Сделай Сам Свою Работу на 5

Становление культурологии как науки





Объект и предмет культурологии. Основные проблемы культурологии

Объектом культурологии являются те же культуры, которые интересуют социологов и историков, но предметом культурологии является не простое описание достижений той или иной культуры, а особенности ее рождения, становления, дальнейшего развития и судьбы культуры.

Предмет культурологии (в зависимости от подхода) пони­мался на разных этапах становления этой науки по-разному. Основные определения предмета культурологии сводятся к следующим:

1. Культурология изучает содержание, структуру и дина­мику культуры, ее происхождение, отбор и передачу культурных ценностей (А. Я.Флиер).

2. Культурология изучает семиотические системы: знаки, символы, язык искусства и всей области творчества человека (Ю. Лотман, А. Кармин).

3. Культурология изучает культуру как универсальный способ творческой самореализации через утверждение смысла человеческой жизни.

Предмет «культурологии»: это сущность и особенности тако­го многозначного понятия, как культура, ее происхождение и смысл.

Среди комплекса современных проблем культурологии можно выделить наиболее значимые:



1. Проблема методологических оснований изучения феномена культуры.

2. Взаимосвязь и различия культур Востока, Запада, Африки в условиях глобализации.

3. Проблема форумности, т.е. равноценности культур и их периодизации.

4. Соотношение и духовно-ценностные ориентации элитарной и массовой культуры.

5. Вопрос об особенностях «субкультур» в современных условиях и другие.

http://www.mudriyfilosof.ru/2013/10/predmetkulturologii.html

http://social-culture.ru/index.php?request=full&id=797

Культурология в системе наук о культуре

1.

ГЛАВА 1. КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА

1.1.

Становление культурологии как науки

Термин «культурология» образован от двух древних слов - латинского - «возделывание», «обработка», «уход» (подробнее о термине «культура» см. ниже, пп. 2.1, 2.2) и греческого - «учение», «суждение», «высказывание». Учитывая, что исходные значения латинской лексемы cultura для русского слова «культура» не очевидны, термин «культурология» может интерпретироваться по-русски как «учение о культуре», «суждение о культуре» и т.п. Однако в подавляющем большинстве случаев данный термин все еще трактуют как «наука о культуре», что связано с не вполне корректным пониманием слова logos, а также со стремлением подчеркнуть научный статус этой дисциплины.



Само слово «культурология» появилось сравнительно недавно, в конце XIX - начале XX в. Многие исследователи стали использовать его наряду с синонимичными словами и выражениями. Так, английский этнограф и антрополог Э.Б. Тайлор первую главу своей книги «Первобытная культура» (1871) назвал «Наука о культуре», а выдающийся немецкий физико-химик и философ В.Ф. Оствальд в работе «Система наук» (1915) предложил называть «наукой о цивилизации» или «культурологией» область и совокупность исследований «о специфически человеческих способах деятельности». Оствальд считал культурологию одной из «наук XX века».

Наиболее значимая роль в обосновании культурологии как науки и закреплении ее названия принадлежит американскому культуран-тропологу Лесли Уайту (1900-1975). В статье «Проблема терминологии родства» (1939), а также в своих лекциях он использовал термин «культурология» для обозначения науки о классе явлений, имеющих наряду с функциональным ценностное символическое значение. Обоснованию научного статуса культурологии Уайт посвятил свой труд «Наука о культуре» (1949). Он считал, что культурология изучает предметы, имеющие символическое значение, опираясь на экстрасоматический подход, т.е. с такой точки зрения, которая предполагает выход за пределы чувственного опыта отдельного человеческого тела, организма (от греч. - «тело»). При этом Уайт настаивал, что человек «способен выходить за пределы чувственных впечатлений, он может воспринимать и истолковывать свой мир с помощью символов».



Свое учение Уайт развил в последующих работах «Эволюция культуры» (1959). «Понятие культуры» (1973) и многих других. Введя сам термин «культурология», он поставил вопрос о необходимости строгого определения предмета культурологии, т.е. тех объектов, феноменов и явлений, которые должны входить в ее компетенцию. Уайт полагал, что «открытие» культуры будет стоять в истории науки в одном ряду с гелиоцентрической теорией Коперника. И тем не менее в западной науке термин «культурология» не прижился, однако прочно утвердился в России. Основными науками о культуре в Европе и Америке считаются социальная и культурная антропология (синтез этнографии с отдельными направлениями социологии и психологии), социология, а также «новая культурная история» (синтез истории повседневной жизни с этнопсихологией). Российская культурология занимает промежуточное положение между названными направлениями и пытается соединять их с отечественными традициями в исследовании культуры.

