Сделай Сам Свою Работу на 5

Международное научно-техническое сотрудничество Республики Беларусь: состояние, тенденции развития





Международное научно-техническое сотрудничество (МНТС) — одно из наиболее динамично развивающихся направлений внешнеэкономической деятельности, которое включает совместную разработку научно-технических проблем, обмен научными результатами и производственным опытом, совместную подготовку квалифицированных кадров. Сфера МНТС охватывает широкий спектр вопросов: от фундаментальных исследований до решения практических задач. Многообразие форм сотрудничества (взаимные консультации, разработка научных прогнозов, кооперирование при проведении научных исследований, сотрудничество в области научно-технической информации, патентного дела, изобретательства, стандартизации и др.) позволяет странам выбирать те из них, которые в наибольшей степени соответствуют их национальным интересам и особенностям экономического развития.

Проведение единой государственной политики в области МНТС возложено правительством на Государственный комитет науке и технологиям Республики Беларусь (ГКНТ) и относится к числу основных задач комитета. Для реализации этой задачи ГКНТ:

- разрабатывает и вносит в установленном порядке в Совет Министров Республики Беларусь предложения по объемам финансирования МНТС за счет средств республиканского бюджета;



-проводит конкурсы международных научно-технических проектов;

-организует государственную научно-техническую экспертизу международных научно-технических проектов;

-участвует в работе международных организаций, комиссий, комитетов и объединений, организует международное сотрудничество с зарубежными странами по вопросам, входящим в компетенцию ГКНТ;

-организует выставочно-ярмарочную деятельность для продвижения белорусской научно-технической продукции на зарубежные рынки.

Ежегодно на финансирование МНТС тратится 3–3,5% от бюджетных расходов на науку. Основными получателями средств являются НАН Беларуси, Министерство образования и ГКНТ. Если последний расходует их на организацию МНТС в интересах всех министерств и ведомств республики, подведомственные организации которых в той или иной степени участвуют в международной научной кооперации, а также на проведение мероприятий национального уровня, развитие и координацию МНТС, то НАН Беларуси и министерства-получатели средств используют их для финансирования собственных международных проектов.



В незначительных количествах, но все же используют бюджетные средства на МНТС министерства здравоохранения, чрезвычайных ситуаций, связи и информации, природных ресурсов и охраны окружающей среды, концерн «Белгоспищепром». При желании этот список может быть расширен: сегодня в республике есть финансовая возможность поддержать спланированные заранее, на стадии подготовки бюджетной заявки на очередной финансовый год, и согласованные на уровне курирующих научные организации и предприятия министерств и ведомств международные мероприятия и проекты. Разъяснению существующих возможностей бюджетного финансирования МНТС и актуальных инструментов привлечения средств из зарубежных источников (в первую очередь различных международных научных программ) посвящена серия семинаров, которую, начиная с 2006 г., организует ГКНТ для отдельных органов государственного управления (Министерства образования, Министерства энергетики, Государственного комитета по стандартизации) и подведомственных им научных организаций с целью развития МНТС в приоритетных для Республики Беларусь направлениях. В текущем году аналогичные информационно-методические семинары будут проведены для стимулирования международной кооперации в таких областях, как здравоохранение и фармация, сельское хозяйство, биотехнологии, качество и безопасность питания.



В основе деятельности в сфере МНТС лежат рамочные межправительственные договоры, предусматривающие развитие сотрудничества в области науки и технологий. Сегодня их подписано свыше 40, из них более половины — с европейскими странами. Наиболее интенсивно процесс формирования договорной базы МНТС шел во второй половине 90-х гг., когда ежегодно заключались несколько соглашений. Сейчас он естественным образом замедлился. Последним в июле 2006 г. было подписано соглашение с Венесуэлой. В стадии подготовки два межправительственных договора — с Литвой и Узбекистаном. ГКНТ также работает над двумя межведомственными соглашениями с органами государственного управления наукой Латвии и Словакии. Таким образом, в ближайшие годы предстоит работа не по расширению договорно-правовой базы МНТС, а по ее углублению, по реализации ранее достигнутых договоренностей, хотя Беларусь остается открытой для обсуждения новых инициатив в этой сфере.

 

Координация выполнения международных договоров в сфере МНТС со стороны ГКНТ включает:

-организацию работы межправительственных комиссий по НТС (их создано 14, и, можно сказать, что именно те договоры, в рамках которых работают двусторонние межправительственные комиссии, реализуются наиболее динамично);

-формирование двусторонних (так называемых исполнительных) программ сотрудничества (Украина, Индия, Китай, Польша) и программ Союзного государства;

-сбор, обобщение и анализ выполнения научными организациями республики международных научно-технических проектов.

В последнее время в республике ежегодно выполняется порядка 400–500 международных научных проектов и их количество год от года возрастает. От трети до половины из них являются «безденежными», то есть реализуются на основе безвалютных договоров между отдельными факультетами, лабораториями, кафедрами и др. По сути, это проекты в области обмена информацией, стажировки, научные обмены, или проекты, имеющие символический бюджет. Анализ международных научно-технических проектов (МНТП), в результате выполнения которых в Беларусь поступают финансовые средства, начиная с 2002 г., осуществляется по заказу ГКНТ Белорусским институтом системного анализа и информационного обеспечения научно-технической сферы (ГУ «БелИСА»). Собранная за эти годы информация позволяет описать характер, размеры МНТП, их исполнителей и, в целом, значение для сохранения и развития научно-технического потенциала страны следующим образом.

