Этап 2 — оценка целей, предпосылок, ресурсов
Этап 1 — бизнес-анализ
Бизнес-анализ текущего состояния фирмы является необходимой предпосылкой разработки эффективного плана. Текущее (как и желаемое) состояние фирмы должно рассматриваться по основным сферам деятельности, но начинать анализ надо с внешней среды, в которой действует фирма.
Внешняя среда
| Внутренняя среда
| 1. Состояние отрасли и продукта
| 1. Маркетинг
| 2. Состояние конкуренции
| 2. Финансы
| 3. Потребители продукции
| 3. Производство
| 4. Условия сбытовой деятельности
| 4. Персонал
| 5. Общие тенденции развития рынка (политические, экономические и т. д.)
| 5. Управление делами
| Цель такого анализа — определить сильные и слабые стороны деятельности фирмы, выявить те сферы, которые требуют более детального рассмотрения или совершенствования, посмотреть, какие задачи ставились в предыдущий период времени и были ли они выполнены. Если нет, то выяснить почему.
Отметим, что многие западные фирмы регулярно (1–2 раза в год) проводят такой анализ позиций фирмы на определенную дату («моментальный снимок фирмы»).
Этап 2 — оценка целей, предпосылок, ресурсов
Предполагаемое направление развития фирмы должно быть ясным и точным, понятным сотрудникам фирмы и возможным инвесторам.
Предпосылки. Важное направление работы — выявление предпосылок, на которых будет базироваться бизнес-план. Это уровень инфляции, налогов, другие макроэкономические показатели, оказывающие влияние на цены, себестоимость продукции, прибыль фирмы. Желательно (хотя это сложно сделать) определить степень чувствительности плана относительно этих показателей и предложить процедуру корректировки бизнес-плана.
Цели фирмы. Бизнес-анализ и стратегические предпосылки помогут установить более реалистичные цели деятельности фирмы: цель должна быть ясной, достижимой, иметь количественное выражение. Предпочтительнее всего при составлении бизнес-плана выражать цели в финансовых показателях, например, увеличить чистую прибыль на 5%.
Цель конкретизируется затем в количественные задачи, которые будут определять и измерять продвижение вперед.
Ресурсы. Реализация бизнес-плана во многом зависит от имеющихся ресурсов: возможностей привлечения заемных средств (если они необходимы). Собственно одна из целей разработки бизнес-плана (внешняя цель) — убедительно показать кредитору, инвестору, что стoит вложить деньги в данный бизнес.
Период планирования. Период времени, на который разрабатывается бизнес-план, может быть самым разным, он сильно зависит от специфики отрасли и товара. Опыт показывает, что слишком продолжительный плановый горизонт приводит только лишь к обессмысливанию расчетов. Обычно план составляют на 3 годы с детальной проработкой первого года и укрупненным прогнозом на последующие 2 года, хотя план может быть составлен и на 5 лет, и на 1 год.
Миссия. Это понятие используется для определения философии или предназначения бизнеса. Миссия всегда определяется в терминах покупательских нужд, интересов, запросов, которые должны быть удовлетворены бизнесом, а не в терминах продукции или услуги. Миссия должна быть выражена в сравнительно простых определениях, удобной для восприятия форме. На практике это часто бывает лозунг или слоган.
Миссия имеет большое значение для коммуникаций внутри предприятия (позволяет лучше понять деятельность фирмы и ее сотрудников) и вне его (способствуя доведению информации до акционеров, потребителей и поставщиков).
При разработке миссии должны учитываться:
– рыночные потребности;
– характеристика потребителей;
– особенности товара (услуги);
– конкурентные преимущества.
Этап 3 — разработка бизнес-плана
В конечном счете, все разделы бизнес-плана должны быть направлены на реализацию установленных целей. Но ключевыми являются: план маркетинга, план управления бизнесом, детальный финансовый план (marketing, management, money). По сути дела, бизнес-план, опираясь на предыдущие исследования и информацию, представляет общую стратегию фирмы, являясь совокупностью планов в сфере управления, маркетинга и финансов.