Постижение культуры началось еще в античности - по крайней мере отдельных ее сторон и аспектов. Однако культура как целое превращается в предмет научного (преимущественно философского) интереса только в XVII-XVIII вв. До середины XIX в. вопросами культуры занимались в основном философия, история и этнография. По мере изучения культуры возникало множество культурологических концепций. Культурологи разных стран и времен по-разному рассматривали культуру. Так, в XVIII в. бытовало эвдемонистическое понимание культуры (эвдемонизм - учение о счастье), исходившее из того, что цель культуры - сделать людей счастливыми, и что эта цель совпадает с высшим назначением разума. Представителями эвдемонизма были французские просветители (Вольтер, Кондорсе и мн. др.). В середине XIX - XX в. возникли идеи «множества культур», «культурных кругов», «гибели культуры», «культуры как средства подавления личности». Эти идеи в целом характерны для произведений многих ведущих мыслителей указанного периода. Со временем та или иная концепция объединяла вокруг себя ученых, образуя культурологические школы или направления (хотя это и не означает, что каждый из представителей конкретной школы осознавал свою причастность к ней). Рассмотрим некоторые из них (названия школ условны и могут варьироваться в разных изданиях).

Общественно-историческая школа объединяет историков и философов (в том числе религиозных), рассматривавших специфику культуры сквозь призму развития общественно-исторических типов культуры. К этой школе обычно относят: русского ученого-славянофила
Н.Я. Данилевского, немецкого мыслителя О. Шпенглера, русского философа Н.А. Бердяева, немецкого психиатра, философа и публициста
К. Ясперса, английского историка А. Тойнби и др.

Натуралистическая (психоаналитическая) школа объединяет врачей, психологов, биологов. Представителями этой школы могут считаться: австрийский психиатр З. Фрейд, швейцарский психоаналитик К. Юнг, немецко-американский психолог и социолог Э. Фромм, британский этнограф, социолог и антрополог Б. Малиновский и др. Главная черта этой школы - стремление подчеркнуть биологическую обусловленность культуры, порой значительно преувеличивая роль биологической природы человека для культуры.

Социологическая школа включает тех ученых, которые ищут истоки и объяснение культуры человечества в его общественной природе и организации. Представителями этой школы были: русско-американский социолог П. Сорокин, немецкий экономист и социолог А. Вебер, немецкий социолог и историк М. Вебер, англо-американский социолог Т. Элиот и др.

Игровую школу, акцентирующую внимание при анализе культуры на способности человека к игровой деятельности, основном представляют: немецкий философ, основоположник философской герменевтики Х.-Г. Гадамер, голландский историк культуры Й. Хёйзинга (наиболее известный в этой обрасти) и немецкий философ-феноменолог Е. Финк.

Символическая школа - самая молодая и одна из самых влиятельных в современной культурологии. Появление этой школы было обусловлено мощным развитием в современном мире средств массовой информации, что привело к созданию искусственной информационно-символической среды, опирающейся на разнообразные знаковые системы, возможности печати и массовые аудиовизуальных средства воссоздания действительности. У истоков символической школы стояли: немецкий философ Э. Кассирер и французский социолог и этнограф К. Леви-Стросс. Большое внимание проблемам символизации уделил и Л. Уайт.

Культурология как наука стремится к выявлению наиболее общих и существенных законов и закономерностей возникновения, функционирования и развития культуры. Ряд ученых склонны полагать, что законы эти не менее объективны и строги, чем другие законы (например, экономические, исторические и т.д.). Под законом развития культуры понимается объективно существующая, повторяющаяся, необходимая, существенная связь явлений общественной жизни или этапов исторического процесса. Культурологические школы определяют и изучают законы, которые действуют в масштабах локальных (отдельных) культур или цивилизаций, а также законы, действующие в масштабах всего человечества. И в этой связи важное значение приобретает культурологическое исследование таких составляющих культуры, как эстетическая, нравственная, политическая, правовая, национальная, религиозная, философско-мировоззренческая. Находит свое место и процесс изучения культуры труда и быта, культуры личности и культуры речи. Культурология изучает также проблемы взаимоотношения различных культур, соотношение понятий культуры и цивилизации. Она занимается социальным прогнозированием, научным предвидением развития будущих культур и цивилизаций.

