Абсолютизм во Франции. Реформы Ришелье и Людовика XIV (Бурбона).
Неизбежным результатом формирования капиталистического уклада и начавшегося разложения феодализма было становление абсолютизма. В переходе к абсолютизму, хотя он сопровождался дальнейшим усилением самовластия короля, были заинтересованы самые широкие слои французского общества XVI-XVII вв.
Когда внутренняя и внешняя оппозиция королю (в том числе и со стороны церкви) была преодолена, а единое духовное и национальное самосознание объединило широкие массы французов вокруг трона, королевская власть сумела существенным образом укрепить свои позиции в обществе и государстве. Получившая широкую общественную поддержку и опирающаяся на возросшую государственную мощь королевская власть приобрела в условиях перехода к абсолютизму большой политический вес и даже относительную самостоятельность по отношению к породившему ее обществу.
Становление абсолютизма в XVI в. имело прогрессивный характер, поскольку королевская власть способствовала завершению территориального объединения Франции, формированию единой французской нации, более быстрому развитию промышленности и торговли, рационализации системы административного управления.
Историческая обреченность абсолютизма стала особенно очевидной в середине XVIII в., когда глубокий кризис феодальной системы привел к упадку и разложению всех звеньев феодального государства. Крайнего предела достиг судебно-административный произвол. Символом бессмысленного расточительства и времяпрепровождения (бесконечные балы, охоты и другие развлечения) стал сам королевский двор, который называли "могилой нации".
Усиление королевской власти. Верховная политическая власть при абсолютной монархии всецело переходит к королю и не делится им с какими-то государственными органами. Уже в XVI в. Генеральные штаты практически перестают функционировать. В 1614 году они были созваны в последний раз, вскоре были распущены и уже не собирались до 1789 года. В качестве своеобразной политической оппозиции королевской власти в XVI-XVII вв. выступил Парижский парламент, который к этому времени превратился в оплот феодальной знати.
В 1614 году по предложению Генеральных штатов французская монархия была объявлена божественной, а власть короля стала рассматриваться как священная. Вводилось новое официальное титулование короля: "король божьей милостью". Окончательно утверждаются представления о суверенитете и неограниченной власти короля. Все чаще государство начинает отождествляться с личностью короля, что нашло свое крайнее выражение в высказывании, приписываемом Людовику XIV: "Государство - это я!". Юридически король признавался источником любой власти, которая не подлежала какому-либо контролю. Он являлся окончательной инстанцией во всех вопросах государственного управления. Король принимал важнейшие внешнеполитические решения, определял экономическую политику государства, устанавливал налоги, выступал высшим распорядителем государственных средств. От его имени осуществлялась судебная власть.
При абсолютизме центральные органы разрослись и усложнились. Однако сами феодальные методы управления препятствовали созданию стабильной и четкой государственной администрации. Нередко королевская власть создавала по своему усмотрению новые государственные органы, но затем они вызывали ее же неудовольствие, реорганизовывались или упразднялись.
Реформы Ришелье. Окончательное укрепление королевской власти, завершение административной централизации и создание, по сути, новой в политическом отношении монархии связано с правлением первого министра и кардинала Франции А. Ришельё (1624 – 1642) в царствование Людовика XIII.
Ришелье провел целый ряд правовых и административных реформ. Дворянству было запрещено иметь укрепленные замки и вооруженные свиты, под угрозой смертной казни запрещались дуэли, нарушения правил дворцовой и воинской службы. Орудием государственной карательной политики стали суды, которым предписывалось сначала карать, а затем уже искать законные обоснования. Главной из административных реформ Ришелье было введение в местном управлении постоянных интендантов взамен всех прежних властей. Они становились основными представителями власти в провинциях, получив практически неограниченные полномочия. На основе меркантилизма устанавливался контроль за торговлей и промышленностью; главной целью этого контроля было увеличение поступлений от них в казну. Впервые государство стало активно и регулярно вмешиваться в жизнь науки и культуры, устанавливая не только административный, но и правовой контроль. В политической доктрине монархии Ришелье признавалось значение наук и искусств для процветания государства. Но также считалось необходимым держать их под неусыпным надзором
Людовиком XIV была проведена военная реформа, в результате которой произошел отказ от найма иностранцев и переход к вербовке рекрутов из местного населения. Солдаты вербовались из низших слоев третьего сословия, офицерские должности комплектовались исключительно представителями родового дворянства. Кроме того, была создана разветвленная система полиции: в провинции, в городах, на крупных дорогах и др.
33. Нормандское завоевание и особенности сеньориальной монархии в Англии.
Нормандское завоевание Англии повлекло за собой углубление феодализации английского общества.
