Сделай Сам Свою Работу на 5

В.В. Воробьев. Опыт создания фильмов по этнографии народа мари





А.А. Бобрихин. Вышивка в костюме уральских марийцев.

О.А. Калинина. Традиционные игры в календарно-праздничной обрядности марийцев.

С.П. Никитин. Песня – сплав истории, мифологии и философии народа мари.

М.В. Соколова. К вопросу о марийско-татарских параллелях в исторических преданиях.

Лики Урала. Каталог фотовыставки. 2005.

Одеваньице шибко баское. Каталог выставки народной одежды. 2006.

Бобрихин А.А. Традиционный костюм уральских марийцев // Традиционная культура Урала. Альманах № 6. 2008.

 

Аудиозаписи:

«ОШ КУЭ ШКЕТ ШОГА» (белая берёза одиноко стоит), фольклор уральских марийцев. На марийском языке. Записи исполнителей из д. М. Тавра Артинского района Свердловской области и ансамбля «Эрвий», д. Юва Красноуфимского района Свердловской области. Мастеринг: А. А. Бобрихин, Л. А. Лягинскова. Продолжительность записи 56 минут. МОНО, СТЕРЕО, 2006 г.

 

Видеозаписи.

«КУСО» (обрядовое моление уральских марийцев). Фильм рассказывает о древнем обряде уральских марийцев – общинном молении «кусо» на священной горе «кусо курык». Марийцы исповедуют многобожие и поклоняются богам олицетворяющим стихии природы. В молении участвуют жители пяти деревень Артинского и Красноуфимского района Свердловской области. 2006 г.



«ПРАЗДНИК ДУШИ». Фильм по материалам экспедиций представляет древний обряд уральских марийцев, совершаемый на сороковой день после похорон. В фильме зафиксированы реальные события, происходившие в селе Марийский Усть-Маш. 2006 г.

«ТРАДИЦИОННАЯ КУКЛА НАРОДОВ УРАЛА», DVD, 2007 г.

«НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ УРАЛЬЦЕВ (РОЖДЕСТВО, МАСЛЕНИЦА, САБАНТУЙ, КУСО)», DVD, 2007 г.

«НАРОДНЫЙ КОСТЮМ УРАЛЬЦЕВ. ЧАСТЬ I – МАРИЙСКИЙ КОСТЮМ», DVD, 2007 г.

 


МАНСИ

 

Само название манси (меньдзи, моансь) означает «человек». Этот народ объединяют с хантами под общим названием обские угры. Субэтнические группы манси в настоящее время трудновыделимы из-за их смешанности. Ранее выделяли 4 такие группы: северные, южные, западные и восточные. Однако южные и западные группы стали постепенно исчезать еще в XVII–XVIII вв. в связи с обрусением и тюркизацией (процесс, продолжающийся и в настоящее время).

 

Проживание и численность.В Верхотурском уезде Пермской губернии в начале XX в. оставалось еще 24 населенных пункта манси, в которых насчитывалось 284 двора и около 2 тысяч человек. В местах давних контактов вогулов и русских нередко возникали общие поселения.



В 1928 г. в Тагильском округе Уралобласти насчитывалось семь поселений вогулов. В 1959 г. их было уже восемь, и все они сосредоточены на территории Бурмантовского сельсовета, находящегося в административном подчинении г. Ивделя. В 1970 г. количество поселений манси возрастает до тринадцати, а в 1979 г. сокращается до семи. По данным переписи 1989 г. насчитывается шесть поселений манси.

Манси и по сей день живут в Ханты-Мансийском АО Тюменской области, а также 194 человека проживают в Свердловской области, на её северо-востоке в Ивдельском районе (142 человека). Численность на сегодняшний момент в РФ – менее 8 тысяч человек.

 

История появления манси на Урале.Манси как этнос сложился в результате слияния племен уральской неолитической культуры, угорских и индоевропейских племен, двигавшихся через степи и лесостепи Западной Сибири и Северного Казахстана. Двухкомпонентность (сочетание культур таежных охотников и рыболовов и степных кочевников-скотоводов) в культуре манси сохраняется и поныне.

Первоначально манси были расселены на Южном Урале и его западных склонах, но под влиянием коми и русских (XI–XIV вв.) переселились в Зауралье. После присоединения Сибири к России в конце XVI в. усилилась русская колонизация, к концу XVII в. количество русских превысило коренное население Урала. Манси постепенно стали переселяться на север и восток, часть их была ассимилирована.



 

Современная история.В 1923 году территория манси вошла в Тобольский административный округ Уральской области. В 1930 году был образован Остяко-Вогульский (с 1940 – Ханты-Мансийский) национальный (с 1977 года – автономный) округ. Коллективизация 1930-х гг., особенно кампания 1950–1960-х годов по укрупнению поселков манси, сильно отразились на состоянии их национальной культуры.

