Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные формы феодального землевладения. Манориальное право.

Судя по источникам, крупнейшими землевладельцами в Древней Руси были князья, бояре и духовные феодалы — монастыри и церкви. Следовательно, существовало несколько видов крупного землевладения: княжеское, боярское и церковно-монастырское. Кроме того, землей могли владеть и феодалы небоярского происхождения, и мелкие феодалы, земельные владения которых были невелики.Предмет манориального (крепостного) права. Строго говоря, предметом манориального права в основном являются отношения, существовавшие между помещиками и крестьянами. Складывались же они в основном по поводу производства сельскохозяйственной продукции. Однако жизнь поместья этим, конечно же, не ограничивалась. Возникало множество сопутствующих сельскохозяйственному производству отношений, таких как, например, отношения по человеческому воспроизводству (заключение подданными браков) и др. Одним словом, предметом манориального права являлась многогранная внутренняя жизнь поместья в целом.

2. Содержание манориального (крепостного) права. Его средоточием было правовое положение сервов (крепостных), на плечах которых практически и держалось все сельскохозяйственное производство. Правовое положение крепостных, т.е. система их прав и обязанностей, представляло собой нечто среднее между рабом и свободным крестьянином. Это означало, что крепостные: *

1) полностью не принадлежали хозяину и их нельзя было ни продать, ни купить. В России такое их положение установилось только в XIX в.; *

2) могли заключать законные браки; *

3) должны были обеспечивать себя едой и одеждой; *

4) имели определенные права на дом, имущество, землю;

244 *

5) не могли покинуть землю без разрешения помещика, а отходили вместе с ней при ее передаче, так как существовало жесткое прикрепление крепостных к земле; *

6) должны были обрабатывать барщину в пользу помещика; *

7) не могли передавать землю после смерти родственника, она оставалась за помещиком.

Одним словом, помещик, осуществляя экономические, фискальные, полицейские и судебные права над крепостными в своих наделах, рассматривал таких крестьян как своих подданных. Хотя, справедливости ради, надо сказать, что существовали разные степени свободы крестьян.



Вообще же правовая свобода крестьян - величина непостоянная. Она зависела от многих факторов: *

а) от общей обстановки в стране; *

б) от других корпоративных правовых систем, соотносимых друг с другом как сообщающиеся сосуды, в особенности от феодального права. Так, если в России землевладельцы считались холопами царя, то, следовательно, правовое положение крестьян приближалось к правовому положению рабов; *

в) от экономики (переселение крестьян на новые земли, применение открытий в области сельскохозяйственного производства и в связи с этим рост продуктов сельского хозяйства, развитие торговли, рост городов и интенсивное общение между городом и деревней - все это вело к постепенному подъему самосознания крестьян, как решающему фактору в борьбе за улучшение их правового положения и в конечном счете к увеличению степени их свободы); *

г) от наличия или отсутствия военных нападений; *

д) от позиции церкви, которая давала возможность уравнять крестьян в правах путем вступления их в духовное сословие, а также путем сманивания крестьян на свои земли предложением более выгодных условий труда. Бегство крестьян заставляло помещиков идти на уступки. Кроме того, церковь весьма недвусмысленно выступала против рабства (холопства).

Правовое положение крестьян выражалось в наличии у них определенных прав и обязанностей. Поскольку при этом упор делался на обязанности, постольку и рассмотрение правового положения крестьян начнем с их обязанностей.

Обязанности крестьян: *

- сев во владениях помещика; *

- сенокос; *

- уборка урожая; *

- лесоповал; *

- вывоз навоза на поля; *

- починка дорог; *

- барщина (отработка определенных дней в году в поместье господина); *

- подготовка определенного числа рекрутов для службы в армии; *

- транспортные услуги (доставка необходимых предметов в дом помещика); *

- выполнение финансовых обязательств (уплата поголовной подати, земельной ренты, разовых податей и др.); *

- запрет жениться без разрешения своего господина; *

- запрет покидать манор (поместье);

Права крестьян: *

- право содержать землю, принадлежащую своему господину и переданную крестьянам для обработки на определенных условиях. В принципе, разделение земель (на господские и крестьянские или общинные) служило хорошим стимулом к повышению производительности труда; *

- право получать от хозяина земли защиту и покровительство; *

- право пользоваться общинными землями деревни, включая пастбища, луга, леса; *

- право на свободную крестьянскую землю (в отдельных местностях); *

- право платить определенную ренту, подати, нести оговоренные заранее службы и другие повинности (их нельзя было повышать и множить, что регулировалось обычаем, традицией и принципом справедливости).

