Сделай Сам Свою Работу на 5

Особенности Спартанской государственности. Илоты

в основе становления государства в Спарте,относимого обычно к 8-7 вв. до н.э.,лежали общие закономерности разложения первобытно-общинного строя.

Организация политической власти в Спарте была типичной для периода распада первобытно-общинного строя: 2 родоплеменных вождя(как результат объединения дорийских и ахейских племен);совет старейшин,народное собрание.В VI в. до н. э. сложился т. н. «ликургов строй» (установление илотии, консолидация общины Спарты путем уравнения их в экономическом отношении и политических правах и превращения этой общины в военный лагерь). Во главе государства стояли два архагета, которые выбирались каждые восемь лет путем гадания по звездам. Им подчинялось войско, и они имели право на большую часть военной добычи, обладали правом жизни и смерти в походах.

Должности и органы власти:

Апелла — народное собрание (все полноправные спартиаты мужского пола, достигшие 30-летнего возраста).

Цари Спарты — Спартой правили всегда два царя из двух династий: Агиадов и Эврипонтидов. Обе династии пошли от царя Аристодема. В случае войны один из царей шёл в поход, а другой оставался в Спарте.

Эфоры — выборные должности, в руках которых сосредоточивалась судебная власть (всего было 5 эфоров, два из которых в случае войны сопровождали царя в походе).

Герусия — высший правительственный орган в Спарте, совет старейшин. Герусия состояла из 30 человек (28 геронтов в возрасте старше 60 лет, избиравшихся пожизненно, и 2 царя)

Наварх — одна из высших военных должностей Спарты. Наварх командовал спартанским флотом и имел очень широкие полномочия, иногда даже выходившие за пределы чисто военных (Аристотель называл власть наварха «почти второй царской властью»). Навархом был, например, один из наиболее известных спартанских полководцев — Лисандр.

Гиппагреты и корпус 300 всадников.

Илоты-порабощенные жители Мессении,принадлежащие гос-ву и находящиеся на промежуточно положении между рабами и крепостными. Они были прикреплены к земельным участкам отдельных семей правящего слоя — спартиатов. Илоты должны были предоставлять своим господам фиксированную часть урожая, и спартиат не имел права требовать от них больше. Илоты свободно распоряжались оставшейся частью урожая.Поскольку илоты своим числом сильно превосходили спартиатов, те старались держать их в повиновении посредством террора, как морального, так и физического. Одним из орудий физического террора были криптии.



Криптиип-роводившиеся периодически государством карательные экспедиции против илотов; осуществлялись силами главным образом спартанской молодёжи. Цель криптий — держать в постоянном страхе илотов, уничтожая наиболее активную часть их. Криптиям придавалось большое значение с точки зрения военного воспитания и тренировки спартиатов. Криптиями назывались также сами отряды спартанской молодёжи, несущие в течение двух лет полицейскую службу.

11. Возникновение Афинского государства. Реформы Тезея. Афинская аристократическая республика. Законы Драконта.

Территорию Аттики (область Греции, где впоследствии возникло Афинское государство) населяло в конце II тысячелетия до н.э. четыре племени, каждое из которых имело свое народное собрание, совет старейшин и выборного вождя - базилевса. Переход к производящей экономике с индивидуализацией труда привел к разделу общинной земли на участки с наследственным семейным владением, к развитию имущественной дифференциации и постепенному выделению родовой верхушки и обнищанию массы свободных общинников, многие из которых превращались в фетов - батраков или за долги попадали в рабство. К началу I тысячелетия до н.э. рабовладение было распространенным явлением, хотя эксплуатация рабского труда еще не стала основой общественного производства. Родоплеменная организация власти начинает приспосабливаться к обеспечению интересов не только ее членов, но и богатеющей верхушки свободных, к эксплуатации рабов. В народном собрании возрастает влияние знатных родов, из их представителей формируется совет старейшин и избираются базилевсы. Первобытное общество превращается в политическое общество, часто называемое военной демократией. Но и оно, сохраняя традиции родоплеменной организации власти, не было способно разрешить или хотя бы умерить развившиеся в обществе антагонизмы - между складывающимися классами рабов и свободных, между рядовыми общинниками и родоплеменной верхушкой.

