Сделай Сам Свою Работу на 5

Техника анализа по американской методике





Прежде чем принимать решение о разработке бизнес-плана топ-менеджеры фирмы должны разобраться в положении дел. Этот этап ответит на вопрос: где сейчас находимся? Каково текущее положение фирмы? Иногда в литературе этот этап называют «познай себя».

Практическая реализация данного этапа позволяет выяснить, что конкретно мешает фирме работать лучше. И именно это должно быть исправлено.

Рассмотрим американскую модель. Данная методика исходит из следующих положений:

1) Объектами анализа являются основные аспекты деятельности фирмы (срезы):

– положение в отрасли;

– состояние сбыта;

– состояние производства;

– качество управления фирмой;

– финансовое положение фирмы.

Эти срезы позволяют судить о том, как идут дела на фирме, следовательно, позволяют оценить эффективность менеджмента.

2) Методика допускает двоякую оценку положения дел на предприятии: с точки зрения любых коммерческих структур, участвующих в исследовании, и с точки зрения самой фирмы.

3) Для объективности результатов каждый участвующий в исследовании должен работать индивидуально.

Перейдем к технике анализа:



Этап. Составление вопросов и ответов

По каждому аспекту анализа составляются вопросы, раскрывающие отдельные срезы функционирования фирмы. Для каждого из вопросов даются варианты альтернативных ответов, отражающих положение дел. Эти ответы условно оцениваются от «очень плохо» (–2 балла) до «очень хорошо» (+2 балла). Должен быть выбран один альтернативный ответ каждым опрашиваемым.

Разберем на конкретных примерах.

Для начала определим срезы, по которым будет проводиться исследование: отрасль; рынок; производство; управление; финансы.

Анализ исходного состояния фирмы — отрасль

Набор приведенных ниже вопросов поможет разобраться в положении дел, сложившемся в отрасли с точки зрения фирмы, что важно для принятия решения, вкладывать деньги в предприятие или нет.

1. Как изменилось положение отрасли в текущий момент времени по сравнению с аналогичным периодом прошлого года?

Альтернативный ответ Балл Комментарий
Спад усиливается –2 Значение темпа спада увеличилось
Спад не меняется –1 Темп спроса практически не меняется
Спад прекратился Рост отсутствует
Наблюдается только рост производства +1 Использована сложившаяся конъюнктура для оживления продаж
Производство и капиталовложения растут +2 Ясна тенденция роста спроса, надо расширять предложение

2. Как изменилась доля товаров отечественного производства за последний год в общей массе товаров, продаваемых на российском рынке?



Альтернативный ответ Балл Комментарий
Сократилась –2 Выросла доля импорта
Не изменилась благодаря экономической политике –1 Правительством были приняты защитительные меры
Осталась неизменной Никаких защитительных мер не принималось
Увеличилась благодаря +1 Правительством были приняты
применению мер экономической политики   защитительные меры
Возросла при прежней экономической политике +2 Никаких защитительных мер не принималось

3. Каково сложившееся соотношение между ценой на товар, производимый фирмой, и ценой импортируемого товара на том рынке, на котором фирма уже работает или собирается работать?

Альтернативный ответ Балл Комментарий
Отечественные товары более чем на 20% дороже –2 На рынке господствует импорт
Отечественные товары дороже на 20–10% –1 Можно изредка встретить отечественный товар
Цены примерно одинаковы Отечественные и импортные товары встречаются одинаково часто
Отечественные товары дешевле на 10–20 % + 1 Преобладают отечественные товары
Отечественные товары дешевле минимум на 20% +2 Отечественные товары господствуют

4. Какова структура производства в отрасли?



Альтернативный ответ Балл Комментарий
Практически вся продукция производится приватизированными предприятиями –2 На рынке почти не встречается продукция, производимая новыми компаниями, имеющими свою производственную базу
На рынке можно найти продукцию новых компаний Такие компании часто работают на арендованных площадях или являются оболочечными фирмами
Продукция новых компаний занимает на рынке заметное место +2 Есть своя материальная база

5. Имеет ли высший менеджмент предприятия представление о возможных направлениях развития отрасли?

Альтернативный ответ Балл Комментарий
Считает, что имеет –2 Никаких действий по документированию положения отрасли не велось и не ведется
Не имеет Задумывается над организацией систематической работы
Есть свежий анализ +2 Развитие отрасли и возможные действия документируются

6. Как влияет деятельность властей на положение в отрасли?

Альтернативный ответ Балл Комментарий
Очень сильно –2 Государство устанавливает цены, экспорт регулируется
Сильно –1 Цены и экспорт регулируются, сильно воздействие местных властей
Трудно оценить Воздействие местных властей и лицензирование деятельности
Слабо + 1 Лицензируются некоторые виды деятельности
Не влияет +2 Рынок полностью либерализован

7. Имеется ли на предприятии отработанная политика привлечения инвестиций?

Альтернативный ответ Балл Комментарий
Не имеется –2  
Есть отдельные наработки Есть инвестиционные предложения
Имеется +2 Есть документы, систематически проводятся презентации проектов

8. Как часто руководство предприятия за последние 3 года обращалось за помощью к государству?

Альтернативный ответ Балл Комментарий
Многократно –2  
Периодически –1 За льготами, за содействием в получении гарантий перед кредиторами
1–2 раза + 1 При неожиданном изменении (введении новых) правил регулирования
Ни разу +2  

9. Каков характер производства в отрасли?

Альтернативный ответ Балл Комментарий
Сезонный –2  
Постоянный +2  

Анализ исходного состояния фирмы — рынок

1. Насколько ясно представляет себе высший менеджмент потребителей продукции предприятия?

Альтернативный ответ Балл Комментарий
Не представляет Смутно Достаточно ясно –2 + 2 Продукция поставляется посредникам, опросы потребителей не проводятся Эпизодические опросы потребителей Налажена работа с потребителями

2. Делит ли рынки высший менеджмент предприятия на «свои « и «чужие»?

Альтернативный ответ Балл Комментарий
Делит   Трудно оценить Не делит –2 + 2 Удовлетворен сложившимся положением вещей, не желает «соваться» в чужие ниши Не имеет ясной стратегии Стремится работать по всему возможному полю

3. Ведется ли документирование работы с потребителями и изучение рынка?

Альтернативный ответ Балл Комментарий
Не ведется –2 Нет традиции планировать исследование рынка
Ранее велось –1  
Готовятся вести Раздумывают над введением
Есть разрозненные материалы + 1 Опросы проводятся главным образом в связи с возникающими сбоями в реализации товаров
Альтернативный ответ Балл Комментарий
Проводится мониторинг +2 Есть конкретный план работ по изучению рынка, и он последовательно выполняется

4. Представляет ли себе руководство компании, как оно сообщит потенциальным клиентам о существовании фирмы и о том, какой замечательный товар фирма готова предложить клиенту?

Альтернативный ответ Балл Комментарий
Не представляет Смутно   Достаточно ясно –2 + 2 Полагает, что главное — товар произвести Оттягивает решение до сбора средств на реализацию инвестиционного проекта Имеет четкий план действий

5. Каков статус службы сбыта на предприятии?

Альтернативный ответ Балл Комментарий
Аналогичен другим подразделениям –2 Руководство фирмы в принципе не считает нужным ставить какое-либо подразделение в привилегированное положение
Привилегирован в отношении статуса и оплаты +2  

6. Насколько ясно высший менеджмент предприятия представляет себе, как сказывается на объеме продаж изменение отпускных цен?

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.