Сделай Сам Свою Работу на 5

Методы культурологии как науки





Методы культурологии - это совокупность исследовательских приемов, операций и процедур, используемых для изучения культуры с учетом культурологической специфики. С одной стороны, поскольку культурология как интегративная область знания вбирает в себя способы и результаты исследований ряда смежных наук, то культурологический анализ реализуется через комплекс познавательных методов и установок, заимствованных из смежных дисциплин. С другой стороны, признание культурологии как интегративной дисциплины не отменяет ее самостоятельности и уникальности, а значит, остается актуальной и проблема исследовательской специфики, присущей для сугубо культурологического познания.

На сегодняшний день культурология представляет собой ярко выраженную социогуманитарную дисциплину, и на нее однозначно распространяется методология «наук о духе» («наук о культуре»), как их называли культурфилософы неокантианского направления. По мысли немецкого философа-неокантианца Генриха Риккерта (1863-1936), культурология использует так называемые идеографические, или индивидуализирующие методы, учитывающие в неповторимых проявлениях общественной жизни следы человеческой субъективности. По мнению немецкого философа и историка культуры Вильгельма Дильтея (1833-1911), культурология оперирует методами познания, далеко не всегда исходящими из рациональных способностей человека. Познание мира культуры - социокультурной (культурно-исторической) реальности, или «сферы духа», - принципиально отличается от познания мира природы. Мир природы можно постичь в основном с помощью объяснения; мир культуры постигается главным образом путем понимания как непосредственного переживания социокультурной реальности, через вживание во внутренний смысл явлений и ценностей, что связано с направленной ценностной ориентацией.



На основе «концепции понимания» была разработана особая философская методология постижения культурно-исторических процессов - герменевтика культуры (см. п. 4.1). И все же культурология, будучи социогуманитарной наукой, одновременно пользуется и методом понимания, и методом объяснения. Процедуру, которая соединяет их воедино, немецкий социолог начала XX столетия Макс Вебер (1864-1920) назвал «объясняющим пониманием». Современный французский философ Поль Рикёр (1913-2005), говоря о тенденциях развития новейшей герменевтики, писал: «Больше объяснять, чтобы больше понимать». В настоящее время суть культурологической методологии описывают как единство рационального объяснения и внерационального понимания.



Многообразие проявлений культуры предопределяет множественность подходов и аспектов, реализуемых в методологии ее изучения. Наиболее полную картину о том или ином культурном феномене может дать только комплексный анализ, который интегрирует в себе как традиционные методы исследования, так и современные новаторские методы и подходы.

К наиболее традиционным методам, служащим для изложения явлений и фактов в истории мировой культуры принадлежит диахронический метод, т.е. выявление и описание хронологической последовательности событий (хронология - это наука об измерении времени). Данный метод сопрягается с другими, в частности, с синхроническим. Синхронический метод состоит в совокупном анализе развития двух или нескольких культур, рассмотренных на определенном временном отрезке с учетом существующих взаимосвязей и возможных противоречий. Более широкие и универсальные возможности в этом смысле предоставляет сравнительно-исторический метод. Его суть заключается в том, что он позволяет сравнивать в историческом разрезе многие, на первый взгляд, исключительные (самобытные) проявления культурных систем и делать выводы о причинно-следственных связях, порождающих данные проявления.



Структурно-функциональный метод заключается в условном разложении изучаемого объекта культуры на составные части с целью выявления внутренней связи, обусловленности, соотношения между ними. Этот метод традиционно применяется, например, при анализе отдельных сторон и функций культуры. Типологический метод предполагает изучение структур в культурных системах путем восхождения от абстрактного к конкретному и выявления на этой основе типологической близости у элементов историко-культурного процесса.

В области теории и истории культуры культурология, по мнению некоторых специалистов, с успехом может использовать следующие методы:

  • семиотические методы, базирующиеся на возможностях семиотики - науки о знаковых системах;
  • психологические методы,более эффективные при изучении особенностей национальной культуры;
  • биографический метод, представляющий собой анализ жизненного пути деятеля культуры для лучшего понимания его внутреннего мира;
  • метод моделирования, т.е. создание символико-описательной модели определенного периода в развитии культуры для выявления наиболее существенных его черт.

