Расчет размеров зубчатых колес
Для изготовления шестерни примем сталь 18ХГТ, термическая обработка – улучшение. Назначим твёрдость рабочих поверхностей зубьев шестерни НВ1 = 350. Для изготовления колеса принимаем сталь 18ХГТ, термическая обработка – нормализация. Назначим твердость НВ2 = 320.
Производим расчет межцентрового расстояния.
, (10.1)
где - передаточное отношение передачи, = 4; - крутящий момент на валу колеса, Н·м; - коэффициент концентрации нагрузки, = 1,1, [7]; - коэффициент динамичности, = 1; - коэффициент ширины, принимаем = 0,35; - допускаемое контактное напряжение, МПа:
, (10.2)
где - предел длительной выносливости, МПа,
МПа
МПа
- коэффициент безопасности, для нормализации = 1,1;


Исходя из стандартного ряда принимаем a w = 180 мм.
Задаемся значением модуля 
Определяем суммарное число зубьев шестерни и колеса.
(10.3)
Определяем число зубьев шестерни и колеса.
(10.4)
(10.5)
Вычисляем погрешность отклонения передаточного отношения.
(10.6)
(10.7)
Определяем остальные параметры зубчато передачи, диаметры делительных окружностей:
, (10.8)


Фактическое межосевое расстояние
(10.9)
Диаметры вершин зубьев:
(10.10)


Диаметры впадин зубьев:
(10.11)


Ширина колеса: 
Ширина шестерни: 
Далее производим проверочный расчет передачи на контактную прочность.
, (10.12)
где =1,03
- коэффициент динамичности, определяем исходя из фактической окружной скорости колес:
(10.13)
= 1,05

(10.14)
Производим проверочный расчет передачи на изгиб.
, (10.15)
где -коэффициент формы зуба, принимаем =3,85; ; - коэффициент наклона зуба, для прямозубой передачи = 0,925; - коэффициент концентрации нагрузки, принимаем = 1,09; - коэффициент динамичности, принимаем = 1,3; - допускаемые напряжения изгиба, МПа:
, (10.16)
где - предел длительной выносливости, равный
. (10.17)
- коэффициент безопасности, = 1,7;
НВ - твердость поверхности зубьев шестерни
МПа
МПа
МПа
МПа


Определяем усилия в зацеплении.
Окружная сила равна:
, (10.18)
где - крутящий момент на валу, Н·м; - диаметр делительной окружности шестерни, мм.

Радиальная сила равна
(10.19)
Осевая сила:
(10.20)
Конструктивные размеры колеса.
Колесо зубчатое, кованное.
· Диаметр ступицы
мм,
Принимаем мм.
Длина ступицы
мм,
Принимаем мм.
· Толщина обода
мм,
Принимаем мм.
· Толщина диска
мм,
Принимаем С=30 мм.
Предварительный расчет валов по вращающему моменту
Конструктивные размеры зубчатой пары принимают в зависимости от диаметра выходного конца вала. Диаметр вала определим из расчета на прочность при кручении по заниженным допускаемым напряжениям. Для стали 40Х с термообработкой τ = 10-20 МПа:
, (11.1)
где - крутящий момент на валу, Н·м; [τ] – допускаемое напряжение, для стали 30ХГТ и стали 40 с термообработкой [τ] = 10-20 МПа, [5];
Конструирование быстроходного вала (рис. 11.1)

Рисунок 11.1
Определяем диаметр d выступающего конца быстроходного вала по формуле:

Исходя их стандартного ряда, принимаем d = 62 мм
Диаметр вала под уплотнение
d1 = d + (4…..5)мм = 66 (мм)
Диаметр вала под подшипник
dп ≥ d1 – кратный 5 мм
С целью уменьшения концентраторов напряжений в местах перехода значений диаметров предварительно принимаем диаметр вала под подшипник:
dп = d1 = 70 ( мм )
d2 ≥dп (на 5 мм) = 75 мм
Диаметр под зубчатое колесо
d3 = d2 + 2мм = 77 мм
Т.к. диаметр впадин не превышает диаметр вала под подшипник, то шестерню целесообразно изготовить вместе с валом.
d4 = d3 + (6……10) мм = 84 (мм)
Длину выходного конца вала принимаем из соотношения
l = (1,6…..2) *d = 124 мм
Длину части вала под уплотнение принимаем равным
l1 = 20…25 мм
l1 = 20 мм
Длина вала под подшипник
lп = 0,5*dп = 0,5*70 = 35 мм
l2 = (10…12) мм = 10 мм
Длину ступицы колеса принимаем
Промежуток для выхода фрезы t принимаем 1 мм
l3 = b1 = b2 + 4*mn + 2*t = 67 + 4*2,5+2*1 = 79 мм
принимаем l3 = 80 мм
l4 = l2 = 10 мм ( исходя из компоновки )
L = lп + l2 + l3 + l4 + l2 = 35 + 10 + 80 + 10 + 10 = 145 мм
a = l / 2 + l1 + lп / 2 = 124 / 2 + 20 + 35 / 2 = 99,5 мм
Конструирование тихоходного вала (рис. 11.2)

Рисунок 11.1
Диаметр тихоходного вала под колесом
.
Принимаем [τ] = 20 МПа
Исходя их стандартного ряда, принимаем d = 88 мм
d2 = 83 мм
Предварительно принимаем диаметр вала под подшипник кратным пяти: dп = 80 мм.
Диаметр вала под сальниковое уплотнение
d1 = dп - (4…5)мм = 76 (мм)
Диаметр выходного конца вала
d = d1 - (4…5)мм = 72 (мм)
d4 = d3 + (6…10) мм = 94 мм
Длину выходного конца вала принимаем из соотношения
l = (1,6…2) *d = 144 мм
Длину части вала под уплотнение принимаем равным
l1 = 20…25 мм
l1 = 20 мм
Длина вала под подшипник
lп = 0,5*dп = 0,5*80 = 40 мм
l2 = (10…12) мм = 10 мм
Длину ступицы колеса принимаем
Промежуток для выхода фрезы принимаем 1 мм
l3 = b2 + 4*mn + 2*t = 31 + 4*2,0 +2*1= 41 мм
принимаем l3 = 41 мм
l4 = l2 = 10 мм ( исходя из компоновки )
L = lп + l2 + l3 + l4 + l2 = 40 + 10 + 41 + 10 + 10 = 111 мм
a = l / 2 + l1 + lп / 2 = 144/2 + 20 + 40/2 = 112 мм.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|