Сущность и функции предпринимательства
Основы предпринимательской деятельности
Оглавление
Оглавление. 1
Тема 1. Общая характеристика предпринимательства. 2
1.1. Развитие теоретических представлений о предпринимательстве. 2
1.2. Сущность и функции предпринимательства. 3
Тема 2. Типология предпринимательства. 5
2.1. Классификация, типы и виды предпринимательства. 5
Тема 3. Предпринимательская среда. 7
3.1. Сущность предпринимательской среды. 7
3.2. Внешняя предпринимательская среда. 7
3.3. Внутренняя предпринимательская среда. 8
Тема 4. Субъекты предпринимательской деятельности. 9
4.1. Физические лица. 9
4.2. Юридические лица. 9
4.3. Иностранные граждане. 9
Тема 5. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. 10
Тема 6. Малое предпринимательство. 21
6.1. Субъекты малого предпринимательства. 21
6.2. Преимущества и недостатки малого предпринимательства. 21
6.3. Проблемы и государственная поддержка. 22
6.4. Упрощённая система налогообложения, учёта и отчётности. 22
Тема 7. Организация собственного дела. 24
7.1. Общие условия и принципы. 24
7.2. Этапы создания собственного бизнеса: 24
7.3. Приобретение бизнеса. 24
7.4. Гос. регистрация, постановка на учёт и открытие счёта, лицензирование. 25
7.5. Товарный знак и знак обслуживания. 25
Тема 8. Бизнес-планирование. 27
8.1. Назначение бизнес-плана. 27
8.2. Состав бизнес-плана и принципы его разработки. 28
Тема 10. Кадровое обеспечение предпринимательских фирм.. 33
10.1. Сущность кадрового обеспечения и формирование требований. 33
10.2. Каналы поиска и методы отбора. 35
10.3. Заключение и прекращение контракта; коллективный договор. 37
Тема 11. Договорные отношения. 41
11.1. Сущность сделок и их виды; недействительность сделок. 41
11.2. Сущность и виды договоров. 45
11.3. Заключение, изменение и расторжение договоров. 52
11.4. Рассмотрение экономических споров. 54
Тема 13. Культура предпринимательства и предпринимательская тайна. 56
13.1. Сущность культуры предпринимательства его тайны, этика и этикет. 56
13.2. Сведения, составляющие предпринимательскую тайну и их защита. 59
Тема 14. Предпринимательский риск. 61
14.1. Сущность предпринимательского риска и его классификация; факторы риска. 61
Тема 15. Ответственность субъектов предпринимательской деятельности. 66
15.1. Сущность и виды ответственности предпринимателей. 66
15.2. Гражданская ответственность. 68
15.3. Уголовная ответственность. 68
15.4. Административная ответственность. 70
15.5. Ответственность за налоговые правонарушения. 70
15.6. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства. 70
15.7. Ответственность за низкое качество продукции и нарушение санитарных норм.. 71
Тема 1. Общая характеристика предпринимательства
Развитие теоретических представлений о предпринимательстве.
Ричард Катильон. Его работа была написана в 1725г. Согласно ему, предприниматель – это хозяйствующий субъект, принимающий на себя обязанность несения различных рисков из-за неопределенного исхода экономической деятельности. Катильон первый ввел различие между предпринимательским доходом и доходом от капитала.
Г. Хизрин, М. Питерс (18в.) Предприниматель – это лицо, заключившее с государством контракт, стоимость которого оговорена заранее, если может выполнить контракт, затратив средства, то его разница-это предпринимательский доход.
Адам Смит (конец 18в.)Предприниматель – это собственник капитала, который ради реализации коммерческих идей, идет на экономический риск ради получения прибыли. Капиталист равен предпринимателю. Частное предпринимательство полезно для общества при двух условиях:
1. Предприниматель должен иметь личную выгоду;
2. Предприниматель должен находиться в конкурентных условиях.
Ж. Бодо (1797г.)Предприниматель – это лицо, несущее ответственность за предпринимательское дело, которое планирует, контролирует, организует и владеет предприятием.
Ж.Б. Сей (1803г.) Предприниматель – это хозяйствующий субъект, который формирует новую стоимость за счет компоновки трех основных факторов производства: земля, труд, капитал. Сей видел организующее начало: на первом месте, земледелец, далее идет формирование новых продуктов, рынков и т.п. Носит инновационный характер предпринимательство.
