Принципы, функции маркетинга
Принципы – основополагающие, взаимосвязанные положения, обстоятельства, требования, которые лежат в основе маркетинга и раскрывают его сущность.
В основе принципов маркетинга лежит идея о том, чтобы производить товары, ориентированные на потребителя с учетом требований рынка.
Основными принципами маркетинга являются следующие:
1. Ориентация на эффективное решение проблем конкретных потребителей, т.е. необходимо проводить постоянный, систематический, всесторонний учет потребностей потребителя.
Рынок образуют потребители с определенными нуждами и запросами. Поэтому поставляемые на рынок товары должны рассматриваться предприятием с учетом того, насколько они могут помочь покупателям в решении их проблем.
2. Нацеленность на четко выраженный коммерческий результат, что для предприятия, в конечном счете, сводится к достижению намеченных долговременных целей.
3. Комплексный подход к достижению поставленных целей, т.к. успех предприятия обеспечивается только всей совокупностью средств маркетинга, взятых во взаимосвязи и взаимодействии.
Комплексность означает, что определенные маркетинговые действия (исследование рынка, анализ потребителей, прогнозирование конъюнктуры рынка, разработка товара, реклама, стимулирование сбыта и т.д.) взятые по отдельности, не способны обеспечить такого эффекта, который дает применение маркетинга, как системы.
4. Максимальный учет требований и условий рынка с одновременным, целенаправленным воздействием на него.
Характеризуя данный принцип можно сказать, что производитель должен так хорошо познать и понять потребителя, что товар или услуга будут точно подходить последнему и продавать себя сами.
Такой подход получил название сегментация рынка, и позволяет предприятию более точно выявить специфические потребности покупателей, превзойти конкурентов и сформировать предпочтительное отношение к товару и к предприятию в целом.
5. Активность, наступательноть, предприимчивость должны обеспечивать быструю и эффективную реакцию предприятия на изменение внешней среды. Без этого невозможно добиться коммерческого успеха и получить конкурентные преимущества.
НТП не стоит на месте, поэтому, чтобы быть конкурентоспособным и эффективно осуществлять свою деятельность, необходимо искать все новые подходы и способы адаптации к постоянно меняющимся условиям.
Функция – это вид деятельности или комплекс видов деятельности, направленные на достижение поставленной цели.
Для маркетинговой деятельности характерны следующие функции, содержание которых обусловлено сущностью и принципами маркетинга:
1. Аналитическая:
- изучение рынка;
- изучение потребителей;
- изучение товарной структуры (товаров);
- изучение конкурентов;
- анализ внутренней среды предприятия.
2. Производственная:
- организация производства новых товаров, разработка новых технологий;
- организация материально-технического снабжения;
- обеспечение высокого качества и конкурентоспособности продукции.
3. Сбытовая (функция продаж):
- проведение целенаправленной товарной политики;
- проведение целенаправленной ценовой политики;
- организация системы товародвижения;
- организация системы формирования спроса и стимулирования сбыта;
- организация сервиса;
- организация системы транспортировки и хранения.
4. Функция управления и контроля:
- организация стратегического и оперативного планирования на предприятии;
- информационное обеспечение управления маркетингом;
- организация системы коммуникаций на предприятии;
- организация контроля маркетинга
Микро- и макросреда маркетинга
Маркетинговая среда – совокупность отдельных объектов и сил, действующих на организацию.
Маркетинговая среда делится на:
1. Внутреннюю среду (контролируемая среда)
2. Внешнюю (неконтролируемая среда)
Внутренняя среда – это часть общей маркетинговой среды, которая находится внутри предприятия и контролируется им.
Элементы внутренней среды:
1. Персонал - квалификация, подбор, расстановка, обучение, продвижение, стимулирование
2. Организация управления – организационная структура, нормы, правила в организации, распределение прав и обязанностей, иерархия подчинения
3. Ресурсы
4.Производство – материально-техническая база, производственные мощности, различные научные проекты, конструкторские работы
5. Маркетинг – маркетинговые исследования, конкурентоспособность товара, имидж предприятия, коммуникации с поставщиками, посредниками, потребителями
Цель внутренней среды – выявление сильных и слабых сторон предприятия.
Сильные стороны – служат базой, на которую предприятие опирается в конкурентной борьбе и которую следует расширять и укреплять, а от слабых сторон оно должно стараться избавляться.
Внутренняя среда определяет возможности эффективного функционирования предприятия. Но она может быть и источником проблем, если не обеспечивает необходимых условий комплексного использования концепции маркетинга.