Говоря о содержании манориального (крепостного) права, нельзя не отметить особенную черту, отличавшую его от феодального права. Если феодальное право регулировало отношения внутри одного класса, то крепостное право упорядочивало отношения между классами, интересы которых были прямо противоположными. И поэтому нет ничего удивительного в том, что отношения между помещиками и крестьянами были в определенной степени напряженными. Более того, нередко эта напряженность достигала такого размера, что выливалась в форму вооруженных крестьянских восстаний (например, восстания под руководством Пугачева, Болотникова и др.).

Однако при всем при этом, внутри поместья существовала и взаимозависимость между помещиками и крестьянами. Помещик не был простым сборщиком налогов. Он надзирал за поместьем (сам или через управляющего) и всецело зависел от эффективности ведения в нем дел, т.е. он был политическим правителем поместья, отвечал за поддержание в нем порядка, за защиту его извне, что соответствовало интересам всех проживавших в поместье.

В содержание манориального (крепостного) права включались и нормы, регулирующие отношения между крестьянами. Они отличались высокой степенью кооперации. Неслучайно деревню называли общиной не только в России, но и в Западной Европе, хотя там положение дел обстояло несколько иначе. Раскорчеванные и превратившиеся в пахотные земли в виде длинных узких полос были разбросаны среди разных крестьянских семей. Для эффективного их использования кооперация действий крестьян становилась просто жизненно необходимой и осуществлялась для: *

- использования скота для обработки смежной земли; *

- согласования времени сева, обработки посевов и сбора урожая; *

- использования общих пастбищ, лесов и лугов; *

- применения севооборота; *

- ограждения участков с посевами от повреждений скотом и другими.

Неслучайно очень серьезными проступками крестьян считались такие, как: *

а) уклонение от помощи членам общины в уборке урожая; *

б) порча пахотных быков; *

в) нежелание удобрять пахотную землю; *

г) невыполнение обещаний, например, построить кому-либо сарай; *

д) клевета и оскорбление другого; *

е) нежелание платить за купленные товары; *

ж) другие.

3. Форма манориального (крепостного) права. В отличие от феодального права здесь царствовал в основном обычай. Какого-либо договора между помещиком и крестьянином, конечно же, не было. Слабая объективация крепостного права являлась следствием того, что отношения внутри поместья по своей природе являются неформальными, личными, всепроникающими и урегулированию точными нормами, как правило, не поддаются.

Однако постепенно под влиянием коллективного давления крестьян с целью установления более благоприятных условий труда повинности начали регулироваться точнее и стали иметь пределы. Например, барщина ограничивалась определенным числом дней в году, платежи определенной суммой, решение жениться вне домена могло быть заменено уплатой пошлины. Затем брак без согласия господина стал признаваться действительным. Формальное закрепление получили прежде всего условия прикрепления к земле, условия выкупа и его порядок (выдавалась грамота в обмен на уплату суммы денег), замена повинностей денежными платежами и др.

Одним словом, воля помещика - вот что составляло суть крепостного права. Удивительно то, что она со временем в процессе развития общества стала приобретать хоть какое-то объективированное выражение. Узаконение воли помещика нужно было прежде всего крестьянам, и они порой этого добивались своей кровью. Вообще же манориальное (крепостное) право - это показатель распределения сил между резко противоположными социальными силами.

4. Правосудие. Его осуществлял сам помещик. Получалось, что правосудие строилось по принципу: "Хочу казню, хочу милую". Самостоятельно помещиком определялись виды и размеры санкций. Так, по свидетельству очевидцев, современников помещицы Арсеньевой, бабушки М.Ю. Лермонтова, она, будучи владелицей имения Тарханы Пензенской области, очень любила применять за серьезные проступки, совершенные ее крестьянами, публичное битье их плетьми, а менее серьезные карались ею выщипываем прилюдно волос из бороды - у мужчин и из головы - у женщин. За всем этим наблюдал маленький Миша, который, как вспоминали те же очевидцы, стал также приобретать вкус к наказанию виновных крестьян. Поступив в университет и проникнувшись демократическим духом, он начал открыто осуждать бабушку. Вот почему она, поджидая Мишеньку в гости на каникулы, прятала орудия пыток.

В судебной деятельности принимали участие и другие должностные лица (управляющий, который осуществлял общий надзор в поместье, лицо, ответственное за хозяйские посевы, лицо, сторожившее леса, сборщик податей и др.), которые часто выступали в роли обвинителей. Мы видим, что судебная деятельность еще пока была слита с деятельностью административной. Конечно, были и губернские (сеньориальные) суды, но возможно ли было туда добраться забитому крестьянину?

