Сделай Сам Свою Работу на 5

Роль в предварительном производстве ?





уголовное преследование/ надзор/ решение вопроса о том, надо ли возбуждать дело или нет.

2) Окончательное

iv. обвинение

семинар

основные функции

1. контроль за законностью

2. уголовное преследования (в т..ч поддержкой обвинения)

прокурор может давать указания по ведению дознания, а вот над следователем у него только контроль за законностью.

Прокуратура:

1. территориальная

2. специализированная. Военная, транспортная, природоохр., закрыые объекты, исправит. Учрежд., угольная=городские, районные

 

Дознаватель.

Терминологий

Есть дознаватель и есть орган дознания.

Дознаватель – должностное лицо. (5статья)

Орган дознания – (5статья)

 

Feelthedifference.

 Если «дознаватель » - это д л, которому поручено провести дознание.

 А без таких «поручений», Орган Дознания - чаще неотложные ситуации, позднее их действия должны быть согласованы(статья 146, 157 например)

 

 2 вида органов дознания.

• Есть те, которые могут провести дознания от начала до конца (статья 151 УПК)

• А есть те, которые проводят только неотложные следственные действия (это по тем уголовным делам, по которым должно вестись следствие, но нет времени в связи с угрозой утраты доказательств передавать следователям) (40, 157)



Доктрина.

В том, виде в которым мы изучаем, есть только в континентальном.

Дознание – необязательная стадия, которая проводится полицией, под руководством прокурора на условиях тайности, быстроты, неформальности. Доказательства теоритически не могут образоваться.

цель – дать прокурору инфу о возбуждении уголовного преследования. Собрать и обвинительные и оправдательные доказательства.

 

Полиция не имеет самостоятельности, так как она подчинена прокурору.

(=оперативно розыскная деятельность в РФ)

Семинар

не везде есть предварительное следствие, а вот дознание есть всегда

Россия.

Все другое.

Самостоятельная стадия процесса.

Дознаватели – активный участники.

Собирают доказательства, его деятельность процессуализирована, то есть действует по процедурам. (то есть это альтернатива предварительному следствию)

 

По УПК дознаватель – отнесен к стороне обвинения вместе с прокурором.



Семинар

Две функции у органов дознания

1. Дознание

2. ОРД

Органы дознания – понятие шире чем органы ОРД: (по должности)

Ø ОВД(дознание орган)

Ø ФССП

Ø Начальники органов военной полиции ВС РФ

Ø Органы госпожарнадзора фпс

Ø Фсб

Ø Таможня

Ø Внешняя разведка

Ø Гру

Ø Фсо

Ø Фскн

Ø Фсин

Ø Капитаны дальнего плавания, руководители зимовок, главы диппредствительств.(по поручению)

 

ВЫВОД

В 20-30 годы прошлого века, деятельность дознавателя процессуализировалась. Многие полномочия суд власти были присвоены исполнительной властью, поэтому наша система не похожа на континентального собрата.

 

Следователь.

СЛЕДОВАТЕЛЬ.

1. Терминология.

Должностное лицо органа следствия, которое занимается предварительным расследованием.

Органы

1. СК

2. Следственные органы МВД

3. Следователи ФСКН

4. Следователи ФСБ

Полномочия у следователей не зависимо от органа, по УПК одинаковые.

2. Доктрина

Позиции

1. Классическая: следователь – судья, осуществляющий функцию предварительного следствия; составляющая

a. Проводится судьей

b. до суда

c. для суда

не раскладываем функции исходя из состязательности, следователь приходит в дело не для этого;

цель

a. рассмотрение всех обстоятельств дела, совершение следственных действий

b. принятие решений

2. советский подход: несудебный следователь; предварительное следствие – особая деятельность несудебных органов с сохранением атрибутов судьи (самостоятельности и т.д.); где разница между следствием и дознанием (в классике – дознание – не продуцирует доказательство, тайная, письменная деятельность; следствие, т.к. предварительное, тоже отчасти тайное, НО процессуальное и продуцирует доказательства)



3. УПК

Отнесен к обвинительной стороне; «борьба с обвинительным уклоном путем его легализации»; обязан собрать доказательства обвинения, а не все! Надо наделить в таком случае сторону защиты правом собирать доказательства (как у англосаксов). Так что, с одной стороны, следователь является обвинителем, но с другой обязывается и собирать доказательства защиты.

Ст. 16 – разъяснять права стороне защиты и обеспечивать их

Ст. 73 – следак, будучи стороной обвинения, одновременно должен доказывать обстоятельства, улучщающие положения.

Ст. 159 – следак обязан удовлетворять ходатайства стороны защиты о сборе доказательств, если эти доказательства имеют значение для дела.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, СЕРЬЕЗНЕЙШЕЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ.

Варианты

1. Сделать настоящего следователя – судью

2. Признать отсутствие предварительного следствия, только дознание

3. Принять англосаксонскую систему, дать защите право собирать доказательства.

