Сделай Сам Свою Работу на 5

Вопрос №9 Услуги на мировом рынке. Необходимость расширения рынка услуг РБ.





Понятие «услуга» включает в себя комплекс многообразных видов экономической деятельности человека, обуславливая существование различных вари-антов их классификации. Международной практикой определены следующие 12 секторов услуг, которые в свою очередь, включают в себя 155 подсекторов: 1) услуги транспорта; 2) торговые услуги; 3) коммерческие услуги; 4) строительные работы; 5) услуги почты и связи; 6) услуги в области финансового посредничества; 7) услуги в сфере образования; 8) услуги здравоохранения и социальной области; 9) услуги, связанные с туризмом; 10) услуги по организации отдыха, культурных и спортивных мероприятий; 11) услуги по охране окружающей среды; 12) прочие, никуда не включенные услуги.

Кратко рассмотрим некоторые из вышеизложенных услуг. На мировом рынке значительное место занимает туризм. Более 500 млн. человек ежегодно посещают зарубежные страны в туристических целях. К туристам относят любое лицо, посещающее другую страну с любой целью. Это не только люди, которые приехали на экскурсию в другую страну, но и на отдых, лечение, посещение спортивных мероприятий, к родственникам, с деловыми и научными целями. К туристам не относят только людей, которые приехали на работу в другую страну, будь то рабочий, специалист, спортсмен.



Туризм может классифицироваться по различным признакам:

1. Цель: маршрутно-познавательный, спортивно-оздоровительный, курортный,

самодеятельный, фестивальный, охотничий, религиозный и др.

2. Форма участия: индивидуальный, групповой, семейный.

3. География: межконтинентальный, международный.

4. По сезонности: активный туристический сезон, межсезон, несезон.

Туризм превратился в отрасль, где занята значительная часть населения многих стран. Фирмы занимаются организацией туристических поездок, продажи путевок, размещением и питанием туристов, их передвижением по стране, рекламой. Организуют также продажу товаров туристического спроса. На туризм работают многие отрасли (промышленность, торговля, предприятия культуры). Туристы покупают значительную часть некоторых товаров. Во Франции – косметику, Италии – обувь, Швейцарии – часы, Японии – видеоаппаратуру. Миллионы людей заняты в индустрии туризма. Во Франции, например, число занятых в туристической индустрии составляет 1,5 млн. человек, а с учетом тех, кто работает на туризм, достигает 5 млн. человек. А это 1/5 трудоспособного населения страны.



Основная масса туристических поездок осуществляется между развитыми странами. Они являются экспортерами туристических услуг. Развитие туризма в этих странах является следствием общего повышения уровня жизни. Для некоторых развитых стран (Франция, Швейцария, Испания, Австрия и др.) туризм стал одной из основных, прибыльных отраслей. Баланс по статье «туризм» они сводят с большим положительным сальдо. В производстве и экспорте туристических услуг большую роль играют мелкие предприятия, мелкий бизнес. Но происходит концентрация и централизация капитала в этой сфере. Создаются крупные компании, которые сосредотачивают в своих руках до 80% продажи туристических путевок, обслуживанием туристов.

Туризм является крупной отраслью во многих развивающихся странах, в малых островных государствах. Они строят гостиницы, осуществляют продажу путевок, перевозку туристов, обеспечивают их питанием.

В международном обмене участвует и образование. Международные связи высшей школы принимают различные формы. Это обмен преподавателями, студентами, информацией, совместной научной деятельностью. Обмен может осуществляться на коммерческой и некоммерческой основе. В небольших странах под-готовка студентов по всем специальностям затруднена. Собственное образование обходится дорого. Поэтому целесообразно отправлять студентов учиться за рубеж по некоторым специальностям, по другим привлекать к себе. Это относится не только к небольшим государствам (Дания, Норвегия и др.), но и средним, даже крупным. Вне своих стран обучаются более 1 млн. студентов, 2/3 приходится на развивающиеся страны. Обучаются, прежде всего, в ведущих развитых странах (в США – более 350 тысяч).