В России, которая больше примыкала к странам азиатского способа производства, чиновничий аппарат стал мало-помалу формулировать и упорядочивать нормы крепостного права. Но даже и при наличии законов, упорядочивавших отношения между

помещиками и крестьянами, а также предусматривавших наказания за проступки, помещики часто своевольничали. Всем известна хрестоматийная фраза, с которой помещик в процессе суда над крестьянином обращался к нему: "Как тебя, братец, судить, по закону или по совести?" И он в ответ чаще всего получал: "По совести, батюшка, по совести!"

В странах Западной Европы каждая сеньория имела собственный суд, состоявший из собрания всех свободных, - курию, где председательствовал хозяин манора или по его поручению стюарт. Манориальное правосудие - это прерогатива хозяина манора и неудивительно, что при решении вопросов правосудия голосование, как правило, было единогласным. Курия не только разрешала споры и осуществляла правосудие (причем судила как свободных, так и сервов), но также издавала инструкции и правила по управлению хозяйством. Сначала они были неписаными, а потом стали оформляться в виде ордонансов, которые регулировали использование общих полей, пастбищ, сбор зерновых, поддержание в порядке изгородей и ворот, спутывание лошадей и скота, сезонный переход от одного типа использования земли к другому, а также другие вопросы общинного хозяйства. Получается, что и здесь правосудие пока было слито с законодательной и административной деятельностью. И это неслучайно: законодательство ковалось в процессе разрешения спорных ситуаций. Главной же задачей суда была организация работы манора, ну и, конечно, защита прав помещиков.

Постепенно развитие феодального общества привело к тому, что система манорального (крепостного) права стала обнаруживать свою неэффективность. Об этом свидетельствовали такие меры защиты, применявшиеся со стороны крестьян, как: *

- участившиеся случаи бегства крестьян от помещиков; *

- отказ от верной службы своему помещику в ответ на его нежелание делать уступки; *

- выдвижение крестьянами коллективных требований; *

- требование дать "вольную"; *

- забастовки; *

- восстания крестьян; *

- другие.

Однако по разным путям пошло развитие манориального права в европейских странах и крепостного права в России. В Европе произошло постепенное превращение крестьян в арендаторов земли, а самого манора - в сельскохозяйственное предприятие. В России же попытка Столыпина перейти к фермерскому хозяйству не удалась. Нерешенность крестьянского вопроса стала одной из главных причин того, что Россия оказалась в пучине Октябрьской революции, отбросившей ее назад в развитии.

Формы, которые принимала феодальная земельная собственность, зависели у отдельных народов в различные периоды развития феодальных отношений от конкретных исторических условий. В Западной Европе первой, ещё не развитой формой феодальной земельной собственности был аллод. Первоначально аллодом назывался земельный надел общинника. С разложением сельской общины и ростом социального неравенства крестьянский аллод различными путями (в результате разорения свободных крестьян и вынужденного отчуждения ими своих земельных наделов, а также в результате прямых захватов, насилия и т. п.) переходил в руки феодализирующейся светской и церковной знати (а отчасти и в руки выделившихся из среды свободных общинников отдельных более состоятельных крестьян, которые увеличивали свои земельные наделы за счёт земель менее состоятельных соседей), превращался в крупное земельное владение и выступал как феодальная земельная собственность.

Дальнейшее развитие феодальных отношений в Западной Европе привело к возникновению новой формы феодальной земельной собственности — бенефиция, дававшегося пожизненно под условием несения его владельцем определённой вассальной службы (чаще всего военной) в пользу того феодального сеньора (господина), который дал этот бенефиций. С развитием феодального общества бенефиций из пожизненного владения превратился в наследственное и приобрёл черты, характерные для феода. Феод, или лен, — это наследственное земельное владение, связанное с обязательным несением военной службы и выполнением некоторых других обязанностей феодалом по отношению к вышестоящему сеньору. Феод — вполне сложившаяся, наиболее развитая и законченная форма феодальной собственности на землю. Общественный строй, основу которого составляла земельная собственность в виде феодов, и стал называться позднее феодальным.

В России в феодальную эпоху существовали две основные формы земельной феодальной собственности: вотчина (первоначально соответствовавшая западноевропейскому аллоду, как крупному земельному владению феодального характера) и поместье (имевшее черты сходства с западноевропейским бенефицием, а в дальнейшем своём развитии — с феодом). Постепенно поместье и вотчина юридически сближались, сливаясь в один вид феодальной земельной собственности, подобный в общем западноевропейскому феоду.

 

24. Основные формы феодальной зависимости крестьянства. Марка. Прекарий.

Важные изменения происходили и в среде крестьянства,В марке(крестьянской общине у франков) утверждалась частная собственность на землю (аллод). Активизировался процесс имущественного расслоения и обезземеливания крестьян, которое сопровождалось наступлением феодалов на их личную свободу. Существовало две формы закабаления: с помощьюпрекария и коммендации. Прекариемназывался договор, по которому феодал предоставлял крестьянину участок земли на условиях выполнения определенных повинностей, формально этот договор не устанавливал личной зависимости, но создавал благоприятные условия

25. Католическая церковь в государственно-правовой системе Средневековья (структура; каноническое право).