Реформы Тезея. Афинское государство образовалось в результате разложения родового общественного устройства и вытеснения его государственной организацией. Этот процесс, начавшийся еще в гомеровской Греции, завершился в VII-VI вв. до н.э.

Первым шагом к образованию Афинского государства были реформы, которые приписывались легендарному герою Тезею.

При Тезее произошло слияние отдельных племенных поселений в одно целое с единым центром в Афинах, произошло слияние всех племен в единый народ, т. е. то, что греки называли "синойкизмом". Это повлекло учреждение в Афинах центрального управления с передачей ему части дел, находившихся в ведении отдельных племен; тогда же образовалось общее афинское право, в результате чего чужеплеменник уже не был лишен всякой защиты, находясь на территории чужого племени, как это было раньше. Наконец, весь народ был разделен на три группы независимо от существовавшего деления на роды, фратрии и племена - на эвпатридов, или благородных, геоморов, или землевладельцев, и демиургов, или ремесленников. При этом благородным предоставлено было исключительное право на замещение должностей. В родовом обществе открыто было признано привилегированное положение знати[3, 114].

Наиболее развитую правовую систему в Древней Греции имели Афины. Древнейшим источником права в Афинах был обычай. В 621 г. до н.э. появляется писаное право в виде Законов Драконта. Это была запись обычаев, произведенная архонтом Драконтом под давлением демоса.


Драконт (VII в. до н.э.) - афинский законодатель. Согласно античной традиции, в 621 г. Драконта выбрали на должность архонта-эсимнета. Ему было поручено пересмотреть и записать действующие в Афинах законы. По его имени записанные им законы получили название "драконтовых законов". Они сохранились не полностью.
Законы Драконта славились своей суровостью и даже жестокостью. За всякое воровство, даже незначительное, полагалась смертная казнь. Законы Драконта о наказании за убийство призваны были заменить институт родовой мести. Преследование убийцы оставалось, однако, делом рода убитого. Для примирения с убийцей требовалось согласие близких родственников. Ответственность за убийство нес только убийца, а не весь род. К ответственности привлекался также и человек, подстрекавший к убийству. В законах Драконта убийства делятся на несколько категорий: умышленные, неумышленные, совершенные в состоянии обороны. Особое место занимают убийства соблазнителя матери, жены, дочери или сестры; сюда же отнесены убийства в результате несчастных случаев и при спортивных состязаниях. Умышленные убийства подлежали суду ареопага и наказывались смертью, причинение телесных повреждений - изгнанием. Дела о неумышленных убийствах поручались специальной коллегии, состоявшей из пятидесяти одного члена из представителей родовой знати старше пятидесяти лет. Наказанием за неумышленное убийство было изгнание. В случае примирения с родственниками убитого убийца мог возвратиться из изгнания, при этом запрещалось требовать с него выкуп. Убийства с целью самообороны, к которым причислялась и защита собственности, наказанию не подлежали.
С именем Драконта связаны также законы, контролировавшие поведение афинских граждан. Один из таких законов налагал наказание за бездеятельность и праздную жизнь.
Законы Драконта являются первым писаным законодательством в Афинах.

 

12. Реформы Солона. Цензовая демократия. Гелиэя

Образование Афин.гос-ва легенда связывает с именем греч.героя Песея. В рез-те объединения 3х родов с центром в Афинах начало образование Афин.гос-во. Для руководства общими делами был создан совет, к к-ому перешла часть дел, ранее принадлежавших племенам. Родовая знать называлась эвпатриды –исключит.право занимать гос.должности. Большая часть – геоморы – земледельцы, к ним примыкали ремесленники – демиурги и феты. Значит.часть населения – метеки – выходцы из др.общин, (личносвободные, не пользовались полит.правами, не имели собствен.земои, особый налог, не имели гражданства, должен быть посредник между метеками и гос-вом)

Афин.племенами управляли наследственные вожди – базилевсы и военачальники – полемархи, заведовали делами – архонты. Одним из шагов образования гос-ва – уничтожение власти базилевсов и учреждение должностей архонтовю Первоначально А.избирались пожизненно, а затем на 10 лет, с 683г. – ежегодно 9 архонтов (первый – во главе коллегии, 6 – суд.функции, ост.- Совет старейшин). После окончания своих полномочий А.вступали в ареопаг – высший гос.совет, заменивший Совет старейшин. Позже страна была разделена на небольшие территор.единицы – наукрарии. Процесс сопровождался противоречиями – эконом.и политическими. Общ-во раскололось на демос и аристократию.