1.2. Назначение бизнес-плана, цели бизнес-планирования
Когда нужен бизнес-план? Большинство менеджеров рассматривают бизнес-план как необходимый документ только для получения денег в банке или у другого инвестора, кредитора. По этой причине фирмы, которым не требуется дополнительный капитал, не составляют формальный бизнес-план. Такие фирмы, по мнению западных специалистов, не до конца понимают процесс бизнес-планирования, его выгоды и преимущества, ошибочно считая, что планирование важно для больших организаций и для значительных ресурсов, а малый и средний бизнес может обойтись без него.
В действительности бизнес-план может составлять и крупная, и небольшая фирма. При небольших размерах капитала, персонала, небольшом ассортименте товаров, конечно, проще осуществлять планирование: легче определить цели, выявить проблемы, оценить необходимые ресурсы. У крупной фирмы, несомненно, больше возможностей в сборе информации, ее обработки, больше денег может быть выделено на разработку плана, но и проблемы у нее более разнообразные.
В то же время, если крупная фирма может себе позволить разрабатывать планы чисто формально, следуя моде или традициям, то небольшие фирмы не могут позволить себе этого, особенно в связи с ограниченностью ресурсов. Для них план должен быть работающим, предлагать реальные решения проблем.
Конкретизируем ранее сказанное. Итак, в наиболее общем случае бизнес-план необходим в следующих ситуациях:
1. Фирме требуются кредиты или инвестиции для дальнейшего развития (требуется дополнительный капитал);
2. Создается новая фирма или меняется собственник фирмы;
3. Даже если планирование не осуществляется регулярно, оно необходимо во время значительных изменений: перехода на выпуск новой продукции, реконструкции, покупки оборудования и т. д.;
4. Фирма работает в постоянно изменяющемся окружении, в случае, когда фирме требуется оценить деятельность в условиях быстро меняющейся среды, в бизнес-плане выделяются стратегические и тактические ключевые моменты, позволяющие адаптироваться к изменениям (как адаптироваться, за счет чего выживать).
5. Исследуется чувствительность основных (ключевых) факторов деятельности фирмы, чтобы понять и оценить уровень риска (что, если продажи уменьшатся на 25%..., что, если накладные увеличатся на 25%...), т. е. анализ чувствительности факторов по принципу «что — если».
Рассматривая бизнес-план с точки зрения целевого профессионального использования, в литературе выделяют 3 группы людей, заинтересованных в работе с бизнес-планом:
– менеджеры;
– собственники;
– кредиторы.
Менеджеры являются создателями и исполнителями бизнес-плана. Часто забывают, что менеджеры могут получить очень важные преимущества не только от плана, но и от самого процесса планирования. Собственники (инвесторы) также заинтересованы в составлении бизнес-плана, который показывает перспективы развития фирмы. В малых фирмах менеджер может быть одновременно и собственником, то есть одновременно выступать в разных ролях: как создатель плана, его исполнитель и контролирующий орган.
Традиционно бизнес-план разрабатывается для института кредиторов, без этого документа достаточно затруднительно получить кредит в банке или другом инвестиционном институте.
Далее рассмотрим, для каких целей может быть использован бизнес-план данным группам людей.
Конкретизируем данные цели:
1. Для собственников, бизнес-план позволяет реализовать следующие цели:
– оценить возможности фирмы или проекта. Будет ли проект работать, принесет ли коммерческий и финансовый успех? Все заинтересованы в том, чтобы гипотетически проверить возможности до начала реального дела.
– установить цели деятельности фирмы и бюджета. Каково общее направление развития фирмы и финансовые задачи? Существует ли ясное понимание бюджета?
– определить требуемое количество денег. Сколько и каких средств требуется для выполнения плана, ведь прогноз потока наличности — основа правильного определения заемного капитала.
2. Цели, которые преследуют при составлении бизнес-плана менеджеры:
– уяснение идей. Бизнес-план — итоговый документ, соединяя вместе итоги анализами случайные мысли, идеи, он позволяет дать более ясное представление о желаемом положении дел и о том, как его достичь.
– создание команды. Разработка плана может усилить чувство сопричастности к общему делу, способствовать созданию команды.
– практика в проведении анализа и презентации. Исследования и анализ, присущие бизнес-планированию, также как количественный прогноз прибыли, убытков и наличности, широко используются как инструмент обучения менеджеров. Для некоторых будущих и настоящих менеджеров процесс составления бизнес-плана является их первым опытом рыночных исследований и бюджетного планирования. А презентация бизнес-плана для получения средств от банков или инвесторов рассматривается как хороший опыт продажи своих товаров (услуг).
