Сделай Сам Свою Работу на 5

Культурология в системе наук о культуре





Культуру как созданную людьми «вторую природу» (выражение, восходящее к древнегреческому философу Демокриту), наследуемую не биологически, а только через воспитание, приобщение и обучение, так или иначе рассматривают все социальные и гуманитарные дисциплины, а также философия культуры как метафизическое знание о сущности культурного бытия, о процессе развертывания и воплощения смысла культуры, как методология познания культуры. Социогуманитарные науки (или «науки о культуре», как их называли философы-неокантианцы
Г. Риккерт и В. Виндельбанд) делятся на две группы:

  • науки, предмет которых определяется по виду специализированной деятельности (например, экономические науки, политология, искусствознание, религиоведение, педагогика и т.д.);
  • науки о различных общих аспектах человеческой деятельности (исторические науки, психологические науки, социологические науки, культурологические науки и т.д.).

Исходя из этого, рассмотрим некоторые аспекты взаимоотношений культурологических наук с другими социогуманитарными дисциплинами.

Во-первых, во взаимодействии с «науками о культуре» первой группы культурологические науки выступают как сфера междисциплинарного синтеза, сосредотачиваясь на общих закономерностях развития экономики, политики, религии, искусства и других сфер культурной деятельности. В таком понимании культурологические науки являются теорией «среднего уровня». К примеру, если философия культуры оперирует наиболее общими закономерностями из мира культуры, то культурологические науки изучают общие закономерности функционирования и развития культуры, обобщая эмпирические материалы данного вида деятельности.



Во-вторых, можно выделить специфически культурологический метод, применимый в рамках любых наук социального и гуманитарного профиля. Здесь наряду с философско-теоретическим (вопросы сущности и базовых закономерностей) и предметным (вопросы непосредственной технологии) выделяют так называемый социокультурный уровень обобщения. Последний рассматривает историю данного вида деятельности (ее генетический аспект), психологию (мотивационный аспект), социологию (организационно-функциональный аспект) и культуру (ценностно-нормативный, семантический и коммуникативный аспекты). Эти четыре ракурса исследований сконцентрированы на субъекте данного вида деятельности. Следовательно, в любой области социального и гуманитарного знания применим культурологический подход. При этом выделяют конкретные направления анализа, например, культурология бизнеса, культурология политики, культурология религии и т.д. Наибольший интерес представляет соотношение между дисциплинами внутри второй группы социогуманитарных наук, а также между различными культурологическими науками.



Культура, как было сказано выше, - это предмет профессионального интереса не только культурологов, но и представителей ряда других социально-гуманитарных наук. Так, в немалой степени она интересует историков, в задачу которых входит историческая реконструкция определенной социокультурной эпохи. В чем же состоит специфика культурологического анализа исторического события, факта, явления, и в чем его отличие от исторического анализа?

В исторической науке под культурой довольно часто (или почти исключительно) мыслят те высшие достижения человечества, которые накапливались на протяжении веков и тысячелетий, образуя так называемый культурный фонд («золотой фонд человечества»). Под историей культуры здесь понимается процесс создания, сохранения и развития этих достижений. Культуролога же интересуют не столько сами высочайшие достижения и взлеты культуры (т.е. «культура с большой буквы»), сколько то ценностно-смысловое поле, в котором возникли и которым обусловлены эти высшие достижения (т.е. «культура с маленькой буквы»).



Как писал отечественный историк и культуролог А.Я. Гуревич, главная цель культуролога при исследовании той или иной исторической эпохи - это исследование культуры как переживания истории в ее повседневной и социально-психологической реальности, через которую воспринимаются и в которой живут создания высокой культуры. Все высшие достижения человеческого творчества культуролог помещает в определенный историко-культурный контекст, стремится представить их в системе тех понятий и той картины мира, которая была присуща людям данной исторической эпохи. Поэтому в культурологических исследованиях конкретной эпохи основной акцент делается на изучение ментальностей(менталитета), т.е. мировидения, ценностей и установок, присущих данной эпохе. Иначе говоря, приоритет в исследованиях культуролога отдается изучению ядра культуры, которое в конечном счете и определяет основные черты типа личности и конкретно-исторические проявления социокультурной реальности, характерные для данной эпохи.

Большую роль в культурологических исследованиях играют данные социальной психологии - науки, изучающей особенности и закономерности поведения у представителей отдельных социальных групп. Поскольку их культурные проявления окрашиваются в определенные психологические тона, то и исследование культуры не может обойтись без учета этого фактора. К примеру, невозможно объяснить своеобразие крестьянской культуры без знания и понимания специфической деревенской психологии, питаемой особым отношением сельского жителя к земле и природе.