В 594г до н.э архонтом-полемархом избирается Солон (из знатного цар.рода, заним.торговлей и нажил имущество): с 1 стороны – аристократия, со2й – близок по занятию к демосу. Реформы: сисахфия – отмена всех долговых обязательств полиса, замена личной отв-ти имущественной, должники были прощены, запрет давать в долг под условием самозаклада, выкуп должников за пределами страны за общественный счет. В доп-е вводится максим.размер земельных участков, провозглашение свободы завещаний. Землю можно закладывать и отчуждать на закон.основаниях=>разв-е частн.соб-ти на землю.

Мероприятия по улучшению положения крестьян: - был разрешен вывоз оливкового масла за границу, запрет вывоза хлеба; - разв-е ремесел; - ден.реформа.

Все граждане независимо от происх-я разделены по имуществ.положению на 4 разряда:1 – 500мед продуктов: 2 – всадники – 300мед; 3 – зевгиты – 200мед; 4 – феты - меньше 200(2 и 3 не м.б.архонтами, казначеями, членами судов; 4 – только избирал). В зависимости от разряда ему принадлежал объем прав, наиболее общий спектр – 1й (все гос.должности).

Большое значение имела созданная Солоном гелиэя – суд присяжных, членами к-ой м.б.все 4 разряда – из 6 тыс.человек (1 тыс.запасных). Численный состав зависел от категории дела. Солон отменил законодат-во Драконта, кроме угол., и издал серию правил, касающихся гражд.правил суда, брачно-сем.права.

13. Эволюция государства и права в Аттике в VI - первой половине V в. до н. э. Тирания Писистрата. Реформы Клисфена.

Реформы Солона вызвали недовольство родоплемен.аристократии, не удовлетворили демос=>уст-е тирании Писистрата, который закрепил успехи демоса в борьбе с аристократией и упрочил полит.строй, созданный Солоном, облегчил положение мелких землевладельцев, предоставив кредит. Активная внешняя полттика+созд.флота привлекли афин.торговцев; стр-во обществ.учреждений, соблюдение законов.

Реформы Клисфена ликвидировали последние остатки родового строя. Вводится новое администрат.деление- Аттика делится на 3 территор.округа: Афины с пригородом, внутр.центр.полоса, береговая, делившиеся на демы. Каждый округ состоял из 10 мелких единиц – филы. При Солоне – фил 4, от каждой филы избирается 100чел – совет 400х – Булэ. Вместо него – совет 500 – от каждой филы по 50 человек, оставался распорядительным органом. Самая мелкая единица – дем, во главе к-ого демарх – созывал собрания демов, исполнял решения, заведовал местной казной, срок полномочий – год. На тер-и демоса составлялись списки граждан – т.о.иностранцы становились гражданами. Новый орган – коллегия стратегов – по 1му представителю от филы, военные полномочия. Процедура остракизма – изгнание отдельных граждан путем тайного голосования (треб. 6 тыс.человек), представляющих угрозу тиранства.

В рез-те реформ Клисфена сложилось рабовладельческое гос-во в форме демократ.республики.

14. Афинская демократия в период расцвета. Реформы Эфиальта и Перикла.

Изменение внешнеполитического положения Афин, их обогащение повлекли за собой изменения в соц-политических отношениях. Афин.демократия вступила в период расцвета. Важную роль – реформы Эфиальта и Перикла. Эфиальт почти лишил ареопаг полит.власти, передав его осн.функции народному собранию, Совету пятисот гелиэе. За ареопагом – некоторые суд.и религиозные функции.

Перикл – потеряла значение цензовая реформа Солона, т.к.возможность замещения гос.должностей – за всеми полноправными гражданами. Вознаграждение за исполнение гос.должностей – путь демоса к упр-ю. Гражд.реформ Перикла – гражданином становился тот, чьи отец и мать – граждане (связано с ростом гражд.общин) =>сокращение части населения, участв.в упр-и.