– помощь в получении денег. Хорошо составленный бизнес-план не гарантирует, а лишь помогает получить деньги.
3. Кредиторы рассматривают бизнес-план как дополнительный источник информации, конкретно для:
– оценки ликвидности и риска. Должны быть исследованы основные активы фирмы и дебиторская задолженность (причем для получения реальной оценки важна не только балансовая стоимость, которая, как показывает наш российский опыт приватизации, может быть существенно ниже реальной рыночной стоимости).
– оценки качества управления. Качество управления зачастую является более важным фактором гарантии кредитов, чем осязаемые активы фирмы. Часто не только содержание плана, но и то, как он оформлен и представлен может иметь значение при принятии решения о выделении денег.
Если вы хотите убедить кого-либо дать кредит или инвестировать деньги в ваш бизнес-проект, то необходимо:
1) показать, что шансы возврата денег (окупаемости инвестиций) очень велики;
2) внушить доверие относительно ваших управленческих способностей, а также эффективности вашей команды;
3) показать, что имеется хороший рынок сбыта для вашего товара или услуги.
И последнее, кто должен составлять бизнес-план?
Качество плана существенно зависит от того, кто его разрабатывает.
Существуют разные мнения по поводу того, кто должен разрабатывать бизнес-план. Одни считают, что это дело руководителя, которому могут помочь консультанты, специалисты фирмы. Противоположный взгляд — надо как можно шире привлекать к составлению бизнес-плана работников фирмы, использовать различные методы групповой работы, в этом случае больше идей, меньше вероятность принятия заведомо полнимых решений, легче будет реализовать план.
Конкретный путь составления плана зависит от поставленных целей, периода планирования, личности руководителя, компетенции работников фирмы, их опыта, знаний и многих других факторов.
Тема 2. Методика разработки бизнес-плана. Резюме
2.1 Титульный лист бизнес-плана
Любой бизнес-план открывается титульным листом. Ознакомление с титульным листом должно дать ответы на следующие вопросы:
1. Название и адрес фирмы. Юридический адрес.
2. Имя и координаты директора.
3. Имена и адреса учредителей.
Ответы на эти вопросы должны быть строго формальными. Некоторые трудности могут возникнуть при перечислении учредителей, особенно когда их много. Список учредителей может занять несколько страниц. В таком случае необходимо на титульном листе сделать ссылку на приложение, в котором приведен их состав. Порядок расположения учредителей в этом списке лучше всего сохранить в соответствии с учредительными документами. Смысл перечисления учредителей прост — среди них могут оказаться лица, репутацию которых потенциальный инвестор может считать плохой.
4. Наиболее крупные достижения компании за последние один–два года. Суть проекта. Изложение сути проекта 3–5 строками (для большего числа строк на титульном листе не остается места) является самым трудным делом. Успех в решении этой задачи по существу сводится к тому, удастся или нет найти афоризм, способный выразить существо проекта.
5. Стоимость проекта и предполагаемые источники финансирования.
Среди источников финансирования самыми привычными являются дополнительная эмиссия акций и кредит. Детали будут раскрыты в самом бизнес-плане, а здесь важно сказать об этом в общих чертах.
6. Заявление о коммерческой тайне.
Составитель проекта вправе указать, является или нет данный документ коммерческой тайной. Стоит обратить внимание на то, что объявление документа коммерческой тайной, если в этом нет необходимости, работает против составителя, так как ограничивает широту распространения документа, что, в свою очередь, сужает круг потенциальных инвесторов.
На весь текст, помещенный на титульном листе, отводится не более 25 строк.
2.2 Резюме бизнес-плана
С резюме начинается изложение содержательной части проекта. Это своего рода реклама проекта, а потому оно должно содержать убедительные доказательства его привлекательности. Общий объем текста — лучше всего 2 страницы, и уж никак не более 4–5 страниц. Резюме пишется в завершение работ над текстом бизнес-плана. Однако, поскольку читать проект начинают с резюме, вполне уместно предварить представление материала очень сжатым изложением существа проекта.
Писать резюме лучше всего консервативным деловым языком с ориентацией на одну из следующих форм подачи материала: конспективную или провоцирующую.