Возрастающий авторитет РКЦ(Римско-католическая церковь) опирался не только на земельные богатства, на Священное писание и религиозные чувства верующих. Он имел под собой и созданную к этому времени мощную и централизованную церковную организацию, построенную на четком отделении клира от мирян, на строго иерархических началах жизни духовенства и на его безусловном подчинение епископату, римской курии и верховному понтифику – папе. В XI – XIIвв. Римско-католическая церковь превращается в своеобразную надтерриториальную и общеевропейскую теократическую монархию. Она создала к этому времени свои политические, финансовые и судебные органы, свою дипломатическую службу. Наибольшего могущества РКЦ добивается в XIII в. При папе Иннокентии III (1198-1216гг.), установившем порядок, при котором коронация европейских монархов должна была осуществляться актом римского папы. Так при Иннокентии III были отлучены от церкви германский император, английский и французский короли.

26. Торговое, городское и королевское право средневековой Европы.

Городское право западной Европы представляет собой важнейший признак городского самоуправления и свободы горожан. Городское право — это совокупность правовых обычаев и требований городских статусов, жалованных грамот, а также уставов цехов и гильдий. Это право городской общины (коммуны во Франции, таунов и сити в Англии и штадтов в Германии) выбирать собственные властные учреждения, издавать законы, осуществлять суд над жителями, поддерживать порядок с помощью собственной полиции и ополчения.В основном это было писаное право. Его положения фиксировались городскими статутами, королевскими или иными сеньориальными хартиями, пожалованными городу Городское право, несмотря на закрепление в нем некоторых чисто феодальных институтов, по своему основному содержанию не являлось феодальным правом, оно скорее предвосхищало будущее буржуазное право, разрабатывало именно его принципы. Города широко использовали различные сборники международного торгового права и морских обычаев, составленные в городах Италии, Испании и т.д., и тем самым внесли заметный вклад в формирование единых правовых традиций в странах Западной Европы. В отличие от феодального права, городское право было кодифицированным, единообразным и рационально предсказуемым. Его действие изначально распространялось на свободных горожан, то есть граждан города, но оно не защищало поденных рабочих, подмастерьев и всевозможную прислугу мужского и женского пола. Со временем, однако, в большинстве городов возобладал принцип равенства перед законом, который распространился и на неполноправных жителей. «Городской воздух делает свободным» – это утверждение стало одним из важнейших принципов средневекового права. Важным признаком городского самоуправления считалось также получение от феодальных сеньоров (королей, герцогов, архиепископов) налоговых льгот и вольностей. По отношению к своему сеньору город был обязан нести определенные повинности — военную службу, участие в курии и суде сеньора и др. местные обычаи и вольности; законы (хартии, жалованные сеньорами); статуты городских властей; решения городских судов; реципированное римское право; влияние ленного и канонического права; торговое, морское,

27. Возникновение, развитие и распад Франкского государства.

Наиболее удачлив. Из франкских королей был Хлодвиг. Считается, что он был внуком основной династии мировингов.

Развитие гос-ти можно разделить на 2 этапа:

1.5-7 века монархия мировингов

2.7-9 в Каролинги

Гос-во франков было раннефеодальной монархией, кото. Возникла в период перехода германских племен от родоплеменной организации к феодализму. Ранее гос-во франков было слабо централизованным. Страна подразделялась на графства, а графство на округа.

Низшей единицей, была сотня. Округа и стони сохр самоуправление. Их народные собрания разрешали суд. Дела и ведали налогами. Органы власти избирались. Граф не был общим правителем.

После смерти Хлодвига в 511 году почти 100 лет шла междуусобная война между его приемниками. В этот период появл. Новая политическая сила- чиновники, управляли делами королевского двора.

Майордом-старший по дому возглавлял управление королевским дворцом.

На рубеже 8-7вв эта должность фактически превращается в королевскую.

С именем карла мартелла связано преобразование соц. политической структуры франкского об-ва. Отменяется прежний порядок дарения земель в полную собственность. Земли конфискованные, непокорных монархов, вместе с жившими на них крестьянами, передав в условное державие, кот. Наз. Бенефиций.Держатель бенефиция был обязан нести службу главным образом военную. Отказ от службы лишал права на бенефиций. Рост феодального землевладения сопровождался усилением военной и финансовой власти сеньоров

над крестьянами, что приводит к увеличению иммунитетных прав.

Распад франкского гос-ва произошел в 843 году в результате раздела его на 3 составляющие части:

Германия, Италия, Франция.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.