Все шире в международном обмене участвуют здравоохранение, физкультура и спорт. Растет число выезжающих для лечения и отдыха, занятий спортом (особенно горнолыжным), посещения спортивных соревнований. С туризмом связан и экспорт услуг по линии культуры и искусства. Туристы выезжают за рубеж для знакомства и изучения культуры и искусства различных стран. Растет количество гастролей артистов и творческих коллективов. Организуются зарубежные выставки картин. Растет мировой экспорт видеопродукции. Крупнейшими экс-портерами фильмов являются США, Индия, Франция, Италия, Бразилия и др.

страны.

Функционирование мирового рынка услуг в 90-е годы ХХ в. несет на себе печать переворота, преобразований, привнесенных в международные экономические отношения информационными и коммуникационными технологиями. Революционная роль в этих процессах принадлежит Интернет-технологиям. Они уверенно вошли в современный бизнес и завоевывают все новые и новые его вершины. В иностранных научных и стратегических источниках все чаще фигурируют термины: «новая экономика» или «цифровая», «электронная» экономика, которые, по сути, являются синонимами.

Интернет - технологии оказывают огромное влияние на мировой рынок услуг. Мировая Интернет-торговля, предполагающая создание программного обеспечения, индустрии развлечений, информационных служб, технической информации, служб финансового сопровождения и обмена, профессиональных услуг, растет стремительными темпами. Считается, что используя Интернет-технологии, компании могут сократить свои издержки на 5-10%.

Развитие Интернета в той или иной степени предопределено общим уровнем инфраструктуры, телекоммуникации и компьютеризации. Наиболее развитой

страной в этом смысле являются США. Свыше 65% американцев старше 12 лет имеют доступ в Интернет, а половина из них каждый день, выходят в Сеть и проводят в ней не менее часа. Количество европейских пользователей Сети пока меньше.

Быстро развиваются новые виды услуг: инжиниринг, консалтинг, франчайзинг, лизинг, факторинг. Инжиниринг – комплекс услуг научно-технического и пусконаладочного характера. Они связаны с проектированием и строительством объектов, монтажом оборудования, пусконаладочными работами и т.п. Консалтинг представляет собой широкий спектр консультативных услуг по разным вопросам хозяйственной деятельности, оказываемые предприятиям, фирмам, организациям, органам государственного управления независимыми консультационными фирмами и индивидуальными консультантами. Франчайзинг – система договорных отношений между крупными фирмами и мелкими. Малые фирмы – франчайзинг – приобретают право вести свои хозяйственные дела под покровительством крупной фирмы и при ее содействии. Родина франчайзинга – США. Лизинг – это аренда машин, оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения и иных объектов. Арендная форма экспорта машин и оборудования экономически выгодна для обеих сторон. Лизингом занимаются как фирмы-производители, так и специализированные фирмы, в нем принимают активное участие и банки. Факторинг – совокупность посреднических операций банка или фактор-компании при расчетах между производителями и покупателями. Если покупатель не может рассчитаться с производителем, то за него это делает фактор-компания, а затем покупатель расплачивается с фактор-компанией.

Мировой бум в сфере услуг начала второй половины ХХ века слабо затронул Советский Союз. Господствовал культ труда (прежде всего физического) в сфере материального производства. Только труд, занятый в этой сфере, признавался производительным, только в ней создается национальное богатство. Работа в производственном секторе давала не только более высокую заработную плату, но и другие материальные и моральные преимущества. Труд в других отраслях считался непроизводительным, а стоимость предоставляемых ими услуг в ВВП не включалась.

Трансформация «непроизводственной сферы» в современный сектор услуг

началась в Республике Беларусь с переходом к рыночной экономике. В настоящее время эта сфера переживает трудный период становления в условиях рынка, адаптации к изменяющимся условиям как внутри страны, так и за рубежом. Сфера услуг становится составной частью национальной экономики и социально-культурной жизни страны. В 1995 году создано Министерство спорта и туризма, в 1999 году принят Закон «О туризме». В стране развиваются транспортные услуги,

услуги связи, образования, строительные услуги, туризм и другие

В целом по услугам в Республике Беларусь имеется положительное сальдо. По всем видам услуг наблюдается тенденция роста как экспорта, так и импорта. Положительное сальдо обеспечивают такие виды услуг как транспортные услуги, телекоммуникационные услуги, компьютерные услуги.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.