 

Язык манси.Мансийский язык, относится к обско-угорской подгруппе угорской группы финно-угорской языковой семьи. В мансийском языке четыре наречия или диалектные группы. 36% манси считают родным язык своей национальности. В некоторых поселках Ханты-Мансийского АО мансийский язык преподают в школах, но в Свердловской области нет.

Занятия.Благодаря природной среде, манси на Среднем Урале выработали две формы хозяйствования: северные (верхотурские) манси занимались исключительно охотой и рыболовством, южные (по реке Чусовой) освоили оседлый образ жизни и, кроме охоты, занимались земледелием и животноводством.

Основные традиционные занятия современных манси - охота и рыболовство. У манси в Ханты-Мансийском АО Тюменской области отчасти сохранилось оленеводство, а свердловские манси оленей уже не держат. На Оби и в низовьях Северной Сосьвы преобладающим занятием было рыболовство. Жители верховьев рек занимались преимущественно охотой, некоторые выезжали на Обь для сезонной рыбной ловли. Охота была мясная (олень, лось, боровая и водоплавающая птица) и пушная, носившая в значительной степени товарный характер. Из пушных зверей на первом месте стояла белка, в прошлом соболь. В верховьях рек Лозьва, Северная Сосьва и Ляпин, где была возможность уйти для летнего выпаса в горы на Урал, основным занятием было оленеводство, сложившееся в 18 в. под влиянием ляпинских ненцев. Количество оленей было невелико, их использовали в транспортных целях.

 

Традиционная пища.Традиционной пищей служили рыба и мясо. Рыбу ели сырой, вареной, мороженой, вяленой, копченой, сушеной. Из внутренностей рыбы вытапливали жир, который употребляли в чистом виде или смешивали с ягодами. Мясо промысловых животных (преимущественно лося), боровую и водоплавающую дичь вялили и коптили. Домашних оленей забивали в основном по праздникам. Чернику, черную смородину, черемуху, морошку, бруснику и клюкву заготавливали впрок.

 

Национальная одежда.Традиционная женская одежда – платье на кокетке, халат хлопчатобумажный или суконный, зимой сахи – двойная меховая шуба. Одежда была богато орнаментирована бисером, аппликацией из цветного сукна и меховой мозаикой. Большой платок с широкой каймой и бахромой, сложенный неравным треугольником, носили наброшенным на голову и плечи, со свободно свисающими концами на груди. Концом платка женщина (как и у хантов) закрывала лицо в присутствии мужчин – старших родственников мужа (свекра, старших братьев, дяди и др.) или зятя (обычай избегания). Мужчины надевали рубахи, по покрою похожие на женские платья, штаны и пояса, к которым подвешивали мешочки и футляры с охотничьим снаряжением. Верхняя одежда – глухая с капюшоном (малица, гусь) из сукна или оленьих шкур.

 

Религиозные представления манси. Религиозные представления манси освящены многовековыми традициями и наглядно выражают отношения людей к природе и друг к другу. Манси утратили многие обычаи своих предков, лишь немногие из них сохранились до настоящего времени. Большинство обрядов претерпело значительные изменения.

Обряд захоронения. В неглубокой могиле делают настил, ставят гроб с покойником, сверху все закрывают пленкой или другим материалом так, чтобы не попадал вода. Могилу забрасывают землей, сверху кладут перевернутые нарты. Рядом выкапывают небольшую квадратную ямку, куда складывают кости трех оленей, а также их шкуры и рога. Важно, чтобы ничего не потерялось. Считается, что олени будут сопровождать умершего в ином мире.

Существует много религиозных запретов, особенно для женщин. Женщинам не разрешается посещать «святые места». До недавнего времени таким местом считалась река Вижай, особенно там, где она сливается с Лозьвой. По представлениям манси, в этих местах жил шайтан. Здесь ему приносили большие жертвоприношения. Женщинам манси нельзя было проезжать через Вижай. Запрещено также есть мясо медведя, голову и сердце лося, нельзя потрошить щуку. Есть строганину из рыбы религия запрещает и женщинам, и мужчинам.

Распространено почитание духов, с духами манси связывают и необычные, необъяснимые явления. Злых духов могли изгонять шаманы. Сейчас шаманов среди манси, живущих на севере Свердловской области, не осталось. По древним представлениям манси, дом, покинутый людьми, становился обиталищем нечисти.

 

Праздники.Наиболее известным ритуалом у манси, как и у хантов, является Медвежий праздник. Многие торжества приурочены к датам православного календаря. Из весенних праздников наиболее значителен Урине хотэл эква – Вороний день, отмечающийся на Благовещенье (7 апреля). Считалось, что в этот день ворона приносит весну, выступает покровительницей женщин и детей. Праздник связан со стремлением к воспроизводству жизни, благополучию семьи, в первую очередь детей. В конце мая - начале июня отмечали Дни рыбаков, включавшие соревнования на лодках, разжигание костра, жертвоприношения, совместные трапезы, шаманские камлания с целью выяснения, в какое время появится рыба и в каких местах ее лучше ловить. С охотничьим промыслом, особенно с началом пушной охоты, связаны осенние праздники, в первую очередь Покров (14 октября). У оленеводов наиболее почитаем был Ильин день (2 августа), совпадающий с окончанием линьки у оленей.