Основой феодального хозяйства в нормандской Англии стал манор - совокупность земельных владений отдельного феодала. Положение крестьян манора, подлежащих суду своего лорда, определялось манориальными обычаями. Возникли манориальные суды - частные курии феодалов. Вместе с тем Вильгельм Завоеватель, используя как свое положение, так и английские политические традиции, проводил политику, способствовавшую централизации государства и укреплению основ королевской власти.
Значительная часть конфискованной у англосаксонской знати земли вошла в состав королевского домена, а остальная распределялась между нормандскими и англосаксонскими феодалами отдельными участками среди других держаний. Завоеватели объявили королевскими заповедниками значительные лесные массивы и строго наказывали за нарушение их границ. Король объявил себя верховным собственником всей земли и потребовал от всех свободных землевладельцев принесения ему присяги верности. Такая присяга сделала феодалов всех рангов вассалами короля, обязанными ему прежде всего военной службой. Принцип "вассал моего вассала - не мой вассал", характерный для континента, в Англии не утвердился.
Сложилась система феодально-зависимых отношений с ее двумя главными принципами:
каждый человек имеет своего господина;
каждый господин имеет землю для пожалования в обмен на обещание верности и услуг.
Все феодалы разделились на две основные категории:
непосредственных вассалов короны (крупные землевладельцы - графы, бароны);
вассалов второй ступени (подвассалов - масса средних и мелких землевладельцев).
Значительная часть духовенства несла те же службы в пользу короля, что и светские вассалы.
Таким образом, феодалы в Англии не приобрели той самостоятельности и тех иммунитетов, которыми они пользовались на континенте. Право верховной собственности короля на землю, дававшее ему возможность перераспределять участки земли и вмешиваться в отношения землевладельцев, послужило утверждению принципа верховенства королевского правосудия по отношению к судам феодалов всех рангов.
В целях налоговой политики и выявления социального состава населения страны в 1086 году была проведена перепись земель и жителей, по данным которой большая часть крестьян была закрепощена и выступала в качестве лично несвободных, наследственных держателей земли от лорда (вилланов). Однако в "области датского права" (Восточная Англия) и в некоторых других местностях сохранилась прослойка свободного крестьянства и близких к ним по положению сокменов, на которых распространялась лишь судебная власть лорда манора.
Свободное крестьянское население в XI-XII вв. находилось под воздействием противоречивых факторов:
королевская власть способствовала закрепощению низших категорий свободного крестьянства, превращению их в вилланов;
развитие рынка в конце XII в. приводило к появлению более зажиточных крестьянских держателей, которых королевская власть рассматривала в качестве политических союзников в борьбе с сепаратизмом крупных феодалов. Королевские суды нередко защищали таких держателей от произвола лордов.
Формально одинаковая защита королевским "общим" правом любого свободного держания (рыцарского, городского, крестьянского) способствовала в конце XII в. сглаживанию правовых и социальных различий между верхушкой свободного крестьянства, горожанами, мелким рыцарством. Сближала эти слои и определенная общность их экономических интересов.
Относительное единство государства, связи с Нормандией и Францией способствовали развитию торговли. В условиях усиления центральной власти английские города не получили такой автономии, как на юге континента или в Германии, и вынуждены были все чаще покупать королевские хартии, в которых содержались лишь некоторые торговые привилегии.
34. Реформы Генриха II (Плантагенета). в Англии.
Резким контрастом этим войнам и смутам было устроение системы государственной администрации, ставшей стараниями Генриха II лучшей в Европе. Отношения с Церковью, ее подчинение государству было провозглашено в так называемых Кларендонских установлениях (1164), по сути, навязанных церковным иерархам Англии во главе с Бекетом (который в дальнейшем отказался принимать их). Судебная реформа, итогом которой стала Кларендонская ассиза (1166), установила суд присяжных, упорядочила суд по куриям, наказания за разные виды преступлений, порядок решения земельных тяжб. Одновременно была установлена отчетность королевской администрации. В 1181 была выпущена Ассиза о вооружениях, установившая, кто из свободных какое вооружение должен иметь, что существенно повысило эффективность армии.
35. Великая хартия вольностей1215 г. (история составления, структура, основные черты, историческое значение).
Это грамота подписанная англ.королем Иоанном Безземельным 15.06.1215г. Написана на латинском языке, содержит 63 статьи. Подписаниюв.х.в.предшествовало восстание баронов, которые были недовольны усилением королевской власти. В восстании участвовали так же рыцари и горожане, выступавшие против налогового гнёта, притеснений со сторон королевских чиновников и неудачной внешней политики короля. Большинство статейв.х.в., закрепившей временную победу баронов над королем отражало интересы фоед.аристократии.ВХВгарантировала соблюдение королем феодальных обычаев по отношению к его вассалам – баронам, запрещала взимать субсидии с феодалов без их согласия, судить баронов иначе как судом равных им по званию пэров; они ликвидировала право короля вмешиваться в юрисдикцию феод.курий и создавала комитет из 25 баронов, который в случае нарушения хартией королём мог начать против него войну.