Подобной ситуации можно избежать путем повышения культуры предприятия.
Показатели корпоративной культуры:
1. Подчеркивание важности людей, работающих в организации
2. Взаимоотношения с конкурентами, отношение к своим покупателям
3. Образ действий его сотрудников на рабочих местах, карьерный рост, продвижение по службе.
4. Наличие на предприятии устоявшихся норм поведения, осведомленность об этом сотрудников и их отношение к этому.
В качестве примера приведем систему норм, правил, ценностей, сложившихся в одной из крупных авиационных компаний.
· Мы работаем в сфере услуг.
· Клиенты – важнейшие фигуры в нашем деле.
· Они оплачивают нашу работу.
· Каждый из нас всегда и везде.
· Наш продукт польза для клиентов.
· Мы желаем конкуренции. Благодаря ей мы должны стать лучше.
· Мы умеем учиться: у наших клиентов, партнеров, конкурентов.
· Мы все – одна команда, помогаем другим и друг другу.
· Мы хотим достичь успеха на мировом рынке.
· Успех мы понимаем как удовлетворенность наших клиентов, доходы для наших владельцев, перспективы для каждого из нас.
Внешняя маркетинговая среда представлена теми составляющими, с которыми предприятие находится в непосредственном взаимодействии. Это:
1. Потребители – приобретают товары, их изучение позволяет выяснить, какой товар им необходим, на какой объем продаж следует рассчитывать.
2. Конкуренты – своими действиями влияют на фирму по вопросам ассортимента, качества товаров, по оказанию услуг
3. Поставщики – обеспечивают фирму необходимыми ресурсами
4. Посредники – лица и организации, которые обеспечивают продвижение товаров и услуг от производителя к потребителю.
5. Контактные аудитории – любая группа, которая проявляет интерес к организации и оказывает влияние на способность достигать поставленных целей:
- рыночная инфраструктура
- масс Медиа
- общественность
Контролируемые факторы – находятся внутри предприятия и контролируются руководителем и службой маркетинга.
Неконтролируемые факторы – определяются состоянием экономики, демографии, политики, права, культуры, науки и окружающей среды.
Контролируемые факторы вместе с факторами, обусловленными деятельностью поставщиков, конкурентов, посредников, потребителей и контактных аудиторий определяют микросреду маркетинга.
Макросреда – главные внешнее факторы, оказывающие влияние на микросреду в целом, они обусловлены состоянием экономики, демографии, политики, культуры, науки, техники, окружающей среды.
Степень успеха или неудачи фирмы в достижении своей цели зависит от взаимодействия внутренней и внешней среды, от способности управлять внутренней средой, приспосабливая ее к изменениям внешней.
ТЕМА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРСПЕКТИВНОГО ЦЕЛЕВОГО РЫНКА
Рынок и конъюнктура
Сегментация рынка
Выбор целевого рынка
Позиционирование
Рынок и конъюнктура
Сегодня рынок – сложный, экономический, финансовый, правовой, административный механизм, который требует постоянного изучения и анализа.
Рынок – экономическая категория товарного хозяйства, которая представляет собой сферу товарно-денежных отношений и охватывает совокупные связи между производителями и потребителями товаров и услуг.
Таким образом, основными элементами рынка являются: субъекты, объекты, отношения (обмен, партнерство, конкуренция), среда (экономическая, природная, социально-культурная и т.д.)
Для чего же нужно проводить исследование рынка?
Выходя на рынок, производитель должен осознавать, что его товар не может удовлетворить запросы всех покупателей. Однако, он должен стремиться, чтобы производимый им товар в наибольшей степени удовлетворял нужды и потребности уже существующих и потенциальных покупателей своего целевого рынка.
Это возможно, когда установлен факт соответствия изготовляемых товаров запросам и вкусам покупателей, определено насколько товары его фирмы отличаются по своим свойствам и качеству от товаров конкурентов. Необходимо выявить достоинства и недостатки товаров, определить, как к ним относятся покупатели, и выявить возможные изменения требований к товару в перспективе.
На выяснение этих вопросов и направлено исследование рынка.
Исследования рынка должны помочь фирме создать такой товар, который позволил расширить спрос, увеличить объем продаж и долю рынка.
Каждое предприятие интересует спрос на собственный товар. А говорить о спросе безотносительно к конкретному рынку бессмысленно. Рынков много и предприятие для себя должно выбрать свой рынок, на котором оно бы было конкурентоспособным.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|