На смену патриархальному – классическое рабство.

О происхождении Эфиальта историкам мало, что известно, кроме имени его отца Софонида. Предполагают, однако, что он был представителем высших слоев общества, о чем говорит в частности избрание его на должность стратега. В этой роли Эфиальту, "пользовавшемуся репутацией человека неподкупного и справедливого в государственных делах"2, удалось провести ряд законов, направленных против ареопага - органа, в свое время заменившего совет старейшин и сохранявшегося как центр консервативного влияния.
Сущность реформы Эфиальта заключалась в том, что он, организовав судебный процесс над коррумпированными ареопагитами, отнял у ареопага право налагать вето на постановления Народного собрания и передал его народному суду (гелиэе) (462 г. до н. э.). Принадлежавшее ареопагу право контроля за должностными лицами и надзора за исполнением законов перешло к Совету пятисот и Народному собранию, но главным образом - к гелиэе.3
Дело в том, что одной из главных функций ареопага накануне реформы было заслушивание отчетов должностных лиц по истечении сроков их полномочий. Стремясь устранить почву для коррупции, Эфиальт усложнил систему отчетов, но одновременно сделал ее более гласной, предоставив демосу право непосредственного контроля за деятельностью должностных лиц.
Процедура, возникшая в результате реформы, предусматривала, что магистраты должны предоставлять отчеты в течение 30 дней после завершения их полномочий 10 логистам, избранным из числа членов Совета 500. Логисты обязаны были проверить отчет и передать его в народный суд (гелиэю) для ратификации или выяснения возникающих споров. После поступления отчета в гелиэю любой гражданин полиса в течение 3-х дней мог обратиться к официальному лицу своей трибы (эвтину) с жалобой на уходящего в отставку магистрата. Эвтин, рассмотрев жалобу, передавал ее в соответствующую судебную инстанцию - в гелиэю или фесмофетам. Фесмофеты, получив жалобу, вторично выносили отчет магистрата на рассмотрение народного суда. Его решение имело окончательную силу.
Параллельно были сужены судебные полномочия ареопага: в его ведении сохранялись лишь религиозные дела и некоторые уголовные. Ареопаг, таким образом, почти полностью был лишен политической власти.
Кроме того, с именем Эфиальта античная традиция связывает обычай выставлять все документы (декреты и постановления) на Агоре для всеобщего ознакомления.4 По мнению отечественного историка А.М.Строгецкого, это символизировало соединение законов с демократическими институтами, что укрепляло правовую основу афинской демократии. Вообще Строгецкий видит в Эфиальте пример рационального политика, проводника заранее спланированных и хорошо продуманных мероприятий, направленных на совершенствование демократического строя.5
Однако, в настоящее время в трудах некоторых западных историков появилась тенденция занижать роль Эфиальта в развитии афинской демократической традиции. Отрицая наличие социально-политической борьбы в греческих полисах классического периода, авторы ряда работ считают, что демократизация политической культуры Афин стала результатом эволюционного процесса, обусловленного проявлением общечеловеческих нравственно-психологических качеств людей. Под влиянием этих качеств новый политический порядок складывался без какой-либо существенной ломки социально-политических отношений и без участия в нем гражданского коллектива.
По мнению же российских историков, предлагая подобную концепцию, "исследователи не только пренебрегают сведениями Аристотеля и Плутарха, объявляя их модернизаторской фикцией, но и не считаются с данными Фукидида, свидетельствующими о борьбе между сторонниками и противниками демократических преобразований в Афинах" в рассматриваемый период.6
