшение дефицита государственного бюджета и расширение его покрытия на основе государственных ценных бумаг.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|