Сделай Сам Свою Работу на 5

НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ





ИСКУССТВО УРАЛА

 

Объектом изучения и фиксации в данном разделе являются художественно-ремесленный опыт жителей Урала, реализованный в формах индивидуального творчества или семейного промысла и существующий в рамках наследования традиций прошлого. Речь, как правило, идёт о бытовом и самодеятельном творчестве в русле образов народного, «фольклорного» мировосприятия, в наследуемых техниках, в формах неспециализированного мелкотоварного производства. При этом нужно отметить, что в разные периоды соотношение затрат времени на основные занятия и вспомогательный промысел, а также соотношение получаемого дохода от основных занятий и рассматриваемого ремесла – весьма подвижны. То есть можно сказать, что в зависимости от половозрастного статуса мастера, экономического состояния региона или календарного периода рассматриваемое творчество могло быть как основным, так и вспомогательным занятием.

При данном подходе за рамками рассмотрения оказываются артели, мастерские и коммерческие предприятия, художественный стиль которых определяют профессионалы-искусствоведы и специальное образование мастеров-исполнителей.



 

Меднопосудное производство. Урал с ХVIII века являлся крупным центром по добыче и обработке меди. Мягкий и красивый металл стал основой для создания многих бытовых и художественных изделий. Уральские мастера изготавливали кувшины и кумганы, ковши, стопы, ларцы, подносы, многое другое. Предметы и художественные произведения из меди выполнялись в техниках литья, точения, чеканки; украшались начечкой, гравировкой, золочением, инкрустацией. Каждая вещь обладала такими качествами, как полезность, практичность, красота.

В современный период утрачены многие секреты прошлого мастерства изготовления и украшения посуды из меди. Основная причина – дороговизна сырья и производства; на смену меди пришли другие, более практичные и дешевые материалы. Уральская медная посуда стала памятью и частицей истории в фондах крупнейших музеев страны – Государственном Историческом (Москва), Свердловском государственном областном историко-краеведческом (Екатеринбург), Музее-заповеднике горнозаводского дела Среднего Урала (Нижний Тагил) и других.



 

Художественная ковка.Кузнечное ремесло – самое древнее и самое распространенное на Урале ремесло, связанное с обработкой человеком металла. Изделия кузнецов были необходимы и добытчикам полезных ископаемых, горным рабочим, и крестьянам-земледельцам. Другой причиной широкого распространения этого ремесла на Урале стало большое количество местного сырья – железа, стали и других металлов.

Первыми русскими кузнецами на Урале были крепостные мастера, вывезенные своими владельцами из губерний Центральной России. Кузни создавались и в сёлах, и при заводских посёлках. Кузнецы ковали посуду, орудия труда, оружие и доспехи. В посёлках, близких горнодобывающим промыслам, мастера изготавливали инструменты: лопаты, цепи, кАйла. Деревенские кузнецы ковали предметы крестьянского быта: серпы, косы, лемехи плугов, вилы, ухваты, подковы, петли и личины замков, дверные ручки, сечки и светцы. Производилось на Урале и огромное количество гвоздей – для постройки барок, строительства и подковки лошадей.

В XIX веке кузнецы приобретали для работы железо различных сортов на ближайших металлургических и механических заводах, там же покупали и уголь для горна. У населения скупали металлический лом.

Наибольшее количество кузнецов работали близ заводов – Невьянского и Верх-Нейвинского, Верхисетского и Нижнеисетского, Режевского и Ревдинского, Березовского и Быньговского, Каслинского и Кыштымского. Мелкие кустари сбывали свои изделия в заводах, продавали односельчанам и скупщикам. Крупные производители отправляли свои изделия на ярмарки – Ирбитскую, Троицкую, Ишимскую, везли в Сибирь.



Художественная ковка проявила себя ярче всего в архитектуре уральских городов и заводских поселков, которые украшались коваными оградами, решетками, карнизами, балконами, флюгерами.

Современные мастера украшают своими произведениями дома и улицы наших городов. В работе кузнеца ныне многое изменилось, и вручную куют теперь только любители старины. Современные кузнецы применяют в своей работе промышленные молоты, на электрическом приводе; ушли в прошлое и водяная тяга и паровые молоты. Редко когда кузнецу доведется делать старинные кованые предметы: подковы, гвозди, серпы, косы, плужные лемехи, дверные ручки и петли, ажурные светцы, печные заслонки. Зато весьма популярными стали уличные скульптуры, кованые ограды, ворота, садовая мебель, предметы декоративного убранства интерьеров. Кузнечное ремесло постепенно перешло от производства необходимых в быту предметов и инструментов к изготовлению декоративных произведений.