Проявлением этой борьбы явилось в частности покушение на Эфиальта, организованное, как предполагают историки, сторонниками олигархических традиций. После убийства Эфиальта афинскую демократию возглавил Перикл - выходец из знатного афинского рода, прекрасно образованный и одаренный политик. 7
С его именем связывают не только проведение реформ, но и разработку новых принципов управления обществом, в основе которых - требование политического профессионализма и формирование новой социальной философии. Перикл, бессменно избиравшийся стратегом в 444/443-429 гг. до н. э., сплотил вокруг себя союз единомышленников, своеобразную политическую и интеллектуальную элиту афинского общества, при поддержке которой он осуществлял все свои внешнеполитические и внутриполитические мероприятия.
Аристотель связывает с именем Перикла два важнейших законодательства: о гражданских правах и об оплате должностных лиц. Прежде всего, была введена плата судьям. Народный суд, учрежденный еще при Солоне, составлял основу всей демократической системы афинского государства. К середине V века до н. э. гелиэя объединяла 6 тысяч афинских граждан, которые должны были заседать в различных судебных комиссиях, отрываясь от своих повседневных дел. Роль суда была многогранна: он решал множество вопросов как между самими афинскими гражданами, так и между союзниками Афин по морскому союзу, превращаясь одновременно в важнейший инструмент контроля над ними.
Следовательно, вводя такое новшество, как оплата труда чиновников, Перикл открывал дорогу для участия в государственных делах самого широкого круга афинских граждан, в том числе - малообеспеченных. Аристотель в сочинении "Афинская полития" описывал это следующим образом: "Жалованье получает, во первых, народ за рядовые народные собрания - по драхме, а за главные - по 9 оболов. Затем в судах получают по 2 обола; члены Совета - по 5 оболов, пританы - по 6, архонты - по 4."8
В тесной взаимосвязи с началом выплат жалованья чиновникам находилась и другая проведенная Периклом реформа - гражданская. В соответствии с ее требованиями, гражданином Афин мог считаться лишь тот, чьи мать и отец были афинянами. Значение этого нововведения исследователи оценивают по-разному. Согласно Аристотелю, оно было следствием слишком сильно разросшейся гражданской общины, а между тем гражданство древние всегда рассматривали как важнейшее условие успешного функционирования государственного организма.9 Следовательно, гражданская реформа Перикла преследовала цель формирования наиболее оптимального по численности гражданского коллектива, в чем в тот период был особенно заинтересован афинский демос.
Кроме того, как сообщает Аристотель, Перикл отнял некоторые права у ареопагов и "особенно решительно настаивал на развитии у государства морской силы...,"10 что по большому счету также было, прежде всего, в интересах средних слоев афинского общества.
Таким образом, в период правления Перикла происходит более четкое разделение властей: законодательная принадлежала Народному собранию, исполнительная - Совету 500 и магистратам, судебная - гелиэе. Одновременно принцип жеребьевки распространяется на большинство выборных должностей, что также свидетельствует об укреплении демократических начал в управлении.
В целом же можно сказать, что реформы Эфиальта и Перикла завершили процесс формирования системы афинской рабовладельческой демократии, обеспечили механизм ее успешного функционирования. Широкие круги граждан полиса получили возможность принимать участие в государственной деятельности - как через избираемые должности, так и через участие в работе Народного собрания. Право быть избранным распространялось на всех граждан без ограничения. Введение платы за выполнение общественных функций создавало реальную возможность для политической деятельности малообеспеченных граждан. Был признан и стал реальностью для любого афинского гражданина принцип свободы слова.