Конспективная форма строится на предельно сжатом изложении материала, раскрываемого вглавах бизнес-плана, и обычно применяется для описания бизнеса, по отношению к которому вполне уместно употребить определение «обычный». Для подготовки бизнес-плана, нацеленного на реализацию проекта создания нового продукта, технологии, маркетинговой идеи, словом, в отношении чего можно употребить слово «прорыв», более всего подходит стиль, провоцирующий инвестора вложить деньги.
Консервативный деловой язык означает необходимость строго придерживаться общепринятых определений и терминов.
Начинать резюме лучше всего с изложения миссии фирмы, а затем — ее долгосрочной стратегии.
Долгосрочная стратегия фирмы ориентирована на достижение стратегической для фирмы цели — рост стоимости фирмы, а доходность, производство продукции и организация ее сбыта являются лишь средствами достижения цели. По этой причине в характеристике цели большая роль отводится финансовым показателям.
На фоне изложения долгосрочной стратегии важно показать, что уже сейчас дела на фирме идут хорошо, а реализация проекта приведет к еще большим успехам.
Положение в России иное: рынок, по существу, только создается, а на сознание людей поневоле большое влияние оказывает система воспитания, основанная на нерыночных традициях. Именно по этой причине в бизнес-плане надо обязательно говорить о современном состоянии предприятия, демонстрируя тем самым замену технократического подхода экономическим.
Анализ сделанного проводится в трех плоскостях:
– отдача на капитал;
– реализуемость продукции и
– ликвидность.
Несмотря на то, что практически для каждого из рассматриваемых срезов могут быть названы диапазоны хороших по международным стандартам значений, более точная оценка результатов деятельности фирмы может быть сделана при сравнении ее показателей с аналогичными показателями основных конкурентов.
Отдача на капиталахарактеризует общее состояние фирмы и определяется отношением прибыли к капиталу.
Реализуемость продукции является необходимым условием успешной работы. Она может быть охарактеризована по-разному. Одной из лучших характеристик является доля предприятия на рынке, рост которой позволяет говорить об усилении позиций предприятия. В качестве страховочного показателя может использоваться анализ динамики соотношения запасов готовой продукции и объема продаж.
Ликвидность предприятия — это способность предприятия своевременно исполнять обязательства по всем видам платежей.
Динамика продаж — хороший фон для представления реальной деятельности фирмы, в том числе и тех изменений, которые намечается осуществить для достижения поставленной цели.
Следующая часть резюме — это краткое описание изменений на рынкенамечаемого к производству товара (услуги). Заключительным разделом резюме является изложение собственно проекта: в чем состоит его идея, во что обойдется его реализация и, наконец, почему предприятие добьется успеха. В заключение приведем пример резюме.
РЕЗЮМЕ
Стратегическая цель. Указанным проектом фирма _________ делает следующий шаг в укреплении своей позиции как лидера в производстве высококачественного _________. На протяжении последних ____лет фирма является лидером в России. На ее долю приходится __% общероссийского производства _____ продукта. Тактическая цель реализации проекта позволит получать ежегодную прибыль в размере ________. Инвестиции в проект составят ___________, а принятые решения позволяют окупить их всего за ______месяцев.
Рынок. Емкость российского рынка за последние 2–3 года составила ____ тыс. единиц, из которых ___ % покрывается российским производством, ___% поставками из СНГ и ___% — из дальнего зарубежья. В ближайшие 2–3 года емкость рынка увеличится на_____ тыс. единиц, или на ______%, что определяется следующими обстоятельствами ______________________________________________________________.
Оглавление. Название этого раздела бизнес-плана раскрывает его содержание.
Список достижений компании. В бизнесе достижения компании связаны с нововведениями. Высшее достижение — это выдвижение на рынок принципиально нового продукта (услуги). Но это случается редко, поэтому в качестве достижений фирмы могут быть использованы дипломы, награды на выставках, ярмарках и т. д. Этот раздел должен представлять собой сухое перечисление достижений.
Тема 3. Методика разработки бизнес-плана. Анализ исходного состояния
3.1 Структура бизнес-плана
Рассмотри несколько вариантов, отражающих структуру бизнес-планов.
Американская модель:
Российская модель:
Примерна модель структуры бизнес-плана создаваемой туристической фирмой:
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|