Значительно меньше прав в.х.в. дала рыцарству и верхушке свободного крестьянства: баронам и королю запрещалось требовать с них больше служб и повинностей, чем следовало по бычаю, всем свободным людям гарантировалась защита от произвола чиновников. Основной массе английского народа – крепостному крестьянству(вилланству) в.х.в. не дала ни каких прав.
В.Х.В. сыграла известную роль в полит.борьбе 13-14вв, приведшей к складыванию английской сословной монархии. Аннулированная Иоанном в конце 1215г,в.х.в. затем подтверждалась Генрихом3, Эдуардом1 и 2, за исключением так называемых конституционных статей, умалявших престиж короны. Забытая в конце в 15 и 16вв, она была использована лидерами парламентской оппозиции накануне и в начале Английской буржуазной революции для обоснования права парламента контролировавать действия королевской власти.
36. Образование Парламента. Сословно-представительная монархия в Англии.
Фригольдеры – свободное крестьянство. Их кол-во постепенно растет и сближается с низшими слоями феодалов. Города Англии были не велики. Особенностью сословно-представительной монархии в Англии была полит.победа сословий над королем.
Сословия:
1.духовенство - налоговый и судебный и иммунитет + собственные финансовые источники.
2.дворянство – обладало монополией на право земельной собственности, судебными привилегиями, военная служба.
3.горожане и свободное крестьянство –податное население.
В 1265г созывается 1ый в мире парламент. В нем заседали 2рыцаря от каждого графстваи 2 представителя от каждого города. В 1295г Эдуард1 созывает парламент «образцовый». Сословия заседали раздельно=>деление на верхнюю палату (лордов) нижнюю(общин).
Постепенно парламент приобретает 3 важных полномочия:
1.право на участие в принятии законов.
2.право на решения вопросов о поборах в пользу королевской казны.
3.право осуществлять контроль над высшими должностными лицами.
Численность нижней палаты всегда колебалась.
Великие бароны(14-100) заседали регулярно, а духовенство…, 1-2 раза в год.
Право законодательной инициативы возникло из подачи петиции королю. В течении 12 в было установлено, что не 1 закон не может быть принят без согласия короля и парламента. Законопроект носил название «биля». Он мог быть подписан или опровергнут королем. Законопроект принятый и подписанный королем и парламентом назывался «статут».
По королевскому приказу парламент созывается 1-2раза в год. В целях усиления на королевскую администрацию парламент вводит новую процедуру – импичмент – к14в – палата общин возбуждает против палаты лордов (как перед высшей). В этот период парламент начинается вмешиваться в вопросы войны и мира. Королевский совет становится узкой, ближайшей группой короля. С 13в главой королевской администрации в графствах и сотнях были шерифы и бейлифы. Коронеры и констебли выполняли полицейские и судебные фу-ии.
37. Особенности абсолютизма в Англии. Церковная реформа Генриха VIII (Тюдора).
Англ.крестьянство абсолютной монархии(к15-с17в) делится на фригольдеров и копигольдеров(потомки прежних крепостных; продолжали нести ряд натуральных повинностей в пользу феодала.
Возрастает роль ср.слоев дворянства. Эти слои образовывают новый слой - Эти слои образовывают новый слой – gentry– новое дворянство – ведение хоз-ва на капиталистических началах.
Особенности англ.абсолютизма – он получил название незавершенного:
1.на ряду с королевской властью продолжал существовать парламент. Центральными органами власти были: король; тайный совет(представители феодальной знати, дворянства, буржуазии) фу-ии: управлял заморскими территориями, заключал союзы, консультировал короля по вопросам законо-ва и т.д.; парламент(сохранил прерогативу утверждения налогов и сборов, процедуру импичмента, но указы короля в связи со статутом 1539г был приравнены к законам парламента). В 1534 вошел Уэльс, в 1603 Сев.Ирландия. Окончательно утверждается верховенство королевской власти над церковью: с этой целью была проведена в Англии реформация церкви. В эти годы король становится главой англиканской церкви.
1534г англиканская церковь относится к протестантской церкви.
Парламент англии 1529-1536гг принимает ряд законов объявлявших короля главой церкви. И право короля назначать на высшие церковные должности.
Высокая комиссия – расследовала дела, связанные с нарушением законов, а так же церковные дела. Осн.задача – борьба с противниками реформ.
2.сохранение местного самоуправления. Осн.изменения в местном самоуправлении выразились в учреждении должности лорд-лейтенанта, назначаемого в графства, возглавлял местное ополчение.низкой единицей управления был приход – церковное и территориальное деление. Собрание прихожан решало вопросы распределения налогов, ремонт мостов и т.д. Церковное деление осуществлял настоятель.
3.отсутствие огромной сухопутной армии.
4.отсутствие разветленного бюрократического аппарат.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|