5. Общая характеристика права Древней Греции (на примере Аттики).

Основной источник – обычай. Обширная законодат.деят-ть связана с именами Драконта и Солона => противоречие и неупорядоченность. Псефизмы – постановления народ.собраний, касающиеся отдельных лиц, содержащие прав.нормы.

Первым истор.законодателем считается Драконт – организация суда, наказание за правонарушения, ограничение кровной мести (за прест-е отвечал убийца), узаконение практики примирения с убийцей, различия между умышленным и неумышленным преступлением, самооборона исключала отв-ть.

В последующем законы Драконта частично отменены Солоном в нач.VIв до н.э. Законы Солона касались регулирования внутрисемейных и родовых отношений.

а) имущественные отношения. Различали видимое и невидимое имущество (драгоценности, деньги). Среди вещных прав: - фактическое право; - право соб-ти. Частная собственность – произв.от гос-ва. В соб-ти от гос-ва находились рудники, земля, рабы и доходы от гос.имущества – достояние всех граждан, направлены на решение обществ.задач. Сохранялись обществ.земли, принадлежащие демам и филам. Зем.наделы частных лиц считались предоставленными гос-ву, поэтому архонты подтверждали принадлежность имущества.

б) обязательственное право. Обязательства из договоров и деликтов (вольные и невольные). Особых форм заключения договора афинское право не выделяло, наиболее важные – письменная форма. Виды договоров: купля-продажа; займ; ипотека (залог недвижимости при потере права распоряжения); хранение; найм движимого и недвижимого имущества; товарищество; комиссии. Исполнение договора обеспечивалось задатком, залогом и поручительством третьих лиц. Обязательства из деликтов возникали при нанесении имуществ.вреда. Виновный должен был возместить ущерб, а в случае умышленного – в двойной размере, за действие подвластных – отв-ть хозяина.

в)брачно-семейное право. Брак обязательный, хотя безбрачие не наказывалось. Брачный возраст: ж- 12, м- 15. Договор между отцом и женихом, выкуп за женихом, приданное предусм.обычаем. Согласие женщины не требовалось. Моногамный хар-р брака. Хотя м.б.наложница. В браке женщина под властью мужа. Развод для мужчин возможен, мог отослать жену к отцу назад, для женщины развод затруднителен – письмо к архонту с причинами развода, но обязат.согласие мужа. Дети под властью отца, тот мог лишить наследства. Допускался брак только между гражданами Афин. Дети от браков, между не гражданами, - незаконнорожденные, не имеют полит.прав. необходимо наличие статуса.

Наследование по закону и завещанию. Наследники 1очереди – сыновья, в их отсут-и – дочери. Завещание допускалось только в отсут-и детей мужского пола. Завещатель должен быть в здравом уме, не подвергаться псих.и физ.насилию. Не могли завещать несовершеннолетние, женщины, приемные дети.

г) уголовное право и судопроизводство. 1) преступления против гос-ва и 2) против личности/част.лиц.

1.гос преступления: против Полиса; уклонение от уплаты воинского налога; нарушение воинского долга; подкуп должностных лиц; 2.против семьи и лиц: несоблюдение брачных законов; прелюбодеяние; несоблюдение почтения родителей; 3.против личности: убийство, тяжкие телесные повреждения (опьянение – смягч.) 4.против имущества: кража, грабеж.

Среди наказаний: смертная казнь, изгнание из полиса, атимия – лишение гражд.прав, заключение в тюрьму, конфискация имущества, штрафы.

Суд и суд.процесс. Высший суд.орган – гелиэя (умышленные, гос.прест-я), дела о неумышленных прест-ях – рассматриваются судом эфетов. Суд.дела начинались только по иску. Истец должен предоставить письменные док-ва по делу, ответчик также письменно возражал =>расследование дела по существу. Апелляции на решение судов допускались гелиэей, их решение окончательное. Публичное судопр-во, за недоказанное обвинение – штраф (обращение к ораторам

16. Возникновение Древнеримского государства (VIII VI в. до н. э.). Реформы Сервия Туллия.

Реформы Сервия Туллия(6 в.)

Первым этапом в борьбе плебеев с патрициями стали реформы рекса Сервия Туллия:

-социально-политическая - положила в основу римской государственности имущественный принцип,все свободное население разделилось на 6 имущественных разрядов в зависимости от размера землевладения;Каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались центурии— сотни. Всадники составляли центурии конницы, 1—3 разряды — тяжеловооруженной пехоты, 4—5 разряды — легковооруженной пехоты. Пролетарии выставляли одну невооруженную центурию. Общее число центурий равнялось 193. Из них 18 центурий всадников и 80 центурий первого разряда составляли больше половины всех центурий.

-административная реформа-ввела территориальную организацию гос-ва,Рим разделился на трибы (территориально-административные единицы с правом на самоуправление и обязанностью населения платить налог).

Реформы включили плебеев в состав римского общества и предоставили им права римских граждан.

Возникновение Древнеримского гос-ва.

Основание Рима-753 г.до н.э.

Разложение первобытно-общинного строя у племен,кот располагались на реке Тибр--->объединение путем войн между латинянами, сабинянами, этрусками--->образование в Риме общины(члены основных римских родов-патриции).

Развитие скотоводства,земледелия-->имущественная дифференциация,частная собственность,патриархальное рабство-->появляются отдельные богатые аристократические семьи и социальная группа обедневших общинников.

Оставшееся вне римской общины пришлое население-плебс.В плебс входили также разорявшиеся члены общины.