 

Фольклор.В богатом мансийском фольклоре жанры делятся на священные и обыденные. Священные жанры чаще всего звучали после захода солнца, преимущественно поздней осенью и зимой, их исполнение обычно было приурочено к праздникам и ритуалам.

Музыка представлена обрядовыми песнопениями и инструментальными наигрышами Медвежьего праздника, шаманских ритуалов, а также повествовательными лирическими и эпическими жанрами. Генетически она родственна музыке хантов и тесно взаимодействует с музыкой тундровых ненцев, коми-зырян, сибирских татар и русских.

Жители мансийских поселков хранят и рассказывают произведения устного народного творчества – загадки, поговорки, сказки. Мансийские загадки лаконичны и образны. В них видны наблюдения людей за явлениями природы, растительным и животным миром.

В игре «загадки» принимают участие все члены семьи, сама игра требует диалога и обязательного участия. Загадываемый предмет рассматривается во взаимосвязи с другими предметами во времени и в пространстве. Сказки раскрывают особый склад мышления и самобытное мировоззрение манси.

 

Экспедиционные и музейные коллекции по культуре манси в Свердловской области:

Городской краеведческий музей г. Североуральска(директор С.И. Литосова).

Музей обладает большой коллекцией предметов быта манси. Ее начало было положено при создании музея в конце 60-х годов. В течение 8 лет с 2000-2008 гг. музей организовал несколько этнографических экспедиций к манси, является постоянным участником археологических экспедиций на Северном Урале (Североуральский и Ивдельский районы Свердловской области). Организатор городских ежегодных краеведеческо-этнографо-археологических конференций по итогам полевых сезонных работ. Под его эгидой в течение нескольких лет издавалась газета «Манси-Ma» для подростков Североуральского района.

Городской историко-этнографический музей г. Ирбита(директор В.К. Сухих).

В музее хранится одно из самых старых собраний мансийской материальной культуры, полученное ещё от членов Уральского Общества Любителей Естествознания (УОЛЕ). Коллекция музея уникальна, включает в себя большое число редких экспонатов.

Краеведческий музей МО «Пелым»(директор Т.А. Даровских).

Достаточно «молодой» поселковый музей (создан несколько лет назад). Обладает сравнительно небольшой, но интересной коллекцией материальной культуры манси. Организатор путешествий и экспедиций для молодёжи посёлка Пелым.

Туристическая компания «Команда Искателей Приключений»(директор А.В. Слепухин), г. Екатеринбург. Тематикой манси коллектив компании занимается в течение 5 лет с 2003–2008 гг. Организовал 11 этнографических экспедиций (некоторые совместно с краеведческим музеем г. Североуральска) на Северном Урале. Обладает частной коллекцией этнографического материала, а также большим фотоархивом манси (с 20-х годов XX века). В содружестве со Свердловской киностудией был снят документальный фильм «По следам Михаила Заплатина» (режиссёр В.А. Петухов).

Школьный музей МОУ № 141 г. Екатеринбурга(создатель и хранитель –А.Д. Соколинская).

Небольшой школьный музей включает в себя несколько экспозиций, в т.ч. и мансийская. Экспонаты рассказывают о жизни самого северного в области посёлка – Тресколья.

Фотоколлекция экспедиций филологического факультета Уральского государственного университета 1969–1973 гг.(руководитель профессор – А.К. Матвеев). В течение нескольких лет участники экспедиций собирали филологический материал, который послужил основой для многочисленных книг А.К. Матвеева о топонимике и истории Урала: «Нер-Ойки караулят Урал», «От Пай-Хоя до Мугаджар», «Вершины Каменного Пояса», «Вверх по реке забвения», «Географические названия Урала», «Географические названия Свердловской области», «Географические названия Тюменского Севера».

Коллекция экспедиционных фотографий К.В. Саломатина,фотокоррепондента «Российской газеты (Уральское представительство). Его работы ярко иллюстрируют разнообразные эпизоды из жизни манси северного посёлка Тресколье.

Коллекция экспедиционных фотографий и путевых заметок А.И. Гущина,корреспондента «Областной газеты», члена Союза журналистов, совершившего десятки выездов на Северный Урал с 70-х годов XX столетия. Автор нескольких публицистических сборников и статей о манси.

Путевые заметки Владимира Берегового(Великобритания). В прошлом наш соотечественник, Владимир в конце 50-х - начале 60-х годов несколько раз бывал на Северном Урале, охотился с манси. В его путевых заметках точно подмечен быт и отношение манси к природе, людям и постоянным спутникам человека – собакам. Владимир страстный охотник, лаечник.

Путевые заметки Г.Ф. Дугина,топографа, исследователя Тюменского Севера в течение более сорока лет. Автор поэмы «Сияние Севера» из книги «Избранное. Сочинения топографа».

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.