В 1992 году в Екатеринбурге 42 мастера объединились в Ассоциацию «Кузнецы Урала», возглавил которую кузнец-художник, профессор Уральской Архитектурной академии Б.Н. Казаринов. В настоящее время в Свердловской области работает десяток кузниц, выполняющих свои произведения в разнообразных стилевых решениях, различного назначения. Кузнечное ремесло – один из видов традиционного художественного ремесла уральцев, относительно благополучно сохраняющееся в настоящее время. Мастера работают в Екатеринбурге, Первоуральске, Ревде, Коуровке, пос. Арти и др.

В Свердловском областном Доме фольклора созданы учебные фильмы о художественной ковке металла «Кузнечное ремесло».

 

Гончарное ремесло – одно из старейших на Урале. Оно возникало повсеместно, где удавалось найти подходящие по качеству глины. Технологический цикл весьма простой: добыча и подготовка глины, выделка изделий на гончарном круге и вручную, сушка, обжиг. Во всех местных центр ассортимент производимых изделий был разнообразен: крынки, корчаги, горшки, чашки, маслёнки, латки, топники, рыльники, жарёхи. Посуда изготавливалась поливной, обварной, черно-лощеной, декорировалась люстром, налепом, рельефом, фестонами.

Уральской керамической посуде присущи широкий в диаметре верх, отсутствие узкой горловины, линейный, волнистый и налепной кольцевой орнамент.

Глиняную и фаянсовую посуду изготавливали в Екатеринбурге, Ирбите, в Камышловском уезде, Алапаевском и Слободо-Туринском районах, д. Белоносово Каменского района, в Невьянском районе – Нижних и Верхних Таволгах и многих других. Сбывали гончарные изделия на ярмарках: Ирбитской, Шадринской, Челябинской, Камышловской, Тюменской.

Одно из первых уральских кредитных товариществ, открывшее гончарную фабрику, стало с. Белоносово Каменского района. До 1934 года здесь насчитывалось до 300 человек рабочих. После Великой Отечественной войны образовалась артель «Гончар», которая просуществовала несколько лет, не выдержав конкуренции. Новое возрождение старого промысла произошло в 1980 году на базе районного управления бытового обслуживания.

Нижние Таволги – одно из старейших уральских сёл, расположенное недалеко от Невьянска, на берегу Нейвы. Оно заселялось старообрядцами, которые приходили на Урал в середине XVII века. Богатые залежи красной глины по берегам реки дали работу тавологским мастерам, и очень скоро село стало центром самобытного гончарного промысла.

В начале XX века гончарным промыслом в Нижних Таволгах занималось 70 семей. В селе Нижние Таволги Невьянского района в 1929 году также была организована артель «Гончар», которую возглавил А. Заворохин. Ассортимент продукции, который предлагали тавологские мастера был очень широк: горшки разных размеров, латочки, «водянки» на 5–7 вёдер, подойники, крынки, кашники, а также маленькие игрушки в виде лошадок, собачек, оленей и птиц. Промысел сумел дожить и до наших дней; до сих пор в селе есть мастера, хранящие старые традиции. На основе промысла был открыт керамический завод, продукция которого хорошо известна в Свердловской области.

В с. Мельниково Слободо-Туринского района бытовал промысел по изготовлению черно-лощеной керамической посуды. Последний мастер, А.Ф. Мельников в 1992 году выполнил по заказу Дома фольклора изготовление и обжиг партии керамической посуды, что и было зафиксирована на видеопленку.

На основе экспедиционных видеозаписей Доме фольклора издан DVD фильм «Гончарное ремесло Урала», представляющей самобытные гончарные традиции уральцев.

 

Домовая роспись.Уральский расписной дом – самобытное художественное явление. Обычай расписывать дома на Урале появился в середине XIX века. До этого избы топились по-чёрному. Печь, домашний очаг – символ жизни в доме. По поверьям в подполье под печкой жил домовой – охранитель дома. Естественно, что печь украшали особенно старательно, расписывали деревянные части её конструкций: припечной брус, подшесточную доску, дверь в голбец, стенку голбца. Именно на голбцах и входных дверях рядом с красивым кустом (древом жизни) рисовали зверей-охранителей, парные изображения птиц. На Урале расписные дома звали «крашеными со цвяточками», а мастеров – красильщиками, крашельщиками.

Истоки мотивов росписи нужно искать в древнерусском искусстве, символике языческой Руси, частично перешедшей в христианство и дополненной безудержной, безграничной фантазией народных художников. Живописные мотивы росписи решаются в едином стилевом ключе, объединившем традиционную народную и иконописную манеры письма. Расписывать народные художники начинали с более крупных форм, а затем переходили к мелким, это помогало организовать композицию по законам равновесия и симметрии. В построении композиций мастера пользовались своей системой измерений, выработанной местной практикой, например: толщина пальца, ширина ладони, пядь руки, длина локтя соответствовали размерам крупного цветка, или ягодки, длина ветки и т.д. Роспись выполнялась масляными красками, техника письма была несложной, почти не применялся трафарет. Кисть художника самостоятельно строила и творила, роспись создавалась «на глаз». Ее выполняли на различных фонах: в основном зеленом из местных красителей, оливково-зеленом, суриковом. Для каждого фона требовались особые приемы, помогавшие достигнуть повышенной звучности мотивов.