Весьма плодотворным для изучения национальных культур оказывается использование данных этнической (национальной) психологии, иногда выступающей как раздел социальной психологии. Постигая самобытность психического склада у отдельных рас, племен и народов, этнопсихология восходит к идеям о неповторимом «духе» той или иной нации (Г. Гегель, В. фон Гумбольдт, Н.А. Бердяев и др.), применяя их к более конкретному историческому опыту. Этнопсихологические исследования помогают объяснить своеобразие определенной национальной культуры, исходя из психических особенностей ее носителей.

Особое место в становлении современной культурологии занимает фрейдизм - психологическое учение, созданное выдающимся австрийским психиатром Зигмундом Фрейдом и его последователями (подробно см. п. 6.4). В центре внимания фрейдистов (как и неофрейдистов) - бессознательные душевные процессы и мотивации, составляющие, по их мнению, основной механизм всякого, прежде всего художественного, опыта. Фрейдизм широко используется для теоретического обоснования некоторых современных художественных школ, в частности сюрреализма. Кроме того, фрейдизм положил начало культурологии детства.

Важнейшее значение для культурологических исследований имеет социология культуры - дисциплина, рассматривающая строение и функционирование культуры в связи с социальными структурами и институтами, а также применительно к конкретным историческим ситуациям. Социология помогает культурологии понять всю гамму духовных и материальных проявлений культуры с учетом социальной неоднородности общества. Именно с социологией связаны такие культурологические понятия, как «аристократическая культура», «пролетарская культура», «массовая культура», «маргинальная культура» и т.д.

Специалисты по-разному оценивают соотношение социологии и культурологии. Так, российский культуролог А.Я. Флиер считает, что если социология изучает непосредственные формы объединения людей в устойчивые коллективы (социальные группы) и вопросы взаимодействия между ними, то культурология исследует по преимуществу «тексты», «правила игры», «социальные конвенции», выраженные на тех или иных «языках культуры» и передаваемые из поколения в поколение в виде традиций, нравов, обрядов, норм, правил и прочих регулятивных установок коллективной жизнедеятельности людей, называемых чертами своеобразия их культуры. Отечественный философ науки и культуролог И.Ф. Кефели полагает, что если для социолога интерес представляет взаимодействие производственных, политических, этических и других отношений между социальными общностями и людьми, а также возникновение на основе этих отношений социальных институтов, то культуролог изучает в первую очередь то, как в процессе взаимодействия материальной и духовной культуры формируется человеческая личность, как человек вникает в сложную гамму человеческих отношений, осваивает материальные и духовные ценности, творит новое в культуре. Причем для культуролога важно уяснить все это в исторической ретроспективе.

Особое место занимает вопрос о месте культурологии как самостоятельной науки среди других дисциплин культурологического профиля. Помимо культурологии к ним относят: этнологию, этнографию, культурную и социальную антропологию и др. Главным в понимании соотношения между науками культурологического профиля стало введенное американским антропологом и этнологом А. Крёбером разделение антропологии на две области или даже дисциплины: описывающую конкретные факты и явления и обобщающую - теоретическую, концептуальную. Такое разделение исследований на два уровня - эмпирический (иногда его называют конкретно-этнографическим) и теоретический (в частности, культурология; иногда сюда же относят этнологию) - стало традиционным и для теории культуры. Этнография, культурная антропология и социальная антропология - это систематические сравнительные науки о культурах разных обществ и разных эпох, основывающиеся прежде всего на сборе и анализе эмпирического материала, полученного в ходе «полевых исследований».

Антропология как наука о человеке - его происхождении и развитии, а также об образовании человеческих рас - очень многое объяснила в зарождении культуры, вскрыв ее биологические корни. Занимаясь истоками человечества и первобытным обществом, виднейшие представители антропологического направления (Э. Тайлор, Л. Морган, Дж. Фрэзер и др.) пришли к важному выводу о сходстве материальных памятников ископаемого человека, мифологии и фольклора разных народов, подтвердив тем самым тождественность человеческой природы и единство первобытного мышления для всех человеческих особей на планете. Это дало прочную теоретическую основу для борьбы против расизма, национализма, колониализма и других течений, по существу, враждебных самой идее культуры.

Этнография, изучающая бытовые и культурные особенности племен, этнических групп и народов мира, проблемы их происхождения, расселения и культурно-исторических взаимоотношений, сыграла решающую роль в обосновании и осознании огромного разнообразия и богатства прошлой и нынешней культуры человечества. Она научила людей с пониманием и уважением относиться к материальным и духовным достижениям человека как мыслящего, творческого существа, независимо от того, к какому этносу, большому или малому, он принадлежит.

1.4.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.