КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ НАЛОГОВ
НАЛОГ - это поступление средств в бюджет, приводным механизмом которого служит принудительный и бесспорный характер взимания.НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ - процесс установления и взимания налогов в стране, определение величин налогов и их ставок, а также порядка уплаты налогов и круга юридических и физических лиц, облагаемых налогам.ОБЪЕКТАМИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ являются доходы (прибыль), стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщика, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущества юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами.
Классификация налогов - это группировка налогов по различным признакам.
1.ПО СПОСОБУ ВЗИМАНИЯ НАЛОГОВ. Прямые налоги - это налоги на доходы физических и юридических лиц. К ним относятся: налог на прибыль предприятий и организаций, земельный налог, подоходный налог с физических лиц, налоги на имущество юридических и физических лиц, владение и пользование которым служат основанием для обложения. Косвенные налоги: налог на добавленную стоимость (охватывает широкий диапазон продукции), акцизы (облагается относительно небольшой перечень избранных товаров), таможенные пошлины. Такой налог фактически платит потребитель, но перечисляется он в налоговые органы предпринимателями.
2. ПО СУБЪЕКТУ-НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКУ. *Налоги с физ лиц (подоходный налог с физлиц, налог на имущество физ лиц, и др.). *Налоги с предприятий и организаций (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы и др.).
Смешанные налоги, которые уплачивают как физические лица, так и предприятия и организации (госпошлина, некоторые таможенные пошлины, налог с владельцев транспортных средств и др.).
3. ПО ОРГАНУ, КОТОРЫЙ УСТАНАВЛИВАЕТ И КОНКРЕТИЗИРУЕТ НАЛОГИ.
республиканские налоги, региональные налоги.
4. ПО ПОРЯДКУ ВВЕДЕНИЯ НАЛОГА: *Общеобязательные налоги устанавливаются законодательными актами РБ и взимаются на всей ее территории независимо от бюджета, в который они поступают. *Факультативные налоги могут вводиться решениями органов государственной власти областей, городов и иных административно-территориальных образований.
5. ПО УРОВНЮ БЮДЖЕТА, В КОТОРЫЙ ЗАЧИСЛЯЕТСЯ НАЛОГОВЫЙ ПЛАТЕЖ.
Различают федеральные (республиканские) и местные (территориальные) налоги.
6. ПО ЦЕЛЕВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ВВЕДЕНИЯ НАЛОГА: абстрактные и целевые.
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ХАРАКТЕРА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАЛОГИ ДЕЛЯТСЯ НА:
- общие. Поступают в казну государства и используются для общегосударственных нужд, специальные имеют строго определенное назначение;
- специфические (целевые). таковыми являются чрезвычайный налог для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, экологический налог.
7. По срокам уплаты: а)Срочные б)Периодично-календарные. В свою очередь периодично-календарные делятся на: Декадные Ежемесячные Ежеквартальные Полугодовые Ежегодные
1) республиканские налоги, пошлины и сборы - устанавливаются законодательными актами и являются обязательными к уплате по всей территории РБ; 2) местные налоги и сборы – устанавливаются нормативными правовыми актами местных Советов. Помимо этой классификации по источникам внесения налоги дополнительно подразделяются на три группы: а) налоги, включаемые в отпускную цену продукции и услуг. По своей сути это – косвенные налоги. В эту группу входят в первую очередь НДС (20% – в общем случае, 10% – льгота) и акцизы;б) налоги, включаемые в себестоимость. К ним относятся экологический и земельный налоги;В) налоги, уплачиваемые из прибыли (дохода). К ним относят налог на доходы, налог на прибыль (24%) и налог на недвижимость (1%);г) подоходный налог (12%). Объектом обложения выступают доходы, полученные гражданами из источников на территории РБ.
42,43. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ РЕСПУБЛИКАНСКОГО И МЕСТНОГО БЮДЖЕТА
1) Доходы бюджета как финансовая категория – совокупность денежных отношений, возникающих между государством, юридическими и физическими лицами по поводу формирования централизованного фонда денежных средств.
По материальному выражению доходы бюджета – часть финансовых ресурсов государства, которые аккумулируются в общегосударственном фонде денежных средств и находятся в распоряжении государства.
Форма и методы образования доходов бюджета изменяются под воздействием различных обстоятельств, как объективного, так и субъективно характера: например, уровень развития производительных сил и производственных отношений.
Доходы бюджета группируются:
V. В зависимости от формы методов взимания доходов:
a. налоговые доходы (налоги и сборы)
b. неналоговые доходы (штрафы, неустойки, компенсации, безвозмездные поступления)
VI. В зависимости от категории плательщиков:
a. от юридических лиц
b. от физических лиц
VII. В зависимости от законодательного оформления:
a. общереспубликанские доходы – устанавливаются законодательством и действуют на всей территории РБ
b. местные – право их установления предоставлено местным органам власти на соответствующей территории
VIII. В зависимости от условий и способов зачисления в бюджеты различных уровней
a. собственные доходы (доходы от коммунальной собственности, местные налоги)
b. закрепленные доходы (общереспубликанские доходы, закрепленные полностью или частично законодательно за бюджетами различных уровней)
c. регулирующие доходы (определенные виды общереспубликанских доходов, которые зачисляются в бюджеты различных уровней по нормативам, установленным законодательно)
Основной группой в составе и в структуре доходов консолидированного бюджета РБ являются налоговые доходы, которые в бюджете на 2009 г. составляют 71,1 % от общего объема доходов. Среди налоговых доходов основное место принадлежит косвенным налогам, они составляют на 2009 г. 30%. А среди косвенных налогов основное место занимает НДС (19,8%).