В итоге

1. Отнесен к стороне обвинения, забюрократизирован

2. Самостоятельность, независимость следователя – декларация (бастрычелло и прочие мудаки)

3. Взаимоотношения «следователь» - «прокурор»: если следак-судья, все нормально, общаются, как с судьей – НЕТ У НАС, если следак-дознаватель – подчиняется прокурору – НЕТ У НАС; вариант с отделением следователя от прокурора – англосаксонский – МЫ ЗАЧЕМ-ТО ВОСПРИНЯЛИ; конфликт с 2007 года между прокуратурой и следователем (прокуратура получает доказательства от следователя, чтобы поддерживать обвинение в суде, так что надо бы поставить в зависимость, но ей не дают; СК говорит, что прокуратура мешает, пишет о нарушении прав и проч.; появилась даже концепция, заключающаяся в том, что прокурор вообще лишний по аналогии с трансакционными издержками, бастрыкин мудила).

 

 

Итог. Концептуально дознаватель и следователь – разные совершенно участники, у нас в результате деформации законодательства – смешение.

Семинар

Франция

Прокурор – руководит полицейским дознанием – принятие решения о возбуждении – дальше следственный судья работает и собирает доказательства в пользу всех, тут даже прокурор не может прекратить уголовное дело, только подать ходатайство об этом; предварительное следствие выведено за рамки полномочий прокурора.

У нас сначала возбуждение дела, потом дознание и предварительное следствие. У прокурора существенные полномочия по отношению к дознанию, и небольшие – в отношении следователя. Там его замещает руководитель следственного органа с широкими полномочиями.

 

Блаблабла

НАЧАЛЬНИК ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ДОЗНАНИЯ, РУКОВОДИТЕЛЬ СЛЕДСТВЕННОГО ОРГАНА.

Такая система возможна только в том случае, если следователь – не судья. Начальник берет себе властно-распорядительные полномочия, забирая их у прокурора, при этом в суд не они идут, а прокурор.

Ослабляется взаимодействие между стадиями.

Остальное смотреть в УПК.

прокурор может давать указания по ведению дознания, а вот над следователем у него только контроль за законностью.

Над следователем: проверяет законность и обоснованность решений об отказе в возбуждении уд; отменяет решения и направляет дело для доппроверки;

Над дознавателем: вносит прокурору ходатайство об отмене незаконного постановления дознавателя об отказе в возбуждении уд; дознаватель может обжаловать указания начальника

Потерпевший.

1. Терминология

МОМЕНТ ПЕРВЫЙ. Ст. 42 УПК (проблема, противоречит презумпции невиновности в первом предложении – сразу пишет «преступление», а факт преступления устанавливается решением суда, то есть тут имеется в виду другое, надо читать как ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ): «Потерпевшим является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации».

 

МОМЕНТ ВТОРОЙ. 28 дек.2013 г. – в норму внесли изменения. Потерпевшим лицо делает волеизъявление госоргана (постановление) – прописали поправкой, что следователь обязан признать потерпевшего

В итоге.

1. Предположительность нанесения вреда

2. Волеизъявление госоргана

Потерпевший умер – право переходит одному из близких родственников или близких лиц, при отсутствии – к ОДНОМУ из родственников – ст. 42 ч.8

КС, 2004г.: к ОДНОМУ = ЛЮБОМУ; то есть, каждому из родственников, а не первому обратившемуся – можно затягивать дело, но зачем? Так что нормально вытолковал.

У потерпевшего может быть представитель. Ст. 45: адвокаты, близкие родственники, иное лицо, о котором ходатайствует лицо.

Доктрина.

Концепции

Проблема – кто есть потерпевший?

1. Не признавался отдельного участника, потерпевший = свидетель, у англосаксов до сих пор практикуется, плохая концепция

2. Потерпевший только как гражданский истец в широком смысле; если нет пожеланий в уголовном процессе –проходит как потерпевший; если есть желание возместить или еще что (можно без материальных требований) – гражданский истец - ФРАНЦИЯ

3. Наш вариант (удивительно, но тут мы молодцы) – потерпевший как самостоятельная сторона; оформилась такая структура в 60ых; отдельный участник; но каковы функции? Законодатель отнес к обвинению, но по факту цель потерпевшего – возместить вред; а тут – ситуация разная, может по-разному участвовать, а гипотетически – даже выступать на стороне защиты – например, считает, что не тот совершил преступление, или считает, что слишком суровое наказание; в ситуации с жестким наказанием, раз он сторона обвинения – такого заявления принимать не должны, и тем не менее – это делается.

Еще проблема – возмещение вреда

КРФ ст. 52 - государство обеспечивает КОМПЕНСАЦИЮ НАНЕСЕННОГО УЩЕРБА; а чем гарантируется-то? Только гражданский иск (а), на западе – есть специальные фонды, куда отчисляются средства для возмещения физического вреда (принято у англосаксов, т.к. у них нет гражданского иска в уголовном процессе).

Широкие процессуальные права (ст.42)

Vsсвидетель – ВПРАВЕ а не ОБЯЗАН давать показания (не вправе уклоняться от явки по вызовам дознавателя, следователя или в суд)

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.