Плебеи являлись свободными,но были ограничены в имущественных и личных правах.

17.Источники древнеримского права. Законы XII таблиц Вещное и обязательственное право .

Законы были выработаны комиссией 12 децемвиров в середине 5 века до н.э. Законы были начертаны на 12 деревянных досках-таблицах, выставленных для всеобщего обозрения на главной площади Рима.

Законы были в своей основе записью обычного права. Отличительная черта – строгий формализм; отсутствует понятие преступления против гос-ва. Вещи делятся на манципированные и неманципированные.

В договорах займа возможен нексум – самозаклад должника,долговое обязательство под гарантию свободы.

Римская семья строго патриархальна. Наследование по завещанию и по закону. Уголовно-правовые постановления законов 12 таблиц отличаются крайней суровостью.

Законы Двенадцати таблиц (лат. Leges duodecim tabularum) 451450 гг до н. э. — кодификация государственного закона от народа (lex publica) в Древнем Риме. Законы Двенадцати таблиц — плод специально созданной комиссии из 10 человек (децемвиры с консульской властью для написания законов, лат. decemviri consulari imperio legibus scribundis) и представлял собой свод законов, регулирующих практически все отрасли. Правовые нормы изложены подряд, без отраслевого деления. Представляет собой первый писанный источник права Древнего Рима.

Законы Двенадцати таблиц сохранились только в отрывках, их содержание реконструируется на основе упоминаний и ссылок, содержавшихся в сочинениях римских писателей и юристов.

Закон был принят Народным собранием в два этапа. Первым этапом в 451 году до н. э. было принято 10 таблиц, а в следующем 450 г. — ещё две. Целью этого закона было ослабить патрициано-плебейское противостояние с помощью внедрения в традиционный аграрный порядок равного для всех частного и уголовного права. Наиболее значимый факт — введение денег (ais) в форме распространённых в то время медных монет, которые взвешивались и в соответствии с весом получали номинал.

Классификация имущественных прав на вещные и обязательственные права не упоминается у римских юристов. Они говорили о различии actiones in rem (иски вещные) и actiones in personam (иски личные) (см. выше, разд. II, § 4, п. 2).
Разграничение же вещных и обязательственных прав выработано позднейшими учеными, однако на материале, содержащемся у римских юристов. Так, классический юрист Павел подметил различие двоякого положения лица, которому нужна какая-то вещь для удовлетворения той или иной потребности. Одно дело, если лицо приобретает себе необходимую вещь в собственность; другое дело, если оно договаривается с собственником вещи о том, что этот последний обязуется предоставить вещь в пользование первого лица на известный срок. Между этими двумя способами удовлетворения потребности в вещи разница не только в том, что в первом случае лицо приобретает вещь не на время, а навсегда, во втором же случае вещь предоставляется или на определенный срок, о котором договорились эти два лица, или впредь до востребования со стороны того, кто предоставил вещь.
Еще важнее другое различие. Когда лицо приобретает вещь в собственность, оно получает возможность непосредственного воздействия на вещь (пользования вещью, уничтожения ее, передачи другому лицу и т.п.), непосредственного в смысле независимости от какого-либо другого лица. Напротив, во втором случае, когда лицо, нуждающееся в известной вещи, Купает в соглашение с ее собственником о том, что этот последний обязуется предоставить данному лицу свою вещь на некоторое время, возможность воздействовать на вещь и более ограниченная (пользоваться вещью, но не уничтожать ее), и условная: фактически вещь поступит к первому лицу лишь в том случае, если лицо, обязавшееся передать эту вещь, действительно ее передаст. Другими словами, тот, кому необходима вещь, не будет иметь непосредственной возможности воздействовать на нее, как в первом случае, а только через посредство лица, обязавшегося ее дать; если это лицо не исполнит принятого на себя обязательства, с него можно по римскому праву потребовать возмещения убытков, причиненных его неисправностью, но нельзя принудить к передаче вещи.
2. В тех случаях, когда лицо имеет такое право на вещь, которое предоставляет его носителю возможность непосредственного воздействия на нее (когда предметом права является вещь), право называется вещным(т.е. правом на вещь); в тех же случаях, когда у субъекта нет непосредственного права на вещь, а только есть право требовать от другого лица предоставления вещи, такое право называется правом обязательственным.Таким образом, различие вещных и обязательственных прав проводится по объекту права: если объектом права является вещь, то перед нами право вещное; если объектом права служит действие другого лица, так, что субъект права может лишь требовать совершения условленного действия (или воздержания от него), — это право обязательственное.
3. Из такого различия по объекту права вытекает то различие в защите, которое римские юристы выражают противопоставлением actiones in rem и actiones in personam (см. выше, разд. II, § 4, п. 2). Поскольку вещное право имеет объектом вещь, телесный предмет, а на телесный предмет может посягнуть каждый, вещное право и защищается иском против всякого нарушителя права, кто бы им ни оказался; вещное право пользуется абсолютной(т.е. против всякого нарушителя) защитой (actio in rem).
Обязательственое право состоит в праве лица требовать от одного или нескольких, но точно определенных лиц совершения известного действия. Поэтому нарушителями обязательственного права могут быть одно или несколько определенных лиц, и только против них субъект права может предъявить иск (actio in personam). В этом смысле защита обязательственного права имеет относительный характер.
4. К вещным правам относится право собственности (в связи с которым изучается также фактическое владение вещью) и права на чужие вещи. В последнюю группу входят: сервитутное право, залоговое право (или право залога), а также эмфитевзис (вещное право долгосрочного, отчуждаемого, наследственного пользования чужим сельскохозяйственным участком за вознаграждение) и суперфиций (вещное долгосрочное, наследственное и отчуждаемое право пользоваться за вознаграждение строением на чужом городском земельном участке).