Мастер знал язык цветовой символики, берущий своё начало в древнерусской живописи. Жёлтым цветом он славит хлебосольность и гостеприимство хозяев, изумрудно-зелёным – выражает надежду на плодородие земли и богатый урожай. Зелёный – цвет надежды, жизни, подвига. Во многих росписях мы видим тёмно-пурпуровый цвет – символ тяжёлой жизни крестьянина, белый – чистоты, бессмертия, голубой – девственности, светло-жёлтый, золотистый – славы и царственности. Композиция создавалась сразу, «на глазок», отсюда её свежесть, сочность и наивная непосредственность.

Уральская домовая роспись встречается в Свердловской области повсеместно (пожалуй, за исключением запада области) – в Верхотурском уезде, а также в селах и деревнях вдоль рек Тура, Нейва, Реж, Исеть. В настоящее время роспись интерьеров, архитектурных элементов жилища и предметов быта не практикуется.

В фонде фотографий Дома фольклора хранятся десятки изображений уральской домовой росписи.

 

Изделия из бересты.По данным полевых исследований Дома фольклора многочисленные изделия из бересты изготавливались мастерами по всей территории региона, при этом техники были весьма разнообразны – плетение и аппликация, тиснение и роспись; видеозаписи с мастерами выполнены в Артинском и Таборинском районах, в г. Нижней Салде. Наиболее известны и распространены в музеях региона расписные бураки из г. Нижняя Салда.

Бурак – сосуд цилиндрической формы, изготовленный из бересты, берёзовой коры. Другое название бурака – туес. Туеса в прошлом изготавливались и применялись в крестьянском хозяйстве на всей территории Русского Севера, в Поволжье и Сибири. Туеса применяли для самых разных нужд: хранения продуктов, мочения ягод, соления грибов, огурцов, рыбы. Размеры туесов были различны – самыми маленькими пользовались рыбаки, хранили в них наживку, в самых больших мог спрятаться человек. Основой берестяного туеса является «сколотень» – внутренний неразрезанный слой туеса цилиндрической формы, снятый целиком со спиленной берёзы. Наружный слой бересты – рубашка закреплял на туесе обручи, держащие донце и крышку. Рубашку туеса изготавливали из прямоугольного полотна бересты, скрепляли особым способом – «замком» или сшивали и украшали. Способы украшения берестяных туесов были весьма разнообразны - аппликация, процарапывание, тиснение, ажурная резьба и роспись.

Бурачный промысел возник в Нижней Салде из потребности населения в посуде. В 1760 году Никитой Акинфиевичем Демидовым был основан Нижнесалдинский завод. Быстрое развитие и распространение промысла стало возможным, в немалой степени, из-за обилия бересты, поскольку для металлургического производства в больших объёмах требовался древесный уголь, который вырабатывался путём пережигания берёзовых стволов. Так, бурачный промысел стал попутным промыслу углежогов. Производством бураков занималось несколько семей старообрядцев – бывших крепостных крестьян, выходцев из Нижегородской губернии. В отличие от артельного производства бураков в Нижнем Тагиле, в Нижней Салде это было семейным делом: мужчины изготовляли бураки, а женщины варили олифу и расписывали. Это и повлияло на своеобразие Нижнесалдинского промысла, на отсутствие сильного влияния на него технических приёмов, композиционных и живописных особенностей подносной росписи Нижнего Тагила.

Роспись бураков сначала возникает как дополнение к украшению бурака тиснением для придания ему яркости и броской привлекательности на ярмарках. (Салдинские бурачники производили от пятнадцати до двадцати тысяч бураков в год, продавали их на Нижегородской, Ирбитской ярмарках.) В середине XIX столетия, одновременно с развитием тагильского подносного промысла, начали расписывать и бураки. Нижнесалдинская роспись бураков родственна нижнетагильской росписи подносов, но по ряду признаков ближе к уральской домовой росписи, в которой преобладает народное «маховое» письмо в один мазок, которым владели старообрядцы. Композиции Нижнесалдинского букета скромнее и проще, а поверхность, которую занимают цветы на бураке несколько меньше, чем на Тагильском.

Типичная композиция Нижнесалдинской росписи на бураках - наклонный букет композиционным центром которого являются два больших симметричных цветка. Они выполняются в технике оживки разбелом, обычной для уральской росписи и дополняются листочками, бутонами и меньшими цветами. Примета Нижнесалдинской росписи – «веточки» снизу букета, подчёркивающие его динамичную форму.

