Вопрос № 20. Влияние миграции рабочей силы на национальную экономику. Государственное регулирование миграции. Миграционные процессы в РБ.
Миграция рабочей силы оказывает влияние на развитие экономики. Страны, принимающие рабочую силу, получают следующие преимущества:
- иностранные рабочие, предъявляя спрос на товары и услуги, стимулируют
рост производства и дополнительную занятость в стране пребывания; - повышается конкурентоспособность производимых товаров из-за снижения издержек производства в силу более низкой заработной платы иностранных рабочих; - при импорте квалифицированной рабочей силы страна экономит на затратах на образование и профессиональную подготовку; - иностранные рабочие часто рассматриваются как определенный амортизатор в случае кризисов и безработицы. Они первыми могут быть уволены; - иностранные рабочие не учитываются при реализации разного рода социальных программ; - иммигранты улучшают демографическую ситуацию в развитых странах, страдающих старением. Во Франции, Германии, Швеции в семьях переселенцев рождаются 10 % детей, в Швейцарии – 24 %, в Люксембурге – 38 %. Это способствует замедлению общего темпа старения населения этих стран.
Отрицательные последствия импорта рабочей силы связаны с ухудшением ситуации на рынке труда из-за роста предложения рабочей силы, снижением цены на рабочую силу, возникновением социальной напряженности в обществе, межнациональной конфронтацией.
Преимущества для стран, экспортирующих рабочую силу:
экспорт рабочей силы является важным источником валютных поступлений– налоги с прибыли фирм-посредников; переводы мигрантов на родину на поддержку семей и родственников; - личные накопления. Это привоз на родину средств производства и предметов длительного пользования, денежных средств, используемых на инвестиционные цели (покупку земли, недвижимости, ценных бумаг); экспорт рабочей силы уменьшает давление избыточных трудовых ресурсов, что, естественно, снижает социальную напряженность в обществе;- граждане страны-экспортера приобретают новые профессиональные навыки, знакомятся с новой техникой, с передовой организацией труда. Они начинают выше оценивать свои профессиональные качества, готовы стать организаторами производственного процесса, могут передавать приобретенные навыки и знания другим.
В то же время страны-экспортеры сталкиваются и с негативными последствиями. Главное – это “утечка умов”, отток квалифицированных, инициативных кадров, столь необходимых национальной экономике. Кроме того, теряются затраты на общеобразовательную и профессиональную подготовку.
Процессы международной трудовой миграции регулируются как государством, так и международно-правовыми актами. В основе регулирования этого процесса лежат две противоположные тенденции. С одной стороны, открытая экономика требует от государства соблюдения принципа свободного перемещения трудовых ресурсов и населения. Всеобщая Декларация прав человека, принятая ООН в 1948 году, провозглашает свободный выбор места жительства и работы как основополагающее право человека. С другой стороны, реальные условия каждой страны заставляют применять разного рода запреты и ограничения, диктуют вы-работку национальной миграционной политики, включающей комплекс законодательных, организационных и других мер. Внешняя миграция играет важную роль в жизни белорусского общества. Для СССР была характерна внутренняя миграция. После его распада 25 млн. русских, 10 млн. украинцев и 2 млн. белорусов оказались за пределами своих государств. Внешняя миграция складывалась для республики из двух разных потоков. Первый – со странами СНГ и Балтии и второй – с другими странами.
С конца 90-х гг. в республику стало больше приезжать людей, чем выезжать. Это хорошая, положительная тенденция. Для страны еще характерна сезонная, временная миграция, когда наши граждане едут в другие страны, чтобы подзаработать. Важной проблемой для республики стала нелегальная иммиграция. Нелегальные мигранты прибывают в страну, используя каналы туризма, транзитного проезда, под видом беженцев, а также с прямыми нарушениями правил въезда.
Сальдо международной миграции в Беларуси за последнее десятилетие положительное. Однако несколько изменились миграционные потоки по странам. Так, до 2005 г. в страны дальнего зарубежья большее количество мигрантов из Беларуси выбывало, а уже в 2010 г. количество прибывших из стран дальнего зарубежья превысило количество выбывших в данные страны.
Вопрос № 21. Содержание, формы и цели региональной экономической интеграции. Экономическая интеграция в разных регионах мира.
Обобщающей формой международных экономических отношений является региональная экономическая интеграция. Интеграция происходит от латинского «integer», что означает целое, объединение. Экономическая интеграция представляет собой процесс сближения и взаимопроникновения национальных экономик и формирование качественно новой экономической среды в региональном масштабе. При экономической интеграции складываются более тесные экономические связи между государствами. Объективной основой интеграции является углубление международного разделения труда под влиянием научно-технического прогресса.