Культурология как наука применяет различные принципы изучения культуры. Важнейшим в системе культурологического знания остается культурно-исторический принцип. В соответствии с ним все явления, события и факты культурного процесса следует рассматривать в контексте того исторического времени и тех исторических условий (социальных, экономических, политических, религиозных, морально-психологических и пр.), в которых они происходили. Всякая попытка «изъять» явления прошлой культуры из соответствующей эпохи и «перенести» их в сферу современных критериев и оценок грозит вульгарным упрощением или искажением смысла историко-культурных процессов.

Принцип целостности сводится к тому, что при изучении как любого этапа в развитии мировой культуры, так и любой локальной культуры (цивилизации), необходимо учитывать нераздельность всего многообразия явлений, событий и фактов культуры, а значит, рассматривать их в неразрывном единстве друг с другом. Совершенно недопустимо произвольное умолчание и тем более искажение подлинной картины событий. Этот принцип особенно важен тогда, когда при изучении острых и злободневных проблем культуры у некоторых исследователей начинают доминировать не научные интересы, а политические и мировоззренческие амбиции и пристрастия.

При обращении к тому или иному методу или подходу в культурологии важно понимание его адекватности и соответствия изучаемому материалу. Иными словами, результативность использования определенной методологии определяется четкой направленностью исследования, а также рамками, в которых реализуется целевая программа исследования. Важно учесть, что с середины 90-х гг. XX в. наибольшую актуальность получает идущая от Л. Уайта методологическая составляющая в культурологии, которая ориентирует эту научную дисциплину на «системное прочтение» культуры. В наши дни интенсивно развиваются такие направления исследований, как формирование интегративно-целостных представлений о природе феномена культуры и его системном характере, разработка методологии системного подходапод цели и задачи исследования культуры, создание основ теории социокультурной дифференциации, развитие представлений о динамике функционирования культуры и т.д. Причем характерно, что именно в решении данного круга методологических проблем современная культурология зачастую оказывается в тупике. Причина этого, как пишет современный отечественный культуролог Ю.В. Осокин, в том, что «теоретико-системное мышление пока еще не присуще значительной части исследователей, занятых культурологической проблематикой». Значит, культурология как наука теоретико-системного характера не в полной мере реализовала свой исследовательский потенциал и потому имеет перспективу стать одной из ведущих научных дисциплин XXI столетия.

Специальная литература

1. Библер B.C. От наукоучения - к логике культуры: Два философских введения в XXI век / B.C. Библер. - М.: Политиздат, 1990.

2. Вебер М. Критические исследования в области логики наук о культуре // Его же. Избранные произведения / М. Вебер. - М.: Прогресс,
1990. - С. 416-494.

3. Виндельбанд В. Избранное: Дух и история / В. Виндельбанд. - М.: Юрист, 1995.

4. Каган М.С. Философия культуры / М.С. Каган. - СПб.: Петрополис, 1996.

5. Левит С.Я. Культурология как интегративная область знания / С.Я. Левит // Культурология. XX век: антология. - М.: Юрист, 1995. - С. 654-658.

6. Межуев В.М. Культурология и философия культуры / В.М. Межуев // Культурология: Научно-образовательный вестник. - 1997. - № 2-3. -
С. 15-24.

7. Мамардашвили М.К. Наука и культура // Его же. Как я понимаю философию / М.К. Мамардашвили. - М.: Прогресс, 1990. - С. 337-357.

8. Малиновский Б. Научная теория культуры / Б. Малиновский. - М.: ОГИ, 2005.

9. Осокин Ю.В. Культурология. Методология культурологических исследований // Его же. Современная культурология в энциклопедических статьях / Ю.В. Осокин. - М.: КомКнига, 2007. - С. 11-24; 137-151.

10. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре / Г. Риккерт. - М.: Республика, 1998.

11. Уайт Л.А. Наука о культуре // Антология исследований культуры. Интерпретации культуры / Л.А. Уайт. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. -
С. 141-156.

12. Флиер А.Я. Современная культурология: объект, предмет, структура / А.Я. Флиер // Общественные науки и современность. - 1997. - № 2. - С. 124-145.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.