Сделай Сам Свою Работу на 5

Современная культурология: объект, предмет, структура





За свою относительно недолгую историю культурология прошла различные этапы становления и развития. Однако это лишь подчеркивает ее перспективы, открывает возможности для дальнейшего творческого поиска. На сегодняшний день в социогуманитарных дисциплинах происходит формирование новой научной парадигмы. Термин «парадигма» (от греч. - «образец», «модель», «пример») был введен американским философом и историком науки Томасом Куном (1922-1996) в книге «Структура научных революций» (1962) для описания изменений базовых посылок, действующих в рамках ведущей теории науки. Парадигма - это теория или модель, принятая в науке как образец для решения актуальных исследовательских задач. Современная научная парадигма заключается в том, что на смену пониманию мира как масштабного механизма с жесткой процессуальной детерминацией (от лат. - «предел», «ограничение», «определение») и человека как автоматически и обусловленно действующего субъекта в науку приходит образ целостной, сложной, многоуровневой реальности. В связи с этим в научной практике происходит движение от получения фрагментарного (монодисциплинарного) знания к выработке системного видения мира на основе междисциплинарной интеграции.



В условиях формирования новой парадигмы культурология претендует на статус общетеоретической дисциплины, представляющей собой синтез гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающей культуру как специфическую форму человеческого бытия. Следовательно, задачей культурологии может стать построение «генетики» культуры, которая не только объясняла бы историко-культурное развитие, но могла бы прогнозировать его, а в перспективе и управлять этим процессом.

В настоящее время известно три основных подхода к пониманию культурологии как науки:

  • культурология как комплекс дисциплин, изучающих культуру; на Западе этот комплекс называют «исследованием культуры» (англ. cultural studies), «изучением культурного многообразия» (англ. multicultural studies), а также «изучением межкультурного взаимодействия» (англ. cross-cultural studies); в России этот комплекс наук иногда называют культуроведением;
  • культурология как специальный раздел конкретной социогуманитарной дисциплины, в рамках которого данная дисциплина изучает культуру, опираясь на собственную методологическую специфику (например, философия культуры в философии);
  • культурология как самостоятельная научная дисциплина, обладающая собственной уникальной и неповторимой спецификой.

Именно с позиций третьего подхода мы и будем говорить об объекте и предмете культурологии.



Объектом науки вообще называется совокупность качественно определенных явлений и процессов реальности, существенно отличных по своей внутренней природе, основным чертам и законам функционирования и развития от других объектов этой реальности. Предмет науки выражает целенаправленную заинтересованность ученых в освоении конкретной области реальности (объекта исследования).

Очевидно, что культура может являться как объектом, так и предметом исследования. Культура как объект - это культура «в широком смысле слова», которую часто определяют как совокупность всех способов и результатов человеческой деятельности, передаваемых от поколения к поколению и от эпохи к эпохе внебиологически (методом обучения и воспитания). Этот объект - общий как для культурологии, так и для других социогуманитарных наук.

По вопросу о предмете культурологии как науки в отечественной литературе существует две точки зрения. Первая состоит в том, что предмет культурологии - культура «в узком смысле слова». В этом случае исследовательский интерес направлен на такие общие аспекты человеческой деятельности, как:

  • средства взаимопонимания и взаимосогласования в коллективной деятельности, или социальные нормы (А.Я. Флиер);
  • семиотическая, знаковая система (Ю.М. Лотман, Б.А. Успенский);
  • совокупность ценностей и смыслов (Н.С. Чавчавадзе, А.А. Радугин).

Вторая точка зрения принадлежит ленинградской (санкт-петербургской) культурологической школе (М.С. Каган, С.Н. Иконникова,
В.П. Большаков и др.). Она состоит в том, что для исследования культуры в рамках культурологии важен учет не столько многогранности этого явления, сколько, наоборот, осознание ее целостности.



Важно отметить, что трудности выявления объекта и предмета исследования в культурологии определяются спецификой самой культуры как связующего звена между человеком и окружающим его миром, особой формы бытия, характерной для человека и общества. Следовательно, культуру можно изучать по-разному, т.е. различными методами. Исходя из этого, приходится констатировать, что на данный момент имеется множество моделей (вариантов) культурологии, а единой и общепринятой культурологической науки на сегодня пока не создано. Все эти модели опираются на различные методы и подходы в изучении культуры и могут быть сведены к нескольким основным разновидностям:

  • философская культурология дает определение сущности культуры, ее отличия от природы; основная задача - это осмысление и объяснение культуры через анализ наиболее общих и существенных ее черт; предмет изучения - структура, функции и роль культуры в жизни человека и общества; философская культурология выявляет тенденции в эволюции культуры, раскрывает причины ее взлетов и падений, расцвета и кризиса;
  • историческая культурологияпризвана дать знание о той или иной культуре; ее предмет - мировая, национальная, региональная культура, а также культура определенной эпохи; историческая культурология констатирует факты, описывает события и проявления культуры, выделяя в ней наиболее выдающиеся достижения человечества;
  • социологическая культурология рассматривает социокультурные процессы и явления, происходящие в обществе; исследует функционирование культуры в целом, а также субкультуры; ее интересуют происходящие изменения в культуре, их динамика, а также реакция на эти явления со стороны тех или иных слоев общества;
  • психоаналитическая культурология изучает проблемы личности как создателя и потребителя культуры; ее предмет - это индивидуальные особенности отношения к культуре, своеобразие духовногоповедения человека; на основе социально-психологических исследований она выделяет культурно-исторические типы личности, характерные для данного общества;
  • этническая (этнологическая) культурология изучает традиции и обычаи, обряды, мифы и верования; ее интересует уклад жизни традиционных, доиндустриальных обществ, а также архаических народов;
  • филологическая культурология изучает национальную культуру через язык, литературу и устное народное творчество;
  • коммуникативная культурология сосредотачивается на коммуникативной функции культуры, рассматривая культуру как средство общения и взаимодействия между членами общества и между различными сообществами; как систему информационных носителей, с помощью которых хранится и передается социально значимая информация.

Существует также возможность рассматривать науку культурологию как единую дисциплину, но со сложной структурой. В частности, структуру культурологии можно представить с учетом следующих структурообразующих критериев:

  • по роли общего и единичного в исследовании- социальная культурология (изучает общее, т.е. объективные причинно-следственные связи) и гуманитарная культурология (анализирует смысл уникальных культурных феноменов);
  • по цели исследования- теоретическая культурология (изучает культурные процессы и явления, возникающие и функционирующие по преимуществу стихийно, а также на основании общих закономерностей социокультурной жизни людей) и прикладная культурология (анализирует, планирует и разрабатывает методику целенаправленного прогнозирования и управления социокультурными процессами);
  • по тематико-методологической направленности:1) история мировой культуры; 2) история культурологических учений (концепций); 3) морфология культуры; 4) типология культуры; 5) социология культуры; 6) культурная антропология; 7) прикладная культурология; и др.

Помимо этого, в настоящее время интенсивно, хотя и несколько хаотично, идет процесс дифференциации культурологического знания, что свидетельствует о развитии этой науки. Появляются новые направления и разделы: теория межкультурной коммуникации, теория культуры повседневности, конфликтология культуры, геономика культуры (культурологическая география), компаративистика (сравнительное изучение культур) и др. Немалую роль в этом процессе играют потребности современной эпохи, интересы исследователей, накопленный материал и, наконец, запросы практики.

1.3.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.