Выявление и постижение законов развития локальных культур и цивилизаций принадлежит Н.Я. Данилевскому и А. Тойнби. В частности, Данилевский сформулировал ряд законов развития культурно-исторических типов, а Тойнби рассматривал закономерности действия такого фактора в становлении и развитии цивилизации, как «Вызов-и-Ответ», а также механизм развития взаимоотношений «творческого меньшинства» и «пассивного большинства» (подробнее см. п. 6.3). Поиск законов и закономерностей в развитии культуры характерен для отечественной культурологии, которая начала свое развитие как научная отрасль с середины 60-х гг. XX в. Современные отечественные культурологи
(Л.Н. Коган, В.А. Сапрыкин, Л.Н. Круглова и др.) выявили и обосновали несколько законов развития культуры, действующие в масштабах всего человечества. Рассмотрим некоторые из этих законов.

Закон единства и многообразия культуры свидетельствует о том, что культура представляет собой совокупное достояние всего человечества - она воплощает в себе родовое свойство человека и человечества. Все культуры всех народов внутренне едины и одновременно самобытны и уникальны. Единство и многообразие культур различных народов представляет собой объективную реальность.

Закон преемственности в развитии культуры - важнейший в культурологическом научном знании. Там, где нет преемственности в развитии культуры, нет и самой культуры, поскольку в этом случае каждое новое поколение вынуждено было бы заново изобретать: орудия труда, язык, колесо, жилище, искусство, науку и т.д. Преемственность есть основа развития культуры, ее важнейшая объективная закономерность.

Закон прерывности и непрерывности в развитии культуры гласит, что культура в своем развитии одновременно прерывна и непрерывна. Каждой эпохе в судьбе человечества присущ свой тип культуры как исторической целостности. В связи со сменой этих эпох (формаций, цивилизаций) происходит изменение типов культуры - одни уходят, а на смену им приходят другие. Так проявляется прерывность в развитии культуры. Однако это не означает разрыва всей культуры, полного уничтожения старой, т.е. предшествующей культуры. Каждая новая ступень в развитии человечества с необходимостью наследует культурные достижения предшествующих эпох, включая их в новую систему общественных отношений. Несмотря на перерывы, потери, даже провалы и катастрофы, свершения культуры накапливаются в историческом масштабе, «уплотняются», вбирая в себя результаты прошлого развития. И хотя история культуры знает о «погибших цивилизациях» (загадочные изваяния на острове Пасхи, остатки разрушенной культуры ацтеков в Америке, реликты культуры Зимбабве в Африке и т.д.), все же главные достояния культуры не исчезают насовсем. Эта тенденция поступательного развития культуры также носит объективный характер.

Закон взаимосвязи и взаимодействиякультур. Взаимодействие разных, нередко противоречивых культур - важнейшая объективная закономерность, изучаемая культурологией. Различные эпохи и присущие им культуры многих народов, каждая по-своему, выражали собственное понимание мира, свое мировидение, и этот факт неоспорим. Например, культуры Китая и Запада, культуры исламских народов Востока и христианского мира - каждая из них имеет свою специфику, своеобразие, неповторимость. В то же время они являются составными частями единой целостной общности - всего человечества, единое развитие которого обеспечивается общими закономерностями, действующими в различных обществах. Единству всемирно-исторического процесса способствуют мировые культурные контакты, постоянно возрастающие в ходе общественного развития. Во взаимодействии и сотрудничестве различных культур ведущим остается стремление создать лучшие условия жизни человека, возвысить его интеллектуально, развить его духовные и нравственные силы. Каждая культура при всех ее специфических особенностях способствует росту общечеловеческих достижений, а также общему развитию мирового сообщества.

Культурология как наука использует свой собственный понятийный аппарат, специфическую систему терминов. Исходная, ключевая категория - термин «культура», передающий центральное понятие культурологии (см. п. 2.1). На его основе образуется целая группа других, вполне самостоятельных категорий: «ценности культуры», «структура культуры», «функции культуры», «культурная среда», «социокультурная ситуация», «культурный человек» и пр. Культурология опирается и на присущие смежным дисциплинам понятия, выявляя их сущностные характеристики с учетом собственной специфики. Здесь следует, в первую очередь, указать на понятия цивилизации, истории, творчества и др. (эти и вышеприведенные понятия рассматриваются в соответствующих разделах данного пособия). Процесс формирования научного понятийного аппарата культурологии продолжается, а сама наука культурология, оставаясь сравнительно молодой дисциплиной, активно совершенствуется не только в понятийно-категориальном отношении, но и в плане осмысления собственного предмета и методологии.

1.2.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.