Созданию интеграционных группировок способствуют следующие условия,
предпосылки.
1. Близость уровней экономического развития и степени рыночной зрелости экономик. Обычно интеграция происходит либо между развитыми странами, либо
между развивающимися странами. Интеграционные процессы идут между государствами, находящимися на примерно одинаковом уровне экономического
развития. Если это условие отсутствует, то интеграция начинается с заключения различных переходных соглашений, направленных на сближение уровня развития стран.
2. Географическая близость интернирующихся стран, наличие общей границы и
исторически сложившихся экономических связей.
3. Общность экономических и иных проблем, стоящих перед странами. Очевидно,
что страны, у которых главная проблема – создание основ рыночной экономики, не могут сразу создавать более развитые формы интеграционных объединений со странами с развитой рыночной экономикой.
Региональная экономическая интеграция в своем развитии проходит четыре основные формы: зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический и валютный союз. Рассмотрим каждую отмеченную форму: Первая форма экономической интеграции – зона свободной торговли. На этом первом этапе страны–участницы отменяют таможенные барьеры и количественные ограничения во взаимной торговле (пошлины и нетарифные ограничения). Но каждая страна сохраняет импортные торговые барьеры по отношению к третьим странам. Другая форма – таможенный союз. Этот этап интеграции характеризуется
тем, что свободное перемещение товаров и услуг внутри группировки дополняется единым таможенным тарифом и внешнеторговой политикой по отношению к третьим странам. Этим самым снижается необходимость содержания таможенной службы на внутренних границах между странами.
Как зона свободной торговли, так и таможенный союз касаются лишь сферы товарообмена. Эти две формы содействуют формированию условий для реализации равных возможностей в развитии взаимной торговли и финансовых расчетов.
Но в рамках таможенного союза начинает формироваться общая внешнеторговая
политика.
Более сложной формой является общий рынок (единый рынок). Создание общего рынка означает ликвидацию барьеров между странами не только во
взаимной торговли, но и в перемещении факторов производства (капитала и раб о-чей силы), а также согласование экономической политики. Страны-участники начинают разрабатывать совместную политику развития отраслей и секторов экономики, формирование общих фондов содействия социальному и региональному
развитию менее развитых районов интеграционного объединения.
Самой сложной формой межгосударственной экономической интеграции является экономический и валютный союз, совмещающий все вышеуказанные формы с проведением общей экономической и валютно-финансовой поли-тики. На этом (четвертом) этапе создается единая система межгосударственного регулирования региональных социально-экономических процессов. Правительства уступают часть своих функций созданным наднациональным органам. Могут
приниматься решения от лица союза в целом. Создается Центральный банк, который проводит единую денежно-кредитную политику, используется единая коллективная валюта.
Разделение мирового экономического пространства на крупные региональные подсистемы, представляющие собой разнообразные формы политического и экономического взаимодействия государств, становится важнейшей чертой современного мирохозяйственного развития. Большинство экспертов полагают, что экономическая интеграция может привести к тому, что роль главных субъектов международных экономических отношений будет принадлежать региональным
экономическим группировкам.
Экономическая интеграция обеспечивает ряд благоприятных условий для взаимодействующих государств. Цели региональной экономической интеграции. Во-первых, интеграционное сотрудничество дает хозяйствующим субъектам(товаропроизводителям) более широкий доступ к разного рода ресурсам: финансовым, материальным, трудовым, к достижениям научно-технического прогресса в масштабах всего региона. Этим преодолеваются дефициты национальных факторов производства. Сотрудничество позволяет производить продукцию в расчете на емкий рынок всей интеграционной группировки.Во-вторых, экономическое сближение стран в региональных рамках создает привилегированные условия для фирм стран-участниц экономической интеграции, защищая их в определенной степени от конкуренции со стороны фирм третьих стран. В-третьих, интеграционное взаимодействие позволяет его участникам совместно решать наиболее острые социальные проблемы. К ним можно отнести выравнивание условий развития отсталых районов, смягчение положения на рынке труда, предоставление социальных гарантий малообеспеченным слоям населения, дальнейшее развитие системы здравоохранения, охраны труда и социального обеспечения.
Стратегическая цель региональной интеграции – ускорить темпы экономического развития, повысить эффективность экономики и на этой основе поднять жизненный уровень народа.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|