В конце 90-х годов (а это были наиболее успешные в плане привлечения в науку средств из-за рубежа годы) зарубежное финансирование внутренних затрат на научные исследования и разработки доходило до 10%. Несмотря на снижение в последнее время этого показателя до 7,6% (2004 г.) и 6,3% (2005 г.), зарубежные источники и сегодня дают существенную «прибавку» к национальным ассигнованиям на науку.

Общий объем финансирования, получаемый из-за рубежа в рамках международных проектов и контрактов основными их исполнителями — организациями НАН Беларуси и Минобразования — стабильно превышает объем финансирования МНТС из республиканского бюджета. В 2004 г., например, по данным БелИСА, бюджетные затраты на МНТС окупились двукратно.

На долю организаций НАН Беларуси и Министерства образования приходятся 83% МНТП, выполняемых с привлечением зарубежного финансирования (2005 г.). Роль остальных органов государственного управления невелика. Пожалуй, здесь можно было бы выделить только Министерство промышленности (7,5%) и Министерство здравоохранения (7,0%)/

По имеющейся в ГКНТ информации, в Министерстве образования лидерами по числу выполненных проектов и объемам их финансирования являются Белорусский государственный университет, Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники, Белорусский государственный технологический университет, Белорусский национальный технический университет (включая Научно-технологический парк БНТУ «Метолит»), Белорусский государственный университет транспорта, в НАН Беларуси — институты физики, тепло– и массообмена, технологии металлов, физики твердого тела и полупроводников, механики металлополимерных систем, энергетических и ядерных исследований.

Наиболее активные организации выполняют в течение года по 20–25 международных проектов. Однако объемы работ и, соответственно, объемы финансирования различаются весьма существенно, и в число лидеров по объемам привлеченных зарубежных средств попадают, наряду с активными, и те организации, которые имеют 1–2 проекта, но достаточно крупных. Большинство же проектов — до 75% в НАН Беларуси и до 55% в вузах — относятся к малым и имеют объем финансирования до 20 тыс. долларов США (табл. 2). Годовой бюджет еще около 20% МНТП лежит в пределах от 20 до 50 тыс. долларов США. Эти средства не позволяют развивать материально-техническую базу, их недостаточно для финансирования инновационной деятельности и т. д., то есть можно говорить о том, что с точки зрения интересов государства, особенно в плане развития в стране перспективных направлений и коммерциализации результатов НИОКР, «малые проекты» не представляют серьезного интереса, поскольку напрямую не способствуют решению стоящих перед наукой задач.

Тем не менее, сотрудничество со странами ЕС для нашей страны по-прежнему исключительно важно, так как дает возможность участия в европейских программах, некоторые из которых обладают более чем солидными бюджетами на международное сотрудничество и открыты для белорусских ученых, — имеется в виду прежде всего 7-я Рамочная программа научно-технологического развития ЕС.

Переходя к сотрудничеству с международными организациями и программами, нельзя не упомянуть Международный научно-технический центр (МНТЦ), более 10 лет активно поддерживающий белорусское научное сообщество, вернее ту значительную его часть, которая в прошлом была связана с оборонной тематикой. За эти годы МНТЦ профинансировал 75 проектов с участием белорусских ученых. Общий объем полученных ими средств составил около 30 млн долларов США. По последнему показателю МНТЦ является лидирующей международной организацией, финансирующей научные исследования в Беларуси. Наиболее «удачными» для Беларуси годами были 1998–2001. После 2000 г. количество поданных от Беларуси заявок и, соответственно, принятых к финансированию проектов постепенно снижается: в 2005 г. было подано 14 заявок, из которых принято решение профинансировать 6, из них 2 — с головными организациями из России. Важно, что МНТЦ постоянно расширяет спектр предоставляемых им инструментов для МНТС. Тем не менее, в 2006 — начале 2007 г. наметившаяся ранее тенденция стала очевидной: за первые четыре месяца текущего года не подано ни одной заявки.

Одним из возможных объяснений ситуации может быть определенная политизированность МНТЦ, непрозрачность процедуры отбора проектов. В результате проекты, получившие высокие и даже очень высокие баллы, рекомендуются к реализации без выделения финансирования. Другая причина, вероятно, кроется в увеличении внутренних затрат на науку в 2006 г.: отдельным ученым стало легче получать финансирование на участие в национальных проектах и программах, чем в международных.

Обобщая вышесказанное, отметим, что с течением времени отдельные программы и направления МНТС, безусловно, теряют свою актуальность, но постоянно возникают новые возможности. Чтобы воспользоваться ими, необходимо в нужный момент времени владеть актуальной информацией. Постепенно при активном участии Министерства образования и НАН Беларуси создается разветвленная система информационной и консультационной поддержки МНТС. В нее входят офисы/бюро/отделения различных международных организаций и программ (МНТЦ, 7РП ЕС, Координационный центр по сотрудничеству с ЮНЕСКО НАН Беларуси) и центры двустороннего сотрудничества (с провинциями Китая и Латвией — на базе Научно-технологического парка БНТУ «Метолит», с Индией — на базе Концерна порошковой металлургии). В сущности, это элементы инновационной инфраструктуры, развитие которой является одной из необходимых предпосылок создания Национальной инновационной системы — приоритета в экономическом развитии нашего государства. В ближайшие годы совершенствованию нормативной базы и инфраструктуры поддержки МНТС ГКНТ предполагает уделять серьезное внимание. Полагаем, что на фоне растущей открытости белорусской экономики и потребности в международной кооперации во всех жизненных сферах это создаст необходимые условия для динамичного развития МНТС, выгодного для нашей страны и ее партнеров.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.