Основные мотивы росписи букетов: наклонный букет S-образной формы; прямой букет с двумя крупными цветами, листьями и тремя-пятью маленькими цветочками; «вертушка» – веточка с цветами и листьями, спиралью огибающая большой цветок в центре; букет с двумя-тремя «тюльпанами» – колокольчиками.

Бордюр расписанного бурака предельно прост – прямые или волнистые линии с разбелом, пунктирные мазки. Иногда в обрамлении росписи на бураке используется тиснёный геометрический орнамент по нескольку ярусов у донца и крышки бурака.

В начале XX века промысел начал исчезать. Изменились вкусы, предпочтение стали отдавать шпаклёванным и окрашенным буракам с переводными картинками.

Внешний облик берестяных изделий нижнесалдинского промысла можно восстановить по музейным образцам. Благодаря В.А. Бессонову – мастеру из Нижней Салды, в 1998 году появилась возможность проследить всю технологическую цепочку изготовления туеса, увидеть специфику инструментов, тонкости и хитрости приемов работы мастера. (Экспедиционный фонд Свердловского областного Дома фольклора. ВЭФ 59 – 61).

Виктор Александрович Бессонов – выходец семьи потомственных рабочих работает уже более 30 лет. Его туеса пополнили музейные коллекции и несут скромную службу на кухнях друзей и знакомых.

Экспедиционные видеозаписи Дома фольклора стали основой для проекта DVD в трех частях «Бурачный промысел Урала», где подробно изображается последовательность заготовки сколотней, выполнения туеса и украшения его росписью; демонстрируются музейные экспонаты.

 

Таким образом, по данным Свердловского областного Дома фольклора памятниками нематериальной культуры Свердловской области могут быть признаны художественно-ремесленные традиции уральцев:

– гончарное ремесло Невьянского района;

– кузнечное ремесло;

– уральская кистевая роспись бытовых предметов и интерьера.

 


Содержание

 

РУССКОЕ НАСЕЛЕНИЕ УРАЛА.................................................................................................. 7

1. Территория. Заселение. Население..................................................................................... 7

Национальный состав населения Урала........................................................................ 8

Другие слявянские народы. Белорусы и украинцы..................................................... 9

2. Мировоззрение. Обряды и обычаи...................................................................................... 9

3. Фольклор.............................................................................................................................. 10

 

СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ. ОБРЯДЫ И ОБЫЧАИ............................................................... 12

1. Календарные обряды и обычаи......................................................................................... 12

2. Семейно-бытовые обряды и обычаи................................................................................. 12

 

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО......................................................................................... 13

1. Обрядовый фольклор. Магические обряды, обережная магия, заговоры..................... 13

2. Необрядовый фольклор...................................................................................................... 14

 

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР..................................................................................................... 14

1. Обрядовый музыкальный фольклор................................................................................. 14

Народный музыкальный календарь............................................................................. 14

Жанровые миксты.......................................................................................................... 16

2. Семейно-бытовой фольклор.............................................................................................. 17

3. Необрядовый музыкальный фольклор.............................................................................. 19

Песенная традиция......................................................................................................... 19

Исполнительство на анродных инструментах............................................................ 22

Хореография................................................................................................................... 22

Детский фольклор. Игры............................................................................................... 23

 

НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМЫЕ ЯВЛЕНИЯ НЕАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

НА ТЕРРИТОРИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ..................................................................... 24

Календарные обряды и обычаи............................................................................................. 24

Семейные обряды и обычаи................................................................................................... 25

Музыкальный фольклор......................................................................................................... 26

Игровая культура.................................................................................................................... 26

 

СТАРООБРЯДЦЫ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ..................................................................... 29

Старообрядческие согласия................................................................................................... 29

Культура и быт........................................................................................................................ 30

 

ФОЛЬКЛОР САМОХОДОВ – БЕЛОРУССКИХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ....................................... 33

 

ТАТАРЫ И БАШКИРЫ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ............................................................ 35

Праздники и обряды жизненного цикла.............................................................................. 37

 

УРАЛЬСКИЕ МАРИЙЦЫ.............................................................................................................. 45

Марийские селения и жилища............................................................................................... 46

Традиционная религия марийцев.......................................................................................... 47

Марийский фольклор.............................................................................................................. 48

Марийская народная одежда и вышивка.............................................................................. 49

Марийские фольклорные ансамбли Свердловской области.............................................. 52

 

МАНСИ............................................................................................................................................. 56

 

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТИЛЬ НА УРАЛЕ......................................................................... 60

 

Таблица «Центры художественного текстиля Свердловской области».................................... 74

 

НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО УРАЛА................................ 78

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.