Выводы:
1. Предприниматель – это собственник капитала и владелец собственного дела, управляющий им и совмещающий собственные функции с личным производственным трудом.
2. Капитализация предпринимательских доходов в национальную экономику является необходимым условием экономического роста.
3. Предприниматель является хозяйствующим субъектом, принимаемым на себя экономические риски вследствие неопределенного результата и получение за это предпринимательского дохода.
4. Предпринимательство носит инновационный характер, проявляющийся, прежде всего в комбинировании факторов производства и поиске новых возможных продуктов, рынков для получения наилучших результатов.
Век
Р. Хайек. Предприниматель как хозяйствующий субъект, характеризующийся особым поведением и стремлением обнаружить различные возможности получения прибыли еще не замеченные другими хозяйствующими субъектами.
Ю. Шумпетер. Предприниматель – это не только самостоятельный хозяйствующий субъект, но и все те, кто реально выполняет основополагающую функцию предпринимательства: комбинирование факторов производства.
Предприниматель характеризуется:
1) Особым взглядом на вещи и способностью выделять определенные моменты, действующие в реальном свете.
2) Способность идти вперед в одиночку, не пугаясь неопределенности и сопротивлений внешней среды.
3) Воздействие на других людей, способность обладать властью и авторитетом.
4) Предпринимательская функция не тождественна руководству.
Предпринимательская прибыль – это часть средств, остающаяся свободной после покрытия всех издержек от предпринимательства. Она является результатом осуществленных комбинаций факторов производства, в числе которых и само предпринимательство.
Капитал в предпринимательской деятельности – это средство, позволяющее предпринимателю получать и использовать материальные блага для достижения новых целей.
Мотивы предпринимателя:
1) Мечта и воля основывать свою династию.
2) Воля к победе, стремление к успеху (ради успеха).
3) Радость творчества.
Факторы развития предпринимательства:
§ организационно-хозяйственное новаторство,
§ экономическая свобода.
П. Друкер. Предприниматель собственный новый малый бизнес, но при этом не всякий малый бизнес является предпринимательством, а только тот, который создает новый рынок и новых покупателей. По мнению автора, базой для предпринимательства являются современные знания.
Выделяет четыре предпринимательских стратегии:
Ø «ворваться первым и нанести массированный удар»,
Ø «напасть быстро и неожиданно»,
Ø «найти и захватить экономические ниши»,
Ø «измерять экономические характеристики продукта, рынка или отрасли».
Сущность и функции предпринимательства
Это самостоятельная, осуществляющаяся на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, выполненных работ, продажи товаров или оказанных услуг, лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (по Гражданскому Кодексу).
Характерные черты предпринимательской деятельности:
1. Самостоятельная деятельность дееспособных граждан и объединений;
2. Инициативная деятельность, направленная на реализацию своих потребностей, а так же потребностей др. лиц и общества;
3. Предпринимательская деятельность является рисковой;
4. Предпринимательство – это процесс, предполагающий компетентную длительную и профессиональную деятельность;
5. Законная деятельность.
Предпринимательская деятельность шире, чем разрешенная законом деятельность. Можно выделить незаконную предпринимательскую деятельность полезную, бесполезную (должен совершенствоваться закон) и вредную для общества (должна пресекаться законом).
Предпринимательство как явление отражает всю совокупность отношений: экономических, социальных, личностных и др., связанных с организацией предпринимательского дела, с производством товаров и получением желаемого результата в виде прибыли, дохода.
Предпринимательство, как процесс, представляет собой сложную цепочку целенаправленных действий предпринимателей, начиная с возникновения идей и до ее реализации в конкретном проекте.
По Шумпетеру осуществление новых комбинаций функций производства охватывает пять случаев:
1. изготовление нового, неизвестного потребителю продукта (блага), качества нового блага;
2. внедрение нового способа производства;
3. освещение нового рынка сбыта;
4. получение нового источника сырья или полуфабрикатов;
5. обеспечение монопольного положения предприятия или подрыв монопольного положения др. предприятия.
Функции предпринимательства:
1. Общеэкономическая функция, которая аддитивно обусловлена ролью индивидуального предпринимателя как субъекта рынка.
2. Ресурсная функция для эффективного использования как воспроизводственных, так и ограниченных ресурсов.
3. Инновационная функция (творческо-поисковая). Существует три аспекта:
Ø выработка новых идей,
Ø новое комбинирование функций производства для производства идей,
Ø творческий процесс достижения поставленных целей;
4. Организаторская функция.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|