Отдельную группу в составе консолидированного бюджета занимают взносы на социальное и государственное страхование (10,8% от ВВП).
2) Расходы бюджета являются финансовой категорией, т.е. совокупностью денежных отношений, возникающих между государством и предприятиями, организациями, гражданами государства по поводу распоряжения и использования централизованного фонда денежных средств.
По материальному выражению расходы бюджета – это денежные средства, которые предоставляются из бюджетов различных уровней распорядителям и получателям бюджетных средств для финансирования запланированных расходов.
Группировка расходов бюджета осуществляется по различным признакам, следовательно, существует классификация:
I. В зависимости от роли субъектов в процессе общественного воспроизводства:
a. расходы, связанные с финансированием сферы производства;
b. расходы, связанные с финансированием непроизводственной сферы.
II. В зависимости от экономического содержания (назначения):
a. текущие расходы, связанные с обеспечением текущей деятельности органов государственного управления (зарплата);
b. капитальные расходы, связанные с расширением деятельности:
i. капитальное строительство;
ii. капитальный ремонт.
III. В зависимости от функционального назначения:
a. Общегосударственная деятельность;
b. Национальная оборона;
c. Правоохранительная деятельность;
d. Национальная экономика;
e. Охрана окружающей среды;
f. ЖКУ и жилищное строительство;
g. здравоохранение;
h. физическая культура, спорт, культура и СМИ;
i. образование;
j. социальная политика.
IV. В зависимости от ведомственной подчиненности:
a. по соответствующим ведомствам;
b. концернам;
c. министерствам и т.д.
44. НАЗНАЧЕНИЕ ЦЕЛЕВЫХ БЮДЖЕТНЫХ И ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ
Необходимость введения этих фондов продиктована:
1. остротой стоящих перед государством многих экономических, социальных и технических проблем;
2. нехваткой государственных ресурсов, требующихся для их решения.
Первоначально большинство специальных фондов непосредственно не включались в состав бюджета. Это приводило к распылению ресурсов, не могло обеспечить их эффективное формирование и использование, вынуждало отвлекать на решение целевых программ бюджетные средства. Ситуация усугублялась хроническим бюджетным дефицитом. Для ликвидации этих негативных явлений государственные специальные целевые фонды были включены в состав бюджета, что соответствовало общей концепции необходимости жесткой централизации всех финансовых ресурсов в условиях их хронического дефицита.
Это позволило предусматривать в консолидированном бюджете республики образование целевых бюджетных фондов, предназначенных для финансирования приоритетных государственных программ, мероприятий и расходов под контролем фискальных органов. Фонды формируются в основном за счет целевых налогов и отчислений, которым в законодательном порядке придается целевое назначение.
Наиболее крупными являются фонды, создаваемые на республиканском и местном уровнях для поддержки отраслей сельского и дорожного хозяйств.
В последние годы в республике идет процесс по сокращению и объединению отдельных фондов, что вызвано снижением остроты соответствующих проблем, общей стабилизацией финансовой базы государства.
Отличительными признаками данных платежей (что можно рассматривать как признак их классификации по целевому назначению) является их строго целевой характер, что обычно отражается в их названиях: пенсионный фонд, фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования, дорожные фонды и т.п..
Ко внебюджетным фондам в нашей стране относится только фонд социальной защиты населения (ФСЗН). Из средств этого фонда произв-ся мат. обеспечение рабочих и служащих по старости, инвалидности, болезни, выплачиваются пособия по беременности и родам, на детей. Бюджет этого фонда образуется из взносов предприятий, организаций и учреждений, а также самих работников в установленном проценте от фонда заработной платы.
БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ
Сбалансированность бюджета является одним из показателей экономической устойчивости государства. Превышение доходов над расходами, а также соответствие расходов доходам свидетельствует о стабильности финансового положения государства, позволяет своевременно в необходимом объеме финансировать расходы.
Возникновение дефицита связывают с различными причинами:
· низкая производительность труда;
· высокий уровень затрат;
· превышение темпов роста расходов над темпами роста доходов.
Управление бюджетным дефицитом заключается в том, чтобы с помощью специальных методов, инструментов финансового регулирования стимулировать экономическое и социальное развитие государства. В рамках этого процесса следует рассматривать государственное регулирование размера бюджетного дефицита, которое выражается в установление предельного размера дефицита бюджета.
В мировой практике устанавливаются предельные размеры дефицита бюджета:
· 2-3% от ВВП;
· 5% от НД;
· 8-10% от общей суммы расходов на соответствующий год.
Снижение бюджетного дефицита включает в себя 2 направления:
· увеличение доходов
· уменьшение расходов
Увеличение доходов может происходить:
1. За счет введение в законодательном порядке дополнительных видов налогов;
2. За счет расширения уже действующей доходной базы бюджета.
При осуществлении этих мероприятий нецелесообразно увеличивать налоги, т.к. это приведет к усилению налогового бремени на экономику и как результат снижение стимулов у налогоплательщиков, граждан, к снижению эффективности деятельности и, следовательно, к снижению поступлений налогов в бюджет.
Снижение расходов является достаточно сложной проблемой, которая должна решаться исходя из целесообразности отдельных видов бюджетных расходов, должна учитывать приоритеты экономического и социального характера.
Финансирование бюджетного дефицита осуществляется за счет следующих источников:
1. внутренних, в рамках которых:
a. внутренние государственные займы;
b. поступления от реализации государственного имущества;
c. доходы от приватизации государственного имущества;
d. кредиты ЦБ. В РБ с 2005 г. не используется этот источник в качестве финансирования дефицита.
2. внешних:
a. кредиты правительств иностранных государств;
b. кредиты международных кредитно-финансовых организаций;
внешние государственные займы.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|