18. Законы XII таблиц . Семейно-брачные отношения

О семейном праве древнего Рима может быть сказано ранее всего то,

что римская семья, как ее рисуют Таблицы, была семьей строго

патриархальной, то есть находящейся под неограниченной властью

домовладыки, каким мог быть дед или отец. Такое родство называлось

агнатическим, отчего все "подвластные" домовладыке были друг другу

агнатами.

Когнатическое родство возникало с переходом агната (агнатки) в другую

семью или с выделом из семьи. Так, дочь домовладыки, вышедшая замуж,

подпадала под власть мужа (или свекра, если он был) и становилась когнаткой

в отношении своей кровнородственной семьи.

Когнатом становился и выделившийся из семьи сын (с разрешения отца).

Напротив, усыновленный и тем самым принятый в семью, становился по

отношению к ней агнатом - со всеми связанными с тем правами, в том числе

и на законную часть наследства.

Агнатическое родство имело несомненное превосходство над родством

кровнородственным, когнатическим, в чем нельзя не видеть реликт, пережиток

родовых отношений.

Издревле в Риме существовали три формы заключения браков: две

древнейших и одна сравнительно новая. Древнейшие совершались в

торжественной обстановке и отдавали женщину-невесту под власть мужа. В

первом случае (confarreatio) брак совершался в религиозной форме, в

присутствии жрецов, сопровождался поеданием специально изготовленных

лепешек и торжественной клятвой жены следовать повсюду за мужем. Вторая

форма (coemptio) брака состояла в форме покупки невесты (в манципационной

форме).

Но уже Законы XII таблиц знают бесформальную форму брака - "sine

manu" - то есть "без власти мужа". Можно предположить, что этот брак

диктовался нуждой обедневших патрицианских семей в союзе с богатыми

плебейскими, но это только предположение. Как бы там ни было, но именно в

этой форме брака - sine manu - женщина нашла себе значительную свободу,

включая свободу развода (которой она не имела в "правильном браке"). С

разводом женщина забрала свое собственное имущество, внесенное в общий дом

в качестве приданого, как равно и благоприобретенное после вступления в

брак.

С течением времени именно браку sine manu было обеспеченно наибольшее

распространение, тогда как "правильные" формы брака все более исчезали,

сохраняясь главным образом в жреческих и патрицианских фамилиях.

Специфической особенностью брака sine manu было то, что его

следовало возобновлять ежегодно, иначе на основании Законов супруг получал

все права как в браке conventio in manum в силу давности владения. Для

сохранения брака в форме sine manu жена в положенный день на три дня



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.